Файл: Анализ внешней и внутренней среды организации (Внутренние переменные ).pdf
Добавлен: 30.03.2023
Просмотров: 72
Скачиваний: 1
Степень эффективности использования оборотных средств можно охарактеризовать следующими основными показателями: коэффициент оборачиваемости, длительность одного оборота, коэффициент загрузки оборотных средств.
Таблица 2.8. Эффективность использования оборотных средств.
п/п |
Показатели |
2016г. |
2017г. |
2018г. |
2018г. к 2016г., % |
1. |
Наличие оборотных средств на начало года, тыс. руб. |
2017 |
2858 |
3474 |
172 |
2. |
Наличие оборотных средств на конец года, тыс. руб. |
2858 |
3474 |
2186 |
76 |
3. |
Среднегодовая стоимость оборотных средств, тыс. руб. |
2437,5 |
3166 |
2830 |
116 |
4. |
Выручка от реализации продукции, тыс. руб. |
8994 |
9307 |
10001 |
111 |
5. |
Прибыль, убыток (-) от продаж, тыс. руб. |
811 |
1003 |
-624 |
-77 |
6. |
Коэффициент оборачиваемости оборотных средств. |
3,69 |
2,94 |
3,53 |
96 |
7. |
Продолжительность одного оборота, дней. |
98 |
122 |
102 |
104 |
8. |
Коэффициент загрузки оборотных средств. |
0,27 |
0,34 |
0,28 |
104 |
9. |
Рентабельность, убыточность (-) оборотных средств, % |
66 |
-0,69 |
8,06 |
× |
Коэффициент оборачиваемости оборотных средств = Выручка / Среднегодовая стоимость оборотных средств.
В таблице 2.8 наблюдается замедление оборачиваемости оборотных средств, что способствует увеличению потребности в них в связи с ухудшением их использования.
Продолжительность одного оборота = Продолжительность периода, за который совершался оборот / Коэффициент оборачиваемости оборотных средств.
В этой же таблице видно замедление длительности одного периода, что способствует увеличению длительности одного оборота оборачиваемости оборотных средств.
Коэффициент загрузки оборотных средств = 1/Коэффициент оборачиваемости оборотных средств.
Наблюдается увеличение этого коэффициента, что показывает на увеличение оборотных средств, приходящихся на 1 рубль реализованной продукции.
Персонал организации ООО «СТРОЙПЕРСПЕКТИВА» колеблется от 70 до 80 человек.
Таблица 2.9. Динамика численности работников, их состава и структуры.
Категории работников |
2016 г. |
2017 г. |
2018 г. |
2018г. к 2016г., % |
|||
чел. |
% |
чел. |
% |
чел. |
% |
||
Весь персонал |
78 |
100,0 |
72 |
100,0 |
79 |
100,0 |
101 |
В том числе: 1. Производственный персонал: |
67 |
85,9 |
61 |
84,7 |
68 |
86,1 |
101 |
1.1. Рабочие |
- |
- |
- |
||||
1.2. Служащие |
67 |
85,9 |
61 |
84,7 |
68 |
86,1 |
101 |
в том числе: 1.2.1. Руководители |
3 |
3,8 |
3 |
4,2 |
3 |
3,8 |
100 |
1.2.2. Специалисты |
64 |
82,1 |
58 |
80,5 |
65 |
82,3 |
101 |
2.Непроизводственный персонал |
11 |
14,1 |
11 |
15,3 |
11 |
13,9 |
100 |
Из таблицы видно, что основную часть в течение всех трех лет составляет производственный персонал, а в частности специалисты (около 82%). Непроизводственный персонал в течении трех лет остается неизменным (11 человек).
Для анализа движения персонала организации используются:
- коэффициент оборота по приему,
- коэффициент оборота по выбытию,
- коэффициент текучести
Таблица 2.10. Анализ движения персонала.
№ п/п |
Показатели |
2016г. |
2017г. |
2018г. |
2018г. к 2016г., % |
1. |
Списочная численность на начало года, чел. |
80 |
78 |
72 |
90 |
2. |
Принято в течение года |
8 |
3 |
10 |
125 |
3. |
Выбыло в течение года |
10 |
12 |
3 |
30 |
4. |
В т.ч. уволено по собственному желанию, за нарушения трудовой дисциплины и другие нарушения. |
7 |
10 |
2 |
29 |
5. |
Списочная численность на конец года, чел. |
78 |
72 |
79 |
101 |
6. |
Среднесписочная численность за год, чел. |
79 |
75 |
76 |
96 |
7. |
Коэффициент оборота по приему. |
0,10 |
0,04 |
0,14 |
140 |
8. |
Коэффициент оборота по выбытию |
0,13 |
0,17 |
0,04 |
31 |
9. |
Коэффициент текучести. |
0,09 |
0,13 |
0,03 |
33 |
Коэффициент оборота по приему = Принято в течение года / Среднесписочная численность на конец года.
Как видно: коэффициент оборота по приему возрастает, что характеризует возрастающую долю принятых вновь работников.
Коэффициент оборота по выбытию = Выбыло в течение года / Среднесписочная численность на конец года.
Из таблицы мы видим значительное сокращение коэффициента по выбытию, а, следовательно, сохраняет неизменность состава персонала.
Коэффициент текучести = Уволено по собственному желанию, за нарушения трудовой дисциплины / Среднесписочная численность на конец года.
Из таблицы видно снижение коэффициента текучести.
Для определения трудовых ресурсов организации используют такие показатели, как производительность труда и трудоемкость.
Таблица 2.11. Трудовые ресурсы организации и эффективность их использования.
№ п/п |
Показатели |
2016 г. |
2017 г. |
2018 г. |
2018г. к 2016г., % |
1. |
Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг, тыс. руб. |
8994 |
9307 |
10001 |
111 |
2. |
Среднесписочная численность работников, чел. |
79 |
75 |
76 |
96 |
3. |
Отработано работниками за год, тыс. чел.-час |
133200 |
114850 |
123972 |
93 |
4. |
Производительность труда 1 работника, тыс. руб. |
113,85 |
124,09 |
131,59 |
116 |
5. |
Трудоемкость, чел.-час/руб. |
14,81 |
12,34 |
12,40 |
84 |
6. |
Фонд оплаты труда, тыс. руб. |
2651 |
2861 |
3778 |
143 |
7. |
Среднегодовая заработная плата 1 работника, тыс. руб. |
33,99 |
41,46 |
52,47 |
154 |
8. |
Чистая прибыль, тыс. руб. |
1603 |
-22 |
228 |
14 |
9. |
Получено прибыли, тыс. руб.: |
||||
- на 1 работника |
20,29 |
0,29 |
3 |
15 |
|
- за 1 чел.-час |
0,0120 |
-0,0002 |
0,0018 |
15 |
Производительность труда = Выручка / Среднесписочная численность работников.
Трудоемкость = Отработано работниками за год / Выручка.
Наблюдается возрастание производительности труда и наоборот снижение трудоемкости в организации.
3. Оценка и анализ внутренней и внешней среды организации ООО «СТРОЙПЕРСПЕКТИВА»
3.1. PEST-Анализ
Название «PEST» представляет собой аббревиатуру из следующих слов:
- Политическая сфера (Political). Стоит на первом месте, поскольку является определяющим фактором для развития продукта или компании.
- Экономическая сфера (Economics). На этом уровне рассматривается текущее положение на рынке и способности компании.
- Социальная сфера (Social). Конечными потребителями товара или услуги почти всегда становятся люди. А это значит, что перед запуском продукта лучше выяснить, как они к нему относятся.
- Технологическая (Technological). Данная сфера анализа определяет следующие вопросы: какие шансы у компании достигнуть успеха при использовании текущих технологий? Что изменится, если изменить условия?
Pest analysis – хороший инструмент для первоначального планирования деятельности по новому проекту.
Политика изучается потому, что она регулирует власть, которая в свою очередь определяет среду компании и получение ключевых ресурсов для её деятельности.
Основная причина изучения экономики - это создание картины распределения ресурсов на уровне государства, которая является важнейшим условием деятельности предприятия.
Важные потребительские предпочтения определяются с помощью социальной компоненты PEST – Анализа.
Последним фактором является технологическая компонента, которая выявляет тенденции в технологическом развитии, являющие причинами изменений и потерь рынка, а также появления новых продуктов[17].
Основные положения PEST – Анализа:
1. «Стратегический анализ каждой из четырех указанных компонент должен быть достаточно системным, так как все эти компоненты тесным и сложным образом взаимосвязаны».
2. Нельзя полагаться только на эти компоненты внешней среды, так как реальная жизнь значительно шире и многообразнее.
3. PEST – Анализ не является общим для всех организаций, так как для каждой из них существует свой особый набор ключевых факторов[18].
Таблица 2.12. PEST-Анализ предприятия ООО «СТРОЙПЕРСПЕКТИВА»
Политика |
Р |
Экономика |
Е |
||
1 |
Изменение законодательства РФ |
1 |
Инфляция |
||
2 |
Государственное регулирование в отрасли |
2 |
Динамика занятости |
||
3 |
Государственное регулирование конкуренции |
3 |
Платежеспособный спрос |
||
4 |
Затраты предприятия |
||||
5 |
Затраты на энергетику предприятия |
||||
6 |
Затраты на сырье предприятия |
||||
7 |
Затраты на коммуникации |
||||
Социум |
S |
Технология |
T |
||
1 |
Изменения в базовых ценностях |
1 |
Новые продукты |
||
2 |
Изменения в стиле и уровне жизни |
2 |
Развитие технологий |
||
3 |
Отношение к труду и отдыху |
||||
4 |
Демографические изменения |
||||
5 |
Религиозные факторы |
||||
6 |
Влияние СМИ |
3.2. SWOT-Анализ
Определяя ключевые направления организационных изменений на предприятии ООО «Стимул», используем данные о внутреннем состоянии организации и окружающей ее внешней среды, сведенные в аналитическую SWOT – матрицу, с учетом потенциальных угроз и возможностей для их нейтрализации, использования стратегических преимуществ в целях выхода из сложившейся кризисной ситуации и дальнейшего развития предприятия.
Таблица 2.13. SWOT-Анализ предприятия ООО «СТРОЙПЕРСПЕКТИВА»
СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ ОРГАНИЗАЦИИ |
СЛАБЫЕ СТОРОНЫ ОРГАНИЗАЦИИ |
1.Монопольное положение на рынке 2.Отлаженная технология производства 3.Широкая номенклатура выпускаемой продукции и оказываемых услуг 4.Квалифицированный производственный персонал 5.Устойчивые связи с поставщиками 6.Сформированные каналы сбыта |
1.Недостаток основных средств 2.Высокая зависимость от кредиторов 3.Высокая себестоимость продукции 4.Изношенное производственное оборудование 5.Отсутствие системы бюджетного планирования и прогнозирования 6.Нехватка высококвалифицированных менеджеров 7.Отсутствие инноваций |
ВОЗМОЖНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ |
УГРОЗЫ ОРГАНИЗАЦИИ |
1.Всестороннее реформирование предприятий отрасли, преодоление спада и рост производства 2.Возможность привлечения дополнительных каналов сбыта 4.Расширение рынка за счет оказания дополнительных услуг населению 5.Привлечение технологических ноу-хау для выпуска новой продукции или модификации видов уже выпускаемой продукции 6.Снижение издержек путем внедрения новых технологий 7.Рост квалификации персонала, расширение программ обучения и переподготовки в отрасли 8.Рост возможностей рекламы и маркетингового управления 9.Наличие кредитных ресурсов, инвестиции в производство |
1.Ликвидация предприятия вследствие банкротства 2. Появление конкурентов с более низкими издержками 3.Падение спроса на традиционную продукцию 4.Поглощение более крупной компанией (инкорпорирование) |