Добавлен: 30.03.2023
Просмотров: 108
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ АДАПТАЦИИ К ШКОЛЕ ПЕРВОКЛАССНИКОВ
1.1 Понятие адаптации учащихся к обучению школе
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ К ШКОЛЕ ПЕРВОКЛАССНИКОВ НА ПРИМЕРЕ МОУ СОШ №27 г. Димитровграда
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Анализ результатов исследования
2.3 Рекомендации по успешной адаптации к школе первоклассников
3) обработка данных, их анализ и интерпретация, формулирование выводов исследования.
Исследование проводилось на базе МОУ СОШ №27 г. Димитровграда.
Выборка исследования: 20 учащихся 1 класса и 20 учащихся 2 класса. Возраст испытуемых 6-8 лет.
Методы исследования: тестирование, количественный и качественный анализ.
Методики исследования:
1. Анкета изучения уровня школьной адаптации первоклассника Л. В. Беловой. Назначение анкеты: изучение уровня школьной адаптации первоклассников. Анкета представляет собой список 10 вопросов, которые учащийся оценивает по шкале 0, 1 и 3 балла (Приложение 2). Анкета позволяет оценить уровень школьной адаптации и мотивацию к обучению в школе: высокий, средний, низкий.
2. С целью оценки общении со взрослыми использовалась анкета для родителей «Отношение ребенка к чужому взрослому», включающая в себя десять особенностей поведения ребенка. Отношение ребенка к чужому человеку позволяет выявить особенности отношения дошкольника к учителю. Взрослым предлагалось отметить особенности поведения характерные для его ребенка положительным знаком (« + »), и отрицательным (« – ») если особенность поведения не характерна для его ребенка. Положительные ответы родителей суммировались.
2.2 Анализ результатов исследования
Для выявления уровня школьной адаптации у первоклассников и учащихся 2 класса применялась анкета изучения уровня школьной адаптации первоклассника Л. В. Беловой. После обработки данных получены показатели, позволяющие судить об уровне школьной адаптации (Приложение А). Результаты исследования уровня школьной адаптации у первоклассников и учащихся 2 класса представлены на рисунке 2.1.
Рисунок 2.1
Уровень школьной адаптации у первоклассников и учащихся 2 класса
Анализ результатов, представленных на рисунке 2.1, показывает, что высокий уровень школьной адаптации имеют 10% учащихся 1 класса и 65% учащихся 2 класса; средний уровень школьной адаптации имеют 35% учащихся 1 класса и 2% учащихся 2 класса; низкий уровень школьной адаптации имеют 3 учащихся 1 класса и 10% учащихся 2 класса; школьная дезадаптация выявлена у 20% учащихся 1 класса
Учащиеся с низким уровнем школьной адаптации посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Также находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе.
Учащиеся со средним уровнем школьной адаптации имеют положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем.
Учащиеся с высоким уровнем школьной адаптации отличаются высокой учебной активностью. Они успешно справляются с учебной деятельностью, отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Они являются добросовестными и ответственными, переживают, если получают неудовлетворительные оценки или замечания педагога.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что у первоклассников уровень школьной адаптации ниже, чем у учащихся 2 класса. Первоклассники имеют преимущественно средний и низкий уровень школьной адаптации. В группе первоклассников выявлены учащиеся со школьной дезадаптацией, что свидетельствует о негативном отношении к школе, нежелании осваивать новую социальную роль – роль ученика, принимать новые требования, активно вступает в новые отношения.
С целью оценки общении со взрослыми использовалась анкета для родителей «Отношение ребенка к чужому взрослому». Обработка заполненных родителями анкет позволила выявить наличие и причины трудностей общения детей с чужим взрослым (Приложение 1). Результаты исследования отношения детей к чужому взрослому представлены на рисунке 2.2.
Рисунок 2.2
Отношение к учителю у первоклассников и учащихся 2 класса
Анализ результатов, представленных на рисунке 2.2, показывает, что у 30% учащихся 1 класса и 5% учащихся 2 класса имеются серьезные трудности в общении, обусловленные негативными переживаниями по поводу контактов с чужим взрослым.
У 45% учащихся 1 класса и 75% учащихся 2 класса обнаруживаются трудности в общении, которые могут быть обусловлены не отношением к взрослому, а конкретной ситуацией (не отвечает на вопрос воспитателя из-за страха, что другие дети будут над ним смеяться.) или недостатками воспитания.
У 25% учащихся 1 класса и 20% учащихся 2 класса трудности в общении обусловлены скорее их индивидуальными особенностями.
Таким образом, в результате исследования отношения детей к чужому взрослому установлено, что основными трудностями в общении у первоклассников являются внешние: трудности в конкретной ситуации (45%) и серьезные трудности в общении (30%). Учащиеся 2 класса имеют трудности в конкретной ситуации и почти не имеют серьезных трудностей в общении.
Обобщая результаты эмпирического исследования можно сделать следующие выводы:
– у первоклассников уровень школьной адаптации ниже, чем у учащихся 2 класса. Первоклассники имеют преимущественно средний и низкий уровень школьной адаптации. В группе первоклассников выявлены учащиеся со школьной дезадаптацией, что свидетельствует о негативном отношении к школе, нежелании осваивать новую социальную роль – роль ученика, принимать новые требования, активно вступает в новые отношения (с учителем, со сверстниками);
– в результате исследования отношения детей к чужому взрослому установлено, что основными трудностями в общении у первоклассников являются внешние: трудности в конкретной ситуации (45%) и серьезные трудности в общении (30%);
– особенностями адаптации к школе первоклассников являются: достаточно низкий уровень адаптации к школе, наличие детей с проявлениями школьной дезадаптации, что свидетельствует о негативном отношении к школе, нежелании осваивать новую социальную роль – роль ученика, принимать новые требования, активно вступает в новые отношения (с учителем, со сверстниками); серьёзные трудности в общении, обусловленные негативными переживаниями по поводу контактов с чужим взрослым; значительные трудности в общении, связанные с конкретной ситуацией (с ситуацией поступления в школу, в частности).
Результаты проведенного исследования свидетельствуют о необходимости разработки рекомендаций по успешной адаптации к школе первоклассников.
2.3 Рекомендации по успешной адаптации к школе первоклассников
Адаптация первоклассников должна быть направлена на:
1. Усвоение норм, способов поведения. Реализация этого направления возможна путем приобщения учащихся к новому коллективу через учебное сотрудничество: работу в группах, парах и т.д. Важно использовать знакомые школьникам ситуации, раскрывающие разные способы взаимоотношения (включая конфликтные).
2. Изменение социального статуса в классе. Реализация этого направления возможна путем использования игровых форм деятельности, создание ситуаций как учебного, так и свободного общения. Применение тренинговых заданий, направленных на развитие межличностных отношений.
3. Формирование образа «Я-ученик», «Я-хороший друг», «Я могу» и т.д. Реализация этого направления возможна путем развития умения и желания рассказывать о себе, своих любимых вещах (в учебных ситуациях), а также путем создания ситуаций успешного взаимодействия с другими.
Для достижения эффективности в обучении необходимо формировать положительное эмоциональное отношение к школе.
Для первоклассника очень важно почувствовать себя принятым в школьную семью. Для успешного обучения ребенок должен быть достаточно уверен в себе, в своих силах, возможностях и способностях. Положительное представление о себе как о школьнике, даст ему возможность лучше адаптироваться к изменившимся условиям жизни и уверенно встать на позицию школьника, а также формирует положительное отношение к школе.
В период первого года обучения учителю важно:
– воспитывать интерес к учебной деятельности;
– составить режим школьного дня с обоснованием его последовательности.
– ввести понятие формативной оценки, самооценки и различные ее критерии: правильность, аккуратность, красота, старательность, интерес и выработать вместе с ребенком способы, как все это можно достичь;
– прививать навыки активной деятельности;
– развивать способность управлять своими эмоциями, поведением.
Школьник должен уметь сознательно подчинить свое действие правилу, внимательно слушать и точно выполнять задание. В этом ему могут помочь дидактические игры и игры по правилам. Многие дети только через игру могут прийти к пониманию многих школьных заданий, развивать навыки общения. Коммуникативные умения позволят адекватно действовать в условиях коллективной учебной деятельности. Усвоение способов учебной деятельности требует от учащихся умения взглянуть на себя и свои действия со стороны, объективно оценить себя и других участников совместной коллективной деятельности.
Работа психолога по успешной адаптации к школе первоклассников должна включать в себя:
– проведение коммуникативных игр, направленных на формирование коммуникативных навыков общения, невербальных средств общения;
– проведение игровых упражнений, направленных на развитие произвольности поведения, развитие умения сопереживать, формирование коммуникативной рефлексии.
Условиями реализации успешной адаптации к школе первоклассников должны стать:
– применение приемов формирования компетентности у старших дошкольников (чтобы дети получали психологическую информацию о психических свойствах и процессах, о себе, развивали рефлексию), которые стимулируют приобретение и развитие социально-психологических качеств, позволяющих более успешно адаптироваться к школьной ситуации;
– использование игровых приемов, повышающих интерес, стимулирующих активность, создающих положительное эмоциональное отношение к подготовке к школе, к общению со сверстниками и учителем.
Эмпирическое исследование особенностей адаптации к школе первоклассников показало, что у первоклассников уровень школьной адаптации ниже, чем у учащихся 2 класса. Первоклассники имеют преимущественно средний и низкий уровень школьной адаптации. В группе первоклассников выявлены учащиеся со школьной дезадаптацией, что свидетельствует о негативном отношении к школе, нежелании осваивать новую социальную роль – роль ученика, принимать новые требования, активно вступает в новые отношения (с учителем, со сверстниками). В результате исследования отношения детей к чужому взрослому установлено, что основными трудностями в общении у первоклассников являются внешние: трудности в конкретной ситуации и серьезные трудности в общении.
Особенностями адаптации к школе первоклассников являются: достаточно низкий уровень адаптации к школе, наличие детей с проявлениями школьной дезадаптации, что свидетельствует о негативном отношении к школе, нежелании осваивать новую социальную роль – роль ученика, принимать новые требования, активно вступает в новые отношения (с учителем, со сверстниками); серьёзные трудности в общении, обусловленные негативными переживаниями по поводу контактов с чужим взрослым; значительные трудности в общении, связанные с конкретной ситуацией (с ситуацией поступления в школу, в частности).
На основании результатов проведенного исследования нами разработаны рекомендации по успешной адаптации к школе первоклассников. Условиями реализации успешной адаптации к школе первоклассников должны стать: применение приемов формирования компетентности у старших дошкольников (чтобы дети получали психологическую информацию о психических свойствах и процессах, о себе, развивали рефлексию), которые стимулируют приобретение и развитие социально-психологических качеств, позволяющих более успешно адаптироваться к школьной ситуации; использование игровых приемов, повышающих интерес, стимулирующих активность, создающих положительное эмоциональное отношение к подготовке к школе, к общению со сверстниками и учителем.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Теоретический анализ психологической литературы показал, что адаптация к школе представляет собой сложный поэтапный процесс, привыкание ребенка к новым для него условиям школы. Этапа адаптации к школе являются: ориентировочный, неустойчивое приспособление, период относительно устойчивого приспособления. На течение адаптации первоклассников оказывают влияние различного рода факторы (внешние и внутренние). При высоком уровне адаптации к школе первоклассник положительно относится к школе, предъявляемым требованиям, занимает в классе благоприятное статусное положение.