Файл: Адаптация детей к школе.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 110

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Старший дошкольный возраст – это период многочисленных изменений в организме и психике ребенка. Возросшая физическая выносливость в старшем дошкольном возрасте, повышение работоспособности носят относительный характер, и в целом для старших дошкольников остается характерной высокая утомляемость. Дети весьма утомляются при повышенной эмоциональной насыщенности познавательной деятельности, мероприятий. Все это необходимо учитывать, имея в виду повышенную эмоциональную возбудимость данного возраста [10, с. 120].

В старшем дошкольном возрасте происходит активное развитие эмоционально-волевой сферы. Так, отмечается смещение аффекта (эмоционального образа) с конца к началу деятельности. Механизм эмоционального предвосхищения последствий деятельности лежит в основе эмоциональной регуляции действий ребенка.

Дошкольник в 6 лет способен произвольно управлять собственной деятельностью. Он в состоянии ограничивать свои желания, преодолевать препятствия, стоящие на пути достижения целей, оценивать результаты выполняемых действий. В этом возрасте дети понимают смысл задач, поставленных взрослым, могут самостоятельно выполнить его указания.

У.Н. Масленникова подчеркивает, что развитие личности дошкольника включает два аспекта:

– ребенок постепенно начинает понимать окружающий мир и осознает свое место в нем, что порождает мотивы поведения, под влиянием которых ребенок совершает те или иные поступки;

– происходит развитие чувств и воли. Чувства и воля обеспечивают действенность этих мотивов, устойчивость поведения, его независимость от изменений внешних обстоятельств [16, с. 123].

В современной психологии принято выделять следующие характеристики личности старшего дошкольника:

– произвольность как одна из форм волевого поведения, возможность управления своим поведением в соответствии с нормами и правилами, на этой основе возникает соподчинение мотивов;

– самостоятельность, которая обеспечивает возможность постановки и решения жизненных проблем без помощи взрослого, важнейший фактор, влияющий на развитие самостоятельности – стиль общения ребенка и взрослого;

– инициативность как один из показателей развития детского интеллекта, познавательной деятельности;

– креативность, связанный с уровнем развития мышления, памяти, воображения, восприятия, осведомленности ребенка, а так же произвольности его поведения;

– свобода поведения, которая предполагает, что ребенок, уверенный в своих силах способен самостоятельно сделать выбор средств и способов достижения определенной цели, свобода, понимаемая в позитивном аспекте, позволяет ребенку уважать себя и других, считаться с их мнением;


– безопасность поведения, которая основывается на понимании причинно-следственных связей и усвоении социально обусловленных запретов как охраняющих жизнь и здоровье ребенка;

– ответственность, связанная с развитием эмоционально-волевой сферы ребенка, развитию ответственности ребенка за свои действия, способствующие переживанием им последствий своих действий по отношению к другим людям).

– самосознание как осознание и оценка дошкольником самого себя как субъекта практической и познавательной деятельности, как личности [11, с. 154].

У старших дошкольников имеют место социальные, игровые мотивы, связанные со стремлением к контактам со взрослыми и сверстниками, мотивы самолюбия и самоутверждения. Появляется возможность соподчинения мотивов, что является одним из важнейших новообразований в развитии личности старших дошкольников. Так, например, пятилетний ребенок может подавлять непосредственные желания, у него преобладают обдуманные действия над импульсивными [16, с. 14].

В возрасте 6-7 лет для получения популярности решающее значение имеют различные требования со стороны группы. Имеют значение интеллектуальный уровень, развитие речи, физическое развитие, ловкость, степень овладения различными видами деятельности. Ценятся также внешний вид и красивая одежда, общительность, готовность делиться игрушками. Но доминирующее значение имеет то, насколько ребенок овладел навыками игры, как он умеет организовать игру, придумать сюжет, распределить роли и т.д. Эти факторы полностью определяют положение ребенка в группе сверстников. Популярность группы имеет большое значение для появления вспышек ярости и агрессивного поведения в старшем дошкольном возрасте. Не имея адекватных средств общения, ребенок кулаками стремится занять лидирующее место в группе. Такие вспышки могут проявляться, если желания ребёнка по какой-либо причине не выполняются [13, с. 10].

Начало школьного обучения обозначает переход от игровой деятельности к учебной, как ведущей деятельности младшего дошкольного возраста, в котором формируются основные психические новообразования. Появление агрессии или ее запрет может нарушить период адаптации ребёнка младшего школьного возраста. Изменение статуса ребёнка и предъявляемых к нему требований ведёт к обострению имеющихся проблем в психическом развитии ребёнка. И если проблемы приобретают глобальный характер, они могут послужить причиной дезадаптации ребёнка в школе, особенно если эти проблемы затрагивает эмоциональную сферу ребёнка. При поступлении ребенка в 1 класс, меняется режим дня, больше времени школьник проводит за столом, у него меньше возможностей для движения игр все эти изменения в окружении ребенка происходят очень быстро.


Дети в этом возрасте могут быть достаточно жестокими, особенно в коллективе. Несоответствие желаемого положения ребёнка в классе его реальному положению обязательно вызовет у него гнев, агрессию. Только у одного она будет проявляться вовне: на сверстников, учителя, родителей, школу в целом, а другого ребенка она может быть направлена на самого себя, и будет носить разрушающий характер (подавленность, нежелание что-либо делать, частые болезни и т.д.) [8, с. 104].

К 6-7 годам у ребенка должна быть сформирована готовность к обучению. Готовность к школьному обучению, согласно В.С. Мухиной, – это желание и осознание необходимости учиться, возникающее в результате социального созревания ребенка, появления у него внутренних противоречий, задающих мотивацию к учебной деятельности [12, с. 244].

Анализируя существующие в педагогической и психологической литературе подходы к пониманию сущности готовности к школе можно выделить основные компоненты, которые способствуют успешному обучению в школе:

– уровень развития произвольности психических процессов и поведения, способность управлять своим поведением (А.Н. Леонтьев);

– уровень развития интеллектуальных процессов (Л.С. Выготский);

– уровень мотивационного развития, который включает познавательные и социальные мотивы; а также уровень развития готовности к произвольной регуляции своей познавательной деятельности и к социальной позиции школьника (Л.И. Божович);

– произвольное мышление, определенный уровень развития коммуникации ребенка с окружающими (М.И. Лисина);

– умение ребенка ориентироваться на систему правил в работе, умение слушать и выполнять инструкции взрослого, умение работать по образцу (Д.Б. Эльконин);

– желание и осознание необходимости учиться (В.С. Мухина);

– умение произвольно управлять собой, делать не только то, что тебе хочется, но и то, что «надо» (К.В. Бардин);

– произвольные представления у детей о школе, их желание учиться и познавательную активность (Р.С. Немов).

Младший школьный возраст представляет собой возрастной этап, охватывающий период обучения детей в начальных классах школы с 6-7 до 10-11 лет. Этот возраст является ответственным периодом школьного детства, полноценное проживания которого обусловливает уровень интеллекта и развития личности, умение учиться, уверенность в своих способностях и возможностях. В младшем школьном возрасте происходит:

– смена социальной ситуации развития,

– активное развитие эмоционально-волевой сферы;


– интенсивное развитие потребностно-мотивационной сфер личности младшего школьника.

В младшем школьном возрасте преобразовывается социальная ситуация развития:

– ведущей деятельностью становится учебная деятельность, появляется социальный смысл учения, среди мотивов преобладает мотивация достижения;

– изменяется референтная группа, распорядок дня;

– формируется новая внутренняя позиция;

– преобразовывается система взаимоотношений ребенка с другими людьми [21, с. 104].

В младшем школьном возрасте у ребенка формируется трудолюбие. Позитивным исходом этой стадии является ощущение у ребенка собственной компетентности, возможности действовать наравне с окружающими людьми; неблагоприятным результатом стадии может стать комплекс неполноценности [23, с. 62].

Психические новообразования младшего школьного возраста:

– произвольность психических процессов, которая проявляется в умении сознательно ставить цели, искать и находить средства их достижения, преодолевать трудности и препятствия;

– осознанность – способность анализировать благодаря усвоенной системе научных понятий (выделение главного, отношений и связей) + собственные действия;

– рефлексия – осмысление своих действий и выяснение их оснований, наглядное отображение своих умственных действий, развернутое объяснение им алгоритма решения, которое привело к нужному результату [10, с. 34].

Эти новообразования приводят к формированию внутренней позиции – как результат произвольного поведения. Л. И. Божович под внутренней позицией понимала систему реально действующих мотивов по отношению к окружающим или какой-либо его сфере, осознание себя, отношение к себе в рамках окружающей действительности [7, с. 129].

Младший школьный возраст является сенситивным для развития самооценки, т.к. в жизни ребенка в этом возрасте происходят значительные изменения, которые волнуют ребенка, это связано с тем, что он стал школьником. Это порождает новые обязанности, которые младшего школьнику нужно соблюдать. Самооценка опосредует отношение ребенка к самому себе, интегрирует его личный опыт, характер общения с другими людьми [18, с. 52].

Таким образом, в старшем дошкольном возрасте отмечается появление произвольности как формы волевого поведения; самостоятельности; инициативности; креативности; свободы поведения; ответственности, а также самосознания. Начало школьного обучения обозначает переход от игровой деятельности к учебной, как ведущей деятельности младшего дошкольного возраста, в котором формируются основные психические новообразования. Психическими новообразованиями младшего школьника являются: произвольность психических процессов, осознанность и рефлексия. Эти новообразования приводят к формированию внутренней позиции – как результат произвольного поведения. К 6-7 годам у ребенка должна быть сформирована готовность к обучению –желание и осознание необходимости учиться, возникающее в результате социального созревания ребенка, появления у него внутренних противоречий, задающих мотивацию к учебной деятельности.


Выводы по главе

Теоретический анализ психологической литературы показал, что адаптация к школе представляет собой сложный поэтапный процесс, привыкание ребенка к новым для него условиям школы. Этапами адаптации к школе являются: ориентировочный, неустойчивое приспособление, период относительно устойчивого приспособления. На течение адаптации первоклассников оказывают влияние различного рода факторы (внешние и внутренние). При высоком уровне адаптации к школе первоклассник положительно относится к школе, предъявляемым требованиям, занимает в классе благоприятное статусное положение.

В старшем дошкольном возрасте отмечается появление произвольности как формы волевого поведения; самостоятельности; инициативности; креативности; свободы поведения; ответственности, а также самосознания. Начало школьного обучения обозначает переход от игровой деятельности к учебной, как ведущей деятельности младшего дошкольного возраста, в котором формируются основные психические новообразования. Психическими новообразованиями младшего школьника являются: произвольность психических процессов, осознанность и рефлексия. Эти новообразования приводят к формированию внутренней позиции – как результат произвольного поведения. К 6-7 годам у ребенка должна быть сформирована готовность к обучению –желание и осознание необходимости учиться, возникающее в результате социального созревания ребенка, появления у него внутренних противоречий, задающих мотивацию к учебной деятельности.

ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ К ШКОЛЕ ПЕРВОКЛАССНИКОВ НА ПРИМЕРЕ МОУ СОШ №27 г. Димитровграда

2.1 Организация и методы исследования

Цель эмпирического исследования: выявить особенности адаптации к школе первоклассников.

Эмпирическое исследование проводилось в три этапа:

1) отбор методов и методик диагностики, формирование выборки исследования;

2) изучение особенностей адаптации к школе первоклассников с помощью тестирования;