Файл: Понятие и виды правосознания (Пути повышения правосознания у граждан Российской Федерации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 249

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2.2. Пути повышения правосознания у граждан Российской Федерации

Правосознание – неотъемлемый элемент правовой культуры, характеризующий осознание социальной действительности в правовых категориях и предполагающий знание законодательства, правильное к нему отношение, понимание, использование и применение и таким образом «…определяющий деятельность людей в государственно-правовой сфере…» [18, с. 246]. Подобные знание и отношение в совокупности с активной жизненной позицией – залог низкой криминализации населения и успешного противодействия преступности. С одной стороны, граждане с высоким уровнем правосознания не склонны нарушать установленные запреты и ориентированы на соблюдение правил и ограничений. С другой стороны, они активно участвуют в предупреждении противоправных деяний, помогают сотрудникам правоохранительных органов в противодействии преступлениям и административным правонарушениям (выступают в качестве понятых, информируют о готовящихся или совершенных деяниях, участвуют в охране общественного порядка, помогают в работе с девиантами и пр.).

Во второй половине ХХ века государством уделялось большое внимание работе по формированию и повышению правовой культуры советских граждан. После распада СССР такая работа была сведена к минимуму. «Как результат, социальная деградация, деморализация населения, отсутствие элементарного понимания необходимости взаимодействия с органами власти» [21, с. 170], рост преступности, низкая эффективность профилактики преступлений, снижение авторитета милиции.

В настоящее время руководство нашей страны и МВД России все чаще обращаются к вопросу о необходимости активизации усилий государственных органов, должностных лиц, направленных на обучение населения базовым правовым нормам, воспитание уважения к закону гражданской ответственности за состояние правопорядка. Одновременно акцентируется внимание и на важности вовлечения населения в правоохранительную работу, создания для этого качественной нормативной правовой базы (наглядный пример – выступления Президента России В.В. Путина на расширенных заседаниях коллегий МВД России последних лет).

В России создан и отработан определенный механизм правового воспитания населения и взаимодействия с общественностью, средствами массовой коммуникации в целях противодействия преступности. Сегодня эту работу регламентирует ряд нормативных правовых актов. Обратимся к ключевым источникам [6, с. 26].


Основы правовой регламентации деятельности по формированию правосознания сформулированы в Конституции Российской Федерации. Например, ч. 3 ст. 15 Основного Закона гарантирует гражданам право ознакомления с законодательством: она предусматривает обязательность официального опубликования принимаемых законов (неопубликованные законы не применяются) [1]. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. Часть 1 ст. 48 гарантирует каждому гражданину право на получение квалифицированной юридической помощи (причем в предусмотренных законом случаях она оказывается бесплатно).

Для реализации указанного конституционного права на получение бесплатной юридической помощи, на защиту законных интересов, повышение уровня социальной защищенности, а также обеспечение доступа граждан к правосудию 21 ноября 2011 г. был принят Федеральный закон N 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации». Он предусмотрел организационно-правовые основы получения бесплатной государственной и негосударственной квалифицированной юридической помощи отдельными категориями граждан в виде правового консультирования; составления заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера; представления интересов гражданина в судах, государственных и муниципальных органах, организациях. Отдельная глава посвящена организации деятельности по правовому информированию и правовому просвещению населения.

Упорядочить систему оказания квалифицированной юридической помощи (в том числе бесплатной) призвана Государственная программа Российской Федерации «Юстиция». Конечной целью реализации этой программы, включающей в себя пять подпрограмм, и рассчитанной до 2020 г., обозначено развитие в обществе правовой модели поведения граждан, преодоление правового нигилизма, поддержание устойчивого уважения к закону.

Следует отметить, что Государственная программа Российской Федерации «Юстиция» – единственный документ, в котором сделана ссылка на утвержденные в 2011 году Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан [23, с. 81].

Основы явились комплексным документом, направленным на формирование высокого уровня правовой культуры населения, традиции безусловного уважения к закону, правопорядку и суду, добропорядочности и добросовестности как преобладающей модели социального поведения, на преодоление правового нигилизма в обществе. Они четко закрепили меры государственной политики в области совершенствования российского законодательства; меры по обеспечению необходимого уровня юридических знаний, повышению правовой культуры и вовлечению в правовое просвещение населения лиц, замещающих государственные и муниципальные должности, государственных и муниципальных служащих, сотрудников правоохранительных органов; меры в области образования и воспитания подрастающего поколения, юридического образования и подготовки юридических кадров; меры в сфере культуры, массовой информации, эфирного и кабельного вещания, рекламной и издательской деятельности, а также по поддержке институтов гражданского общества.


Одним из ключевых источников противодействия преступности стал принятый 23 июня 2016 г. Федеральный закон N 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации». Предмет нашего обсуждения также нашел в нем свое отражение. В части 1 ст. 15 в качестве одного из видов профилактики правонарушений названа общая профилактика правонарушений, в том числе направленная на повышение уровня правовой грамотности и развитие правосознания граждан.

Пункт 16 ст. 6 данного закона (следует заметить – заключительный, что не вполне соответствует логике профилактического воздействия) среди основных направлений профилактики правонарушений указывает повышение уровня правовой грамотности и развитие правосознания граждан.

Однако в п. 1 ч. 1 ст. 17 первой формой профилактического воздействия названо правовое просвещение и правовое информирование. В рамках индивидуальной работы с гражданами указанная статья определяет реализацию таких мероприятий, как профилактическая беседа; объявление предостережения о недопустимости действий, создающих условия для совершения правонарушений, либо недопустимости продолжения антиобщественного поведения; профилактический учет; внесение представления об устранении причин и условий, способствующих совершению правонарушения; профилактический надзор; социальная адаптация; ресоциализация; социальная реабилитация; помощь лицам, пострадавшим от правонарушений или подверженным риску стать таковыми.

Эти мероприятия направлены на лиц с девиантным, виктимным и с правопослушным поведением. Они осуществляются силами сотрудников органов внутренних дел, других заинтересованных субъектов (прокуратуры, Следственного комитета, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и пр.). В ряде случаев помощь полицейским оказывают граждане (индивидуально или в составе общественных формирований). Граждане участвуют в работе с конкретными лицами, а также в охране правопорядка.

В целях совершенствования и развития уголовно-исполнительной системы предусмотрено привлечение членов общественных организаций к работе по повышению уровня правосознания и правовой грамотности осужденных и работников уголовно-исполнительной системы [19, с. 72].

Нормативным актом, целью которого явилось создание правовых условий для добровольного участия граждан Российской Федерации в охране общественного порядка, стал Федеральный закон от 2 апреля 2014 г. N 44-ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка». Он закрепил принципы и основные формы участия граждан в охране общественного порядка, особенности создания и деятельности народных дружин.


Согласно ст. 17 Федерального закона от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» отдельные лица могут с их согласия привлекаться к оказанию содействия органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность. При этом специалисты скептически (на наш взгляд, совершенно обоснованно) относятся к тому, что такое сотрудничество обусловлено добровольным желанием безвозмездно помочь правоохранителям, основанным на идеологических убеждениях и чувстве долга. Зачастую это лица с деформированным правосознанием, в связи с чем мотивацией их помощи оказывается возможность освобождения от уголовной ответственности в случае активного содействия раскрытию преступлений, возмещения нанесенного ущерба; стремление улучшить условия своего содержания в исправительном учреждении; материальная заинтересованность и пр. [8, с. 111].

Органы внутренних дел (полиция) – структура, к непосредственной компетенции которой относится противодействие преступности. В связи с этим они должны принимать активное участие в воспитательной, обучающей работе с населением, привлекать его для помощи в выполнении своих непосредственных задач по охране общественного порядка и профилактике преступности. Пункт 34 ст. 13 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ «О полиции» предоставляет полицейским право привлекать граждан с их согласия к внештатному сотрудничеству; устанавливать негласное сотрудничество с гражданами, изъявившими желание конфиденциально оказывать содействие полиции; объявлять о назначении вознаграждения за помощь в раскрытии преступлений и задержании лиц, их совершивших, и выплачивать его гражданам; поощрять лиц, оказавших помощь полиции в выполнении иных возложенных на нее обязанностей; привлекать для консультаций в установленном порядке специалистов государственных и муниципальных органов, организаций с сохранением за ними заработной платы (денежного содержания) по основному месту работы (службы). Подобная совместная работа позволяет увеличивать число граждан, участвующих в ней, популяризировать правоохранительную работу, улучшать отношение к полиции.

Для освещения деятельности полиции МВД России (согласно ч. 6 ст. 8 Федерального закона «О полиции») вправе учреждать средства массовой информации [12, с.37]. Последние используются для осуществления информационной, пропагандистской деятельности.

В настоящее время активно функционирует официальный интернет-сайт МВД России. Его деятельность направлена на формирование объективного представления о деятельности МВД России, взаимодействие со средствами массовой информации, оказание информационной поддержки гражданам Российской Федерации [22, с. 129]. Граждане могут ознакомиться с актуальной нормативно-правовой, статистической и справочной информацией по направлениям деятельности МВД России; информационными материалами, документами, аудио- и видеоконтентами о деятельности МВД России; антикоррупционной работой в МВД России; информацией о разыскиваемых полицейскими лицах (в том числе с выплатой вознаграждения).


Сайт предоставляет гражданам возможность обращения в подразделения МВД России. Ведется опрос посетителей относительно удовлетворенности работой ОВД (полиции), по окончании которого можно увидеть его результаты. По оценкам специалистов, наиболее часто посещаются гражданами такие разделы, как «Новости» и «Руководство» [13, с. 21].

Для удобства пользователей сайт МВД России, все интернет-сайты территориальных органов МВД России унифицированы.

Расширить аудиторию, облегчить восприятие сообщений, повысить эффективность информирования населения позволяет сотрудничество с государственными и коммерческими СМИ. Для объективного освещения в СМИ деятельности МВД России и его территориальных органов, реализации положений ст. 48 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2124-1 «О средствах массовой информации» и ст. 8 Федерального закона «О полиции» может осуществляться аккредитация журналистов при МВД России и его территориальных органах [19, с. 76].

Свидетельством того, что руководство МВД России придает большое значение в формировании общественного мнения средствам массовой коммуникации, является закрепление приказом МВД России от 31 декабря 2013 г. N 1040 «Вопросы оценки деятельности территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации» в качестве показателя вневедомственной оценки деятельности территориальных органов МВД России по материалам, размещенным в СМИ и Интернете (рассчитывается как доля негативных информационных поводов (событий), касающихся деятельности территориального органа МВД России и нашедших отражение в СМИ, к общему количеству информационных поводов (событий).

Кроме того, в ходе опросов общественного мнения определяются уверенность граждан в защищенности (безопасности) своих личных и имущественных интересов, а также оценка эффективности деятельности органа внутренних дел как государственного органа по защите интересов граждан. Выявленные негативные оценки, тенденции являются ориентиром для совершенствования полицейской работы, а также позволяют расставить акценты в пропагандистской работе.

Признавая силу воздействия средств массовой коммуникации в целях правового воспитания на интеллектуальную и психическую сферы личности, нельзя пренебрегать и традиционными способами информирования.

В частности, развитию системы общественного контроля над деятельностью полиции, обеспечению взаимодействия полиции с гражданами и их формированиями по предупреждению и раскрытию правонарушений, правовому просвещению населения служат отчеты должностных лиц – очные выступления на собраниях граждан. Такая обязанность возложена на участковых уполномоченных полиции [15, с. 66].