Файл: Формы государственного устройства (ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 267

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Одной из острейших проблем государственного устройства в настоящий период, является территориальная организация государственной власти. Основная проблема заключается в поиске оптимального соотношения между деятельностью федеральной власти по обеспечению территориальной целостности, поддержании единства государства и стремлению регионов к большей самостоятельности.

Формы государственного устройства достаточно широко освещены в современной политической и юридической литературе, но, несмотря на это существуют противоречивые взгляды и мнения некоторых авторов по проблемам отнесения государств к той или иной форме государства.

Развитие современного мира не стоит на месте, происходят постоянные изменения в экономической и политической ситуации на международной арене, которые свидетельствуют об устойчивости форм государственного устройства, поэтому актуальность темы не вызывает сомнения. Важным моментом является понимание основ, касающихся форм государственного устройства. Необходим постоянный анализ процесса трансформации государств в иные формы, так как в первую очередь от этого будет зависеть как внутренняя, так и внешняя политика государства.

Теоретическая значимость работы заключается в обосновании того как государственная власть организована и реализуется, насколько эффективно и действенно выполняет свои обязанности руководство государства. Поэтому проблема формы государства является весьма значительным политическим аспектом.

Методологическую основу курсовой работы составляют системный исторический, сравнительно-правовой анализ, юридические методы, а также методы функционального анализа.

Возможность определения «положительных и отрицательных» сторон той или иной формы государства и соотношения их к нашей стране обуславливает целесообразность практической составляющей данной работы.

Объектом исследования является форма государственного устройства как общеправовое явление.

Предметом научного исследования являются различные модели формы государственного устройства.

Исходя из актуальности указанной темы, цель данной работы –проанализировать как исторические, так и современные формы государственного устройства.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Изучение понятия и содержания форм государственного устройства.
  2. Рассмотреть основные современные формы национально-государственного устройства.
  3. Раскрыть особенности российского федерализма.
  4. Проанализировать структуру конфедерации.

5. Рассмотреть содружество как форму объединения государств.

1. ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА

1.1. Сущность понятия «форма государства»

Форма государственного устройства представляет собой внутреннее деление государства на составные части – административно-территориальные единицы, автономные культурные, политические образования или суверенные государства. Она отражает также характер соотношения государства в целом и отдельных ее частей [1].

Другими словами структура государственности определяется формой государственного устройства. То есть структура государства и территориальное деление находят свое выражение в категории «форма государственного устройства».

Термин «форма государственного устройства» в политической литературе, юридических исследованиях, а также в обыденной речи трактуется по-разному. В политической литературе термину «форма государственного устройства» придается широкий смысл, зачастую речь идет не только о государственном, но и общественном строе в целом. В юридических источниках говорится об устройстве территории государства, т.е непосредственное соотношение государства о с его составными частями [2].

Для того чтобы избежать многозначности и разной трактовки данный термин зачастую в источниках заменяется другими: «организация публичной власти», «национально-государственное устройство», «национально-территориальное устройство», «административно-территориальное устройство», «политико-территориальная организация государства», «территориальное устройство». Важно понимать, что перечисленные понятия, определяя «форму государственного устройства» могут значительно расширить или наоборот не до конца раскрыть его изначальный смысл.

В политической и юридической литературе, как известно, выделяют две основные формы государственного устройства – унитарное и федеративное государство. Важным моментом является то, что на сегодняшний день в качестве особой формы устройства государства рассматривается конфедерация. Представленные формы во второй главе будут рассмотрены более детально.


Однако необходимо также остановиться на особых формах государственного устройства, которые как известно в конце XIX – начале XX. в.в смогли выделиться в отдельные виды - инкорпорация и сюзеренитет.

Ф. Кистяковский характеризовал инкорпорацию и сюзеренитет как формы государственного устройств, а так же как формы соединения государств. Автор писал о том, что в соединениях государств суть обычных явлений политической жизни заключается в том, что они объединены между собою «юридической связью. Другими словами инкорпорация и сюзеренитет занимают особое место так как такие государства в некоторых областях правовой жизни выступают, как одно целое [3].

Инкорпорация предполагает собой «полное подчинение одного государства другим или слияние в одно целое нескольких государств. В таком государстве отдельные части полностью утрачивают государственный характер.

В свою очередь сюзеренитет можно охарактеризовать как вассальное подчинение одного государства (вассала) другого государства (сюзерена). Говоря о сюзеренитете в контексте государственно-правовой практики, следует отметить, что, во-первых, это явление выступает скорее как международное (межгосударственно), нежели внутригосударственное. А во-вторых, сюзеренитет выступает как дань средневековой истории, и не находит отражения в современности.

Из представленных выше форм государства очевидно следующее - устройство государственной власти, а также ее организация в содержательном отношении выступает в разных аспектах. Во-первых, представляет собой конкретный порядок организации, образования высших органов государственной власти и управления. Во-вторых - это определенный порядок взаимоотношений центральной власти с регионами и местными самоуправлением, т.е способ территориального устройства государства. В-третьих, это методы и приемы, с помощью которых осуществляется непосредственно осуществления государственная политическая власть [4].

Таким образом, главные элементы, из которых состоит форма государства это: формы государственного правления, формы государственного политического режима, и формы государственного устройства.

1.2. Причины разнообразия форм государства

К основным причинам разнообразия форм государства относят следующие:


1. Развитие национальной государственности в рамках исторической традиции. В таких странах как Швеция, Великобритания, Япония устойчивость монархических форм правления объясняется тем, что монархия в таких государствах существовала на протяжении долгих лет.

2. Причиной является особенность становления национальной государственности. Например, принятие федеративной формы государственного устройства такими странами, как Мексика, Аргентина, США, ФРГ и др. находит объяснения в тех исторических условиях возникновения самого государства.

3. Национальный состав населения страны оказывает влияние на принятие той либо иной государственной формы. Именно это условие повлияло на установление федерации в таких многонациональных государствах, как, например, Индия.

4. Избрание той или иной государственной формы в странах, которые освободились от колониальной зависимости, зависело от влияния метрополии. Так, например, во многих бывших колониях Великобритании, после того как была провозглашена независимость установилась монархическая форма правления. В то время, как бывшим колониям республиканской Франции удалось стать республиками (в то время, как бывшие колонии республиканской Франции в подавляющем большинстве своем стали республиками (Республика Верхняя Вольта, Кот-Дивуар, Габон, и др).

2. КЛАССИФИКАЦИЯ СОВРЕМЕННЫХ ФОРМ НАЦИОНАЛЬНО-ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА

2.1. Унитарное государство

Унитарное государство - форма государственного устройства, при которой территория государства подразделяется на административно-территориальные единицы и не имеет федеративных единиц в своем составе. Административно-территориальные единицы подчиняются центральным органам власти и не обладают признаками государственного суверенитета [5].

Важно отметить, унитарная форма государственного устройства является преобладающей и имеет место во многих странах. К числу унитарных государств относятся Италия, Швеция, Великобритания, Франция, Норвегия, Финляндия, Греция, Испания, Нидерланды, Португалия, подавляющее большинство стран Латинской Америки и Африки, Камбоджа, Лаос, Таиланд, Япония и ряд других стран.


Унитарное государство характеризуется следующими признаками:

Во-первых, унитарное устройство, в котором существуют единые для всей страны высшие представительные, исполнительные, судебные органы. Так, например, во Франции высшим органом законодательной власти является двухпалатный парламент. «Французский парламент состоит из двух палат: нижней – Национального собрания и верхней – Сената» [6]. На территории Франции исполнительная власть находится в руках президента. Что касается судебной власти, то ее в государстве осуществляет Кассационный суд.

Во-вторых, для унитарного государства характерна единая система права, поэтому на территории унитарного государства действует один основной закон – Конституция. Нормы Конституции применяются для всей территории страны без ограничений и изъятий. Признаком унитарного государства также является единая система законодательства, одно гражданство. В унитарном государстве существует единая денежная система. Что касается налоговой и кредитной политики, то она является обязательной для всех административно-территориальных единиц.

В-третьих, составные части унитарного государства, а именно департаменты, области, провинции, округа не имеют своих собственных законодательных органов, внешнеполитических органов, воинских формирований и не обладают государственным суверенитетом. Однако наряду с этим в унитарном государстве местные органы иногда обладают значительной самостоятельностью. Унитарное государственное устройство может быть централизованным и децентрализованным, смотря, насколько местные органы зависимы от центральных органов.

Государство считается централизованным, если во главе местных органов государственной власти стоят чиновники, которые назначены центром. Так, например, местное самоуправление в Финляндии возглавляет губернатор, который непосредственно назначается президентом.

В децентрализованных унитарных государствах местные органы государственной власти в решении вопросов местного характера пользуются значительной самостоятельностью. Местные органы, как правило, избираются населением. Необходимо отметить тот факт, что существуют также смешанные системы унитарного государственного устройства, которым присущи признаки централизации и децентрализации (Япония, Турецкая республика).

В-четвертых, все международные отношения осуществляют центральные органы государства, которые непосредственно официально представляют страну на международной арене.