Файл: Роль мотивации в поведении организации (Анализ системы мотивации персонала ПАО «Банк Уралсиб» в г. Екатеринбург).pdf
Добавлен: 30.03.2023
Просмотров: 244
Скачиваний: 2
В отделах работы с юридическими и физическими лицами работают сотрудники – операционисты. Функции операционистов отдела по обслуживанию физических лиц: открытие счетов; оформление и выдача вкладов; начисление процентов по депозитам; прием и выдача денежных переводов; оформление платежных операций; работа с банковскими картами и так далее.
Функции операционистов отдела по обслуживанию юридических лиц: проведение операций по счетам; прием денежных чеков на выдачу наличности и объявлений на взнос наличных; операции по корпоративным пластиковым картам; подготовка и отправку всех платежей клиентов; подготовка ответов на запросы органов контроля и надзора в отношении счетов клиентов и другие операции.
В отделе кассовых операций производится кассовое обслуживание клиентов. Кассиры отдела в своей работе основываются на регламентирующих документах Центробанка РФ и других нормативных правовых актах. Кассиры также могут выполнять функции бухгалтера, в частности, оформлять денежные документы. Кроме операций с денежной наличностью, кассиры осуществляют операции с другими ценностями.
В кредитном отделе ПАО «Уралсиб» работают кредитные инспекторы. Они ведут переговоры с потенциальными клиентами о выдаче кредита. Также в их функции входит оценка платежеспособности потенциального заемщика, оформление документов на выдачу кредита. Кредитные инспекторы обязаны также отслеживать процесс погашения кредитов и так далее.
Штатное расписание организации представлено в таблице 1. Из таблицы видно, что годовой фонд заработной платы филиала в г.Екатеринбург составляет 5436,0 тыс. руб.
Таблица 1
Штатное расписание ПАО «Уралсиб» на 2018 год
Наименование должности |
Количество должностей, ед. |
Оклад, тыс. руб. |
Годовой фонд оплаты труда, тыс. руб. |
Управляющий банком |
1 |
80,0 |
960,0 |
Зам. управляющего банком |
1 |
50,0 |
600,0 |
Главный бухгалтер |
1 |
25,0 |
300,0 |
Бухгалтеры |
3 |
15,0 |
540,0 |
Операционисты |
6 |
12,0 |
864,0 |
Кассиры |
3 |
15,0 |
540,0 |
Кредитные инспекторы |
3 |
20,0 |
720,0 |
Уборщики помещений |
3 |
8,0 |
288,0 |
Охранники |
3 |
12,0 |
432,0 |
Водители |
2 |
8,0 |
192,0 |
Итого |
26 |
- |
5436,0 |
Для более полной характеристики экономической деятельности банка необходимо рассмотреть динамику основных технико- экономических показателей (таблица 2)
Таблица 2 Технико-экономические показатели работы ПАО «Уралсиб»
Показатели |
2016 |
2017 |
2018 |
2018 к 2016 в % |
1. Средняя численность работников, чел. |
18 |
20 |
26 |
144.4 |
2. Фонд з/п, тыс.руб. |
4160,0 |
4218,0 |
5436,0 |
130,7 |
3. Средняя з/п, тыс.руб. |
7,8 |
8,0 |
9,4 |
120,5 |
4. Выручка, тыс. руб. |
49771,3 |
45844,8 |
70651,3 |
141,9 |
5. Производительность труда, руб. |
2765072,0 |
2292240,0 |
2717357,7 |
98,2 |
6. Общие производственные фонды (ОПФ), тыс.руб. |
1285000,0 |
1290000,0 |
1295000,0 |
103,5 |
7. Фондовооруженность=6/1 |
71,38 |
64,5 |
49.8 |
69,8 |
8. Прибыль, руб. |
1340581,0 |
1405300,0 |
1408375,0 |
125,0 |
9. ROE (обобщающий показатель прибыли банка- отношение прибыли к акционерному капиталу), % |
134,0 |
140,5 |
140,8 |
- |
Из таблицы 2 видно, что численность работников в 2018 году по сравнению с 2016 годом увеличилась на 44,4 %. При этом выручка на одного работника в этот период также выросла, темп роста составил 41,9%. Рост фонда оплаты труда на 30,7 % в 2018 году по сравнению с 2014 годом связан с ростом числа работающих.
На предприятии отмечается опережающий рост заработной платы (темп роста в 2018 году -130,7%) по сравнению с производительностью труда (темп роста только 98,2%). Это недопустимо, так как свидетельствует о неэффективном использовании работников и, возможно, о проблемах мотивации персонала. Снижается показатель фондовооруженности, что свидетельствует о снижении оснащенности персонала банка основными производственными средствами.
Таким образом, ПАО «Уралсиб» предлагает широкий спектр финансовых услуг юридическим и физическим лицам, и занимает крупнейшую долю на рынке. Банк особое внимание уделяет кадровой политике, основная цель которой - создание производственно-эффективного Общества, предоставляющего максимального возможности раскрытия потенциала человеческих ресурсов. Далее проведем подробный анализ управления персоналом в ПАО «Уралсиб».
Анализ управления персоналом ПАО «Уралсиб»
Анализ управления персонала начнем с анализа структуры персонала ПАО «Уралсиб», динамики его движения и отдачи от персонала. Основные данные для анализа представлены в таблице 3.
Таблица 3
Динамика движения персонала ПАО «Уралсиб»
Показатели |
2016 |
2017 |
2018 |
2018 к 2016 в % |
2018 к 2017 в % |
Плановая численность персонала |
20 |
21 |
27 |
105,0 |
128,5 |
Среднесписочная численность персонала |
18 |
20 |
26 |
111,1 |
130,0 |
Излишек (недостаток) персонала по сравнению с планом, % |
-10,0 |
-4,8 |
-3,7 |
- |
- |
Количество принятого персонала |
2 |
2 |
6 |
100,0 |
300,0 |
Количество уволившихся работников |
3 |
4 |
5 |
133,3 |
125,0 |
Количество уволившихсяработников по собственному желанию |
3 |
4 |
5 |
133,3 |
125,0 |
Количество работников проработавших весь год (2-5) |
15 |
16 |
21 |
106,7 |
131,3 |
Коэффициент оборота по приему рабочих (4/2) |
0,11 |
0,10 |
0,23 |
- |
- |
Коэффициент оборота по выбытию (5/2) |
0,17 |
0,20 |
0,19 |
- |
- |
Коэффициент текучести кадров (6/2) |
0,17 |
0,20 |
0,19 |
- |
- |
Из таблицы 3 можно сделать вывод, что организация не полностью обеспечена трудовыми ресурсами, то есть в целом в организации наблюдается постоянная нехватка персонала. В 2018 году нехватка персонала по сравнению с планом составляет 3,7%. В 2018 году и 2016 году фактическая численность ниже плановой на 4,8 и 10,0 % соответственно.
Среднесписочная численность сотрудников организации составила в 2018 году - 26 человек, что на 30,0% больше численности 2017 года (20 человек). Повышение численности сотрудников произошло в связи с расширением объема деятельности банка (рис. 5).
2018
2018
2014
5
0
Среднесписочная численность персонала, чел.
15
10
20
18
25
20
26
30
Рис. 5. Изменение среднесписочной численности персонала ПАО «Уралсиб» за 2016 – 2018 гг.
Коэффициент оборота по приему повысился 0,11 в 2016 году до 0,23 – в 2018 году. Однако коэффициент оборота по выбытию также вырос.
Основная причина выбытия - увольнение по собственному желанию. Коэффициент текучести кадров имеет тенденцию к росту: с 0,17 в 2016 году до 0,19 – в 2018 году.
Совокупность отдельных групп работников образует структуру персонала. Статистическая структура отражает распределение персонала и движение его в разряде категорий и групп должностей.
Половозрастная структура персонала характеризуется долей лиц разного пола и возраста в его общей численности (таблица 4). Число молодежи (до 30 лет) с каждым годом увеличивается. В отделении банка нет работников старше 50 лет, число работников в возрасте от 40 до 50 лет также невелико.
Женщин на предприятии больше, чем мужчин, но заметна тенденция увеличения количества мужчин от года к году: с 33,3% в 2016 году до 34,6% в 2018 году.
Таблица 4
Половозрастная структура персонала ПАО «Уралсиб»
Содержание
2016год |
2017 год |
2018 год |
||||
в % |
числ., чел. |
в % |
числ., чел. |
в % |
числ., чел. |
|
По возрасту, % |
||||||
до 20 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
от 21 до 30 лет |
38,8 |
7 |
30,0 |
6 |
42,3 |
11 |
от 31 до 40 лет |
44,4 |
8 |
50,0 |
10 |
38,5 |
10 |
От 41 до 50 лет |
16,8 |
3 |
20,0 |
4 |
19,2 |
5 |
Свыше 50 лет |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Итого |
100 |
18 |
100 |
20 |
100 |
26 |
По полу, % |
||||||
Мужчины |
33,3 |
6 |
35,0 |
7 |
34,6 |
9 |
Женщины |
66,7 |
12 |
65,0 |
13 |
65,4 |
17 |
Итого |
100 |
18 |
100,0 |
20 |
100 |
26 |
Качественная оценка персонала может быть произведена исходя из профессиональной и квалификационной структуры кадров. Уровень профессионализма и квалификации работников играет чрезвычайно важную роль при достижении цели организации при выполнении поставленных перед ним задач. Образовательная структура персонала организации по годам представлена в таблице 5.
Таблица 5 Структура персонала ПАО «Уралсиб» по уровню образования
Уровень образования |
2016 год |
2017 год |
2018 год |
|||
Чел. |
% |
Чел. |
% |
Чел. |
% |
|
неполное среднее |
- |
0 |
- |
0 |
- |
0 |
среднее |
3 |
16,7 |
3 |
15,0 |
2 |
7,7 |
среднее специальное |
7 |
38,9 |
10 |
50,0 |
11 |
42,3 |
высшее |
8 |
44,4 |
7 |
35,0 |
13 |
50,0 |
Итого |
18 |
100,0% |
20 |
100,0% |
26 |
100,0% |
Из таблицы 5 видно, что доля работников с высшим образованием в структуре численности персонала растет, доля работников со средним образованием стабильно сокращается. Доля сотрудников со средним специальным образованием за период 2016-2018 годов имеет тенденцию к снижению с 50,0% в 2017 году до 42,3% - в 2018 году. Большая часть работников имеет профильное образование.
Организация стремится укомплектовывать кадры, наиболее соответствующие цели банка и его кадровой политике. Подбор кадров осуществляется достаточно долго по времени. Это негативно сказывается на трудовом процессе. Также одним из недостатков работы с персоналом является то, что в банке нет четко определенной системы адаптации вновь принятых сотрудников. Вновь принятых работников необходимо доучивать, представлять им время на адаптацию к конкретным условиям работы в кредитной организации. При увольнении сотрудников банк несет потери, так как на этих работников были потрачены средства на обучение, удовлетворение их социальных потребностей и так далее.
Штатное расписание и фонды оплаты труда утверждаются ежегодно исходя из планов организации на следующий год.
Таким образом, численность персонала в 2018 году представлена 26 работниками, структура персонала представлена в основном молодыми людьми до 30 и от 30 до 40 лет. На предприятии нет работников старше 50 лет, число работников в возрасте от 40 до 50 лет также невелико. В структуре персонала превалируют работники с высшим образованием, удельный вес которых в последний год составляет 50,0% в общем числе работников ПАО «Уралсиб». Одной из проблем банка является высокая текучесть кадров, достаточно сложно протекает процесс адаптации вновь принятых работников. Отсутствует система адаптации вновь принятых сотрудников. Это свидетельствует о не совсем благополучном положении, сложившемся в организации в части управления персоналом.