Файл: Анализ внешней и внутренней среды организации (Внутренние переменные ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 67

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Организация наличие группы людей, объединенных достижением значимой для всех единой цели. Это объединение характеризуется деятельностью, нацеленной на решение определенных задач. Они предопределяют успешность функционирования компании, накладывают определенные ограничения на операционные действия[1].

В современных условиях интенсивного развития технологий и современных рыночных отношений основной характеристикой организации становится процессный подход представления ее деятельности. Динамика поведения организации полностью зависит от параметров внутренней среды (организация бизнес-процессов, технология производства продуктов, текучесть кадров) и внешней (изменения в законодательных и нормативных актах, покупательский спрос, новые научные открытия). Решение конкретных задач предприятия, связанных с его целями, зависит от определенного параметра (группы параметров) внутренней и/или внешней среды. Достижение целей организации требует определенного подхода анализа среды (внешней и внутренней), определяющего важные параметры и их взаимосвязь с поставленной целью компании. В основе любого такого подхода или метода лежат информационные модели и алгоритмы анализа моделей среды предприятия. Для решения задачи анализа среды предприятия и планирования его деятельности в настоящее время существуют различные решения в виде концепций, подходов, методов и технологий. Разработка алгоритмов и моделей анализа параметров внутренней и внешней среды предприятия, лишенных существующих ограничений в возникающих ситуациях его деятельности, позволило бы идентифицировать те параметры среды, которые непосредственно влияют на результат деятельности компании.

Все вышесказанное предопределило актуальность курсового исследования.

В качестве объекта исследования выступает ООО «СТРОЙПЕРСПЕКТИВА».

Предметом исследования выступают направления анализа параметров моделей внутренней и внешней среды предприятия ООО «СТРОЙПЕРСПЕКТИВА».

Актуальность курсового исследования определила цель работы, которая заключается в анализе параметров внутренней и внешней среды организации.

В рамках поставленной цели определены следующие задачи:

- исследовать основные существующие подходы анализа и планирования деятельности предприятия, использующие те или иные параметры внутренней и внешней среды;

- провести анализ макроокружения, непосредственного окружения, внутренней среды ООО «СТРОЙПЕРСПЕКТИВА»;


- произвести оценку стратегических направлений используемых в ООО «СТРОЙПЕРСПЕКТИВА».

Теоретическую и методологическую базу исследования составляют работы зарубежных и отечественных экономистов, среди них: А.Смит, К. Маркс, Д. Рикардо, Э. Голдратт, У. Петти, Р. Г. Вильсон, Ф. Тейлор, Г. Форд, Оливер Уайт, М. Уолкер , Д. Келли, Т. Оно, П. Друкер, В. Португал, А. Первозванский, А. Богданов, О. А. Ерманский, А. К. Гастев, П.М. Керженцев, Н.А. Амосов, Д.Е. Слуцкий. Информационной базой исследования служат научные публикации, материалы периодических изданий, сети Интернет и электронных СМИ по тематике исследования.

Структура работы построена соответственно очередности поставленных задач.

Во введении работы обосновывается актуальность исследования исходного этапа стратегического управления организации, формулируются цели и задачи исследования, предмет и объект исследования.

В первой и второй главе рассмотрены теоретические основы внутренней и внешней среды предприятия. Рассмотрена характеристика основных вопросов, связанных с анализом экономических показателей организации, в целях формирования стратегического управления. Уделено внимание параметрам анализа внутренней и внешней среды организации.

В третьей главе проведен анализ внутренней и внешней среды организации ООО «СТРОЙПЕРСПЕКТИВА». Представлен PEST и SWOT анализ предприятия. На основе проведенного анализа обобщены выводы и разработаны рекомендации по расширению параметров оценки внутренней и внешней среды компании, в целях выбора дальнейшей стратегии развития.

В заключение работы кратко отражаются полученные результаты и выводы.

При написании данной работы были использованы различные учебники, данные бухгалтерской отчетности предприятия.

Теоретические основы внутренней и внешней среды

1.1. Внутренние переменные

Внутреннюю среду организации следует рассматривать как со стороны статики, определяя структуру и ее элементы, так и со стороны динамики, выделяя протекающие в ней процессы.

К элементам внутренней среды относятся цели, задачи, люди, технологии, информация, структура, организационная культура и так далее.

Цели - это ожидаемые результаты деятельности определенной группы, работающей над реализацией определенного направления в заданных условиях. Цель- это мощный стимул к выполнению определенных активных действий всеми членами группы, направленный на результат.


У организации могут быть разнообразные цели, особенно это касается организаций различных типов.

Особое место во внутренней среде организации занимают люди. От их способностей, образования, квалификации, опыта, мотивации и преданности зависят в конечном счете результаты работы организации.

Организация – это, прежде всего работающие в ней люди, которые являются главным ресурсом организации, Много зависит от отношения к персоналу. По этой причине менеджеры тщательно производят отбор кадров, вводя их в курс работы данной организации, проводят серьезную работу по обучению с целью обеспечения в дальнейшем высокого уровня труда[2].

Производственно-техническая подсистема представляет собой комплекс техники, сырья, материалов, инструментов и даже расход электроэнергии, который вкупе производит переработку сырья в готовый продукт.

Основными характеристиками этой подсистемы являются: используемые технологии, производительность труда, издержки производства, качество продукта, объем запасов. Финансовая подсистема осуществляет движение и использование денежных средств в организации. В частности, поддержание ликвидности и обеспечение прибыльности, создание инвестиционных возможностей.

Маркетинг такой подсистемы направлен на удовлетворение потребностей клиентов в тех или иных продуктах.

Для этого изучается рынок сбыта, организуется оптимальное ценообразование и эффективная привлекающая внимание реклама. Все это работает на повышении потребительского спроса и рентабельности продаж[3].

Организации, занимающиеся бизнесом, сосредоточены на создании определенных товаров или услуг в рамках специфических ограничений – по затратам и получаемой прибыли. Эта их задача отражена в таких целях, как рентабельность (прибыльность) и производительность.

Организационная структура предприятия зависит от его целей деятельности и используемых для этого подразделений. Это состав таких подразделений, которые функционируют во взаимосвязи и обеспечивают его нормальную работу и достижение определенных целей. Главные структурные переменные: специализированное разделение труда и сфера контроля.

Разделение труда присутствует в любой организации. Характерной особенностью является специализированное разделение труда – закрепление данной работы за специалистами, т. е. теми, кто способен выполнить ее лучше всех с точки зрения организации как единого целого. Разделение управленческого труда между экспертами по маркетингу, финансам и производству является наглядным тому примером.


Специализированное разделение труда присутствует в любой организации. Оно предусматривает закрепление определенной задачи или ее части за специалистом. Это система по разделению управленческого вида работы и непосредственного ее выполнения, т.е. присутствие иерархии уровней управления. Центральной характеристикой этой иерархии является формальная подчиненность лиц на каждом уровне.

Лицо, находящееся на высшей ступени управления, может иметь в своем подчинении нескольких руководителей среднего звена, представляющих различные функциональные области. Эти руководители среднего звена могут, в свою очередь, иметь несколько подчиненных из числа линейных руководителей. Иерархия пронизывает всю организацию, спускаясь на уровень неуправленческого персонала.

Всегда имеющая место необходимость в координации, становится актуальной и востребованной, если работа делится и по горизонтали, и по вертикали. В том случае, если руководством не созданы формальные координационные уровни люди не могут являться группой, каждый действует в своих интересах разрозненно, а не в интересах организации в целом[4].

Еще одним направлением разделения труда в организации является формулирование задач. Задача – это предписанная работа, серия работ, часть работы, которая должна быть выполнена заранее установленным способом в заранее оговоренные сроки, которые соответствуют его должности.

Согласно решению руководства, исходя из структуры организации, любая назначаемая должность служит для выполнения ряда задач, вносящих необходимый вклад в достижение организации в целом.

Задачи организации можно распределить по трем направлениям

- работа с людьми

- предметами (машинами, сырьем, инструментами)

- информацией.

Два других важных аспекта в работе – это периодичность повторения данной задачи и время, необходимое для ее выполнения.

Социолог Ч. Перроу описывает технологию как средство преобразования сырья – люди, информация или физические материалы – в искомые продукты и услуги[5]. Само понятие технологии подразумевает исполнение стандартных деталей, способных облегчить сам процесс производства и даже ремонт, ведь в настоящее время производственный процесс почти полностью механизирован.

В классификации технологии по Джоан Вудворд выделяют три категории технологий. Технология может представлять собой мелкооптовое и индивидуальное производство, при котором изготавливается одно изделие, и крупнооптовое производство, при котором одновременно изготавливается большое количество одинаковых изделий.


Для этого используют автоматизированное оборудование, предназначенное для непрерывного производства.

Социолог Д. Томпсон предлагает следующие три категории технологий, которые созвучны с предыдущими[6].

Технологии, связанные с посредничеством, основываются на взаимном общении продавцов и покупателей, клиентов и обслуживающего персонала.

В любой организации основным звеном является сотрудники или группа сотрудников, которых не сможет заменить ни одна новейшая технология.

Именно люди, которые являются пятой внутренней переменной, способны выполнить конкретно поставленную задачу, создать продукт и даже сформировать своеобразный микроклимат.[7]

Работа считается групповой, если ее выполняют не менее двух человек.

У членов группы должна быть общая цель, которую требуется достигнуть.

Каждый человек, работающий в организации, является индивидуумом, которого невозможно «подогнать» под общие рамки. Поэтому работа менеджера заключается, прежде всего в том, чтобы при наличии разных взглядов на проблему и подходов к деятельности отдельно взятого человека суметь сформировать команду, работающую на достижение определенной цели. Менеджеру необходимо решать ряд вопросов, необходимых для успешного функционирования организации.[8]

1.2. Внешняя среда

Внешняя среда организации - это сфера, связанная с внешними факторами, которая осуществляет деятельность организации. Организация ввзаимодействует с внешними факторами, так как зависит от изменений внешней среды[9].

Внешняя среда признается большинством современных теорий управления главной характеристикой организации[10].

Внешняя среда характеризуется подвижностью, в ней происходит естественный отбор. Она должна обладать приспособленностью к изменчивости, выживаемости, рискам.

Любая организация способна выжить и стать эффективной только в том случае, если сумеет приспособиться к внешней среде.

Оказывать влияние на внешнюю среду организация не в состоянии. К ней организации приходится приспосабливаться.

Неопределенность, сложность, иерархичность, темпы изменений – основные факторы характеризующие внешнюю среду.

Окружение или внешняя среда организации бывает деловым и фоновым. Деловое окружение образуют те явления, процессы и институты среды, с которыми организация непосредственно взаимодействует и может оказывать на них влияние.