Файл: Роль мотивации в поведении организации (Анализ системы мотивации персонала ПАО «Банк Уралсиб» в г. Екатеринбург).pdf
Добавлен: 30.03.2023
Просмотров: 243
Скачиваний: 2
Анализ системы мотивации персонала ПАО «Уралсиб»
Цели управления персоналом в ПАО «Уралсиб»:
-
- формирование коллектива, способного результативно трудиться;
- повышение профессионального уровня работников;
- воспитание руководителей высшего и среднего звена, которые могут демонстрировать высокий профессионализм, гибкость управленческих решений, стремление к внедрению и реализации инноваций и прочее.
Основные направления кадровой политики на предприятии:
-
- отбор и наем квалификационного персонала;
- повышение квалификации сотрудников;
- построение и реализация карьеры сотрудников;
- совершенствование организации труда;
- создание благоприятных условий труда для работников фирмы;
- мотивация труда.
Кадровыми вопросами, приемом на работу и оформлением необходимой документации на предприятии занимается заместитель управляющего банка. С целью анализа управления персоналом были изучены следующие документы организации:
- Устав организации.
- Штатное расписание.
- Организационная структура.
- Должностные инструкции и др.
В ПАО «Уралсиб» должностными инструкциями работников установлены требования, согласно которым каждый сотрудник должен:
-
- Выполнять свои должностные обязанности.
- Соблюдать Правила внутреннего трудового распорядка.
- Соблюдать правила обслуживания клиента и положения законодательства в банковской сфере.
- Постоянно повышать уровень профессиональных знаний.
- Подтверждать свой профессионализм во время ежедневной работы, в целях поддержания позитивного имиджа организации.
- Нести ответственность за результаты труда. Управляющий банком обязан:
- Держать работников в курсе положения дел в организации.
- Реализовывать обязательства перед сотрудниками по выплате заработной платы.
- Внедрять новые технологии управления.
- Обеспечивать работникам социальные гарантии.
Нематериальное поощрение заключается в следующем: за добросовестное и своевременное исполнение трудовых обязанностей, получение максимальной прибыли, повышение производительности труда, за высокое качество работы и обслуживания клиентов, продолжительную и безупречную работу, новаторство в труде, бережное отношение ко всем видам ресурсов и за другие достижения в работе применяются следующие формы поощрения:
-
- объявление благодарности;
- награждение почетной грамотой;
- повышение работника в должности, включение в резерв на выдвижение на вышестоящую должность.
Поощрение работников производится в зависимости от стажа работы на предприятии, личного вклада в результаты деятельности банка, качества выполняемой работы.
Работникам предоставляются дополнительные, по сравнению с законодательством, социальные льготы. Например, работникам кредитного отдела оплачиваются услуги мобильной связи.
Банк оказывает и материальную помощь сотрудникам. Для усиления материальной заинтересованности работников выполнение планов, повышение эффективности и качества работы, в банке введены системы
премирования и вознаграждения.
Вид, система оплаты труда, размеры тарифных ставок, окладов, премий, соотношение в их размерах между отдельными категориями персонала и др. определены и зафиксированы в Положении об оплате труда.
Мотивация сотрудников занимает одно из центральных мест в управлении персоналом банка. Руководство банка формирует штат работников, которые осознают смысл своей деятельности и стремятся к достижению целей организации.
В ПАО «Уралсиб» применяется стандартная система мотивации на основе материального вознаграждения за результаты труда. Заработная плата работников складывается из оклада и премии. Однако в банке система премирования дает незначительный стимулирующий эффект, так как на практике ряд сотрудников получает зарплату по принципу: оклад и 0,1% премии от прибыли ежемесячно, другие имеют только оклад, премия выписывается им только по решению руководства. При начислении премии не учитывается эффективность, интенсивность труда и другие факторы, что, соответственно, ограничивает мотивацию сотрудников и не стимулирует их трудиться с большей отдачей.
Среди сотрудников ПАО «Уралсиб» был проведен опрос с целью выявления наиболее действенных методов повышения мотивации. В опросе участвовало 20 сотрудников банка.
Оценивая уровень мотивации, 23,0% работников банка отметили, что мотивация высокая, 38% оценили ее как довольно высокую, 23,0% опрошенных оценили уровень мотивации в организации как низкий. Оставшаяся часть опрошенных сотрудников - 16,0% отметила, что уровень мотивации находится на среднем уровне (рис. 6)
38
1 - высокий
2- довольно высокий
- -низкий
- - средний
23
23
16,0
Рис. 6. Ответы сотрудников о мотивации персонала, %
На вопрос о действиях по повышению мотивации со стороны руководства более половины опрошенных ответили, что такие действия предпринимаются (рис. 7)
15
2 - да,без эффекта
3- нет
54
1 - да
31
Рис. 7. Ответы сотрудников о мотивационных действиях со стороны руководства, %
Исходя из данных рисунка 7 видим, что 31,0% сотрудников ответили, что это никак не проявляется, остальные респонденты 15,0% ответили, что предпринятые действия эффекта не имели.
В качестве самых популярных методов мотивации были названы следующие: мероприятия по сплочению коллектива - 18,0%, предоставление большей свободы и полномочий сотрудникам - 16,0% (рис. 8)
8 - смена отдельных сотрудников
- - возможность карьерного роста
- - устные похвалы, грамоты
18
16
- -мероприятия по сплочению коллектива
- - большая свобода
14
10
15
2 - привязка зарплаты к
результатам труда
3- улучшение условий труда
10
15
2
1 - повышение зарплаты
Рис. 8. Ответы сотрудников о применяемых в банке методах мотивации, %
На третьем месте - увязка зарплаты с результатами труда и устные поощрения и вручение грамот - по 15,0%, далее идет улучшение условий труда – 14,0%, затем повышение зарплаты и возможность карьерного и профессионального роста - по 10,0%, замена отдельных сотрудников замыкает список самых популярных методов мотивирования - 2,0%.
Наиболее эффективными сотрудники считают такие методы мотивации, как улучшение условий труда - 25,0%, второе место разделили - повышение заработной платы и привязка заработной платы к результатам труда - по 18,0%, далее идет предоставление большей свободы и полномочий сотрудникам - 15,0%, затем возможность карьерного и профессионального роста - 12,0%, последнее место разделили мероприятия по сплочению коллектива, устные поощрения и вручение грамот - по 6,0% (рис. 9)
- - возможность карьерного роста
- - похвалы, грамоты
25
- - мероприятия по сплачению коллектива
- - больше полномочий
6
15
15
- - привязка зарплаты к результатам
- - улучшение условий труда
18
12.82
6
1 - повышение зарплаты
Рис. 9. Ответы сотрудников о методах повышения мотивации, %
На вопрос, почему именно эти методы являются наиболее действенными, большинство работников банка – 56,0% затруднились с ответом, другие отмечали улучшение настроя на работу, заинтересованность в результате труда.
На вопрос о том, полезно ли было бы усовершенствовать систему мотивации, подавляющее большинство - 75% ответило положительно, другая часть - 25% затруднились ответить (рис. 10)
75
- - да
- - затрудняюсь ответить
25
Рис. 10. Ответы сотрудников о необходимости совершенствования системы мотивации, %
Далее был проведен опрос работников ПАО «Уралсиб» по поводу удовлетворенности трудом и рабочим местом, которые являются важнейшим
индикатором состояния трудовой мотивации персонала
Были оценены ряд факторов по пятибалльной шкале. Большая часть работников банка (58,0%) считает, что организация труда невысокая, 8,0% оценивают ее как неудовлетворительную, 34,0% респондентов считают, что организация труда осуществляется на высоком и достаточно высоком уровне (рис. 11)
9 8
25
1 - неудовлетворительная
2- невысокая
3 - высокий уровень
58
4 - достаточно высокий уровень
Рис. 11. Ответы сотрудников по вопросу организация труда в банке, %
Работники, отметившие низкий уровень организации труда, в основном, выражают недовольство тем, что на рабочих местах условия не соответствуют требованиям охраны труда. Так, работникам приходится много перемещаться по помещениям банка, в кассу и так далее с документами. Это отнимает достаточно много времени и сил, возникают непроизводительные траты времени.
Большей части респондентов - 92,0% нравится работа, которую они выполняют, 8,0% считают работу удовлетворительной, но не в полной мере соответствующей ожиданиям.
Большая часть респондентов оценивают санитарно-гигиенические условия как удовлетворительные - 46,0%, 45,0% считают их соответствующими требованиям, из них 7,0 % считают их отличными, 38% - соответствующими требованиям, 9,0% оценивают их как неудовлетворительные.
- - соответствуют требованиям
- - отличные
46
38
1 -
неудовлетворительные
2 - удовлетворительные
7 9
Рис. 12. Ответы сотрудников банка о санитарно-гигиенических условиях труда на рабочих местах, %
Уровень заработной платы устраивает 62,0% сотрудников, оставшиеся 38,0% опрошенных оценивают ее как удовлетворительную.
Система премирования сотрудников расценивается приблизительно также, как и система оплаты труда: 40,0% респондентов считают систему премирования удовлетворительной, 60,0% работников вполне довольны системой премирования.
Как отмечалось выше, заработная плата в компании ПАО «Уралсиб» состоит из оклада. Перечень профессий работников, оплата которых производится по месячным окладам, утверждается управляющим банка. Размер оклада сотрудников организации устанавливается согласно трудовому договору (контракту), заключенному с сотрудником в соответствии с законодательством РФ.
При полностью отработанном работником месяце оклад ему начисляется полностью, а в случае отработки неполного месяца, он получает часть оклада пропорционально отработанному времени в соответствии с графиком работы.
Работники также премируются за объем, качество и сроки выполняемой работы. Рассмотрим расчет заработной платы на примере некоторых категорий работников (таблица 6)
Таблица 6
Расчет заработной платы за 2018 год
Наименование должности |
Оклад, руб. |
Премия в месяц, % от прибыли |
Заработная плата, руб. |
Зам. управляющего банка |
50000 |
0,1 |
50000 + (1408375 *0,1%) = 51408 |
Главный бухгалтер |
25000 |
0,1 |
25000 + (1408375 *0,1%) = 26408 |
Кредитный инспектор |
20000 |
0,1 |
20000 + (1408375 *0,1%) =21408 |
Как видно из таблицы, система оплаты труда в организации не мотивирует заинтересованности работников в общих результатах труда. Премиальные выплаты ненамного увеличивают заработную плату. При этом нет явной дифференциации в заработной плате различных категорий работников, хотя уровень ответственности за результат работы у них разный.
У бухгалтера, водителя банка, кассиров и операционистов заработная плата состоит из оклада. Премия начисляется только по распоряжению руководителя, что не способствует высокой мотивации к труду. Фиксированный оклад не дает возможности двигаться вперед и больше зарабатывать. При наличии недостатков в работе, из оклада вычитается денежная сумма. Такой подход расценивается работниками как наказание, а не как мотивация к высокопроизводительной работе. Аналогичным образом, обстоит дело с оплатой труда у прочих категорий работников организации. Положительно то, что зарплата выдается вовремя, без задержек.