Файл: Адаптация детей к школе.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 102

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В старшем дошкольном возрасте отмечается появление произвольности как формы волевого поведения; самостоятельности; инициативности; креативности; свободы поведения; ответственности, а также самосознания. Начало школьного обучения обозначает переход от игровой деятельности к учебной, как ведущей деятельности младшего дошкольного возраста, в котором формируются основные психические новообразования. Психическими новообразованиями младшего школьника являются: произвольность психических процессов, осознанность и рефлексия. Эти новообразования приводят к формированию внутренней позиции – как результат произвольного поведения.

К 6-7 годам у ребенка должна быть сформирована готовность к обучению –желание и осознание необходимости учиться, возникающее в результате социального созревания ребенка, появления у него внутренних противоречий, задающих мотивацию к учебной деятельности.

Эмпирическое исследование особенностей адаптации к школе первоклассников показало, что у первоклассников уровень школьной адаптации ниже, чем у учащихся 2 класса.

Первоклассники имеют преимущественно средний и низкий уровень школьной адаптации. В группе первоклассников выявлены учащиеся со школьной дезадаптацией, что свидетельствует о негативном отношении к школе, нежелании осваивать новую социальную роль – роль ученика, принимать новые требования, активно вступает в новые отношения (с учителем, со сверстниками). В результате исследования отношения детей к чужому взрослому установлено, что основными трудностями в общении у первоклассников являются внешние: трудности в конкретной ситуации и серьезные трудности в общении.

Особенностями адаптации к школе первоклассников являются: достаточно низкий уровень адаптации к школе, наличие детей с проявлениями школьной дезадаптации, что свидетельствует о негативном отношении к школе, нежелании осваивать новую социальную роль – роль ученика, принимать новые требования, активно вступает в новые отношения (с учителем, со сверстниками); серьёзные трудности в общении, обусловленные негативными переживаниями по поводу контактов с чужим взрослым; значительные трудности в общении, связанные с конкретной ситуацией (с ситуацией поступления в школу, в частности).

На основании результатов проведенного исследования нами разработаны рекомендации по успешной к школе первоклассников. Условиями реализации успешной адаптации к школе первоклассников должны стать: применение приемов формирования социально-психологической компетентности у старших дошкольников (чтобы дети получали психологическую информацию о психических свойствах и процессах, о себе, развивали рефлексию), которые стимулируют приобретение и развитие социально-психологических качеств, позволяющих более успешно адаптироваться к школьной ситуации; использование игровых приемов, повышающих интерес, стимулирующих активность, создающих положительное эмоциональное отношение к подготовке к школе, к общению со сверстниками и учителем.


Результаты исследования и разработанные рекомендации могут быть использованы в работе педагога и психолога по успешной адаптации к школе первоклассников.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Арбузова Е. С. Адаптация первоклассника к школе как психолого-педагогическая проблема // Вопросы гуманитарных наук. 2008. № 2 (35). С. 265-267.
  2. Безруких М. М. Трудности адаптации первоклассников к школе // Управление начальной школой. 2011. № 8. С. 24-31.
  3. Божович Л. И. Проблемы формирования личности / Л. И. Божович. – Воронеж : Модэк, 2013. 464 с.
  4. Данченкова С. Н. Агрессивное поведение старших дошкольников как фактор дезадаптации младших школьников // Воспитание и обучение детей младшего возраста. 2016. № 5. С. 105–108.
  5. Дубровина И.В. Психологи. М.: Академия, 1999. 464 с.
  6. Ермакова И. Адаптация первоклассников к школе // Народное образование. 2018. № 5. С. 157-165.
  7. Ильин Е. П. Психология для педагогов. СПб. : Питер, 2012. 640 с.
  8. Каменская Е. Н. Психология развития и возрастная психология. М. : Феникс, 2018. 206 с.
  9. Коломинский Я. Л. Психология детей шестилетнего возраста. Минск, 2014. 338 с.
  10. Крыжановская Н. В. Исследование учебной мотивации у младших школьников // Концепт. 2016. Т. 7. С. 121–125.
  11. Крыжановская Н. В. Формирование мотивации к учебной деятельности как способ школьной адаптации среди младших школьников // Концепт. 2016. Т. 7. С. 11-15.
  12. Кузьмина А. А. Комплексная оценка течения адаптации первоклассников к школе на современном этапе // 2016. № 2. С. 10-14.
  13. Кулагина И. О. Условия развития учебной мотивации в начальных классах // Психология обучения. 2015. № 2. С. 113-123.
  14. Литвиненко Н. В. Адаптация школьников в критические период развития как предмет психолого-педагогического исследования // Вестник Оренбургского гос. ун-та. 2016. № 2. С. 54-58.
  15. Литвиненко Н. В. Факторы социально-психологической адаптации школьников в период кризиса 7 лет // Известия ВГПУ. 2017. № 1. С. 35-39.
  16. Масленникова У. Н. Развитие личности у детей дошкольного возраста // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии : сб. ст. по матер. XX междунар. науч.-практ. конф. (г. Новосибирск, октябрь 2011 г.). Новосибирск, 2012. С. 123-126.
  17. Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития. М.: Академия, 2008. 608 с.
  18. Редлих С.М. Проблема успешности процесса адаптации учащегося в образовательном пространстве школы // Успехи современного естествознания 2014. № 10. С. 117-119.
  19. Рослякова Н. И. Возрастные предпосылки развития рефлексии у старшего дошкольника // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2008. № 66. С. 314-315.
  20. Сабодах Р. В. Пробелма адаптации детей к обучению в школе // Начальная школа плюс До и После. 2008. № 2. С. 66-68.
  21. Турабаева М. Н. Учебная мотивация младших школьников // NovaInfo. 2017. № 58-2. С. 1-5.
  22. Фурманов И. А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция. Минск : Ильин В.П., 2016. 192 с.
  23. Шкуричева Н. А. Методическая работа по формирования позитивных межличностных отношений первоклассников // Начальная школа. 2010. № 7. С. 12-15.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Результаты анкеты изучения уровня школьной адаптации первоклассника Л. В. Беловой (первоклассники)

Уровень школьной адаптации

 № испыт.

шк.дезадаптация

низкий

средний

высокий

1

27

2

4

3

3

4

10

5

2

6

28

7

11

8

18

9

21

10

18

11

18

12

3

13

10

14

20

15

29

16

10

17

23

18

10

19

11

20

21

Всего

4

6

7

3

%

20

30

35

10

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Результаты анкеты изучения уровня школьной адаптации первоклассника Л. В. Беловой (учащиеся 2 класса)

Уровень школьной адаптации

 № испыт.

шк.дезадаптация

низкий

средний

высокий

1

26

2

27

3

16

4

29

5

20

6

28

7

27

8

11

9

28

10

28

11

28

12

26

13

20

14

17

15

26

16

15

17

19

18

27

19

10

20

26

всего

0

2

5

13

 %

0

10

25

65


ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Протокол оценки отношения к чужому взрослому у первоклассников

№ испыт

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Общий балл

1

+

+

+

3

2

+

+

+

+

4

3

+

+

2

4

+

+

+

+

+

5

5

+

+

+

+

+

5

6

+

1

7

+

+

2

8

+

+

2

9

+

+

+

3

10

+

+

+

+

+

5

11

+

+

+

+

+

5

12

+

+

+

+

4

13

+

+

2

14

+

+

+

3

15

+

+

+

+

+

5

16

+

+

2

17

+

+

+

3

18

+

+

+

3

19

+

+

+

3

20

+

+

+

3

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Протокол оценки отношения к чужому взрослому у учащихся 2 класса

№ испыт

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Общий балл

1

+

+

+

+

+

+

+

+

8

2

+

+

+

+

+

+

6

3

+

+

+

+

+

5

4

+

+

+

+

+

+

+

+

+

9

5

+

+

+

+

+

+

6

6

+

+

+

+

+

+

6

7

+

+

+

+

+

+

+

+

8

8

+

+

+

+

+

5

9

+

+

+

3

10

+

+

+

+

+

+

6

11

+

+

+

+

+

+

+

+

+

9

12

+

+

+

+

+

+

6

13

+

+

+

3

14

+

+

+

3

15

+

+

+

+

+

+

6

16

+

+

+

+

+

+

6

17

+

+

+

+

+

+

+

+

+

9

18

+

+

+

+

+

+

6

19

+

+

+

3

20

+

+

+

3