Файл: Управление рентабельностью организаций гостиничного, ресторанного бизнеса (Рентабельность, как основной показатель эффективности работы предприятия).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 65

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Последующий (ретроспективный) анализ прибыли

В зависимости от масштабов деятельности

Анализ прибыли по предприятию в целом

Анализ прибыли по структурному подразделению (центру ответственности)

Анализ прибыли по отдельной операции

В зависимости от объема исследования

Полный анализ прибыли

Тематический анализ прибыли

В зависимости от периода проведения

Предварительный анализ прибыли

Рисунок 1. Основные формы анализа прибыли в зависимости от
целей его проведения в организации[17]

В практике анализа прибыли в зависимости от используемых методов различают следующие основные системы проведения анализа:

  • горизонтальный анализ;
  • вертикальный анализ;
  • сравнительный анализ;
  • анализ рисков;
  • анализ коэффициентов;
  • интегральный анализ[18].

Важнейшей стороной анализа финансовых результатов деятельности коммерческого предприятия является проведения анализа рентабельности.

Величина рентабельности показывает соотношение эффекта с наличными или использованными ресурсами. Анализ рентабельности применяют для оценки деятельности предприятия и как инструмент в инвестиционной политике и ценообразовании.[19]

Не менее важным является маржинальный подход к оценке финансовых результатов деятельности предприятия. Маржинальный подход к оценке финансовых результатов и структуры затрат при данном объеме продаж предполагает разграничение переменных и постоянных затрат на производство и продажу продукции. Признанные коммерческие и управленческие расходы как расходы периода рассматриваются как условно – постоянные расходы. К числу постоянных расходов можно отнести и амортизацию основных средств и прочие общепроизводственные расходы[20]. Корректировка себестоимости и валовой прибыли на сумму амортизации и прочих общепроизводственных расходов позволит приблизить последний показатель к величине маржинального дохода (как разнице между выручкой и переменными затратами).

Это дает возможность оценить динамику таких показателей, как критический объем продаж, операционный рычаг, запас финансовой прочности и делает выводы о рисках хозяйственной деятельности, связанных с нерациональной структурой затрат и последствиями вероятного снижения объема продаж.

Маржинальный доход предприятия позволяет определить предельные показатели финансово – хозяйственной деятельности. Критический объем продаж, операционный рычаг, запас финансовой прочности - это взаимосвязанные показатели. При определенном (критическом) объеме продаж выручка от продажи становится равной совокупным затратам на производство и продажу продукции. Разница между годовым объемом продаж и критическим объемом продаж составляет запас финансовой прочности, который рассматривается как показатель риска. Если снижение объема продаж станет равным запасу финансовой прочности, то финансовый результат будет равен нулю. При снижении объема продаж, превышающем запас прочности, финансовый результат обратиться в убыток. Чем ниже запас прочности, тем выше риск не покрыть постоянные расходы и получить убыток при сокращении объема продаж. Иначе говоря, изменение постоянных расходов не соответствует в этом случае изменению объема продаж, то есть является экономически обоснованным.[21]


В свою очередь операционный рычаг, являясь величиной обратной величине запаса финансовой прочности, свидетельствует об усилении риска, связанного с нерациональной структурой затрат при данном объеме продаж.[22]

Объем продаж и величина прибыли, уровень рентабельности зависят от производственной, снабженческой, сбытовой и коммерческой деятельности организации, иначе говоря, эти показатели характеризуют все стороны хозяйствования. Основными задачами анализа финансовых результатов деятельности организации являются[23]:

  • систематический контроль за выполнением планов продаж продукции (работ, услуг) и получением прибыли;
  • определение влияния как объективных, так и субъективных факторов на объем продаж продукции (работ, услуг) и финансовые результаты;
  • выявление резервов увеличения объема продаж продукции (работ, услуг) и суммы прибыли и рентабельности;
  • оценка работы предприятия по использованию возможностей увеличения объема продаж продукции (работ, услуг), прибыли и рентабельности;
  • разработка мероприятий по использованию выявленных резервов.[24]

Выводы по 1 главе:

Важное значение для обеспечения условий непрестанного роста прибыли и рентабельности имеет качество их планирования. Это сложный и многогранный процесс, который включает у себя глубокий экономический анализ производственных и финансовых показателей за период, который предшествовал плановому периоду, достижение максимальной согласованности с количественными и качественными показателями плана выпуска продукции (выполнение работ, услуг), ее реализации, себестоимости, учета имеющихся резервов увеличения выпуска продукции, снижения расходов, на производство, особенно непродуктивных и позареализацийних расходов и убытков.

Глава 2. Анализ рентабельности предприятия ООО «Усадьба»

2.1 Экономическая характеристика предприятия ООО «Усадьба»

Ресторан «Усадьба» располагается за пределами г. Тольятти, в 20-35 км от основного места жительства целевой аудитории (Автозаводский, Центральный район). Отсутствует общественный транспортный маршрут, непосредственно примыкающий к территории ресторана, стоимость поездки на такси очень завышенная. Следствием чего является отсутствие большой проходимости, спонтанного спроса на продукты и услуги ресторана «Усадьба» случайными гостями. Основная прибыль ресторана планируется из расчета пользования услугами комплекса постоянными частными и корпоративными клиентами.


Данное предприятие является юридическим лицом с моментом его государственной регистрации, обладает обособленным имуществом, имеет самостоятельный баланс, расчетный счет, круглую печать, товарный знак и иные реквизиты.

Предприятие создано с целью получения прибыли от хозяйственной деятельности, которая направлена на удовлетворение спроса населения в общественном питании, и реализации на базе получения прибыли социальных и экономических интересов основателей и членов Общества.

Общее руководство рестораном осуществляется директором ресторана.

Организационная структура предприятия представлена на рисунке 2.

Финансовая деятельность Загородного дома-ресторана «Усадьба» организована в рамках бухгалтерского отдела, работа которого контролируется главным бухгалтером. Организация бухгалтерского учета осуществляется главным бухгалтером.

Функциональные обязанности всех сотрудников ресторана регламентируются должностными инструкциями Загородного дома-ресторана «Усадьба», которые утверждаются директором.

На предприятии общественного питания Загородного дома-ресторана «Усадьба» сложилась линейно-функциональная структура управления. Линейно-функциональная структура образуется в результате построения аппарата управления только из взаимоподчиненных органов в виде иерархической лестницы.

Загородный дом-ресторан «Усадьба»

Директор

Бухгалтер-

Заведующий производством

Заместитель директора

Инженер механик

Администратор

Бригадир поваров

Менеджеры

Повара

Официанты

Подсобные кухонные рабочие

Гардеробщица

Мойшики

Уборщицы

Кладовщики

Экспедиторы

Грузчики

Рисунок 2. Организационная структура Загородного дома-ресторана «Усадьба»

Результаты работы каждого предприятия отражены в технико-экономических показателях. Результаты работы ООО «Усадьба» представлены в таблице 1.

Таблица 1

Технико-экономические показатели ООО «Усадьба»

за 2014-2016 гг.

Показатели

Ед. изм.

2014г

2015г

Откл. 2015 от 2014

Прир. в % к 2014 – 100%

2016г

Откл. 2016 от 2015

Прир. в % к 2015 – 100%

1. Выручка от реализации (без НДС)

тыс. руб.

338862

384161

45299

13,4

462735

78574

20,4

2. Объём продаж

тонн

3830

3943

113

2,9

4166

223

5,6

3. Средняя стоимость единицы продукции

руб.

88,48

96,94

8,46

9,6

111,07

19,06

20,7

4. Полная себестоимость реализованной продукции

тыс. руб.

286472

315171

28699

10

375887

60716

19,3

5. Затраты на 1 рубль выручки (4/1)

коп.

84,54

82,04

-2,5

-3

81,23

-0,81

-1

6. Прибыль от продаж

тыс. руб.

31333

34303

2970

9,5

47681

13378

39

7. Рентабельность продаж (6/1)

%

9,2

8,9

-0,3

-3,3

10,3

1,5

6,2

8. Рентабельность продукции (6/4)

%

10,9

10,9

0

0

12,7

1,8

16,5

9. Чистая прибыль

тыс. руб.

19618

20503

885

4,5

19293

-1210

-5,9

10. Произ-нные мощности

Тн в год

4110

4440

330

8

5040

600

13,5

11. Стоимость основных фондов

тыс. руб.

16944

23877

6933

40,9

41457

17580

73,6

12. Среднесписочная численность работающих

чел.

219

233

14

6,4

235

2

0,9

13. Выработка на одного работающего

Кг на чел.

18767

19056

289

1,5

21447

2391

12,5

14. Среднемесячная зарплата одного рабочего

руб.

7214

10602

3388

47

11773

1171

11


Сравнительный анализ хозяйственной деятельности ООО «Усадьба» за 2014 – 2016 гг. показывает:

В 2015 году наблюдается плавный рост всех показателей. Так же в 2015 году увеличились стоимость основных фондов на 40,9% - было приобретено новое оборудование. Значительно увеличилась среднемесячная зарплата одного рабочего на 47%, что говорит о заботе предприятия о благосостоянии его рабочих.

В 2016 году:

1. Выручка от реализации за 2016 год выросла на 78574 тыс.руб. или на 20,4% в том числе за счёт:

- роста объёма продаж в натуральных единицах – на 223 тонн или 5,6%;

- изменения цен – на 20,7%.

2. Затраты на 1 руб. выручки снизились с 82,04 коп до 81,23 коп. или на 1%. Это говорит об относительном снижении затрат на производство и реализацию продукции.

В результате, относительного снижения затрат и роста объёмов продаж прибыль от продаж выросла на 13378 тыс. руб. или на 39%. Рентабельность продукции увеличилась с 10,9% до 12,7%; рентабельность продаж – с 9,7% до 10,3%.

Остальные показатели также выросли.

За счет обновления основных средств возросли производственные мощности на 13,5%

Несмотря на то, что количество работающих осталось на прежнем уровне, увеличилась выработка на 1 работающего на 2391 кг/чел. (12,5%), при этом среднемесячная заработная плата увеличилась на 11 %.

В целом предприятие работает стабильно, постоянно совершенствуя технологию и улучшая условия труда работающих.

2.2 Анализ планирования рентабельности предприятия ООО «Усадьба»

В 2015 году наблюдается незначительное снижение показателя рентабельности производственной деятельности. По результатам расчетов можно сказать, что рентабельность производственной деятельности в 2016 году с использованием в расчетах прибыли от реализации растет на 1,8% (12,68% - 10,88%) к 2015 году. А при использовании в расчетах чистой прибыли, которая снизилась в 2016 году, мы наблюдаем снижение рентабельности на 1,37% (5,13% - 6,5%).

Для дальнейшего анализа влияния различных факторов на рентабельность производственной деятельности используем методику факторного анализа.

Исходные данные для факторного анализа рентабельности производственной деятельности 2015 года представлены в таблице 2, для 2016 года – в таблице 3.

За счет роста объема производства рентабельность производственной деятельности увеличилась незначительно в 2015 году на 0,64%. В 2016 году рост рентабельности за счет увеличения объема продаж составило 1,12%. Рост объема продаж объясняется увеличением покупательского спроса на продукцию ООО «Усадьба».


Таблица 2

Исходные данные для факторного анализа рентабельности по отдельным видам продукции за 2015 год (в шт.)

Наименование

2015 год

План

Факт

Цена за единицу

Себестоимость единицы

Цена за единицу

Себестоимость единицы

Колбасные изделия и копчености

97,08

80,79

105,26

86,31

Полуфабрикаты

64,5

58,13

72,73

59,8

Рентабельность производственной деятельности за счет увеличения себестоимости продукции снизилась на 7,71% в 2015 году, в 2016 – на 16,56%, что привело к снижению общего уровня рентабельности. В 2016 году из-за увеличения объема продаж увеличилась себестоимость произведенной продукции, так же резко увеличились общехозяйственные и общепроизводственные затраты.

Таблица 3

Исходные данные для факторного анализа рентабельности по отдельным видам продукции на 2016 год (в шт.)

Наименование

2016 год

План

Факт

Цена за единицу

Себестоимость единицы

Цена за единицу

Себестоимость единицы

Колбасные изделия и копчености

105,26

86,31

120,7

86,35

Полуфабрикаты

72,73

59,8

83,76

72,85

В 2015 году показатель рентабельности продаж незначительно снизился по сравнению с 2014 годом. По результатам расчетов можно сказать, что показатель рентабельности продаж, при использовании в расчетах показателя прибыли от продаж, вырос в 2016 году на 1,37% (10,3%-8,93%), что говорит о положительной динамике изменения рассчитываемого показателя. Но при использовании в расчетах показателя чистой прибыли, мы наблюдаем отрицательную динамику – показатель рентабельности продаж снизился на 1,17% (4,17%-5,34%).

В 2016 году себестоимость продаж значительно больше повлияло на изменение показателя рентабельности продаж, чем в 2015 году. Столь значительный рост вызван увеличением объема производства, заработной платы рабочих и общехозяйственными и общепроизводственными расходами.