Файл: Исследование стратегии поведения подростков в конфликтных ситуациях (Работа с полученными данными и проведение анализа).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 69

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Защитные реакции преобладает над другими защитными реакциями, которые регулируют поведение подростка. среди этих подростков есть и нормальные дети которые институт интеллектуально и социально развитые у которых злость является просто средством поднятия уважение, показать свою самостоятельность и зрелость. Агрессивно настроенными подростку очень часто бывает сложно справиться с негативными эмоциями, посмотреть на со стороны за стороны, найти решение в этой ситуации.

Поведение подростков в минуту конфликта бывает разного вида. два вида конфликта конструктивный и деструктивный. Деструктивный характер несет в себе разрушительные отношения с окружающими, с родителями, с друзьями, и даже к себе. Но бывает и позитивный конец: разряжается ситуация, я развивается личность и отношения, и участники конфликта понимают друг друга и устраняют проблемы. Возникает разница между деструктивными или конструктивными последствиями в большей степени зависит от какого-либо поведения выбранная этими участниками. стратегия обладают созидающий, конструктивным характером зависит от того это или сотрудничество или компромисс - это деятельность направлена на повышение уровня, я расширение возможности в решении проблем, мобилизация сил на решение задачи, и является деструктивным видом соперничество - это неумения находить выход и ведет к разрушительным по характеру по отношению к другому или самому себе.

Поведение в стиле пассивные стратегии, я деятельности и умения говорить в конфликтных ситуациях делятся на два вида: приспособление - это нежелание отстаивать свои позиции, никаких претензий, я уступает событие, и уходят от этого - не хотение выполнять поставленные задачи, и плохих привычек и т.д.

Почти все подростки выбирают стратегия соперничества. Подростки отстаивают свои принципы, я их не интересуют интересы других, грубы и агрессивное в общение. Такие люди очень уважительно к себе, своим планам, своим эмоциям, у них повышенная самооценка, они не очень придирчивы к себе, не осмысливают свои качества. Для данного типа людей характерны целостность и образ самого себя, это эгоизм, самодостаточность, стремление к лидерству без боязнь чужих чувств.

Итак, подростки, которые относятся к стилю соперничество, конфликте прибегает к агрессивному поведения, они не смысле поют свои решения, вызывают противоречия, не ищут путей из конфликта. Агрессивность, которую они проявляют при защите- это мешает нахождению компромисса или решение.


Те подростки, которые относятся к виду сотрудничества, проявляют доброжелательность и общительность в отношениях, находят и устраняют проблему конфликтах, обладают хорошей активностью, показывают способность самостоятельности и ответственности, взаимоотношения. при защите своих принципов, я они тоже могут быть агрессивными, но это поведение встречается очень редко и скорее всего они пытаются показать свои цели с учётом того чтобы реализовать их. Они не пытаются испортить отношения, а наоборот поддерживают дружеские. Это строится на сотрудничестве, они обращают внимание на своё поведение и качество и в себе, и в других, в недостатках и есть вся причина (ложь, эгоизм, предательство). Путь борьбы отвергается исчезает исследование своим интересам.

Есть такие, которые относятся к компромиссу, они добрые, общительные и предпочитают в совместную работу, в которой удовлетворяют и свои и чужие потребности, интересы. они не понимают себя, но думают, что другие люди испытывают к ним отрицательное отношение. беспокойство и напряженность мешают им ввести ход событий, и очень понижают их самооценку.

Они не имеют установки на самоизменение, не думаю о своих качествах. Данная категория идентична. Они производят впечатление сформировавшиеся на человеческие отношения, но поистине их не интересуют интересы другого в конфликте. скорее они просто приняться так как это социальная нормативное поведение, но придётся пожертвовать своими. они не до конца осознают свою цель, чтобы её, но реализовать, Ценность этих отношений принимаются чисто формально.

У подростков, которые предпочитают приспосабливаться к окружающим обстоятельствам, особенности самооценки определяют в безразличном отношении к собственному Я, повышенной неоцененности своих духовных ценностей, появление сомнений, недопонимание себя и окружающих, неустойчивый, неуверенный образ собственного Я, чувство вины. Подростки, которые выбрали путь приспособления, действует только совместно с другими и не пытаются отстоять свои личные интересы. В связи с этим решения, которое принимает подростки в конфликтных ситуациях не всегда являются искренними и могут выражать интересы другой стороны, вместо запланированных. Сложившийся стереотип взаимоотношений, когда взрослый человек берет на себя ответственность, настолько влиятельная, что подростки даже не пытаются что-то поменять, полностью полагаясь на справедливость взрослой стороны. А причину конфликтной ситуации такие подростки склонны искать только в себе, в своём неправильном поведении, невозможности объяснить, рассказать, показать или доказать правоту своих намерений.


Благодаря исследованиям было выделено 6 уровней конфликтности среди старшеклассников:

Нулевой уровень конфликтности, или элементарный, классифицируются отсутствием у молодого человека знаний о конфликте и возможностях и способах взаимодействия в нём. Для данного уровня характерен подросток, который во время конфликта приходит к противоборству, ссоре, а в большинстве случаях к полному разрыву связи между сторонами конфликта. Участник конфликта данного уровня не считают нужным понимать и анализировать причины конфликта, а также думать о его последствиях. Он демонстрирует явно саркастическое отношение к своему оппоненту, не уступает и не сочувствует противоборствующий стороне. на данном этапе конфликта партнёр психологический подавляет оппонента, тем самым снижая его социальный статус. Для такого подростка характерно отсутствие самоконтроля и самокритичности, также присутствует явное нежелание и неумение переоценить личную систему ценностей.

Первый тип, или, говоря иначе, формальный уровень конфликтности, указывает на существование каких-либо представление о сущности конфликта, о его типах, причинах и способах разрешение конфликтной ситуации, но все эти знания являются отдаленными и минимальными. Также вероятность сохранения каких-либо отношений после конфликтной ситуации является маловероятной. На этой стадии у подростка возникает желание быть оцененным и признанным окружающими, также замечено излишняя критичность и насмешливость по отношению к оппоненту. Способность осознать собственные действия развита крайне слабо. Подросток в процессе конфликта пытается вовлечь в него окружающих.

Второй уровень конфликтности, конформный, заключается в наличие систематизированных знаний о природе конфликта, его вероятных причинах и возможных способах решения, однако Подросток не использует знания и умения на практике, сознательно отдавая предпочтение компромиссу или уступкам, не пытаясь осмыслить критическую ситуацию абстрактно. Подросток осознанно избегает принятия решения и риска, связанного с этим решением.

Третий уровень, уровень нейтралитета, которая указывает на то, что подросток имеет представление о природе конфликта, понимает причину конфликта и имеет понимание о способах конструктивного разрешения напряженной ситуации. Но несмотря на это подросток предпочитает решению конфликтов оборонительную позицию. Находясь в самой конфликтной ситуации, лицо испытывает неуверенность в себе и своих силах, страх и как правило, резкое желание покинуть зону конфликта. Несмотря на то, что он стремится к личной автономии, в некоторых случаях в ущерб собственным интересам, он не пытается использовать приобретенный в предыдущих конфликтах опыт, а наоборот пассивно принимает нормы поведения, которые были навязаны другими людьми.


Условный четвёртый уровень, достаточный уровень конфликтности, Характерен для подростков, которые обладают полноценной системой знания о природе конфликта, его динамическом развитии, его типах и видах, вероятных причинах возникновения конфликта, а также максимально эффективных вариантах его решение. Отличие от предыдущих уровней конфликтности, на данном уровне подросток осознает необходимость применять умения и навыки выходить из конфликтных ситуаций, находить и применять конструктивные способы разрешения конфликта, а также использовать уже имеющиеся знания для прогнозирования и пресечения конфликта на ранних его стадиях. Они также занимают активную позицию в поиске конструктивных решений, адекватно воспринимают установки и чувства абонентом. Испытывают положительные эмоции после завершения конфликтной ситуации, а последующих конфликтах активно использует полученные ранее опыт.

Пятый уровень конфликтности можно назвать оптимальным. данный уровень является отличительной чертой молодого человека у которого сформировался комплекс знаний о происхождении конфликта, его динамике развития, Виталик, все возможных причинах конфликта, а также самых эффективных способах его решения. На данном уровне подросток может не только анализировать последствия конфликтов, но и также заранее предугадывать грядущие недовольства. На данном уровне человек обладает высоким уровнем чувства собственного достоинства и проявляет уважение к оппоненту, что обеспечивает благоприятный эмоциональный фон вовремя разрешение конфликта. Он пытается решить конфликт цивилизованными способами, создаёт и продолжает поддерживать созданную благоприятную атмосферу партнерства, отражая чувства и установки своего партнера по конфликту. Также способен противостоять чужому влиянию со стороны, бороться за свои интересы и права, при этом не унижая абонента, осознанно избегая резких высказываний в его сторону.

Исходя из последнего уровня, человек обладающий оптимальным уровнем решения конфликта, свободно достигает собственных целей в процессе решения конфликтной ситуации, своевременно предупреждают и конструктивно решает даже самые сложные конфликтами.

Подытожив вышесказанное можно выделить такие особенности конфликтного поведения у подростков, как:

Любые конфликты являются порождением кризис подросткового возраста и решение данного кризиса становится абсолютно невозможным, если использовать старую систему отношений. Поэтому решение конфликтов должно идти через конструктивизм, который разрушает старые устои и дает место для новой системы отношения с миром.


  1. Любые конфликтные ситуации, как правило, возникают, прежде всего, в близком социальным круглую.
  2. Конфликты в подростковом возрасте является достаточно частым явлением, поэтому их вполне возможно рассматривать как норму.
  3. Немаловажный чертой в уровне и характере конфликтности подростка является особенность семейного воспитания.

Глава 2. Практическое исследование стратегий поведения в конфликтных ситуациях подростков средней школы

2.1 Методы и организация психологического исследования

Мы провели эксперимент на базе “Средней Общеобразовательной школы №2 города Ашхабада”. в эксперименте участвовали ученики в возрасте 12- 16 лет, учащиеся 7- 9 классов, это 6 мальчиков и 6 девочек.

Цель эксперимента заключается в том, чтобы изучить поведение подростков в конфликтных ситуациях.

Задача эксперимента:

Для решения конфликтных ситуации есть некоторые методы.

Эти эксперименты помогают выяснить стратегии у подростков в конфликтных ситуациях. Вывод.

Чтобы реализовать наша задача мы использовали методику “Стратегии поведения в конфликте”. (приложение 1). Этот метод, тест, был разработан К. Томасом, он нужен для изучения предрасположенности к конфликту. выявляются некоторые виды решения конфликтов. этот тест не только показывает реакцию подростков на конфликт, а ещё и объясняет их эффективность, и показывает другие решения этих конфликтов. Мы использовали тест Н. В. Гришиной, так как мы входили в состав СНГ. Тест можно проходить, как и группе так и индивидуально. Много времени это не занимает.

В своей работе К. Томас акцентировал на Изменения естественного отношения к конфликтам. Он указывает, что на ранних стадиях изучение используются термин «разрешение конфликтов», он говорил, что конфликтные ситуации нужно и необходимо решить или элиминировать. Задачей является то что было спокойное состояние, где правит гармония. Но через некоторое время ученые изменили отношения к этому исследованию.