Файл: Публичная власть (ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПУБЛИЧНОЙ ВЛАСТИ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 73

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Изучение способов воздействия на человеческое общество занимало лучшие умы человечества. История богата опытом воздействия на человеческое общество, задача исследователей сегодня состоит в том, чтобы проанализировать, как именно мы, люди, пришли к текущим формам правления и к государству как к таковому.

Интересным этапом также является путь развития власти от единоличной до публичной, ведь изначально народ практически не имел возможности влиять на направление политических отношений, даже при возникновении конфликтов на внешнем и внутреннем уровнях.

Война является самым острым проявлением конфликта на политическом уровне. Помимо негативных сторон войны, стоит заметить, что именно последствия войны открыли дверь новым течениям в политическом мире, одно из которых – демократия.

Публичная власть становится объектом для изучения не только с точки зрения политики. В нашем исследовании важно осветить междисциплинарность подходов к изучению публичной власти. При изучении публичной власти важно учитывать социальный, экономический и культурный аспект.

Актуальность данной курсовой работы заключается в повышенном интересе не только исследователей, но и народа в проявлениях и возможностей осуществления публичной власти. С точки зрения народа, важно понимание, каким образом работает такой тип публичной власти, как государственная власть. С точки зрения исследования, важно отследить, как именно образовалась публичная власть, и какие формы она может иметь.

Объектом исследования в таком случае становится сама публичная власть. А предметом исследования можно выделить государственную власть как основной тип публичной власти.

Цель курсовой работы заключается в изучении практических особенностей проявления публичной власти и проведение сравнительного анализа таких проявлений.

Для выполнения поставленной цели нам необходимо сформулировать задачи, которые будут выполняться в ходе курсовой работы:

  1. Выделение предпосылок к возникновению публичной власти;
  2. Рассмотрение ключевых идей мыслителей и философов о власти, в частности – публичной;
  3. Изучение терминологии, видов, функций и структуры публичной власти;
  4. Схематичное представление форм осуществления и механизмов публичной власти;
  5. Практический взгляд на аппараты осуществления публичной власти;
  6. Разбор осуществления публичной власти на примере Российской Федерации.

Исследовательская работа базировалась на монографиях профессоров Мамычева А.Ю. и Авакьяна С.А., а также на учебных материалах авторов Бабаева В.К., Лазарева В.В., Марченко М.Н., Тихомировой Л.В. и Тихомирова М.Ю.

Согласно данным задачам и поставленной цели исследования была построена основная часть курсовой работы: состоит из двух глав и находится на 38 страницах.

Методологический подход к изучению материала был использован в следующем: описательный метод, сопоставление фактов, аналитический подход, сравнительный анализ, схематичное изложение данных.

ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПУБЛИЧНОЙ ВЛАСТИ

    1. Предпосылки к возникновению и подходы к изучению публичной власти

Человек с момента его становления как индивидуума всегда стремился к выживанию. Привычный род деятельности человека в первобытное время – это охота, собирательство и охрана потомства. Совмещение данных занятий без риска для жизни было невозможным. В целях выживания человек стал стремиться создавать человеческое общество, которое вначале было основано на кровном родстве.[1]

Со временем человеческое общество расширялось: семьи объединялись, основываясь на том же кровном родстве, а также имело место быть насильственное присоединение одной родовой общины к другой (война за территорию, добычу). Родовые общины, племена и племенные союзы, а вследствие и города – всех объединяет вопрос управления человеческим обществом.[2]

Управление человеческим обществом как целостным организмом, требует определённых знаний и подходов. Богатый опыт политического и государственного управления позволяет нам отследить историю появления публичной власти. В данной части нашего исследования мы рассмотрим наиболее значимые теории управления человеческим обществом.

При рассмотрении управления человеческим обществом необходимо определить понятие «власть», в общем смысле - это способность и возможность оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью определённых инструментов.[3] К инструментам проявления власти можно отнести авторитет, силу (насилие), право, волю.


Управление обществом обязательно осуществляется с помощью власти, с течением времени меняются только инструменты применения власти – от грубого насилия или подчинения на правах кровного родства, до авторитетной власти.

С момента появления первого государства, по историческим данным это цивилизация шумеров в конце IVв. до н. э.,[4] важными элементами в формировании человеческого общества становятся отношения между государством – аппаратом управления и народом, иными словами отношения внутри государства.

Рост числа государств (города-государства Верхнего и Нижнего Египта, Финикия, Троя, Вавилонское царство и другие) даёт широкое поле для накопления опыта управления общественными отношениями уже между государствами – внешнее политическое поле.

В нашем исследовании данные типы отношений – внутренние и внешние, будут обобщены в термин политика.

Политика – (от греческого politika – государственные или общественные дела, polis – государство) это сфера деятельности, связанная с отношениями между классами, нациями и иными социальными группами, ядром которой является проблема завоевания, удержания и использования государственной власти на внутреннем и внешнем уровне.[5] Важным функционалом политики является участие в делах государства, выделение форм и задач, способствующих управлению государством.

Данное определение выбрано для нашей курсовой работы, так как оно наиболее полно отражает сущность управления государством – это как сохранение взаимодействий внутри государства, так и использование, удержание государственной власти.

Государство – это организация политической власти, осуществляющая управление обществом и обеспечивающая в нем порядок и стабильность.[6]

Таким образом, мы заключаем, что политика это вектор, который задаёт направление государственной деятельности, а государство – это аппарат управления, который исполняет основные политические позиции.

Государство это не единственная форма осуществления публичной власти, но наиболее широко используемая. По этой причине, в нашем исследовании часто будут приводиться примеры управления и становления именно государственного управления.

Внутренние и внешние отношения в государстве формируются вокруг следующих сфер: политическая, экономическая, социальная, культурная (или духовная).[7] Политика каждого отдельно взятого государства должна выстраивать отношения, учитывая особенности взаимодействия каждой из представленных сфер.


Возвращаясь к истокам возникновения государства, рассмотрим несколько суждений в диалоге Платона (427-347 до н э). Интересным суждением становятся мысли о разделении человеческого труда, так как максимальная польза человека может быть тогда, когда он занят своим ремеслом.[8]

Действительно, с развитием общества человеческий труд становится важным экономическим ресурсом, которым делятся между собой государства, из-за которого возникает немало конфликтов (рабство, ущемление прав человека).

Человеческий труд, земля, капитал, предпринимательские способности и информация являются факторами производства и играют в экономике любого государства важнейшую роль.[9]

Также важным заключением диалога Платона «Государство» является разделение народа в государстве на сословия: высшее сословие, сословие стражей и сословие прочих граждан.

К высшему сословию по Платону можно отнести только мудрецов (философы, стоящие в управлении государством). К сословию стражей по Платону можно отнести воинов, задача которых состоит в отстаивании внутренней и внешней безопасности государства. К сословию прочих Платон относит ремесленников, крестьян, дельцов, в чьи задачи входит снабжение государства всем необходимым для существования.[10]

Идея об условном разделении общества в рамках государства на сословия оказалась весьма жизнеспособной, не смотря на то, что предложенные Платоном сословия не нашли фактического применения.

Идеальное государство Платона критикует его ученик – древнегреческий философ Аристотель (384-322 в до н.э.): он отстаивает необходимость сохранения частной собственности и семьи в государстве. Эта ключевая идея находит своё применение в современной политике: на сегодняшний день без частной собственности невозможно представить развитых государств.

Частная собственность сегодня – это форма собственности, означающая абсолютное, защищённое законом право гражданина или юридического лица на конкретное имущество, включая средства производства.[11]

В трактате Аристотеля о государстве также рассмотрены следующие проблемы: семьи, как ячейки общества, проблемы рабства, проблемы определения государства, а также формы его проявления и целей. Власть, по мнению Аристотеля, должна принадлежать тем, у кого есть вооружение.[12]

Острота рассмотренных Аристотелем проблем становится отправной точкой в формировании публичной власти – темой исследования данной курсовой работы.


Помимо рассмотренных нами проблем, возникающих в процессе управления государством, итальянским мыслителем и философом Никколо Макиавелли в 1532 году в трактате «Государь» выделяет проблему удержания власти. По форме правления государство может делиться на республики и монархии. Единство страны у Макиавелли образуют язык, нравы и обычаи. В качестве способов прихода и удержания власти Макиавелли предлагает оружие, силу и насилие.[13]

Вопрос войны возникает при желании одного государства (или иной формы публичной власти) расширить свои границы, усилить влияние внутри страны, а также закрепить авторитет на мировой арене. Война может произойти не только с внешними акторами (по типу государство – государство), но и с внутренними (государство – народ, народ – народ). Задача правителей у Макиавелли заключается в том, чтобы быть успешным во внешней войне и не допускать внутренней.[14]

Подходы Макиавелли к идеальному государю стали наглядным пособием для правителей XVI в. В наше время также можно найти последователей авторитарного правления (монархии – Ватикан, Дания, Норвегия), но основные идеи Никколо вытеснили права и свобода граждан.

У английского философа Томаса Гоббса, в работе Левиафан 1651 года, государство рассмотрено как смертное божество. Согласно Левиафану, предлагается теория возникновения государства как естественное состояние людей «война всех против всех». В постоянном противоборстве всех против всех, людям, в целях выживания, приходится отказаться от естественных прав и заключить негласный общественный договор, в котором государство становится обладателем всех прав.[15]

Идея Гоббса о войне всех против всех находит отражение в формировании коалиций, содружеств государств, так как перманентное состояние войны не способно плодотворно повлиять на внутренние и международные процессы.

В противовес Аристотелю, Гоббс описывал, что именно частная собственность является проблемой в отношениях между людьми, и только отказ от частной собственности сможет привести к мирному существованию.[16] Данное суждение не нашло применения в текущей политической картине мира.

Английский философ Джон Локк в 1690 году представил вниманию работу «Два трактата о правлении», в которой основными идеями становится цивилизованная форма правления. В первом трактате Локк подвергает основы деспотичной монархии: власть монарха санкционирована Богом; власть передаётся из поколения в поколение; мир – собственность Бога.[17]