Файл: Понятие и виды правосознания (Пути повышения правосознания у граждан Российской Федерации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 243

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Реализовать свои права, а в ряде случаев защитить и восстановить их, проявив активную социальную позицию, граждане могут посредством обращения в органы МВД России. Согласно приказу МВД России от 12 сентября 2013 г. N 707 «Об утверждении Инструкции об организации рассмотрения обращений граждан в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации» информирование граждан о порядке рассмотрения обращений в системе МВД России осуществляется по телефону, путем размещения на официальных сайтах МВД России, его территориальных органов и организаций в сети Интернет, на информационных стендах и (или) информационных терминалах.

Обязательными являются сведения о порядке и сроках рассмотрения обращений и нормативных правовых актах, регулирующих вопросы их рассмотрения; график приема граждан; о присутствии на личном приеме членов общественных советов, образованных при МВД России и его территориальных органах; о порядке обжалования действий (бездействия) и решений должностных лиц органов внутренних дел, осуществляемых и принимаемых в ходе рассмотрения обращений.

Как справедливо отмечено А.А. Мининой, обращения граждан являются инструментом повышения правосознания граждан, обеспечивают поддержание информационной открытости органов государственной власти [19, с. 75].

Для привлечения внимания населения, а также для обеспечения незамедлительного обращения граждан в полицию приказом МВД России от 12 сентября 2013 г. N 707 «Об утверждении Инструкции об организации рассмотрения обращений граждан в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации» нормативно закреплена обязанность полиции наносить информационные надписи о принадлежности к соответствующему подразделению органа внутренних дел, номера телефонов доверия и дежурной части на боковые поверхности транспортных средств полиции (наряду со специальными цветографическими схемами).

Характеризуя деятельность по формированию правосознания населения в контексте противодействия преступности, необходимо назвать приказ МВД России от 17 января 2006 г. N 19 «О деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений». В нем в качестве одной из основных задач ОВД по предупреждению преступлений закреплено привлечение к этой работе общественных объединений правоохранительной направленности и граждан. Соответственно, это зафиксировано и в качестве одного из направлений деятельности территориальных органов МВД России. Отдельно закреплена обязанность информирования населения через СМИ о способах и средствах правомерной защиты от преступных посягательств [23, с. 305].


Конкретизируя работу отдельных подразделений, к компетенции участковых уполномоченных полиции руководство ведомства отнесло:

1) привлечение населения обслуживаемого участка, общественных объединений правоохранительной направленности, граждан и частных охранных организаций к работе по предупреждению преступлений, проведению индивидуальных профилактических мероприятий в отношении лиц, допускающих правонарушения;

2) установление доверительных отношений с гражданами для получения информации, способствующей предупреждению и раскрытию правонарушений, розыску преступников и лиц, пропавших без вести;

3) проведение разъяснительной работы среди населения по оборудованию объектов собственности средствами охранной либо тревожной сигнализации [23, с. 307].

Инспекторы подразделений по делам несовершеннолетних проводят встречи с населением, проживающим на обслуживаемой территории, выступают в образовательных организациях, средствах массовой информации по вопросам профилактики правонарушений несовершеннолетних, формируют позитивное общественное мнение о деятельности органов внутренних дел.

Сотрудники патрульно-постовой службы полиции осуществляют разъяснительную работу среди граждан по соблюдению ими общественного порядка.

К компетенции ГИБДД отнесено проведение, в том числе с использованием СМИ, разъяснительной работы по предупреждению дорожно-транспортных происшествий, нарушений правил, стандартов, технических норм и иных требований нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения.

Сотрудники подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции принимают участие в освещении в СМИ вопросов защиты прав потребителей и борьбы с преступлениями на потребительском рынке.

Аналогичные обязанности более детально определены в приказах МВД России, регламентирующих деятельность указанных выше подразделений, – от 2 декабря 2003 г. N 930 «Об организации работы Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации по пропаганде безопасности дорожного движения», от 29 января 2008 г. N 80 «Вопросы организации деятельности строевых подразделений патрульно-постовой службы полиции», от 31 декабря 2012 г. N 1166 «Вопросы организации деятельности участковых уполномоченных полиции», от 15 октября 2013 г. N 845 «Об утверждении Инструкции по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации», от 16 июня 2011 г. N 683 «Об утверждении Положения об Управлении по взаимодействию с институтами гражданского общества и средствами массовой информации Министерства внутренних дел Российской Федерации» и др.


Итак, рассмотренное выше свидетельствует о заинтересованности государства в развитии общества с высокой правовой культурой. Законодательная база закрепляет обязанность специализированных и неспециализированных субъектов противодействия преступности осуществлять работу по формированию, повышению правосознания и правовой активности населения. Ее основными формами являются информирование, привлечение к совместной работе, оказание помощи. Более детально это регламентируется подзаконными актами.

Нормативные правовые акты МВД России как основного субъекта борьбы с преступностью предписывают сотрудникам полиции осуществлять информационную, разъяснительную работу с гражданами лично, при проведении сходов, отчетов, бесед в коллективах; особое значение придается использованию сети Интернет.

Для развития активной гражданской позиции населения приказами, инструкциями регламентируется деятельность сотрудников ОВД по привлечению граждан к охране правопорядка, работе с девиантами и маргиналами, профилактике правонарушений.

Однако, несмотря на масштабность, успешность проводимой работы в указанном направлении, налицо большой потенциал совершенствования ее нормативно-правовой базы. Наиболее актуальным является следующее. Необходимо законодательно закрепить направления, формы взаимодействия субъектов, участвующих в формировании правосознания населения (прежде всего это органы внутренних дел, Следственный комитет РФ, прокуратура, суд, органы управления образованием, образовательные организации, средства массовой информации). Важно закрепить обязанность Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации и заинтересованных правоохранительных органов размещать социальную рекламу, направленную на противодействие преступности.

Следует расширить круг лиц, имеющих возможность получить бесплатную юридическую помощь и активнее информировать население о такой возможности. На федеральном уровне должен быть предусмотрен механизм материальной компенсации членам общественных формирований по охране правопорядка (вознаграждения либо льготы, выплаты при причинении вреда здоровью или гибели при исполнении обязанностей по охране общественного порядка).

В заключение укажем, что успешное функционирование любой сферы жизнедеятельности общества – социальной, духовной, экономической, политической – в значительной мере обеспечивается грамотной законодательной регламентацией и соблюдением гражданами установленных или санкционированных государством общеобязательных правил поведения, принятых в обществе норм морали и нравственности. Обеспечить подобное поведение позволяет целенаправленная деятельность органов законодательной, исполнительной власти, общественных формирований и других структур по повышению правосознания и правовой активности населения.


Таким образом, в настоящей главе было проанализировано правосознание граждан РФ. Далее, мы остановились на ключевых нормативных правовых актах, предусматривающих направления деятельности по формированию правосознания населения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На основании проведенного исследования был сделан вывод, что правосознание существует «до», «после» и «параллельно» с правом и является, во-первых, его источником, отражающим объективные потребности развития общества, во-вторых, одним из обязательных механизмов реализации, воплощения в жизнь, в-третьих, средством оценки соответствия поведения нормам права. Таким образом, правосознание пронизывает весь механизм правового регулирования.

Структура правосознания является сложным образованием, обусловленным социокультурными, конкретно-историческими, социально-политическими, социально-экономическими и религиозными факторами. В современных условиях усложнения социально-правовой реальности и усиления междисциплинарных связей в правоведении применение комплексных подходов способно «пролить свет» на дискуссионные вопросы, к каким, например, относится проблема структуры, уровней и видов правосознания. Как представляется, с целью системного рассмотрения структуры правосознания необходимо более четкое отграничение понятий структурных элементов, уровней и видов правосознания. Кроме того, в самой структуре правосознания целесообразно выделение горизонтального и вертикального уровней правосознания, находящих выражение в реальной социально-правовой действительности.

Существует три формы деформаций правосознания: правовой инфантилизм, правовой нигилизм; «перерождение» правосознания – крайняя степень искаженного дефектного правосознания, при котором формой «перерожденческого» является совершение преступлений [11].

Анализ предложенных дефиниций деформации правового сознания дает возможность для вывода о том, что состояние деформации выступает явлением, абсолютно противоположным позитивному праву. Деформация правосознания является общественным, социально-правовым явлением, которому свойственны несформированность, неустойчивость или искаженность существующих представлений, знаний, идей, взглядов, настроений и эмоций о системе права, реальной правовой действительности, законности и правопорядке.


В целом правосознание современного российского общества оценивается как неразвитое, незрелое, фрагментарное. Фрагментарность правосознания является следствием, в том числе, динамичного процесса изменения и совершенствования законодательства. В качестве болезненных тенденций развития правосознания на сегодняшний обозначаются правовой нигилизм, правовой индефферентизм. Однако имеют место и позитивные тенденции, заключающиеся в некотором укреплении установок на соблюдение правовых норм. Проблемы, стоящие на повестке дня, применительно к правосознанию – это преодоление состояния психолого-правового дискомфорта, свойственного россиянам, заключающегося в беспокойстве относительно последствий проводимых в разнообразных сферах общественной жизни реформ, последствий мировых политических катаклизмов. Обобщенно можно говорить о масштабной проблеме – необходимости повышения уровня доверия к власти. Одним из перспективных направлений устранения существующих проблем с уровнем развития правосознания является, по нашему мнению, модификация деятельности СМИ в русле правопросветительской деятельности, в СМИ заложен, как отмечалось, огромный потенциал воздействия на сознание россиян. Мы полагаем, что в целях устранения существующих проблем необходимо именно прекратить слепое копирование западных правовых институтов и ценностей, не свойственных и не приживаемых в рамках нашей правовой системы, прекратить разрушение устоявшихся правовых традиций и ценностей, следует плавно приспосабливать их к современных реалиям.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993, с учетом внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // «Собрание законодательства РФ», 04.08.2014, №31, ст. 4398
  2. Договор о Евразийском экономическом союзе // КонсультантПлюс [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=212769 &fld=134&dst=1000000001,0&rnd=0.1394341364585039#0 (дата обращения: 02.05.2018).
  3. Гражданский кодекс Российской Федерации Часть 1 от 21.10.1994 № 14-ФЗ (в ред. от 29.07.2017) // Собрание законодательства РФ. 1994. № 32, ст. 3301.
  4. Алексеев С.С. Теория права. – М.: Госюриздат, 1985. – 348 с.
  5. Бакланов И.С., Бичахчян М.К. Правосознание как базис развития демократического общества // Экономические и гуманитарные исследования регионов. – 2017. – № 5. – С. 74-80.
  6. Бакланов И.С., Бичахчян М.К., Бакланова О.А. Социальная детерминация динамики правосознания: современный российский опыт // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. – 2018. – № 8. – С. 23-26.
  7. Баранов П. П., Русских В. В. Актуальные проблемы теории правосознания, правовой культуры и правового воспитания: учебное пособие. Ростов н/Д: Издательство СКАГС, 1999. - 80 с.
  8. Бацунов А.Н. Состояние правосознания в современной России: проблемы и перспективы // Вестник Воронежского государственного технического университета. – 2015. – № 7. – С. 110-113.
  9. Бреднева В. С. Уровни правосознания и юридическая деятельность. Южно-Сахалинск: СахГУ, 2010. - 164 с.
  10. Венгеров А. Б. Теория государства и права. М.: Омега-Л, 2009. - 607 с.
  11. Вопленко Н. Н. Правосознание и правовая культура: учебное пособие. Волгоград: ВолГУ, 2000. - 52 с.
  12. Калягин Ю.С., Тверитинова Е.Н., Есипов А.Г. Правосознание в контексте психологии содействия граждан субъектам оперативно-розыскной деятельности // Юридическая психология. 2014. № 1. - С. 36-40.
  13. Карнаушенко Л.В. Факторы деформации правосознания россиян на современном этапе // Общество и право. – 2018. – № 2. – С. 20-23.
  14. Красильникова Ю.В. Анализ современного состояния правосознания российского общества // Власть. – 2016. – № 7. – С. 119-124.
  15. Лаптева Л.Е. О кризисе правосознания и правовом государстве // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. – 2017. – № 3.
  16. Малько А.В. Теория государства и права. – М.: Юрист, 2006. – 412 с.
  17. Марченко М.Н. Теория государства и права. – М.: Норма, 2004. – 422 с.
  18. Матузов Н.И. Теория государства и права. – М.: Зерцало, 2002. – 357 с.
  19. Минина А.А. Правовое информирование населения как условие повышения эффективности деятельности органов государственной власти и местного самоуправления // Юридические записки. 2013. N 1. - С. 72-77.м
  20. Панфилов И.А. О роли сети Интернет в формировании общественного мнения о деятельности органов внутренних дел // Российский следователь. 2013. N 5. - С. 31-33.
  21. Понятие, структура и общая характеристика правосознания // Общая теория права: академический курс: в 3-х т. / под ред. М. Н. Марченко. М.: Норма, 2001. Т. 3. 698 с.
  22. Сенин И.Н. Правовые стереотипы и установки в современном российском правосознании // Современные проблемы прикладных наук: Сборник научных трудов по итогам финансируемых научных исследований за 2011 год. – Омск, 2016. – С. 127-137.
  23. Сорокин В.В. Теория государства и права переходного периода: учебник для вузов. – Барнаул: Изд-во АЛТГУ, 2013. – 510 с.
  24. Теория государства и права: курс лекций / под ред. Н. И. Матузова и А. В. Малько. Изд-е 3-е, перераб. и доп. М.: Норма, 2012. - 640 с.