Файл: Управление рентабельностью организаций гостиничного, ресторанного бизнеса (Рентабельность, как основной показатель эффективности работы предприятия).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 71

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

План на 2015 год по показателю рентабельности продаж перевыполнен на 2,5% , за счет увеличения объема производства (на 0,54%) и повышения цен на продукцию предприятия (на 6,84%). Но рост себестоимости продукции снизил уровень рентабельности на 4,88%, что привело к незначительному приросту показателя рентабельности продаж.

Рентабельность продаж 2016 года по сравнению с плановым значением увеличился на 0,81%. При увеличении уровня рентабельности за счет роста объема продаж на 5,03 и за счет повышении цен на продукцию на 5,42%, этот показатель снижается на 9,63% за счет повышения себестоимости продукции.

Для более полного анализа рентабельности продаж нужно провести факторный анализ по отдельным видам продукции.

Рентабельность продаж колбасных изделий и деликатесов на 2015 год повысилась от плановой величины на 1,22% (18%-16,78%). За счет увеличения отпускных цен рентабельность продаж по колбасным изделиям и полуфабрикатам выросла на 6,47%, но рост затрат на производство продукции снизило рост рентабельности на 5,24%.

По результатам расчетов для 2016 года можно сказать, что из-за повышения цен на колбасные изделия и деликатесы на 15,44 руб.(120,7руб.-105,26руб.) рентабельность продаж этого вида продукции увеличилась на 10,49%. А себестоимость продукции, которая изменилась всего на 0,04руб., существенно не повлияла на изменение рентабельности продаж. Таким образом, отклонение фактического показателя рентабельности продаж колбасных изделий и деликатесов составило 10,46% от плана.

В связи с увеличением цен на продукцию показатель рентабельности на 2015 год вырос на 10,2% (20,07%-9,88%). Рентабельность продаж полуфабрикатов снизилась на 2,3% из-за роста себестоимости продукции. Таким образом, фактическая рентабельность продаж полуфабрикат выросла на 7,9%.

Общее отклонение рентабельности продаж полуфабрикатов на 2016 год составило 4,75%. Причиной отрицательного прироста стало несоответствие темпов увеличения цен на продукцию росту себестоимости полуфабрикат. Рост цен изменил рентабельность на 10,83%, а рост себестоимости – на 15,58%.

Сравнительный анализ хозяйственной деятельности ООО «Усадьба» за 2014 – 2016 гг. показывает:

В 2015 году наблюдается плавный рост всех показателей. Так же в 2015 году увеличились стоимость основных фондов на 40,9% - было приобретено новое оборудование. Значительно увеличилась среднемесячная зарплата одного рабочего на 47%, что говорит о заботе предприятия о благосостоянии его рабочих.

В 2016 году:

1. Выручка от реализации за 2016 год выросла на 78574 тыс.руб. или на 20,4% в том числе за счёт:


- роста объёма продаж в натуральных единицах – на 223 тонн или 5,6%;

- изменения цен – на 20,7%.

2. Затраты на 1 руб. выручки снизились с 82,04 коп до 81,23 коп. или на 1%. Это говорит об относительном снижении затрат на производство и реализацию продукции.

В результате, относительного снижения затрат и роста объёмов продаж прибыль от продаж выросла на 13378 тыс. руб. или на 39%. Рентабельность продукции увеличилась с 10,9% до 12,7%; рентабельность продаж – с 9,7% до 10,3%.

Остальные показатели также выросли.

За счет обновления основных средств возросли производственные мощности на 13,5%

Несмотря на то, что количество работающих осталось на прежнем уровне, увеличилась выработка на 1 работающего на 2391 кг/чел. (12,5%), при этом среднемесячная заработная плата увеличилась на 11 %.

В целом предприятие работает стабильно, постоянно совершенствуя технологию и улучшая условия труда работающих.

Снижение чистой прибыли в 2016 году по сравнению с 2015 годом произошло из-за увеличения величины прочих расходов и постоянных налоговых обязательств. Прочие расходы увеличились из-за внедрения в расчеты с покупателями премий в размере 5% за объем товарооборота и составили 12 013 тыс. руб. При факторном анализе прибыли были выявлены факторы, существенно повлиявшие на величину прибыли: увеличение отпускных цен и себестоимости продукции. За счет увеличения отпускных цен прибыль увеличилась на 33 532 тыс. руб. в 2015 году и на 58 896 тыс. руб. в 2016 году. За счет изменения себестоимости продукции величина прибыли снизилась на 18 751тыс. руб. в 2015 году и на 44 572 тыс. руб. в 2016 году. За счет роста объема производства рентабельность производственной деятельности увеличилась незначительно в 2015 году на 0,64%. В 2016 году рост рентабельности за счет увеличения объема продаж составило 1,12%. Рост объема продаж объясняется увеличением покупательского спроса на продукцию ООО «Усадьба».

Выводы по 2 главе:

Рентабельность продаж 2016 года по сравнению с плановым значением увеличился на 0,81%. При увеличении уровня рентабельности за счет роста объема продаж на 5,03 и за счет повышении цен на продукцию на 5,42%, этот показатель снижается на 9,63% за счет повышения себестоимости продукции.

Таким образом, в целях совершенствования планирования и повышения прибыли и рентабельности рекомендуются разработать мероприятия способные обеспечить:

- повышение эффективности использования ресурсов предприятия;

- совершенствование системы управления оборотными средствами;


- уменьшению ресурсозатрат, ведущее к снижению себестоимости;

- уменьшению остатков нереализованной продукции;

- ускорению оборачиваемости оборотных средств;

- снижению затрат на рубль товарной продукции;

- росту прибыли за счет эффекта масштаба, а не повышения цен на продукцию;

- совершенствование системы управления производством.

Реализация этих мер позволит нарастить объемы получаемой прибыли, уровень рентабельности и, в конечном счете, приведет к повышению эффектности деятельности предприятия в целом.

Глава 3. Предложения по повышению рентабельности предприятия ООО «Усадьба»

3.1 Модернизация оборудования с целью увеличения прибыли и рентабельности предприятия ООО «Усадьба»

Продукция ООО «Усадьба» по вкусу, качеству и ценам не уступает, а во многих случаях и превосходит продукцию других фирм, о чем свидетельствуют результаты проводимых конкурсов, а так же опросы покупателей.

Среднегодовые производственные мощности предприятия в 2016 году составили 5 040 тонн, что явно недостаточно для удовлетворения растущего спроса на выпускаемую продукцию.

С целью ликвидации «узких мест», увеличение объема и ассортимента выпускаемой продукции, повышения конкурентоспособности продукции и фирмы предлагаю модернизировать действующее производство.

Главным вопросом при реконструкции производства является оценка предполагаемой эффективности мероприятий, которая, в свою очередь, зависит от технико-технологической и логистической проработки вопросов:

- наличия и необходимости модернизации логистической инфраструктуры (агрегатов, технологических линий, складов, путей и пр.);

- выбора новой технологии или модернизации существующей;

- выбора состава технологического оборудования;

- проектирования и изготовления специальных устройств.

Источниками финансирования при осуществлении проекта является:


- собственные средства предприятия в размере 14 175 тыс. руб.;

- долгосрочный кредит банка ВТБ24 на приобретение оборудования в размере 39 690 тыс. руб.

Условия кредитования:

- срок кредитования 6 лет;

- процентная ставка составляет 20 %;

- схема погашения кредита – выплата долга равными частями в течении пяти лет при ежемесячном уплате процентов.

Форма участия государства в финансовом обеспечении проекта:

План приобретения оборудования представлен в приложении 4.

Финансирование проекта осуществляется за счет собственных и заемных средств. Собственные средства составили Заемные средства составляют 39 690 тыс. руб. Ставка по кредиту составили 20%. Поскольку финансирование проекта проходить не только за счет собственных средств, но и за счет заемных, то необходимо рассчитать величину финансовых затрат (процентов по кредиту), а также величину возвращаемого кредита по шагам реализации проекта.

В таблице 4 показаны денежные потоки финансирования инвестиционного проекта, финансовых затрат и возврата кредита.

Таблица 4

Денежные потоки финансирования инвестиционного проекта, финансовых затрат и возврата кредита

Элементы инвестиций

Шаги инвестиционного проекта по прогнозируемому периоду

2017

2018

2019

2020

2021

2022

1. Собственные средства

9175

5000

-

-

-

-

2. Кредит банка

10340

29350

-

-

-

-

3. Сумма возвращаемого кредита

-

7938

7938

7938

7938

7938

4. Остаток кредита

10340

31752

23814

15876

7938

0

5. Общая сумма процентов (финансовых затрат)

-

2068

6350

4763

3175

1588

Так как у продукции предприятия разный уровень цен целесообразно рассмотреть план производства дополнительной продукции по номенклатуре (Приложение 3).


Для оценки эффективности инвестиционного проекта составляем таблицу 5, где рассчитываем основные экономические показатели.

Таблица 5

Основные экономические показатели инвестиционного проекта

Показатели

Шаги инвестиционного проекта по прогнозируемому периоду

2017

2018

2019

2020

2021

2022

1. Дополнительная выручка от реализации

16625

44846

60500

79315

100000

122566

1.1. Цена

118,75

128,13

137,50

146,88

156,25

165,63

1.2. Количество

140

350

440

540

640

740

2. Амортизация нового оборудования

1952

5387

5387

5387

5387

5387

Итого приток:

18577

50233

65887

84702

105387

127953

1. Инвестиционные затраты за счет собственных средств

9175

5000

 -

2. Инвестиционные затраты за счет кредита банка

7938

7938

7938

7938

7938

3. Сумма процентов (финансовых затрат)

 -

2068

6350

4763

3175

1588

4. Себестоимость дополнительного объема продаж

10755

28231

37264

48020

59759

72551

4.1. Себестоимость единицы продукции

76,82

80,66

84,69

88,93

93,37

98,04

5. Затраты на маркетинг

250

300

350

400

450

500

6. Налог на прибыль

1174

3323

4647

6259

8048

10003

Итого отток:

21354

46860

56550

67380

79370

92579

Чистый дохода

-2777

3373

9337

17322

26017

35374

Коэффициент дисконтирования

0,847

0,718

0,609

0,516

0,437

0,370

Дисконтированный прирост чистого дохода

-2353

2422

5683

8935

11372

13104

То же, нарастающим итогом

-2353

69

5752

14687

26059

39162