Файл: Формы государственного устройства (ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 268

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В-пятых, унитарное государство имеет единые вооруженные силы. Центральными органами государственной власти осуществляется руководство за вооруженными силами [7].

В первую очередь унитаризм был вызван потребностью создания единого рынка, а также удобством осуществления государственной администрации.

Как уже отмечалось, территориальное деление в большинстве современных унитарных государств является политико-административным. Важным моментом является то, что наряду с ним во многих странах имеются административно-территориальные единицы как общего типа, например, в Германии округа, в Болгарии области, в которых действуют органы общей администрации, так и специального, где главные вопросы осуществляют специализированные государственные органы (судебные округа, военные округа и т.п.).

Количество ступеней политико-административного деления зависит как от численности населения, так и от размеров территории страны. Однако данный критерий не является строго определяющим, т.к в менее крупных странах зачастую число ступеней больше, чем в более крупных. Так, например, в то время когда Великобритания имеет три уровня территориального деления, а Франция - четыре.

Другими словами, унитарная форма государственного устройства предполагает централизацию всего государственного аппарата. Прямой или косвенный контроль над муниципальными органами, которые создаются в административно-территориальных единицах – является главной задачей унитаризма. Унитарное государство пришло на смену партикуляризму и феодальной раздробленности, поэтому его появление правомерно считать прогрессивным явлением.

На основании представленного материала можно сделать вывод, что унитарное государство представляет собой единое государственное образование, которое делится на административно-территориальные части. Основными характерными чертами, которыми оно обладает - это общие для всей страны высшие органы государственной власти и управления, а также единая судебная система и конституция.

2.2. Федеративное государство

Федерация является наиболее сложной формой государственного устройства. Данная форма государственного устройства, которая представляет собой сложное союзное государство, составляющие части федерации части являются государственными образованиями и обладают той или иной мерой суверенитета [8].


Классическая юриспруденция дает понятие федеративной формы, прежде всего делая акцент на характеристике основных ее признаков, не учитывая социально-классовое ее содержание. Особенность данного подхода в первую очередь заключается в том, чтобы раскрыть общие конституционно-правовые свойства федерации.

Федерацией является такая форма государственного устройства, которая предполагает автономию субъектов федерации и разделение полномочий и предметов ведения между федерацией и ее субъектами. В юридической литературе содержится мнение о смысловом различии понятий "федерализм" и "федерация". М.Х. Фарукшин полагает, что термин "федерализм" относится к принципам организации федеративных отношений и поэтому может применяться в практике государств других форм государственного устройства[9].

Под влиянием известного американского политолога Д. Элейзера, а также социолога А. Лейпхарта термин «федерация» стал определяться, более размыто [10]. В западной литературе к федерациям в западной литературе стали относить ООН, по мнению авторов, федерализм прослеживается в отношениях этнических групп и другого населения в таких странах как Швеции и Норвегии. На наш взгляд, это является ошибочным мнением, так как здесь происходит смешивание государственного и негосударственного федерализма и из понятия федерации исключается главное – сочетание двух государственных властей.

Федерации подразделяются на союзные и автономные. В каждой стране федеративное государственное устройство обладает своими уникальными особенностями, которые определяются историческими условиями образования конкретной федерации, а также национальным составом населения, своеобразием быта народа и культуры в целом. Федеративные государства обладают наиболее характерными признаками. В федеративном государстве обязательно существуют общефедеральные органы государственной власти, для всех субъектов федерации решения таких органов являются обязательными в той мере, насколько это определено законом. Высшие органы государственной власти субъектов федерации осуществляют свою деятельность наряду с высшими федеральными органами. Союзная федерация состоит из совокупности территорий ее субъектов. Данный тип федерации предполагает то, что каждый гражданин субъекта федерации является одновременно гражданином всей страны.

Федерация характеризуется наличием федеральных вооруженных сил, единой финансовой, налоговой, а также денежной системы. Федеральные органы осуществляют основную внешнеполитическую деятельность.


Федеративная форма государственного устройства может воплощать в себе различные виды общественных отношений. Так, к примеру, Мексика, США, ФРГ являются федеративными государствами, но образованы не по национальному признаку. Такие государства своим возникновением и существованием обязаны региональным интересам определенных групп населения. Российская Федерация, Индия являются многонациональными государствами, где каждый народ официально представлен определенным субъектом федерации.

Для Российской Федерации характерна своеобразная форма государственного устройства. В основе российского федерализма лежит идея единства и целостности государства [11]. Что дает основание говорить о преобладании принципа унитаризма в построении федерализма, который находит свое отражении в продолжении осуществления реальной политики из центра [12].

Как правило, федерации возникают на основании нормативного договора (образование СССР в 1922 г.) либо после принятия конституции (1787 г. в США).Самостоятельность субъектов федерации чаще всего закрепляется специальным нормативным актом или конституцией союзного государства.

2.3. Особенности Российского Федерализма

В юридической литературе до сих пор остается спорным вопрос о природе федерализма в России.

Так, А. Салмин считает, что субъекту РФ предоставлено лишь право выбора своего наименования: республика, край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ (п. п. 1 и 2 ст. 66 Конституции РФ). Следовательно, по его мнению, федерация в России носит фиктивный характер, фактически страна является унитарным государством [13]. Между тем большинство авторов не разделяют данную позицию. Они полагают, что Россия в дореволюционный период и в советское время накопила некоторые традиции федеративного устройства. Подписание 31 марта 1992 года Федеративного договора о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти республик в составе РФ в некоторой степени внесло договорной характер в процесс становления Российской Федерации. Однако федерация в России, по их мнению, является конституционной, поскольку ее образование связано, прежде всего, с принятием Основного Закона - Конституции РФ. В пользу фактического, а не фиктивного характера Российской Федерации приводится факт, что в России созданы реальные гарантии для выбора каждым народом своего языка, его сохранения и развития. Кроме того, в Конституции РФ также провозглашен принцип равноправия граждан независимо от национальности, языка, образования и социального положения.


Наряду с тем, центральная власть в России создает условия для национального самоопределения в рамках Федерации, однако категорически пресекает всякие попытки субъектов РФ в одностороннем порядке выйти из состава Федерации. Эффективное и своевременное пресечение данных попыток в первую очередь попыток свидетельствует о силе федеративного государства, его жизнеспособности.

В российском федерализме полномочия государственной власти реализуются, прежде всего, ее исполнительной ветвью. Зачастую в России федерализм нередко называют исполнительным. Между тем если рассматривать Основные законы таких федеративных государств, как ФРГ, Швейцария и Канада, то отмечается отсутствие в этих странах предметов совместного ведения федерации и ее субъектов. Данная особенность является одним из отличительных признаков исполнительной модели федерализма. Поскольку в ст. 72 Конституции РФ предусмотрены предметы совместного ведения федерации и ее субъектов и деятельность органов государственной власти субъектов РФ в названной сфере не должна противоречить федеральному законодательству, Россия не может считаться в чистом виде исполнительной федерацией.

В юридической литературе предусмотрена классификация исполнительного федерализма на парламентский и внепарламентский. По мнению Н.А. Филипповой, исполнительный федерализм в России не может считаться парламентским, по причине того, что Конституция РФ не предоставляет право Совету Федерации - представительному органу субъектов РФ - согласовывать с Правительством РФ пожелания органов исполнительной власти субъектов РФ по вопросам совместного ведения Федерации и ее субъектов [14].

Между тем согласно Конституции РФ решающие полномочия в сфере контроля за деятельностью исполнительных органов государственной власти субъектов РФ принадлежат Президенту РФ, а не федеральному Правительству. Так, в соответствии с ч. 2 ст. 85 Конституции РФ Президент России вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ.

В теории права федерации классифицируются также на симметричные и асимметричные. В юридической литературе распространено мнение, что РФ является асимметричной федерацией, поскольку субъекты РФ имеют различный статус, закрепленный в федеральной Конституции. Некоторые юридические авторы, в основном проживающие в субъектах РФ, образованных не на национальной основе, предлагают сделать федерацию в России симметричной, то есть сравнять права всех субъектов РФ [15].


На наш взгляд, данная позиция не соответствует современному состоянию федерализма в России. Субъекты РФ различаются по географическому местоположению, экономическому развитию, национальному и культурному укладу. Как отмечается вышеназванным автором, субъекты РФ имеют свои особенные приоритеты развития. Выравнивание конституционно-правового положения всех субъектов РФ и превращение, таким образом, России из асимметричной федерации в симметричную негативно отразится на экономическом развитии регионов и не приведет к ожидаемым результатам.

Важным для укрепления российского федерализма является провозглашенный в ст. 15 принцип верховенства Конституции РФ над остальным законодательством, как федеральным, так и региональным. Так, Конституционный Суд РФ, образованный в соответствии с федеральным конституционным законом, вправе признать юридически недействительным любой нормативный акт субъекта РФ, противоречащий Конституции, иному федеральному законодательству и принятый в пределах исключительного ведения РФ и или в пределах совместного ведения федерации и ее субъектов.

Конституция РФ не определяет полного перечня органов государственной власти субъектов РФ и не относит к их числу только высшие органы государственной власти таких субъектов. Следовательно, субъекты РФ вправе самостоятельно создавать органы государственной власти на региональном уровне, в том числе в городах и районах. Однако образование данных органов и порядок их взаимодействия с вышестоящими органами должны соответствовать основам конституционного строя, принципам демократии и децентрализации.

Федерация в России, как и всякое федеративное образование, характеризуется разделением предметов ведения и полномочий между федерацией и ее субъектами. В ст. 71 Конституции РФ установлены предметы ведения федеральных органов государственной власти, в ст. 72 - предметы совместного ведения федерации и ее субъектов, в ст. 73 определены предметы ведения и полномочия органов государственной власти субъектов РФ.

Полномочия и предметы ведения федерации, а также и субъектов в ходе становления федеративных отношений подвержены изменениям. Так, Конституция РФ предусматривает право федеральных органов исполнительной власти передавать отдельные полномочия органам исполнительной власти субъектов РФ и наоборот. Данная передача полномочий позволяет повысить эффективность управления.

Между тем, необходимо отметить, что некоторые субъекты РФ возлагают неоправданно завышенные надежды на финансирование со стороны федерации тех проектов, которые могут быть реализованы субъектом РФ за счет собственных финансовых средств. Например, если субъекты не в состоянии финансировать строительство того или иного объекта, то значит региону следует подождать, поскольку федеральный бюджет должен расходоваться прежде всего на федеральные нужды, среди которых выделяются расходы по укреплению безопасности и обороноспособности страны, ее экономической устойчивости.