Файл: Управление поведением в конфликтных ситуациях (Теоретические аспекты управления конфликтами).pdf
Добавлен: 30.03.2023
Просмотров: 88
Скачиваний: 2
Поскольку при этом остаются не устранёнными первопричины конфликтов, последние возникают снова и снова, порожденные одной и той же не устранённой конфликтной ситуацией.
Зачастую причиной конфликтов является внутриличностный конфликт.
Внутриличностный конфликт – это столкновение примерно равных по силе, но противоположно направленных мотивов, потребностей, интересов, влечений и т. п. [6].
По мнению А. Я. Анцупова и А. И. Шипилова, «внутриличностный конфликт представляет собой острое негативное переживание, вызванное затянувшейся борьбой структур внутреннего мира, отражающей противоречивые связи с социальной средой и задерживающей принятие решения» [7].
Е. М. Бабосов считает, что внутриличностный конфликт представляет собой острое, критическое самоощущение и переживание индивида, вызванное затянувшейся борьбой структур внутреннего мира личности, отражающее противоречивые связи с социальной средой и препятствующее принятию адекватного ситуации решения и активным действиям по его реализации [8].
Выделяют следующие основные структуры внутреннего мира личности, вступающие в конфликт:
- Мотивы, отражающие стремления личности различного уровня (потребности, интересы, желания, влечения и т. п.). Они могут быть выражены понятием «хочу» («Я хочу»).
- Ценности, воплощающие в себе общественные нормы и выступающие благодаря этому как эталоны должного. Мы имеем в виду личностные ценности, то есть принятые личностью, а также те, которые не принимаются ею, но в силу их общественной или другой значимости личность вынуждена следовать им. Поэтому они обозначаются как «надо» («Я должен»).
- Самооценка, определяемая как самоценность себя для себя, оценка личностью своих возможностей, качеств и места среди других людей. Будучи выражением уровня притязаний личности, самооценка выступает своеобразным побудителем ее активности, поведения. Выражается как «могу» или «не могу» («Я есть»).
С точки зрения внутриличностных конфликтов можно выделить следующие виды:
- мотивационный конфликт.
Один из часто изучаемых видов внутриличностного конфликта, в частности в психоаналитическом направлении. Выделяют конфликты между бессознательными стремлениями (З. Фрейд), между стремлениями к обладанию и к безопасности (К. Хорни), между двумя положительными тенденциями – классическая дилемма «буриданова осла» (К. Левин), или столкновение различных мотивов.
- Нравственный конфликт.
В этических учениях его часто называют моральным, или нормативным, конфликтом (В. Бакштановский, И. Арницане, Д. Федорина). Рассматривается как конфликт между желанием и долгом, между моральными принципами и личными привязанностями (В. Мясищев). А. Спиваковская выделяет конфликт между стремлением действовать в соответствии с желанием и требованиями взрослых или общества. Иногда рассматривается как конфликт между долгом и сомнением в необходимости следовать ему (Ф. Василюк, В. Франкл).
- Ролевой конфликт.
выражается в переживаниях, связанных с невозможностью одновременно реализовать несколько ролей (межролевой внутриличностный конфликт), а также в связи с личным пониманием требований, предъявляемых самой личностью к выполнению одной роли (внутриролевой конфликт). К этому виду относятся внутриличностные конфликты между двумя ценностями, стратегиями или смыслами жизни.
- Адаптационный конфликт.
Понимается как в широком смысле, то есть как возникающий на основе нарушения равновесия между субъектом и окружающей средой, так и в узком смысле – при нарушении процесса социальной или профессиональной адаптации. Это конфликт между требованиями действительности и возможностями человека – профессиональными, физическими, психологическими. Несоответствие возможностей личности требованиям среды или деятельности может рассматриваться как временная неготовность, так и неспособность выполнить предъявляемые требования.
Кроме того, выделяют невротический конфликт. Он является результатом длительно сохраняющегося «простого» внутриличностного конфликта [7].
В зависимости от организационных уровней, к которым принадлежат стороны, конфликты принято делить на:
- горизонтальные
это конфликты между различными отделами в организации, между формальными и неформальными коллективами и т.д.
Горизонтальный конфликт может вовлекать равные по статусу части организации и чаще всего выступает как конфликт целей. Иными словами, горизонтальный конфликт - это конфликт между сотрудниками, которые занимают посты примерно одного уровня.
- вертикальные
Конфликты между различными уровнями иерархии, грубо говоря, конфликт руководителя и его подчиненного.
- смешанные
Конфликты, содержащие элементы как вертикальных, так и горизонтальных конфликтов.
По сфере возникновения и развития конфликты можно разделить на:
- деловые, связанные с официальной деятельностью человека, с выполнением деловых обязанностей;
- личные, затрагивающие неофициальные отношения.
По распределению между сторонами потерь и выигрышей конфликты делятся на:
- симметричные, результаты распределены поровну между участниками как с позитивной стороны, так и с негативной;
- ассиметричные, когда одни теряют или выигрывают значительно больше, чем другие.
Со стороны проявления выделяют:
- скрытые
- открытые
Обычно скрытые конфликты касаются двух человек, которые до определенного момента времени стараются никаким образом не проявлять их конфликт. Скрытые конфликты часто порождают интригу, один из конфликтующих заведомо действует нечестно и вынуждает коллектив или другого конфликтующего к определенным действиям, выгодным ему, но приносящим ущерб коллективу.
В случае открытого конфликта все разногласия сторон очень явно обозначены, в какой-то степени они могут быть даже предсказуемыми. Часто о таких конфликтах известно даже руководству организации и иногда даже представителям других организаций, например партнерам. Конфликтные взаимодействия проявляются в форме протестов, обвинений, невыполнение заданий или даже невыходом на работу.
Как правило, все или большинство открытых конфликтов достаточно ярко выражают интересы или претензии конфликтующих сторон. С точки зрения разрешения конфликтных ситуаций данный тип конфликтов наиболее предпочтительный.
По характеру конфликты можно разделить на:
- объективные;
- субъективные.
Объективные конфликты - это конфликты, которые связаны с действительно существующими проблемами, которые возникают в процессе развития организации. Данный вид конфликтов имеет деловую основу.
Субъективные конфликты предполагают различные оценки работников тех или иных событий в организации. Часто данный вид конфликтов является весьма эмоциональным и может быть результатом непонимания или нежеланием понять друг друга.
По последствиям конфликты могут быть:
- конструктивными;
- деструктивными.
Конструктивные конфликты - могут поспособствовать развитию компании, но если конфликт конструктивный вовремя не разрешить, то он может перерасти в деструктивный.
Положительное разрешение конструктивного конфликта – это прежде всего устранение недостатков, причин, к нему приведших. А поскольку причины эти – объективные, отражающие несовершенство организации производства и управления, то устранение этих причин означает совершенствование организации производства и управления.
Поэтому положительное разрешение конструктивных конфликтов идет на пользу делу. Именно поэтому они и являются созидательными.
Следовательно, руководитель не должен уходить от этих конфликтов, он должен постоянно работать над их разрешением, заниматься устранением причин, приводящих к таким конфликтам.
Попытка же уйти от решения этих проблем приводит к их углублению, ко все разрастающимся конфликтам и, как следствие, к падению авторитета руководителя, возникновению отчуждения между ним и подчиненными, к ухудшению обстановки в коллективе, к вертикальным конфликтам и кадровым потерям.
Причины, приводящие к конструктивным конфликтам порождены самим производственным процессом. Обычно это недостатки в организации производства и управления. Перечислим те из них, которые наиболее часто приводят к конфликтам:
- недовольство оплатой труда;
- неблагоприятные условия труда (например, сквозняки или отсутствие вентиляции, загазованность, вибрация, шум, холод или жара в помещении и т. п.);
- недостатки в организации труда;
- неритмичность работы (простои, вынужденные отпуска, штурмовщина);
- неудобный график работы;
- упущения в технологии (особенно те, от которых страдает заработок работника);
- необеспеченность заданий ресурсами (в частности, перебои в обеспечении сырьем, материалами, комплектующими);
- несоответствие прав и обязанностей; отсутствие четкости в их распределении, в частности неэффективные, слишком расплывчатые или устаревшие должностные инструкции;
- низкий уровень трудовой и исполнительской дисциплины;
- конфликтогенные (то есть способствующие возникновению конфликтов) организационные структуры. Например, начальники цехов могут получать ежедневно по 15–20 указаний или требований от различных служб (дирекции, производственно-диспетчерского, планово-экономического отделов, главных специалистов, отдела труда и заработной платы, бухгалтерии и т. д.). Выполнить все эти требования бывает физически невозможно, неисполнение же указаний приводит к конфликтам;
- противоречивые цели технологических и экономических служб (служб, отвечающих за количественные показатели, за выполнение плана, и служб, отвечающих за качество, – отдела технического контроля и др.).
Деструктивные конфликты приносят очевидный ущерб для организации, порождаются чаще всего субъективными причинами. К таким субъективным причинам относятся:
- неправильные действия руководителя;
- неправильные действия подчиненных;
- неправильные действия и руководителя, и подчиненных.
Чаще всего деструктивные конфликты возникают при неправильных действиях и подчиненных, и руководителя.
Но руководитель – именно тот человек, кому по должности положено помогать подчиненным исправлять их ошибки. Поэтому здесь мы остановимся именно на ошибочных действиях руководителей: кому больше дано (в том числе и в «возможностях» как создать конфликт, так и обуздать его), с того больше и спрашивается.
Действия руководителей, приводящие к конфликту
К сожалению, их достаточно много. Можно выделить три группы:
-
- нарушение деловой этики;
- нарушения трудового законодательства;
- несправедливая оценка руководителем подчиненных и результатов их труда.
К нарушению деловой этики относится:
- проявление грубости, высокомерия, неуважительного отношения к подчиненным;
- невыполнение обещаний;
- нетерпимость к мнениям, отличным от собственного;
- зажим критики;
- ущемление прав подчиненных;
- злоупотребление властью (например, навязывание подчиненным поручений неслужебного характера);
- поручение исполнителю «через голову» непосредственного руководителя;
- утаивание информации (особенно в условиях сокращения штатов или реорганизации);
- критика, унижающая достоинство подчиненного;
- сознательное провоцирование конфликтов между подчиненными – управление по принципу «разделяй и властвуй». [9].
Как уже упоминалось ранее, одной из самых важных задач руководителя является прогнозирование конфликтов для их своевременного устранения.
Прогнозирование конфликтов – это обоснованное предположение о предмете, месте, времени и вероятных последствиях конфликта.
Правильное прогнозирование конфликтов должно приводить к созданию социально-психологический условий, которые будут препятствовать возникновению конфликтов.
Управление конфликтом – это деятельность по сознательному вмешательству в конфликтную ситуацию с целью воздействия на процесс и результаты течения конфликтной ситуации.
Рис. 4. Методы разрешения конфликтов
У руководителя любой организации всегда есть несколько очень простых, но при этом очень эффективных методов разрешения конфликтов:
структурные методы связаны с четким определением функциональных обязанностей;
метод координационных механизмов, когда в организации устанавливается система иерархии полномочий и в случае возникновения спорной ситуации, конфликт разрешает вышестоящий начальник;