Файл: Адаптация детей к школе.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 101

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Сегодня в нашем обществе на первом плане стоит необходимость учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, саморазвития задатков и творческого потенциала личности, ее способностей, создание для этого наиболее благоприятных условий. Успешная реализация перечисленных аспектов тесно связана с проблемой адаптации первоклассников к обучению. Это одна из наиболее актуальных проблем современной начальной школы.

Начало систематического обучения в школе является стрессовой ситуацией в жизни ребенка, так как связано с необходимостью адаптироваться к новым микросоциальным условиям. Этот период сопровождается разнообразными сдвигами в функциональном состоянии и в значительной мере затрагивает эмоциональную сферу. Успешность дальнейшей социальной деятельности ребенка в значительной степени зависит от благополучия адаптационного периода при поступлении в школу.

Перед поступлением детей в школу у родителей зачастую возникают сомнения, смогут ли их дети учиться в ней без каких-либо трудностей, найти общий язык со сверстниками и учителем. В настоящее время школа предъявляет высокие требования к развитию личности ребенка, развитию его навыков общения со сверстниками и взрослыми. Не готовый к школе ребенок будет испытывать трудности в адаптации к новым правилам поведения, что отразиться не только на его школьных успехах, но и в системе отношений к другим и к себе.

В возрастной и педагогической психологии социально-психологическая адаптация школьников рассматривается в тесной связи с процессами психического развития и личностного становления в различные возрастные периоды, с процессами обучения, воспитания и социализации в период школьного онтогенеза.

С одной стороны, в работах отечественных ученых (Л.С. Выготский, Л.И. Божович, А.В. Запорожец, Т.В. Драгунова, И.В. Дубровина, М.И. Лисина, Д.Б. Эльконин) рассматриваются варианты нормального психического развития ребенка на разных возрастных этапах, которые обеспечивают процесс его адаптации в обществе.

С другой стороны, в научной психолого-педагогической литературе имеются сведенья, указывающие на то, что адаптация как динамический процесс прогрессивного видоизменения функциональных систем, обеспечивает возрастное развитие (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев и др.).

В связи с вышеизложенным становится актуальным проблема изучения особенностей адаптации к школе первоклассников.


Цель исследования: разработать рекомендации по успешной адаптации к школе первоклассников.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

1. Определить содержание понятия адаптации учащихся к обучению школе.

2. Рассмотреть возрастные особенности детей в период поступления в школу.

4. Выявить особенности адаптации к школе первоклассников.

Объект исследования: адаптация к школе.

Предмет исследования: особенности адаптации к школе ребенка.

Методы исследования: теоретический анализ литературы, тестирование, количественный и качественный анализ.

Практическая значимость: Результаты исследования и разработанные рекомендации могут быть использованы в работе педагога и психолога по успешной адаптации к школе первоклассников.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ АДАПТАЦИИ К ШКОЛЕ ПЕРВОКЛАССНИКОВ

1.1 Понятие адаптации учащихся к обучению школе

Адаптация представляет собой естественное состояние индивида, которое проявляется в приспособлении к новым условиям жизни, новой деятельности, новым социальным контактам, новым социальным ролям. Адаптация направлена на сохранение сбалансированной деятельности систем, органов и психической организации индивида при изменившихся условиях жизни.

В работе И.В. Дубровиной отмечается, что при легкой адаптации дети в течение двух месяцев вливаются в коллектив, осваиваются в школе, приобретают новых друзей. У них почти всегда хорошее настроение, они спокойны, доброжелательны, добросовестны и без видимого напряжения выполняют все требования учителя [4, с. 120].

При более длительном периоде адаптации дети не могут принять новую ситуацию обучения, общения с учителем, детьми. Как правило, эти дети испытывают трудности и в усвоении учебной программы. У них адаптация заканчивается к концу первого полугодия. У отдельных детей адаптация связана со значительными трудностями.


По мнению И.С. Кона особое внимание к школьной адаптации объясняется тем, что, являясь динамическим процессом прогрессивной перестройки функциональных систем организма, она обеспечивает возрастное развитие [8, с. 113].

В работе И.А. Милославовой отмечается объективно-субъективный характер адаптации (приспособление и приспосабливание) и указывается, что благодаря социальной адаптации ребенок усваивает необходимые для жизнедеятельности стандарты, стереотипы, с помощью которых активно приспосабливается к повторяющимся обстоятельствам жизни [14, с. 136].

Под адаптацией понимается процесс взаимодействия личности и социальной среды, в ходе которого объективные общественные формы и условия жизнедеятельности превращаются в адекватные (или неадекватные, в случае дезадаптации) индивидуальные, качественно своеобразные способы ее организации [12, с. 142].

По мнению Г.М. Чуткиной адаптация к школе является многоплановым процессом. Школа с самого первого дня ставит перед школьников различные задачи, требующие мобилизации его умственных и физических сил.

Вместе с термином «адаптация» широко применяется термин «дезадаптация», который касается учащихся, испытывающим трудности приспособления к обучению школе. Термином «дезадаптация» обозначается нарушение процессов взаимодействия ребенка с окружающей средой. Диагноз школьной дезадаптации как правило получают школьники в связи с неуспешностью обучения, систематическими нарушениями школьной дисциплины, частыми конфликтами с учителем и одноклассниками [15, с. 74].

Социально-психологическая адаптация личности является процессом приобретения ею определенного социально-психологического статуса, овладения определенными социальными ролевыми функциями. В процессе адаптации личность школьника стремится достигнуть гармонии между внутренними и внешними условиями жизнедеятельности. По мере ее реализации повышается адаптированность личности. При полной адаптированности ребенком достигается адекватность психической деятельности заданным условием среды и его деятельности в конкретных обстоятельствах [19, с. 38].

Социально-психологический аспект адаптации определяется как привыкание ребенка к школьному обучению и атмосфере, одноклассникам, учителям и техническому персоналу. Социально-психологическая адаптация предполагает не только усвоение групповых норм, но и трансформацию системы ценностных ориентаций, самооценки младшего школьника под влиянием группы сверстников. Благополучие адаптации обусловлено не столько коммуникативным опытом первоклассниками, его личностными особенностями, сколько взаимоотношениями в системе «учитель-ученик». Неблагоприятное развитие процесса адаптации может привести к изоляции ребенка в школьном коллективе, появлению у него демонстративных, конфликтных форм поведения [7, с. 68].


В исследовании Г.М. Чуткиной выявлено три уровня адаптации детей к школе:

– первоклассник с высоким уровнем адаптации имеет положительное отношение к школе и предъявляемым ею требованиям. ОН воспринимает адекватно школьную ситуацию, учебный материал, показывает прилежность, внимательность, огромный интерес к самостоятельной учебной работе и достижению целей, связанных с положительной отметкой. Как правило, такой школьник занимает в классе благоприятное статусное положение;

– первоклассник со средним уровнем адаптации имеет положительное отношение к школе, ее посещение не вызывает у него отрицательных переживаний. Как правило, он показывает сосредоточенность и внимательность при выполнении заданий, поручений и поручений взрослого, но при его непосредственном контроле. Такой ученик бывает сосредоточен только тогда, когда занят интересным для него делом. Проявляет добросовестность, обычно дружит со многими одноклассниками;

– первоклассник с низким уровнем школьной адаптации: имеет отрицательное или индифферентное отношение к школе, отмечаются жалобы на нездоровье, преобладает подавленное настроение, отмечается нарушения дисциплины. К урокам готовится нерегулярно, от него требуется постоянный контроль, постоянные напоминания и побуждения со стороны учителя и родителей. Он сохраняет работоспособность и внимание при удлиненных паузах для отдыха. Общественные поручения взрослого выполняются ребенком под контролем без яркого желания. Проявляет пассивность, отсутствие любознательности, интереса к другим, близких школьных друзей не имеет [16, .с. 21].

Согласно М.М. Безруких, процесс адаптации ребенка к школе можно разделить на несколько этапов, каждый из которых имеет свои особенности:

Первый этап носит название ориентировочного этапа, характеристиками которого являются: бурная реакция ни значительное напряжение практически всех систем организма. Длится обычно 2-3 недели.-

Второй этап адаптации носит название неустойчивого приспособления, когда организм ребенка ищет и находит какие-то оптимальные варианты реакций на эти воздействия. На этом этапе затраты снижается, бурная реакция начинает затихать.

Третий этап является периодом относительно устойчивого приспособления, когда организм находит наиболее подходящие варианты реагирования на нагрузку, требующие меньшего напряжения всех систем. Возможности организма первоклассника не являются безграничными, а длительное напряжение и связанное с ним переутомление могут стоить организму ребенка здоровья [3, с. 141].


В качестве критериев благополучной адаптации детей к школе М.М. Безруких называет:

– благоприятная динамика работоспособности и ее улучшение на протяжении первого полугодия;

– отсутствие выраженных неблагоприятных изменений показателей здоровья;

– хорошее усвоение учебной программы.

Индикатором трудности процесса адаптации к школе, как правило, являются изменения в поведении детей [3, с. 143].

Исследования ученых показали, что социально-психологическая адаптация детей к школе осуществляется различно. Большинство детей адаптируются в течение первых двух месяцев обучения (6-8 недель), вторая группа имеет более длительный период адаптации, третья группа - дети, у которых период начала обучения в школе связан со значительными трудностями.

На течение адаптации первоклассников оказывают влияние различные факторы. Определение уровня готовности детей к школьному обучению помогает осуществлять дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся в процессе всего периода обучения.

Факторами, обуславливающими высокий уровень адаптации к школе по Г. М. Чуткиной, являются:

– адекватная самооценка своего положения;

– уровень образования родителей;

– правильные методы воспитания в семье;

– отсутствие в ней конфликтных ситуаций;

– благоприятный статус в группе сверстников;

– функциональная готовность к обучению в школе;

– удовлетворенность в общении со взрослыми [24, с. 85].

По мнению Л.А. Венгера дезадаптация ребенка к школе обусловлена:

– функциональной готовностью к обучению в школе,

– неудовлетворенностью в общении с взрослыми,

– неадекватным осознанием своего положения в группе сверстников;

– низким уровнем образования матери и отца;

– отрицательным статусом ребенка до поступления в первый класс;

– конфликтной ситуацией в семье;

– отрицательным стилем отношения к детям учителя [3, с. 14].

Таким образом, адаптация к школе представляет собой сложный поэтапный процесс, привыкание ребенка к новым для него условиям школы. Этапами адаптации к школе являются: ориентировочный, неустойчивое приспособление, период относительно устойчивого приспособления. На течение адаптации первоклассников оказывают влияние различного рода факторы (внешние и внутренние). При высоком уровне адаптации к школе первоклассник положительно относится к школе, предъявляемым требованиям, занимает в классе благоприятное статусное положение.

1.2 Возрастные особенности детей в период поступления в школу