Файл: Исследование стратегии поведения подростков в конфликтных ситуациях (Работа с полученными данными и проведение анализа).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 72

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

В наше сложное время достаточно тяжело справляться с конфликтными ситуациями даже взрослым, не говоря уже о подростках. Они более всего подвержены воздействию окружающие среды и обстоятельств, поэтому подростковый возраст, по классике, относят к числу кризисных возрастов. В связи с этим возникают различные конфликтные ситуации в различных жизненных обстоятельствах, например, семья или школа, а также круг друзей, сверстников и знакомых. Как будет развивается личность подростка зависит во многом от того, как он будет реагировать на конфликтные ситуации и какие стратегии поведения выберет для решения конфликта. Преобладание какого-либо стиля или стратегии во многом определяется не только социальной средой, а также и личными качествами участника конфликта. Как правило, многие подростки не могут решать вопросы и сложившиеся конфликтные ситуации конструктивным путём, а прибегают к грубым и импульсивным решениям, такие как физическая агрессия или необдуманные и поспешно принятые решения и т.д.

Подросток в этом возрасте формирует в себе основные инструменты адаптации и развития личности к окружающим условиям. Полученные знания крайне важны для дальнейшего развития личности и нахождении эффективных решений из разных жизненных ситуаций. И полученные в этом возрасте модели поведения в тех или иных ситуациях остаются в сознании человека на всю жизнь и работают как шаблон решения конфликтных ситуации с небольшими обновлениями в течении жизни.

Данный вопрос крайне важен, так как от умения решать конфликтные ситуации зависит практически вся жизнь человека, ибо не правильное решение последней может привести к печальным последствиям и обстоятельствам. Подростковый возраст особенно содержит много острых моментов, которые нуждаются в грамотном решении. Ни в одном другом возрасте грань между объективной и субъективной реальностью не бывает настолько тонкой, как в подростковом возрасте.

Данная работа была проедена с целью изучить и разобраться в основных аспектах поведения молодого человека в разных типах конфликтных ситуаций. Изучить теорию и теоретические аспекты данной проблемы. Разобраться в особенностях поведения подростков из различных социальных групп, а также сравнить поведение этих подростков.


Глава 1. Теоретический материал, касающийся изучения стратегии поведения подростков в конфликтных ситуациях

1.1 Конфликт с точки зрения психологии

Если нам нужно основательно разобраться в каком-либо вопросе, то не обойтись без теоретической базы, которая начала свое развитие еще в XX в., особенно был всплеск развития теории психологии конфликтов на теории Европейских государств зарубежными психологами.

Психоаналитическое направление, такие как З. Фрейд, К. Хорни, А. Адлер, Э. Фромм, определяло основные сферы причин конфликтов у личности:

– в бессознательности человека;

– во взаимодействии с окружающим миром;

– невозможности реализации личностных стремлений.

По мнению таких ученых, как У. МакДугалл и С. Сигеле, которые отвечали за социотропное направление в психологии конфликтов, уделяли отдельное внимание социальным инстинктам, такие как страх, инстинкт следования за толпой, самоутверждение, которые присутствуют в любом обществе и тем самым вызывают конфликтные ситуации.

Так же выделяют этологическое направление, исследованиями которого занимались такие ученые, как К. Лоренц и его последователь Н.Тинбергена. По их оценке, главной причиной конфликта в обществе является агрессия и его различные проявление, которые, кстати говоря, проявляются как у индивида, так и у целой социальной группы.

Ведущее направление в психологии конфликта занимает теория групповой динамики, которую основал К. Левин в начале двадцатого века. Данная теория характеризует функционирование малых групп в социальной среде, а также законы формирования и развития их социальных структур, взаимодействие образующих их частиц между собой. Личность и окружающая среда связанны между собой неразрывной связью, прерывание или искажение которой приводит к нарушению баланса, появлению напряжения и вызывает конфликт у личности.

В процессе общения между людьми возникают различные реакции и эмоции, поэтому существуют различные предпочтения и антипатии в обществе. Теория социометрии Я. Морено была разработана, чтобы решить межличностные конфликты и сбалансировать отношения в конкретной группе людей или в обществе в целом. Так же значительный вклад в теорию психологии конфликта внесли Т. Шибутан, Д. Мида, Э. Берна. Они считали, что главными сторонами конфликта являются такие стороны, как " личность – личность" и " личность – среда ". Эта теория уделяла особое внимание рациональной организации каких бы то ни было взаимоотношений и бесконфликтности отношений в целом.


Теория психологии конфликтов не обошла стороной и отечественную науку. Среди таких ученых наиболее известные являются Л. Петровский который рассказывает о общей методологии конфликта, а также А. Рояк, Т. Дракунов, А. Леонтьев, В. Мясищева и другие. Самые актуальные теории в разработке конфликтов в психологии появились благодаря современные, ныне живущим учёным, таким как Р. Фишер и Д. Рубин.

Конфликты бывают разных типов, но ключевой особенностью любого конфликта является отсутствие согласия в той или иной проблеме. Поэтому. если подытожить, то конфликт есть не что иное, как отсутствие согласия между двумя или более сторонами лицами или группами.

Все конфликты можно разделить на две большие группы это деструктивные и конструктивные. К первой группе можно отнести конфликты, которые не приводят к решению проблемы. Ко второй же группе относятся те конфликты, которые приводят к определенному итогу, финала. Также, эти конфликты можно назвать по-другому функциональные и дисфункциональные. И поэтому главной задачей в конфликте является не условия возникновения конфликта, а умение управлять им. А для успешного управления конфликтами нужно уметь их понимать, анализировать и принимать решения.

Помимо прочего конфликты также можно разделить на две другие группы, это реалистическим (предметные) и нереалистическим (беспредметными) конфликтами.

Реалистические конфликты вызываются обычно неудовлетворением каких-либо требований или несправедливым распределением тех или иных преимуществ, которые были направлены на достижение какого-либо результата, то есть у участников конфликта есть какое-то конкретное недовольство чем-либо. Однако напротив, нереалистические конфликты базируются на том, что одна из сторон выражает своё недовольство, обиду, враждебность или накопившиеся отрицательные эмоции по отношению к стороне оппонента. Поэтому в данном типе конфликта главной целью является не достижение конкретного результата, а просто самоудовлетворение. Конфликт, который начался как как реалистический, в итоге может закончиться как нереалистический.

Конфликты имеют определенные признаки, вот некоторые из них:

• Конфликт — это всегда столкновение двух или более субъектов на уровне социального взаимодействия, которые как правило характеризуется нанесением какого-либо ущерба (морального, физического психологического материального и так далее).

• Возникновение конфликта базируется на появление противоположно направленных мыслей, суждений или мнений.


Необходимо определить, что является предметом конфликта, а что является объектом конфликтом. Предмет конфликта - это противоречие, возникающее между участниками конфликта, которое они пытаются решить посредством противодействия. Объектом конфликта является та ценность, из-за которой возникло противоречие интересов сторон данного недопонимания.

Если говорить о самом общем определении термина конфликт, то это будет противоречие между двумя сторонами. Однако сам конфликт появляются постепенно, но понимание ситуации как конфликтной появляется только тогда, когда у какой-либо стороны формируется представление о конфликтной ситуации, то есть образ недопонимания или точек противостояния того или иного характера.

Говоря научным языком, конфликт - это противоречие, понимаемое личностью как важное для неё психологическая проблема, которая требует быстрого решения и вызывает активность, направленную на его решение.

Мотивы в конфликтных ситуациях является идеалы убеждения интересы цели и так далее.

Отстаивание позиции конфликтующих - это ничто иное как требования конфликтующих сторон друг к другу.

Помимо прочего существует 5 основных причин конфликта:

1. социально-психологические причины они показывают психологические явления в группах социума.

2. социально-экономические и политические

3. социально-демографические, они отражают половое различие, возрастное различие и подобные

4. Частный или личные причины, такие как нарушения трудового законодательства, недовольство коммуникаций, пресечение служебного этикета и так далее.

5. Индивидуально психологические причины отражают частные психологические случаи, такие как характер, гордыню, темперамент, какие-либо способности и так далее.

Несколько десятилетий назад считалось, что конфликт имеет деструктивный характер или говоря простыми словами конфликт разрушает систему. Но, однако мы живём в XXI веке, я и ныне живущие специалисты прекрасно знают, что конфликт также может иметь и конструктивный характер, то есть помочь в решении тех или иных проблем, связанных с этим конфликтом.

Обобщая вышесказанное можно классифицировать все конфликты на три основные типовые группы:

• По количеству участников конфликта (межколлективные, внутриличностные, межличностные, межнациональные, межпартийные и так далее)

• По длительности конфликта (длительные и вялотекущее, резкие и быстротекущее, хронические и острые)

• По типу проблемы конфликта (экономические, творческие, педагогический, семейные, межличностное, управленческий, политические)


• По содержанию конфликта (“коммунальные” или проблемные)

• По типу образования и возможности разрешения конфликта (конструктивные и деструктивные)

• По уровню резкости негодования (вражда, недовольство, противодействие, обида, война, недовольство)

• По уровню интенсивности (реалистические и нереалистические, основные и неосновные)

Одним из самых часто встречаемых в повседневной жизни типов конфликта является конфликт с разделением их по субъектам или сторонам конфликтом. Это противоборство отдельных индивидов в процессе их психологического и социального общения. Такие конфликты возникают практически повсеместно и по самым разным поводам. Участниками такого типа конфликта выступают либо отдельные группы государств, либо целое государство. Причиной данных конфликтов является разнообразные недопонимание основанные на экономических, идеологических, территориальных, политических и других разногласиях.

1.2 Ключевые особенности поведения подростков в конфликтных ситуациях

Кризис подросткового возраста делятся на внутриличностные и межличностные конфликты. Этот возраст включает в себя повышение возбудимости и неустойчивость эмоций и поведения, подростки не обладают собой. Взрослые не замечают этих особенностей у подростков, и их стремление к самостоятельности, самореализации, избавления от опеки, что приводит к частому конфликту. Подростку нужно не только внимание, а ещё и понимание, и доверие у взрослых. Его стремление заключается в том, чтобы играть какую-либо социальную роль, среди своих сверстников, и среди взрослых. У подростка в этом возрасте происходит перемена одних ценностей и другие. У них появляется стремление занять новую социальную позицию, которая удовлетворяет их потребности и возможности. Подросткам важно чтобы их принимали взрослые и сверстники, но и не только принимали, а ещё и одобряли и социальное признание.

Подростки проявляют агрессию как известно схожи между собой. Они интеллектуально неразвитые, не имею интересов обладают повышенная внушаемостью, не богатыми моральными принципами, подражательностью. Они очень грубые и озлобленные против всего окружающего мира. У таких подростков как правило наблюдается максимальное положительное самооценка или максимально отрицательная. Их особенность — это тревожность, неумение выходить из трудных ситуаций и эгоцентризм.