Файл: Публичная власть (ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПУБЛИЧНОЙ ВЛАСТИ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 79

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Англосаксонская модель

  • наличие прямого подчинения органов местного самоуправления органам государственной власти;
  • отсутствие децентрализации управления:
  • присутствие на местах представителей центральной власти.

Современная политическая картина мира практически не включает в себя описанные в схеме 5 модели взаимодействия в чистом виде. Можно с уверенностью сказать, что в мире преобладает смешанная модель взаимодействия между государственными органами и органами местного самоуправления.

В государствах с президентской формой правления главы субъектов федерации избираются населением, в парламентарных странах глава субъекта федерации и (или) его исполнительной власти избираются или назначаются парламентом соответствующего субъекта (см. приложение 1).

Однако существует исключение: губернаторы индийских штатов на пять лет назначаются Президентом Республики.

Федеральные конституции редко подвергают обстоятельному ре­гулированию вопросы государственной организации субъектов федерации. Подобные вопросы находят отражение, соответственно, в конституциях самих субъектов. Среди немногочисленных исключений можно назвать Конституцию Австрии, в которой регламентации статуса субъектов федерации (земель) посвящен особый раздел (четвертый), именуемый «Законодательная и исполнительная власть земель».[65]

Организация публичной власти в автономных единицах, обладающих государственной автономией, а также в зависимых территориях, которые практически, повсюду в последние десятилетия приобрели признаки государственности, во многом сходна с государственной организацией субъектов федерации.

Основы системы органов власти автономных единиц нередко ус­танавливаются конституцией страны, а конкретизируются уставами (статутами, хартиями) самих этих образований.

Статус органов зависимых и иных (например, островных в Англии) территорий, обладающих государственной самостоятельностью, во многом аналогичен статусу политически автономных единиц государства. Данный статус редко регулируется в конституциях метрополий.

Поскольку такие территории сами формируют свои органы, их статус обычно урегулирован в их конституциях, реже — в текущем законодательстве метрополии. Местное самоуправление осуществляется в политико-административных единицах.[66] Оно предполагает наличие у местной единицы собственной компетенции, охватывающей вопросы местного значения; гарантированной конституцией и законом самостоятельности от государственной власти в пределах этой компетенции; наличие органов, избираемых населением соответствующей муниципальной единицы.


Местное самоуправление осуществляется самим населением непосредственно в форме референдума, иногда — в форме собраний и сходов жителей, а также через избираемые жителями коллегиальные и единоличные органы (советы, собрания, старосты, префекты) и через органы, формируемые выборными органами (комитеты, департаменты и т.п.).

Местное управление осуществляется чиновниками, назначаемыми центральным правительством или властями вышестоящей территориальной единицы. В разных странах они именуются по-разному (губернаторы, воеводы, управляющие и т.п.).

Итак, местное самоуправление — это деятельность самого насе­ления местной территориальной единицы по управлению местными делами, а местное управление — это деятельность, осуществляемая в местной территориальной единице центральной властью или администрацией вышестоящей территориальной единицы, по управлению вопросами местного значения.

Организация власти на местах в демократических государствах осуществляется с обязательным использованием местного самоуправления. Оно может по-разному сочетаться с местным управлением. В зависимости от степени использования институтов местного управления различают две разновидности муниципальных систем, т.е. моделей демократической организации власти на местах: англо-американскую и европейскую.[67] Сравнительная характеристика форм правления различных стран указана в приложении 1.

2.2 Реализация публичной власти в Российской Федерации

В Российской Федерации, как и в другом демократическом государстве, выделяются четыре основных вида публичной власти:

  • народовластие;
  • общественная власть;
  • государственная власть;
  • местные органы самоуправления.[68]

Для России характерно разнообразие субъектов публичных отношений. Носителем народовластия (объектом) в России выступают:

  • народ Российской Федерации;
  • народ субъекта РФ;
  • народ наднационального межгосударственного объединения Союзного государства Беларуси и России.[69]

Субъектом общественной власти выступают партии, общественные движения, профсоюзы, религиозные организации, средства массовой информации, корпорации производителей и другие.

Население, органы местного самоуправления, отдельные группы граждан, коренные малочисленные народы и другие компактно проживающие этнические общности обладают правами субъекта местного самоуправления.[70]


Субъекты публичной власти действуют в Российской Федерации в конституционно-правовых рамках. Согласно ч. 2 ст. 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.[71]

Для публичной власти в Российской Федерации характерна открытость. Непосредственно в Конституции РФ закреплено, что законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются.

Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения (ч. 3 ст. 15).

В развитие Конституции РФ принимаются законы, посвященные тому или иному виду или носителю публичной власти, определяющие гарантии открытого и доступного осуществления публичной власти.

Так, референдум и выборы в России проводятся открыто и гласно, на надлежащей правовой основе и при наличии гарантий защиты прав граждан в судебном порядке.

В соответствии с ч. 5 ст. 3 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" деятельность по подготовке и проведении выборов, референдума, подсчете голосов, установлении итогов голосования, определении результатов выборов и референдума осуществляется открыто и гласно.

Публичная природа власти прослеживается в целях, задачах, принципах и формах деятельности носителей власти. Например, в соответствии с ч. 4 ст. 3 Федерального закона "О политических партиях" основными целями политической партии являются:[72]

  • формирование общественного мнения;
  • политическое образование и воспитание граждан;
  • выражение мнений граждан по вопросам общественной жизни и доведение этих мнений до сведения широкой общественности и органов государственной власти;
  • выдвижение кандидатов (списков кандидатов) на выборах Президента РФ, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ, высших должностных лиц субъектов РФ

Деятельность политических партий основывается на принципах добровольности, равноправия, самоуправления, законности и гласности (ст. 8 Закона).

Форма правления в Российской Федерации – президентско-парламентская республика с федеративным устройством, в состав которой входит 85 субъектов. Субъекты федерации имеют своё административно-территориальное деление. Тип республики – смешанная. Основным законом является конституция.[73]


Исполнительная власть: высший исполнительный орган– правительство Российской Федерации. В правительство входят председатель и заместители председателя Правительства, федеральные министры и главы ведомств. Количественный состав и структура правительства не регламентированы законодательно и определяются Президентом.[74]

Законодательная власть – осуществляется Федеральным собранием, состоящим из двух палат: Совета Федерации и Государственной думы. В совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Федерации и представители, назначаемые президентом. Государственная дума состоит из 450 депутатов, из них 225 избираются по одномандатным избирательным округам, а другие 225 депутатов – по федеральному избирательному округу.[75]

Судебная власть в Российской Федерации осуществляют суды: Конституционный суд и суды общей юрисдикции во главе с Верховным судом и арбитражным судами. В некоторых субъектах Российской Федерации действуют конституционные суды. В судебную систему РФ также входят мировые судьи.[76]

В данной части исследования мы проанализировали действующие способы осуществления публичной власти. К публичной власти нельзя отнести абсолютную монархию.

Важным выводом из данной главы становится отсутствие универсального способа осуществления публичной власти. В публичной власти, а в частности в основной форме её проявления – государственной, важен контекст: вектор внешней и внутренней политики, форма правления, ценности какой части населения отстаиваются, экономические и социальные факторы.

В Российской Федерации на сегодняшний момент провозглашены основной ценностью права и свободы граждан, согласно конституции РФ. Публичная власть осуществляется через смешанную форму правления. Федеративное деление взаимосвязано с различием в административном и территориальном делении, но существует единая подчинённость конституции РФ.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной курсовой работе проводилось исследование публичной власти согласно поставленной цели и задачам. Мы рассмотрели предпосылки формирования человеческого общество: объединение людей берёт своё начало в поиске более удачного способа выжить. Начали образовываться родовые общины, племена, кому-то было необходимо их возглавлять.

С момента образования первых крупных человеческих обществ начался поиск идеи, способной разрешить основные проблемы взаимодействия народа и правителя. Помимо внутренней угрозы, человеческое общество сталкивалось и с внешними конфликтами с соседствующими человеческими обществами. Внешняя и внутренняя политика начинают занимать лучшие умы человечества.


Мы рассмотрели значимые идеи в развитии политической мысли, выделили идеи Платона о человеческом труде как важном ресурсе, а также деления общества на сословия, а также его ученика Аристотеля, который выступал за сохранение частной собственности и за разделение институтов семьи и государства.

Николо Маккиавелли в своём труде «Государь» предлагал практические советы для правителя: необходимо недопускать войны внутренней и выигрывать военные сражения. Джон Локк предложил идеи либерализма и теорию о разделении властей, Томас Гоббс озвучивал теорию возникновения государства как «война всех против всех».

Маркс и Энгельс совместили политическую, социальную и экономическую сферу и получили неизбежное крушение капиталистического строя, и идею социализма, идеи чистой публичной власти.

Проанализировав всех мыслителей, философов и ченых, мы смогли определить развитие политической мысли и то, как мы пришли к текущим политическим режимам.

Итак, публичная власть – это это власть, выделенная из общества и не совпадающая с населением страны или государства, являющаяся одним из признаков, отличающих государство от общественного строя.

В данной части исследования мы проанализировали действующие способы осуществления публичной власти. К публичной власти нельзя отнести абсолютную монархию.

По типологии, государственная власть является самым распространенным видом публичной власти. Поэтому в нашем исследовании дальнейшее изучение практических аспектов проводилось на примере государственной власти.

Функции и специфика публичной власти имеет возможность отражать те интересы, которые встают во главе государства: важен контекст: вектор внешней и внутренней политики, форма правления, ценности, какой части населения отстаиваются, экономические и социальные факторы.

В исследовании аппаратов осуществления публичной (государственной) власти мы определили, что существует две формы правления – монархия и республика. Монархия (а в частности абсолютная) не соотносится с понятием публичная власть. В дуалистической и парламентской монархии существуют принципы, которые можно соотнести с публичной властью. Республиканская форма правления становится одной из наиболее популярных форм осуществления государственной власти.

Анализ Российской Федерации с точки зрения осуществления публичной власти выявил: основной ценностью, согласно Конституции РФ, провозглашены права и свободы граждан. Публичная власть (государственная) осуществляется с помощью смешанной формы правления (президентско-парламентская республика). Федеративное деление взаимосвязано с различием в административном и территориальном делении, но существует единая подчинённость конституции РФ.