Файл: Публичная власть (ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПУБЛИЧНОЙ ВЛАСТИ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 76

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Метод убеждения основан на использовании идейно-нравственных средств воздействия на поведение человека. Он предлагает целенаправленную культурно-воспитательную работу, связанную с разъяснением государственной политики, идеологическую обработку населения, другие приемы привлечения подвластных людей на свою сторону.

Метод принуждения связан с психологическим, материальным или физическим воздействием государственных органов и должностных лиц на поведение людей с целью заставить их действовать по воле властвующих субъектов.[44]

Формы осуществления и механизмы публичной власти

В предыдущем параграфе мы затронули методы осуществления публичной власти, необходимо раскрыть необходимость и сущность методов убеждения и принуждения.

Таблица 1. Характеристика форм осуществления публичной власти

Метод осуществления публичной власти

Характеристика

Убеждение

Принцип: механизм убеждений включает совокупности идеологических, социально-психологических средств и форм воздействия на индивидуальное или групповое сознание[45]

Результат: усвоение и принятие индивидом, коллективом определённых (навязанных) социальных ценностей.

Принуждение

Принцип: государственное принуждение ограничивает свободу человека, ставит в такое положение, когда у него нет выбора, кроме варианта, предложенного или даже навязанного властью[46]. Результат: подавляются, тормозятся интересы и мотивы антисоциального поведения, принудительно снимаются противоречия между общей и индивидуальной волей, стимулируется общественно полезное поведение.[47]

В данной таблице мы наблюдаем разницу подходов в соответствии с целями государства: чем выше уровень правовой организации государственного принуждения, тем он в большей мере выполняет функции позитивного фактора развития общества.[48] При этом в меньшей степени выражает произвол и своеволие носителей государственной власти. В правовом и демократическом государстве государственное принуждение может быть только правовым. Различные методы осуществления государственной власти напрямую связаны с механизм государства.

К механизму государства, как части правовой власти, можно отнести систему государственных организаций, с помощью которых осуществляется государственная власть, а также обеспечивается государственное руководство обществом.[49]


Рис. 1. Механизм государства как основного типа публичной власти

К государственным учреждениям можно отнести государственные организации, которые могут осуществлять практическую деятельность по выполнению функций государства в различных сферах: экономической, социальной, культурной и другие.[50]

Государственный аппарат заключает в себе систему всех наделённых властными полномочиями органов государства, созданных с целью решения поставленных перед ними задач и осуществления функций.

Государственные предприятия создаются в целях осуществления хозяйственной деятельности для производства продукции, выполнения различного рода работ, а также оказания многочисленных услуг для удовлетворения потребностей общественного характера.[51]

Каждый механизм управления представляет собой самостоятельное, звено государственного аппарата, создаваемое государством в целях осуществления определенного вида государственной деятельности с соответствующей компетенцией и опирающееся в процессе реализации на организационную, материальную и принудительную силу государства.[52]

Существуют также основные формы осуществления государственной власти:

Таблица 2. Формы осуществления государственной власти[53]

Формы осуществления государственной власти

Характеристика

Правотворческая (законодательная)

Направлена на разработку и издание нормативно-правовых актов

Правоисполнительная (исполнительная)

Форма властной деятельности органов государства по реализации норм права

Правоохранительная (судебная)

Форма правовой деятельности государства, обеспечивающая соблюдение правовых норм

Согласно представленным в таблице 2 формам осуществления государственной власти, закон и его исполнение становятся задачей номер один в государственном управлении.

Выделим основные признаки, характеризующие понятие органов государства:[54]

  • Осуществляют от имени государства основные задачи и функции посредством соответствующего вида деятельности в порученной области;
  • Обладают властными полномочиями;
  • Имеют соответствующую компетенцию (совокупность закрепленных задач, функций, прав и обязанностей);
  • Наличие определённой структуры;
  • Территориальный масштаб деятельности.

Наделение государственных органов полномочиями государственно-властного характера является наиболее существенным признаком государственного органа.[55] В совокупности с другими признаками он позволяет провести достаточно четкое различие между государственными органами, с одной стороны, и государственными организациями (предприятиями и учреждениями), а также негосударственными органами и организациями с другой стороны.[56]

Основное свойство государственного органа, качественно его характеризующее, заключается в том, что он может издавать юридические акты, обязательные для исполнения теми, кому они адресованы, применять меры принуждения, убеждения, поощрения для обеспечения требований этих актов, осуществлять надзор за их реализацией.[57]

В завершении первой главы хотелось бы отметить основные выводы: исторически человек всегда искал способ выжить. Осознав, что коалицией людей жить гораздо безопасней, появились первые человеческие общества. Управление таким обществом всегда занимало лучшие умы человечества (мы рассмотрели предложения об идеальном государстве Платона, Аристотеля, а также идеального Государя Макиавелли). Гоббс рассматривал идею войны всех против всех, в то время как Джон Локк стал основоположником разделительных ветвей власти.

Мы узнали, что публичная власть в зависимости от политического режима может выполнять различные функции (капитализм или социализм). А также определили, что государственная власть является самым частым типом публичной власти.

ГЛАВА 2. ПРАКТИКА ПУБЛИЧНОЙ ВЛАСТИ В РОССИИ И ЗАРУБЕЖОМ

2.1 Аппараты осуществления публичной власти

В данной курсовой работе мы рассмотрели понятие, структуру, формы осуществления публичной власти. На примере нескольких стран мы рассмотрим осуществление государственной власти, как наиболее распространённого типа публичной власти.

Согласно проанализированным источникам, указанным в списке литературы, организация государственной власти у субъектов федерации в большинстве стран аналогична той, которая осуществляется на федеральном уровне. Субъекты федерации могут иметь собственные законодательные, исполнительные и судебные (в ряде стран) органы.


Для анализа зарубежных форм осуществления публичной власти нам необходимо разобрать основные формы правления, представленные на рисунке 2.

Рис. 2 Формы правления государственной власти[58]

Форма правления (аппарат правления) – это порядок образования и структура высших органов государственной власти и распределение компетенций между ними.[59]Согласно представленным в рисунке 2 формам правления, можно найти и проанализировать наиболее ключевые формы правления на сегодняшний день.

Начнем мы наш анализ с монархии – это форма правления или государственного устройства, при котором верховная государственная власть частично или полностью принадлежит одному лицу (монарху).[60] Монарх занимает должность главы государства и носит соответствующий титул пожизненно. Монархия сегодня сохранилась в 44 странах мира: Великобритания, Норвегия, Швеция, Дания, Иордания, Марокко, Саудовская Аравия и другие.

Относительно публичной власти абсолютная монархия является её главным антагонистом – это политический режим, при котором вся власть сосредоточена в руках монарха единолично и без ограничений. Примерами абсолютной монархии могут быть Ватикан и Королевство Саудовской Аравии.

Сословно-представительская монархия отвечает политическим, культурным и экономическим интересам заинтересованного круга лиц.

Сословно-представительная монархия

Абсолютная монархия

Монарх делит власть со специальным органом, состоящим из представителей определенных сословий.

Единоличная власть монарха с опорой на армию и бюрократический аппарат (чиновников, назначенных по принципу преданности монарху).

Монарх не вправе принимать государственные решения без согласия представительного органа.

На принимаемые монархом решения никто и ничто не влияет, хотя он может учитывать интересы определенных сословий.

Соблюдаются права граждан внутри своих сословий, монарх не может наказывать неугодных по своему усмотрению.

Монарх может отправить в опалу любого неугодного без суда и следствия.

Рис.3 Сравнительная характеристика сословно-представительской и абсолютной монархии.

К примерам сословно-представительной монархии можно отнести Чехию и Хорватию (Сабор).


К ограниченной монархии можно отнести два типа – дуалистическая и парламентская. В дуалистической монархии при монархе остаются обширные полномочия (принимает законы, право вето, право роспуска законодательного органа, формирование органов исполнительной власти).[61] Примерами дуалистической монархии служат Монако, Лихтенштейн, Иордания.

В парламентской монархии монарх выполняет лишь представительскую (символическую) функцию, а основная власть сосредоточена у правительства и парламента.[62] Примеры стран с парламентской монархией: Великобритания, Дания, Бельгия, Япония.

Теперь перейдём к рассмотрению отличительных особенностей республиканской формы правления. В президентской форме правления значительная роль в системе взаимодействия государственных органов отводится президенту.[63] Президент выбирается либо прямым всенародным голосованием, либо голосованием членов думы. Законодательная власть находится в руках парламента. Примеры президентской республики: США, Турция, Бразилия.

Соответственно, в парламентской республике центральную роль исполняет парламент. Правительство при такой форме правления отвечает только перед парламентом. Парламентская республика формирует правительство из депутатов партий, обладающих большинством голосов в парламенте. Примеры правительственной республики: Швейцария, Ботсвана, Мьянма, Суринам.

При смешанной форме правления властные взаимоотношения между парламентом и президентом находятся в балансе. Парламент при смешанной республике имеет право вынести вотум недоверия правительству, а с другой стороны президент имеет право распустить парламент и начать внеочередные выборы. Примеры смешанной формы правления: Российская Федерация, Украина, Румыния, Франция.

Важным аспектом рассмотрения осуществления публичной власти за рубежом является способ взаимодействия между органами государственной власти и местным самоуправлением.

Схема 5. Основные модели взаимодействия между государственными органами и органами местного самоуправления[64]

Смешанная модель

(Российская Федерация)

Континентальная модель

(Франция, Латинская Америка, Африка)

Англосаксонская модель

(Великобритания, США, Австралия)

  • отсутствием прямого подчинения органов местного самоуправления органам государственной власти;
  • высокая степень децентрализации управления:
  • отсутствием на местах представителей центральной власти.
  • Отсутствие или наличие прямого подчинения органов местного самоуправления органам государственной власти;
  • высокая степень (или полное отсустсвие) децентрализации управления:
  • отсутствием на местах представителей центральной власти.