Добавлен: 30.03.2023
Просмотров: 102
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ АДАПТАЦИИ К ШКОЛЕ ПЕРВОКЛАССНИКОВ
1.1 Понятие адаптации учащихся к обучению школе
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ К ШКОЛЕ ПЕРВОКЛАССНИКОВ НА ПРИМЕРЕ МОУ СОШ №27 г. Димитровграда
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Анализ результатов исследования
2.3 Рекомендации по успешной адаптации к школе первоклассников
В старшем дошкольном возрасте отмечается появление произвольности как формы волевого поведения; самостоятельности; инициативности; креативности; свободы поведения; ответственности, а также самосознания. Начало школьного обучения обозначает переход от игровой деятельности к учебной, как ведущей деятельности младшего дошкольного возраста, в котором формируются основные психические новообразования. Психическими новообразованиями младшего школьника являются: произвольность психических процессов, осознанность и рефлексия. Эти новообразования приводят к формированию внутренней позиции – как результат произвольного поведения.
К 6-7 годам у ребенка должна быть сформирована готовность к обучению –желание и осознание необходимости учиться, возникающее в результате социального созревания ребенка, появления у него внутренних противоречий, задающих мотивацию к учебной деятельности.
Эмпирическое исследование особенностей адаптации к школе первоклассников показало, что у первоклассников уровень школьной адаптации ниже, чем у учащихся 2 класса.
Первоклассники имеют преимущественно средний и низкий уровень школьной адаптации. В группе первоклассников выявлены учащиеся со школьной дезадаптацией, что свидетельствует о негативном отношении к школе, нежелании осваивать новую социальную роль – роль ученика, принимать новые требования, активно вступает в новые отношения (с учителем, со сверстниками). В результате исследования отношения детей к чужому взрослому установлено, что основными трудностями в общении у первоклассников являются внешние: трудности в конкретной ситуации и серьезные трудности в общении.
Особенностями адаптации к школе первоклассников являются: достаточно низкий уровень адаптации к школе, наличие детей с проявлениями школьной дезадаптации, что свидетельствует о негативном отношении к школе, нежелании осваивать новую социальную роль – роль ученика, принимать новые требования, активно вступает в новые отношения (с учителем, со сверстниками); серьёзные трудности в общении, обусловленные негативными переживаниями по поводу контактов с чужим взрослым; значительные трудности в общении, связанные с конкретной ситуацией (с ситуацией поступления в школу, в частности).
На основании результатов проведенного исследования нами разработаны рекомендации по успешной к школе первоклассников. Условиями реализации успешной адаптации к школе первоклассников должны стать: применение приемов формирования социально-психологической компетентности у старших дошкольников (чтобы дети получали психологическую информацию о психических свойствах и процессах, о себе, развивали рефлексию), которые стимулируют приобретение и развитие социально-психологических качеств, позволяющих более успешно адаптироваться к школьной ситуации; использование игровых приемов, повышающих интерес, стимулирующих активность, создающих положительное эмоциональное отношение к подготовке к школе, к общению со сверстниками и учителем.
Результаты исследования и разработанные рекомендации могут быть использованы в работе педагога и психолога по успешной адаптации к школе первоклассников.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Арбузова Е. С. Адаптация первоклассника к школе как психолого-педагогическая проблема // Вопросы гуманитарных наук. 2008. № 2 (35). С. 265-267.
- Безруких М. М. Трудности адаптации первоклассников к школе // Управление начальной школой. 2011. № 8. С. 24-31.
- Божович Л. И. Проблемы формирования личности / Л. И. Божович. – Воронеж : Модэк, 2013. 464 с.
- Данченкова С. Н. Агрессивное поведение старших дошкольников как фактор дезадаптации младших школьников // Воспитание и обучение детей младшего возраста. 2016. № 5. С. 105–108.
- Дубровина И.В. Психологи. М.: Академия, 1999. 464 с.
- Ермакова И. Адаптация первоклассников к школе // Народное образование. 2018. № 5. С. 157-165.
- Ильин Е. П. Психология для педагогов. СПб. : Питер, 2012. 640 с.
- Каменская Е. Н. Психология развития и возрастная психология. М. : Феникс, 2018. 206 с.
- Коломинский Я. Л. Психология детей шестилетнего возраста. Минск, 2014. 338 с.
- Крыжановская Н. В. Исследование учебной мотивации у младших школьников // Концепт. 2016. Т. 7. С. 121–125.
- Крыжановская Н. В. Формирование мотивации к учебной деятельности как способ школьной адаптации среди младших школьников // Концепт. 2016. Т. 7. С. 11-15.
- Кузьмина А. А. Комплексная оценка течения адаптации первоклассников к школе на современном этапе // 2016. № 2. С. 10-14.
- Кулагина И. О. Условия развития учебной мотивации в начальных классах // Психология обучения. 2015. № 2. С. 113-123.
- Литвиненко Н. В. Адаптация школьников в критические период развития как предмет психолого-педагогического исследования // Вестник Оренбургского гос. ун-та. 2016. № 2. С. 54-58.
- Литвиненко Н. В. Факторы социально-психологической адаптации школьников в период кризиса 7 лет // Известия ВГПУ. 2017. № 1. С. 35-39.
- Масленникова У. Н. Развитие личности у детей дошкольного возраста // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии : сб. ст. по матер. XX междунар. науч.-практ. конф. (г. Новосибирск, октябрь 2011 г.). Новосибирск, 2012. С. 123-126.
- Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития. М.: Академия, 2008. 608 с.
- Редлих С.М. Проблема успешности процесса адаптации учащегося в образовательном пространстве школы // Успехи современного естествознания 2014. № 10. С. 117-119.
- Рослякова Н. И. Возрастные предпосылки развития рефлексии у старшего дошкольника // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2008. № 66. С. 314-315.
- Сабодах Р. В. Пробелма адаптации детей к обучению в школе // Начальная школа плюс До и После. 2008. № 2. С. 66-68.
- Турабаева М. Н. Учебная мотивация младших школьников // NovaInfo. 2017. № 58-2. С. 1-5.
- Фурманов И. А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция. Минск : Ильин В.П., 2016. 192 с.
- Шкуричева Н. А. Методическая работа по формирования позитивных межличностных отношений первоклассников // Начальная школа. 2010. № 7. С. 12-15.
Результаты анкеты изучения уровня школьной адаптации первоклассника Л. В. Беловой (первоклассники)
Уровень школьной адаптации |
||||
№ испыт. |
шк.дезадаптация |
низкий |
средний |
высокий |
1 |
27 |
|||
2 |
4 |
|||
3 |
3 |
|||
4 |
10 |
|||
5 |
2 |
|||
6 |
28 |
|||
7 |
11 |
|||
8 |
18 |
|||
9 |
21 |
|||
10 |
18 |
|||
11 |
18 |
|||
12 |
3 |
|||
13 |
10 |
|||
14 |
20 |
|||
15 |
29 |
|||
16 |
10 |
|||
17 |
23 |
|||
18 |
10 |
|||
19 |
11 |
|||
20 |
21 |
|||
Всего |
4 |
6 |
7 |
3 |
% |
20 |
30 |
35 |
10 |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Результаты анкеты изучения уровня школьной адаптации первоклассника Л. В. Беловой (учащиеся 2 класса)
Уровень школьной адаптации |
||||
№ испыт. |
шк.дезадаптация |
низкий |
средний |
высокий |
1 |
26 |
|||
2 |
27 |
|||
3 |
16 |
|||
4 |
29 |
|||
5 |
20 |
|||
6 |
28 |
|||
7 |
27 |
|||
8 |
11 |
|||
9 |
28 |
|||
10 |
28 |
|||
11 |
28 |
|||
12 |
26 |
|||
13 |
20 |
|||
14 |
17 |
|||
15 |
26 |
|||
16 |
15 |
|||
17 |
19 |
|||
18 |
27 |
|||
19 |
10 |
|||
20 |
26 |
|||
всего |
0 |
2 |
5 |
13 |
% |
0 |
10 |
25 |
65 |
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Протокол оценки отношения к чужому взрослому у первоклассников
№ испыт |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Общий балл |
1 |
+ |
+ |
+ |
3 |
|||||||
2 |
+ |
+ |
+ |
+ |
4 |
||||||
3 |
+ |
+ |
2 |
||||||||
4 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
5 |
|||||
5 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
5 |
|||||
6 |
+ |
1 |
|||||||||
7 |
+ |
+ |
2 |
||||||||
8 |
+ |
+ |
2 |
||||||||
9 |
+ |
+ |
+ |
3 |
|||||||
10 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
5 |
|||||
11 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
5 |
|||||
12 |
+ |
+ |
+ |
+ |
4 |
||||||
13 |
+ |
+ |
2 |
||||||||
14 |
+ |
+ |
+ |
3 |
|||||||
15 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
5 |
|||||
16 |
+ |
+ |
2 |
||||||||
17 |
+ |
+ |
+ |
3 |
|||||||
18 |
+ |
+ |
+ |
3 |
|||||||
19 |
+ |
+ |
+ |
3 |
|||||||
20 |
+ |
+ |
+ |
3 |
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Протокол оценки отношения к чужому взрослому у учащихся 2 класса
№ испыт |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Общий балл |
1 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
8 |
||
2 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
6 |
||||
3 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
5 |
|||||
4 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
9 |
|
5 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
6 |
||||
6 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
6 |
||||
7 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
8 |
||
8 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
5 |
|||||
9 |
+ |
+ |
+ |
3 |
|||||||
10 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
6 |
||||
11 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
9 |
|
12 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
6 |
||||
13 |
+ |
+ |
+ |
3 |
|||||||
14 |
+ |
+ |
+ |
3 |
|||||||
15 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
6 |
||||
16 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
6 |
||||
17 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
9 |
|
18 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
6 |
||||
19 |
+ |
+ |
+ |
3 |
|||||||
20 |
+ |
+ |
+ |
3 |