Файл: Исследование стратегии поведения подростков в конфликтных ситуациях (Работа с полученными данными и проведение анализа).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 74

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Томас обращал внимание на следующие аспекты:

Во-первых, формы мы поведения людей во время конфликта, какие являются продуктивными и деструктивными

Как можно описать продуктивное поведение?

Для описания этих типов людей в сложных ситуациях Томас считает применимое двухмерную модель конфликтов, основополагающими является кооперация, я связанная человека с интересами других людей, которые участвуют в конфликте, для которых главное защита собственных интересов. к для этих измерений Томас выделяют следующие способы конфликтов (Рис. 1).

Рис. 1 Способы конфликтов по мнению К. Томасом

1. Соревнования

2. Лень добиваться своих интересах в ущерб другому

3. Приспособления, соперничество, приносить в жертву свои интересы ради другого

4. Компромисс

5. Избегания

6. Сотрудничество, когда участники конфликта приходят к общему компромиссу.

К. Томас подчеркивает, что ни одна из сторон не достигает успеха, эти формы поведения-конкуренция, приспособление, компромисс или один оказываются в выигрыше, от, или оба проигрывает, как идут на компромисс. Только при сотрудничестве люди остаются в выигрыше.

В этом тесте выявляются все формы поведения, которые описывают Томас из 5 возможных вариантов 12 суждениями, а поведение в конфликтных ситуациях. по-разному они группируются в 30 пар, в котором предлагают человеку выбрать суждения, который является более подходящим его поведению.

Обработка проводится в соответствии - включён. Из каждой стратегии подсчитывается количество совпадение данных вариантов ответов в конфликтных ситуациях, когда совпадает начисляется 1 балл.

Количество баллов которая показывает шкала дает представление о выраженности проявление различных форм поведения в конфликтах.

Все полученные баллы следует распределить по порядку, принимая за основу степень важности по возрастанию. Преобладающий стиль это тот, по которому набрано самый высший балл, на втором месте - стиль, используются часто и так далее, до самого последнего - наименее характерно.

2.2 Работа с полученными данными и проведение анализа.

После проведения исследования были получены некоторые результаты, которые были помещены в таблицу 3 в приложении. В таблице приведены данные по каждой из стратегий поведения, которые мы рассматривали ранее. По результатам нашего исследования, которое было проведена во второй школе города Ашхабада, было выявлено следующее: У 18,9% школьников была выявлена стратегия избегания, основные критерии которой это отсутствие стремления к объединению, кооперации, а также отсутствие рвения к достижению личных целей; у 3% школьников была замечена соревновательная позиция, что крайняя усугубляет ситуацию конфликта и в итоге может привести к окончательной потере отношения; такая стратегия поведения, как приспособление, было выявлено у 34,5% школьников, для них собственные, личные интересы отходит на второй план; взаимно-уступчивое поведение или принцип компромисса был выявлен у 13,8% школьников, принимавших участие в эксперименте; и самая эффективная стратегия, стратегия сотрудничества, которая полностью удовлетворяет интерес как как одной, так и другой стороны было выявлено у 28,3% школьников. Для наглядности всё показано на рисунке 2.


Рис. 2 График стратегии поведения в конфликтной ситуации

Подводя итог исследования по методике “Стратегии поведения в конфликтных ситуациях”, у большинства опрошенных школьников замечается ярко выражение применение таких стратегий, как сотрудничество и приспособления.

Также интересной особенностью исследования было то, что некоторые участники были из полных семей, а некоторые из неполных. Школьники, которые были из полных семей преимущественное использование стратегии приспособления, а затем стратегии сотрудничества, далее использовали стратегию избегания и компромисса, я наименее популярные стратегии среди данных школьников оказалось стратегия соревнования. Напротив, для школьников, семья которых состояли из одного родителя, наиболее актуальной оказалась стратегия решения конфликтов приспособления, чуть менее популярной стратегией стала стратегия сотрудничества, третий по популярности среди школьников стала стратегия избегания, и наименее популярные стратегии стали стратегия компромисса и соревнования.

Анализ отображает то, что подростки из полноценных и неполноценных семей имеют практически идентичные стратегии поведения в конфликтных ситуациях, и изменения, в поведении практически нулевые.

Таким образом, предположение о том, что выбор стратегии поведения в конфликтной ситуации у школьников никак не связано с тем, в каких условиях школьник воспитывался, в полной или неполной семье.

Заключение

Наше время одной из актуальных проблем среди учеников, родителей и учителей в школах является агрессивность и конфликтность подростков. Подростковый возраст является одним из самых кризисных, в котором может находиться молодой человек на протяжении всего периода взросления. Никогда маленькие дети начинают интенсивно расти и развиваться, начинается половое созревание, в организме появляются функции, которых ранее не было. Такое резкое изменение внутри организма, Перестройка системы функционирования вызывает крайний дискомфорт у человека и естественно сказывается на его психологическом поведение. Для компенсации внутренних изменений, ребенку приходится выплескивать все переживания наружу. И благодаря этому в поведении появляется агрессивность, тревожность, жесткость, появляется протестующий характер по отношению к окружающим людям, отсутствие гармонии в строении личности. Из-за того, что подростки постоянно растут и развиваются внутри, окружающие условия могут их не удовлетворять, возникает нарушение дисбаланса и гармонии, то приводит к появлению конфликта, проявлению агрессии, недопонимание, недовольство и так далее.


Любой конфликт является определённого рода решением затруднительных ситуаций, которые требуют определенных операций. А также конфликт является открытым противоречием, то есть столкновение ценностей, установок, мотивов. Это может показаться странным, но для решения определенных задач иногда требуется противостояние в виде конфликта, которое может воплотиться в действиях и в столкновениях. Для любого конфликта характерно противодействия в виде общения, определенного рода действия, которые направлены на защиту личных, собственных интересов, а также ограничение активности собеседника, доставляя ему моральный или физический ущерб, а также остается негативное послевкусия друг от друга после конфликта.

Под воздействием стресса, в конфликтной ситуации, все ресурсы индивида объединяются для достижения ключевой задача - победа над оппонентом. Конфликтная ситуация состоит из направленных в разные стороны действия его участников. Эти действия очень часто бывают скрытыми и находятся в мыслительной, эмоциональная или волевой сферах участников конфликта. А чередование визуальных реакций, которые направлены на достижение интересов в каждой из сторон, а также ограничение интересов своего оппонента, являются видимой социальной реальностью конфликта.

Вышесказанное относится больше к общему представлению о конфликте, однако подростковый возраст отличаются своим высоким уровнем конфликтности. Проявление психической раздраженность в молодом возрасте сказывается с перестраиваем организма из детской жизни во взрослую. Именно подростковый возраст очень часто характеризуется неустойчивостью поведения, эмоциональностью, повышенной возбудимостью, школьники плохо контролирует себя, эмоциональные, вспыльчивые, нестабильные. Все эти факторы приводят к повышению агрессивности, а также конфликтности, и это напрямую связано с протеканием переходного возраста подростка.

Исследование, которое мы провели, а до этого проводились другими исследователями неоднократно, показали, что есть основные стратегии поведения подростков в конфликтных ситуациях. Анализ данных стратегий показал, что 18,9% школьников предпочитают, в конфликтных ситуациях, стратегию избегания, для которого свойственно полное отсутствие стремления к объединению и кооперации, а также отсутствие тенденций к достижению личных целей. Выбор Стратегии в целом осуществляется как правило в следующем порядке: приспособление - сотрудничество - избежание - компромисс - соревнование.


Следовательно, наше Предположение о том, что выбор стратегии поведения в конфликтных ситуациях подростками зависит исключительно от самого подростка в отдельности, действительно подтвердилась. Цель исследования достигнута, задачи выполнены.

Список литературы:

1. Баданина, Л. П. Диагностика и развитие познавательных процессов. Практикум по общей психологии / Л.П. Баданина. - М.: Флинта, 2017. - 603 c.

2. Бычков, Андрей Секреты коучинга для менеджеров. Фармацевтический бизнес / Андрей Бычков. - М.: Издательские решения, 2000. - 439 c.

3. Вагин, Игорь Управление эмоциями / Игорь Вагин. - Москва: Огни, 2017. - 618 c.

4. Вадим, Ильич Слуцкий Женщина-мужчина. Книга о современных женщинах / Вадим Ильич Слуцкий. - М.: Издательские решения, 2006. - 471 c.

5. Водопьянова, Наталия Синдром выгорания / Наталия Водопьянова. - М.: Питер, 2009. - 967 c.

6. Головачева, Галина Первые шаги. Дидактическое пособие программы внеурочной деятельности для детей с ОВЗ / Галина Головачева. - М.: Издательские решения, 2018. - 304 c.

7. Дмитриева, Наталья Дочки-матери. Любовь-Ненависть / Наталья Дмитриева. - М.: Литео, 2006. - 318 c.

8. Золотарев, С. Ю. Семейная психология и психотерапия. Конспект лекций / С.Ю. Золотарев. - М.: Издательские решения, 1982. - 667 c.

9. Ильин, Е. П. Психология страха / Е.П. Ильин. - М.: Питер, 2017. - 663 c.

10. Инина, Наталия Владимировна Испытание детством. Что мешает нам быть счастливыми? / Инина Наталия Владимировна. - М.: Никея, 2015. - 741 c.

11. Инна, Анатольевна Мальханова Школа для трудных родителей. Монография / Инна Анатольевна Мальханова. - М.: Проспект, 1998. - 525 c.

12. Качай, Илья Диалоги о тревоге. Профессиональные ответы на реальные вопросы о симптомах, тревоге, панике и навязчивостях / Илья Качай. - М.: Издательские решения, 1997. - 458 c.

13. Колесников, Алексей Тело – зеркало души, или Синдром умной собаки. Телесно-ориентированная психология для всех / Алексей Колесников. - М.: Издательские решения, 1986. - 382 c.

14. Курас, Людмила Сила вашего подсознания. Формула успеха / Людмила Курас. - М.: Издательские решения, 2002. - 660 c.

15. Лад, Ирина Как научиться отказывать. Важное умение говорить: «Нет» / Ирина Лад. - М.: Издательские решения, 2001. - 366 c.

16. Лемберг, Борис Какого пола ваш мозг? / Борис Лемберг. - М.: Вектор, 2013. - 491 c.

17. Людмила, Евгеньевна Тарасова Общая психология: конспект лекций / Людмила Евгеньевна Тарасова. - М.: Юрайт, 2009. - 547 c.

18. Мандель, Б. Р. Психология стресса / Б.Р. Мандель. - М.: Флинта, 2014. - 443 c.


19. Марина, Витальевна Китаева Как стать чемпионом / Марина Витальевна Китаева. - М.: Издательские решения, 2006. - 469 c.

20. Моховикова, Людмила Путешествие… к себе совершенному / Людмила Моховикова. - М.: Мультимедийное издательство Стрельбицкого, 1999. - 339 c.

21. Нартова-Бочавер, С. К. Дифференциальная психология. Учебное пособие / С.К. Нартова-Бочавер. - М.: Флинта, 2016. - 987 c.

22. Орлов, Гарри Сверхмотивация / Гарри Орлов. - М.: "Написано пером", 2013. - 114 c.

23. Полин, А. В. Медицинская психология. Полный курс / А.В. Полин. - М.: Научная книга, 2013. - 922 c.

24. Полянская, Алина 50 секретов. Практическая астроПсихология / Алина Полянская. - М.: Издательские решения, 2012. - 708 c.

25. Татьяна, Валерьевна Ножкина Общая психология. Учебное пособие / Татьяна Валерьевна Ножкина. - М.: Научная книга, 2009. - 392 c.

26. Терехов, Василий Эзотерика творчества, или Сумма очевидного / Василий Терехов. - М.: Издательские решения, 2011. - 673 c.

27. Федоренко, Наталия Деньги, не проходите мимо. Как увеличить свой доход / Наталия Федоренко. - М.: Издательские решения, 1999. - 557 c.

28. Федоренко, Павел Психотерапия тревожно-фобических расстройств / Павел Федоренко. - М.: Издательские решения, 2014. - 752 c.

29. Чиксентмігаї, Мігай Потік. Психологія оптимального досвіду / Мігай Чиксентмігаї. - Москва: Высшая школа, 1990. - 223 c.

30. Швацкий, А. Ю. Психология познания / А.Ю. Швацкий. - М.: Флинта, 2014. - 554 c.

Приложения

Приложение 1

Инструкция. Вам предлагается 30 вариантов утверждений, каждый из которых имеет две разновидности ответов - "А" и "Б". Внимательно прочитайте каждый вариант и выберите то утверждение, которое в наибольшей степени соответствует вашему поведению в ситуациях конфликта, отметив их в опросном листе теста.

Опросник

1. А. Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.

Б. Чем обсуждать то, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, с чем мы оба согласны.

2. А. Я стараюсь найти компромиссное решение.

Б. Я пытаюсь уладить дело с учетом всех интересов другого человека и моих собственных.

3. А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

Б. Иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека.

4. А. Я стараюсь найти компромиссное решение.

Б. Я стараюсь не задеть чувств другого человека.

5. А. Улаживая спорную ситуацию, я все время стараюсь найти поддержку у другого.

Б. Я стараюсь делать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.