Файл: Публичная власть (ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПУБЛИЧНОЙ ВЛАСТИ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 78

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Во втором трактате Джон Локк рассуждает о происхождении и сущности государства: изначально все люди были свободны и равны. Проблема совместного существования людей, по мнению Локка, появляется там, где начинают пересекаться естественные права человека.[18]

Естественное право по Локку – это состояние полной свободы в отношении действий людей и в отношении распоряжения своим имуществом и личностью в соответствии с тем, что они считают подходящим для себя в границах закона природы, не спрашивая разрешения у какого-либо другого лица.[19]

Благодаря идеям Джона Локка политическая власть получила деление на судебную, законодательную и исполнительную. Такое деление власти находит отражение в современных государственных аппаратах (Российская Федерация).

Франко-Швейцарский философ Жан Жак Руссо в своей книге «Об общественном договоре», вышедшей в 1762 году, обратился к зарождению принципов легитимной власти. Сам общественный договор, по мнению Руссо, включает в себя частичный отказ человека (гражданина) от своих суверенных прав в пользу государства в целях обеспечения своих интересов через государство.[20]

В отличие от идей Гоббса, частичный отказ от суверенных прав в пользу государства должен быть осуществлён благодаря личной выгоде индивидуума, а не в объединении для выживания, как в Левиафане.

Немецкие социологи и философы Карл Маркс и Фридрих Энгельс позволили взглянуть на государство под экономическим углом. В труде «Капитал» 1867 года изложены процессы течения капитализма, как и его неминуемое завершение. В будущем Маркс и Энгельс видели идеи социализма

Капитализм – это экономическая система производства и распределения благ, основанная на частной собственности, юридическом равенстве и свободе предпринимательства.[21] Основным критерием для принятия экономических и политических решений становится стремление увеличить капитал – увеличить прибыль.

Социализм – это ряд экономических и социальных систем, характеризующихся государственным и общественным контролем над экономикой, средствами производства и распределением ресурсов.[22] Важно отметить государственную роль при социализме – здесь на передний план выходит социальное и экономическое благополучие население, а не стремление увеличить капитал.

Идеи Маркса и Энгельса заключались в отказе от жестких методов эксплуатации человеческого труда, в создании и активной деятельности профсоюзов, в наличии всеобщего избирательного права, в разработке систем социальных гарантий.


Безусловно, данные идеи имели своё влияние на развитие следующего и последнего на сегодняшний день социально-политического режима демократии. Демократия – это политический режим, в основе которого лежит метод коллективного принятия решений с равным воздействием участников на исход процесса или на его существенные стадии.[23] Как соотносятся государственная и публичная власть, мы рассмотрим в следующем параграфе.

Терминология, виды, функции и структура публичной власти

Рассмотрев идеи появления власти и её проявлений, нам необходимо выделить основной терминологический аппарат. Рассуждения относительно темы нашего исследования – публичной власти, появлялись ещё в теории Маркса и Энгельса относительно цикличности экономических стадий: неизбежность протекания и завершения капитализма и расцвет социализма.

Согласно теории Маркса и Энгельса, публичная власть – это один из важнейших признаков государства, специфическая разновидность общественно-принудительной власти.[24]

Появление публичной власти следовало за расколом общества на антагонистические социальные классы, и сменила действовавшую в первобытном строе общественную власть. В первобытнообщинном строе общественная власть служила интересам всех участников общества. На сегодняшний день публичная власть отвечает интересам определённого круга лиц (класс, избранники народа, стоящие у аппарата управления государством).

Публичная власть (public power, от лат. Publicus – общественный) – это власть (в присутствии публики), открытая народу и его осуждениям, общественная по характеру, не частная, вовлекающая в управление широкие круги населения.[25]

В данной версии определения публичной власти представлена этимология фразы, а также социальный угол обзора на данный термин.

Получается, что в социальном контексте публичная власть – это открытая, прозрачная система управления государственными делами, которая может быть раскритикована народом.Стоит отметить, что в некоторых словарях термин публичной власти соотносят с аппаратом управления вместе с особыми отрядами вооруженных людей.[26]

Исходя из данных вариантов определения публичной власти, мы сформируем наиболее широкое понятие, вбирающее в уже себя рассмотренные нами особенности термина:

Публичная власть – это власть, выделенная из общества и не совпадающая с населением страны или государства, являющаяся одним из признаков, отличающих государство от общественного строя. Противопоставляется общественной власть – власти общества, имеет военную поддержку и выполняет ряд функций, способствующий целям государства.[27]


Публичная власть может представлять собой различное управление обществом:

Схема 1. Виды публичной власти[28]

Публичная власть

Международное публичное управление

Публичное управление в муниципальных образованиях

Особое управление в субъектах федерации и автономиях

Публичное государственное управление

Международное публичное управление осуществляется органами, созданными мировым сообществом или региональным международным объединением: органы ООН – Совет Безопасности и Генеральная Ассамблея.

Публичное государственное управление является наиболее распространённым типом публичной власти: осуществляется в пределах организации общества на государственном уровне. На сегодняшний день в мире насчитывается более двухсот государств.[29]

Публичное управление в муниципальных образованиях и особое управление в субъектах Федерации и автономии являются подвидами государственного типа публичной власти. Муниципальные образования, субъекты Федерации, а также автономии могут осуществлять часть публичной власти самостоятельно, но в рамках единой концепции своего государства.

Выделение публичной власти в качестве особой самостоятельной - не синонимичной государственной – власти продиктовано необходимостью адекватного обозначения правомочий органов, активно влияющих на развитие социальной системы в направлении поиска компромисса интересов личности, общества и государства, одновременного учета всеобщих политических интересов и духовных запросов отдельной личности.[30]

Отличия публичной и государственной власти можно заключить в различии субъектного состава, который значительно шире у публичной власти, по сравнению с государственной.

Наиболее полно анализ функций в системе государственного управления представлен в административно-правовой науке, в которой уделялось пристальное внимание данной категории, начиная с 50-х г. прошлого века.

Схема 2. Функции публичной власти (диктатура)[31]

Публичная власть

Управление обществом

Подчинение

Организация общества

К функции подчинения можно отнести контроль за исполнением государственной воли, сохранение и поддержание порядка в государстве, в том числе подавление сопротивления других социальных классов.


Функция организации общества представляет собой комплекс мероприятий, сформированных аппаратом управления, направляющих деятельность народа: к ней относится трудовая деятельность.

Управление обществом осуществляется исходя из интересов правящего класса: экономические, политические, духовные интересы.

Таким образом, основными функциями публичной власти при капиталистическом политическом режиме становится диктатура, строгое подчинение и выполнение нормативных показателей, что исторически мы можем подтвердить примером СССР.[32]

Схема 3. Функции публичной власти (социальные свободы, демократия)[33]

Публичная власть

Охрана общественного порядка

Обеспечение национальной безопасности

Функция социального обеспечения

Экологическая функция

Защита прав и свобод гражданина

Рассмотрим функции публичной власти на фоне социалистического и демократического политических режимов. Обеспечение национальной безопасности является важнейшим признаком заинтересованности государства в делах мировой безопасности.[34] В качестве примера можно привести участие в международных переговорах по сохранению мира.

Экологическая функция включает в себя заботу о природе не только в пределах своей страны, но и во всём мире. Особенно острой проблема экологии становится в начале XXI века.

Защита прав и свобод гражданина, как своего государства, так и гражданина любого другого государства с юридической точки зрения – важный атрибут современной демократической страны. В целях его обеспечения, главами стран подписываются международные соглашения о соблюдении прав и свобод человека (вне зависимости от национальной, гражданской принадлежности).

Функция социального обеспечения гарантирует государственную поддержку различных слоев населения, в том числе и не дееспособных. В качестве примера можно привести пособия для инвалидов, социальную помощь многодетным семьям, льготы пенсионерам, ветеранам и детям войны.[35]

Охрана общественного порядка: государство задействует военный потенциал для предотвращения или устранения общественных волнений, погромов, бунтов, мятежей.[36] Данная функция вызывает большие споры в обществе относительно ущемления прав граждан выражать своё мнение относительно политических решений в стране.


Проанализировав функции публичной власти, мы приходим к следующим выводам: во-первых, функции публичной власти зависят от политического режима конкретного государства. Во-вторых: функция публичной власти характеризует внешнюю сторону ее деятельности, направление систематического и целенаправленного воздействия на социальную среду для достижения поставленных целей в соответствии с предоставленными полномочиями.[37]

Для более детального анализа публичной власти рассмотрим её структурные элементы:

Схема 4. Структура публичной власти[38]

Структура публичной власти

Объект власти

Субъект власти

Содержание властеотношений

Политический режим

Ресурсы власти

Субъекты власти – это носители государственной власти, те, кому может принадлежать государственная власть.[39] Обычно в качестве субъектов государственной власти называют социальные или национальные общности, классы или народ в целом, т.е. тех, чью волю, чью интересы выражает в данный момент государство. Вместе с тем иногда в качестве субъектов государственной власти рассматривают или государство в целом, или его органы.

Объекты власти – это подвластные, те, в отношении кого осуществляется государственная власть.[40] К объектам власти обычно относят отдельных индивидов, их объединения (организации), социальные и национальные общности, классы, народ в целом.

Властеотношения – это отношения, которые возникают между субъектом и объектами власти в процессе ее осуществления, реализации.[41] Такие отношения выражаются в том, что, с одной стороны, имеет место проявление воли субъекта власти вплоть до ее навязывания объектам власти, а, с другой, подчинение объектов власти субъекту власти.

Средства осуществления власти – это то, на что опирается государственная власть в процессе своего функционирования, то, с помощью чего она реализуется, претворяется в жизнь.[42]

Методы осуществления власти – это те приемы, которые использует государственная власть в целях подчинения своей воле поведение и деятельность подвластных.[43] Традиционно государственная власть использует два основных метода – метод убеждения и метод принуждения, как правило, сочетая их.