Файл: Публичная власть (ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПУБЛИЧНОЙ ВЛАСТИ).pdf
Добавлен: 30.03.2023
Просмотров: 80
Скачиваний: 2
ВВЕДЕНИЕ
Изучение способов воздействия на человеческое общество занимало лучшие умы человечества. История богата опытом воздействия на человеческое общество, задача исследователей сегодня состоит в том, чтобы проанализировать, как именно мы, люди, пришли к текущим формам правления и к государству как к таковому.
Интересным этапом также является путь развития власти от единоличной до публичной, ведь изначально народ практически не имел возможности влиять на направление политических отношений, даже при возникновении конфликтов на внешнем и внутреннем уровнях.
Война является самым острым проявлением конфликта на политическом уровне. Помимо негативных сторон войны, стоит заметить, что именно последствия войны открыли дверь новым течениям в политическом мире, одно из которых – демократия.
Публичная власть становится объектом для изучения не только с точки зрения политики. В нашем исследовании важно осветить междисциплинарность подходов к изучению публичной власти. При изучении публичной власти важно учитывать социальный, экономический и культурный аспект.
Актуальность данной курсовой работы заключается в повышенном интересе не только исследователей, но и народа в проявлениях и возможностей осуществления публичной власти. С точки зрения народа, важно понимание, каким образом работает такой тип публичной власти, как государственная власть. С точки зрения исследования, важно отследить, как именно образовалась публичная власть, и какие формы она может иметь.
Объектом исследования в таком случае становится сама публичная власть. А предметом исследования можно выделить государственную власть как основной тип публичной власти.
Цель курсовой работы заключается в изучении практических особенностей проявления публичной власти и проведение сравнительного анализа таких проявлений.
Для выполнения поставленной цели нам необходимо сформулировать задачи, которые будут выполняться в ходе курсовой работы:
- Выделение предпосылок к возникновению публичной власти;
- Рассмотрение ключевых идей мыслителей и философов о власти, в частности – публичной;
- Изучение терминологии, видов, функций и структуры публичной власти;
- Схематичное представление форм осуществления и механизмов публичной власти;
- Практический взгляд на аппараты осуществления публичной власти;
- Разбор осуществления публичной власти на примере Российской Федерации.
Исследовательская работа базировалась на монографиях профессоров Мамычева А.Ю. и Авакьяна С.А., а также на учебных материалах авторов Бабаева В.К., Лазарева В.В., Марченко М.Н., Тихомировой Л.В. и Тихомирова М.Ю.
Согласно данным задачам и поставленной цели исследования была построена основная часть курсовой работы: состоит из двух глав и находится на 38 страницах.
Методологический подход к изучению материала был использован в следующем: описательный метод, сопоставление фактов, аналитический подход, сравнительный анализ, схематичное изложение данных.
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПУБЛИЧНОЙ ВЛАСТИ
Человек с момента его становления как индивидуума всегда стремился к выживанию. Привычный род деятельности человека в первобытное время – это охота, собирательство и охрана потомства. Совмещение данных занятий без риска для жизни было невозможным. В целях выживания человек стал стремиться создавать человеческое общество, которое вначале было основано на кровном родстве.[1]
Со временем человеческое общество расширялось: семьи объединялись, основываясь на том же кровном родстве, а также имело место быть насильственное присоединение одной родовой общины к другой (война за территорию, добычу). Родовые общины, племена и племенные союзы, а вследствие и города – всех объединяет вопрос управления человеческим обществом.[2]
Управление человеческим обществом как целостным организмом, требует определённых знаний и подходов. Богатый опыт политического и государственного управления позволяет нам отследить историю появления публичной власти. В данной части нашего исследования мы рассмотрим наиболее значимые теории управления человеческим обществом.
При рассмотрении управления человеческим обществом необходимо определить понятие «власть», в общем смысле - это способность и возможность оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью определённых инструментов.[3] К инструментам проявления власти можно отнести авторитет, силу (насилие), право, волю.
Управление обществом обязательно осуществляется с помощью власти, с течением времени меняются только инструменты применения власти – от грубого насилия или подчинения на правах кровного родства, до авторитетной власти.
С момента появления первого государства, по историческим данным это цивилизация шумеров в конце IVв. до н. э.,[4] важными элементами в формировании человеческого общества становятся отношения между государством – аппаратом управления и народом, иными словами отношения внутри государства.
Рост числа государств (города-государства Верхнего и Нижнего Египта, Финикия, Троя, Вавилонское царство и другие) даёт широкое поле для накопления опыта управления общественными отношениями уже между государствами – внешнее политическое поле.
В нашем исследовании данные типы отношений – внутренние и внешние, будут обобщены в термин политика.
Политика – (от греческого politika – государственные или общественные дела, polis – государство) это сфера деятельности, связанная с отношениями между классами, нациями и иными социальными группами, ядром которой является проблема завоевания, удержания и использования государственной власти на внутреннем и внешнем уровне.[5] Важным функционалом политики является участие в делах государства, выделение форм и задач, способствующих управлению государством.
Данное определение выбрано для нашей курсовой работы, так как оно наиболее полно отражает сущность управления государством – это как сохранение взаимодействий внутри государства, так и использование, удержание государственной власти.
Государство – это организация политической власти, осуществляющая управление обществом и обеспечивающая в нем порядок и стабильность.[6]
Таким образом, мы заключаем, что политика это вектор, который задаёт направление государственной деятельности, а государство – это аппарат управления, который исполняет основные политические позиции.
Государство это не единственная форма осуществления публичной власти, но наиболее широко используемая. По этой причине, в нашем исследовании часто будут приводиться примеры управления и становления именно государственного управления.
Внутренние и внешние отношения в государстве формируются вокруг следующих сфер: политическая, экономическая, социальная, культурная (или духовная).[7] Политика каждого отдельно взятого государства должна выстраивать отношения, учитывая особенности взаимодействия каждой из представленных сфер.
Возвращаясь к истокам возникновения государства, рассмотрим несколько суждений в диалоге Платона (427-347 до н э). Интересным суждением становятся мысли о разделении человеческого труда, так как максимальная польза человека может быть тогда, когда он занят своим ремеслом.[8]
Действительно, с развитием общества человеческий труд становится важным экономическим ресурсом, которым делятся между собой государства, из-за которого возникает немало конфликтов (рабство, ущемление прав человека).
Человеческий труд, земля, капитал, предпринимательские способности и информация являются факторами производства и играют в экономике любого государства важнейшую роль.[9]
Также важным заключением диалога Платона «Государство» является разделение народа в государстве на сословия: высшее сословие, сословие стражей и сословие прочих граждан.
К высшему сословию по Платону можно отнести только мудрецов (философы, стоящие в управлении государством). К сословию стражей по Платону можно отнести воинов, задача которых состоит в отстаивании внутренней и внешней безопасности государства. К сословию прочих Платон относит ремесленников, крестьян, дельцов, в чьи задачи входит снабжение государства всем необходимым для существования.[10]
Идея об условном разделении общества в рамках государства на сословия оказалась весьма жизнеспособной, не смотря на то, что предложенные Платоном сословия не нашли фактического применения.
Идеальное государство Платона критикует его ученик – древнегреческий философ Аристотель (384-322 в до н.э.): он отстаивает необходимость сохранения частной собственности и семьи в государстве. Эта ключевая идея находит своё применение в современной политике: на сегодняшний день без частной собственности невозможно представить развитых государств.
Частная собственность сегодня – это форма собственности, означающая абсолютное, защищённое законом право гражданина или юридического лица на конкретное имущество, включая средства производства.[11]
В трактате Аристотеля о государстве также рассмотрены следующие проблемы: семьи, как ячейки общества, проблемы рабства, проблемы определения государства, а также формы его проявления и целей. Власть, по мнению Аристотеля, должна принадлежать тем, у кого есть вооружение.[12]
Острота рассмотренных Аристотелем проблем становится отправной точкой в формировании публичной власти – темой исследования данной курсовой работы.
Помимо рассмотренных нами проблем, возникающих в процессе управления государством, итальянским мыслителем и философом Никколо Макиавелли в 1532 году в трактате «Государь» выделяет проблему удержания власти. По форме правления государство может делиться на республики и монархии. Единство страны у Макиавелли образуют язык, нравы и обычаи. В качестве способов прихода и удержания власти Макиавелли предлагает оружие, силу и насилие.[13]
Вопрос войны возникает при желании одного государства (или иной формы публичной власти) расширить свои границы, усилить влияние внутри страны, а также закрепить авторитет на мировой арене. Война может произойти не только с внешними акторами (по типу государство – государство), но и с внутренними (государство – народ, народ – народ). Задача правителей у Макиавелли заключается в том, чтобы быть успешным во внешней войне и не допускать внутренней.[14]
Подходы Макиавелли к идеальному государю стали наглядным пособием для правителей XVI в. В наше время также можно найти последователей авторитарного правления (монархии – Ватикан, Дания, Норвегия), но основные идеи Никколо вытеснили права и свобода граждан.
У английского философа Томаса Гоббса, в работе Левиафан 1651 года, государство рассмотрено как смертное божество. Согласно Левиафану, предлагается теория возникновения государства как естественное состояние людей «война всех против всех». В постоянном противоборстве всех против всех, людям, в целях выживания, приходится отказаться от естественных прав и заключить негласный общественный договор, в котором государство становится обладателем всех прав.[15]
Идея Гоббса о войне всех против всех находит отражение в формировании коалиций, содружеств государств, так как перманентное состояние войны не способно плодотворно повлиять на внутренние и международные процессы.
В противовес Аристотелю, Гоббс описывал, что именно частная собственность является проблемой в отношениях между людьми, и только отказ от частной собственности сможет привести к мирному существованию.[16] Данное суждение не нашло применения в текущей политической картине мира.
Английский философ Джон Локк в 1690 году представил вниманию работу «Два трактата о правлении», в которой основными идеями становится цивилизованная форма правления. В первом трактате Локк подвергает основы деспотичной монархии: власть монарха санкционирована Богом; власть передаётся из поколения в поколение; мир – собственность Бога.[17]