Файл: Особенности управления организациями в современных условиях и пути его совершенствования (Понятие и сущность организации как объекта управления).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 95

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность выбранной темы заключается в том, что управление организациями представляет собой особый вид управленческой деятельности, который требует выполнения специфических функций и наличия особых качеств у людей, занимающихся этой деятельностью. Таким образом, актуальность исследования подтверждается тем, что в условиях все ускоряющегося прогресса и усиливающейся конкуренции функции управления в современной организации занимают ведущее место в системе управления организациями.

Любая современная организация – практически универсальная форма человеческой жизни, обладает набором признаков, которыми являются: целенаправленность создания, функционирования и развития, упорядоченная внутренняя структура, особая культура, постоянное взаимодействие с внешней средой, использование природных, материальных и человеческих ресурсов. Комбинация этих характеристик уникальна для каждой организации и определяет его специфику.

Люди играют особую роль в организации. С одной стороны, они являются создателями организации, определяют ее цель и выбирают методы достижения этой цели. С другой стороны, люди являются важнейшим ресурсом, используемым всеми без исключения организациями для реализации собственных целей. В этом случае – персонала организации – они нуждаются в управлении.

По своим свойствам люди существенно отличаются от любых других используемых организацией ресурсов (машин, сырья и пр.), требуют особых методов управления. Специфика человеческих ресурсов заключается в том, что: люди наделены интеллектом, способны к постоянному совершенствованию и развитию, долговременный характер отношений, осознанность и самореализация идей, уникальность каждого человека как индивидуума.

Таким образом, управление людьми требует творческого подхода, индивидуализации и учета долгосрочной перспективы при принятии решений.

Управление персоналом состоит в обеспечении необходимых для организации навыков и умений у сотрудников и поддержании желания их использования.

Цель курсовой работы – изучение особенностей управления организациями в современных условиях и рассмотрение различных путей совершенствования.

Задачами исследования, исходя из цели, являются:

  • изучение теоретических основы управления организациями в современных условиях;
  • разработка управления организациями работы туроператора по проектированию нового туристского продукта;
  • анализ проектирования нового продукта на примере деятельности конкретного предприятия;
  • разработка предложения и рекомендации направления совершенствования управления дополнительных услуг ООО «Туризм-Групп».

Объектом исследования является ООО «Туризм-Групп» и его продукты на рынке внутреннего туризма.

В качестве предмета курсового исследования выступает изучение особенностей управления организациями.

1. Теоретические основы управления организациями в современных условиях

1.1. Понятие и сущность организации как объекта управления

Организация – целевое объединение ресурсов, представляющее собой социальное образование, имеющее определенные границы, функционирующее на относительно постоянной основе, деятельность которого каким-то образом управляется[1].

Из этого определения следует, что организация – это образование группы или отдельных лиц, взаимодействующих между собой, управляемых руководством организации и работающих для достижения определенной цели. Взаимодействие должно быть сбалансировано, следует также учитывать, что модели взаимодействия являются преднамеренными. Обобщенным субъектом организаторской деятельности выступает административно-управленческий персонал, к которому относят сотрудников, формирующих цели, разрабатывающих планы, принимающих и утверждающих решения, организующих исполнение решений.

К субъектам организаторской деятельности компании можно отнести президента, генерального директора, директора, технического директора, заместителей директора и т.д. Деятельность основных субъектов организаций может включать как общие, так и специфические виды деятельности.

Объект организаторской деятельности выполняет процедуры подготовки, согласования и исполнения решений и все иные процедуры, относящиеся к исполнительской деятельности.[2] К объектам организаторской деятельности могут, например, относиться мастер отдела технического контроля, конструктор-дизайнер, инженер по охране окружающей среды и др.

Каждая организация определяет свою миссию (предназначение). Значение определения миссии организации состоит в том, что она, в частности, представляет собой основу для принятия решений организации.


Наиболее точно внутреннюю сторону организации, во многом определяющую ее сущность и обусловливающую потенциал, отражает структура.

Структура (от лат. structure – строение, расположение) – отражение внутреннего строения системы. Понятно, что разнообразие организаций обусловливает формирование достаточно широкой палитры структур их построения, в которой могут быть представлены самые различные конфигурации. Так, с их помощью отражается внутреннее строение как любых объективных организаций на атомном уровне, так и полностью субъективных, интеллектуальных организаций, формирующихся, развивающихся и применяющихся исключительно в сознании одного отдельного индивидуума.

Этим обусловливается всеобщность и эффективность постановки и применения структурного подхода к отражению, представлению, исследованию, конструированию, построению, функционированию, модернизации, совершенствованию и развитию организации.[3]

В конечном итоге именно связи между элементами структуры во многом определяют строение организации. Их содержательное разнообразие достаточно определено и четко делится на два вида:[4]

- линейные, обеспечивающие реализацию всей совокупности функций;

- функциональные, специализирующиеся на одной или нескольких функциях.

Ими обусловливается линейно-функциональная природа формирования, функционирования и развития структуры организации.

Потенциал разнообразия комбинирования связей представляет собой последовательно усложняющуюся и инвариантно реализующуюся динамичную модель построения и осуществления универсальной палитры конкретных процедур взаимодействия структурных элементов.

Два этих начала – четкость разграничения связей и инвариантность их комбинирования – являются источниками построения и представления всего многообразия реальных и конструируемых структур организации.

В мобилизации и использовании ресурсов конструирования моделей их взаимодействия заложен главный потенциал функционирования и развития структуры организации.

Основной доминантой конструирования, позиционирования и развития линейных и функциональных связей структуры организации является ее иерархия.[5]

Осуществляемое на основе иерархии позиционирование уровней структуры становится базовой конструкцией формирования, функционирования и развития организации. Все элементы любой организации, прежде всего, позиционируются по уровням структуры, соответствующим сложившимся эволюционно или целенаправленно закрепленным за ними, месту и роли, составу и содержанию реально исполняемых ими функций, распределению полномочий, ответственности и т. д.


Вместе с тем уровень, определяя доминанту второго измерения отражения внутреннего строения организации, обусловливает возможность его комплексного графического представления. Собственно проецирование пересечения уровня и иерархии на структуру организации представляет собой своеобразную систему координат. Она позволяет четко и быстро идентифицировать или позиционировать любой элемент и каждую связь в структуре организации. Именно эта система координат обусловливает основные директории формирования и развития связей в структуре организации.

Итак, при изучении сущности и строения организации нам удалось выяснить, что сущность организации определяется миссией, т.е. ее основным предназначением. При помощи миссии организация ставит перед собой определенные цели. В качестве основного показателя строения организации выступает ее структура. В структуре отражено количество линейных и функциональных связей соподчинения, все ее звенья позиционируются по уровням, составу и содержанию, исполняемых обязанностей.

1.2. Подходы к процессу управления в организациях

Применительно к менеджменту методологический подход означа­ет использование определенных приемов познания и способов дея­тельности, направленных на достижение целей управления.

Рассмотрим наиболее распространенные в современном ме­неджменте методологические подходы.

Системный подход. В рамках этого подхода различные процессы и явления в управлении рассматриваются как системы (рисунок 1)[6]

При этом под системой управления понимается обособленная со­вокупность взаимосвязанных элементов, которая обладает новыми качествами, отсутствующими у образующих ее элементов. Каждый Элемент системы служит структурообразующей частью какой-либо подсистемы. Элементу присущи одно или несколько свойств, которые необходимы для функционирования системы. Эти свойства элементов и определяют их место в системе управле­ния и позволяют объединять элементы в подсистемы, например, в управляющую или в управляемую подсистему.

Структуризация системы

Выделение элементов

и установление связей между ними

Изучение отдельных элементов системы

Изучение взаимодействий элементов

Изучение взаимовлияния элементов и системы


Изучение внешних воздействий

с точки зрения выполняемых ими функций

с точки зрения их значимости для системы в целом

Изучение воздействия системы на каждый ее элемент и воздействие каждого элемента на всю систему

Данная система рассматривается как элемент более крупной системы

Рисунок 1. Системный подход

Системный подход основан на системном анализе, который осуществляется по следующему алгоритму:[7]

  • декомпозиция системы, т.е. ее расчленение на образующие элементы;
  • анализ элементов;
  • выявление наиболее существенных элементов, определяющих поведение системы в целом;
  • разработка рекомендаций по улучшению функционирования системы.

С помощью системного подхода сложный объект исследования можно представить, как совокупность простых, доступных для изучения элементов. Процедуры системного анализа направлены на выдвижение альтернативных вариантов управленческих решений, на выявление масштабов неопределенности по каждому варианту и на сопоставление вариантов по заданному критерию эффективности.

Ситуационный подход способствовал дальнейшему развитию теории управления, позволив использовать возможности прямого приложения науки к конкретным ситуациям и условиям. Цен­тральный момент ситуационного подхода — ситуация. Ситуация – это конкретный набор обстоятельств, которые сильно влияют на организацию в конкретное время. Из-за того, что в центре внима­ния оказывается ситуация, ситуационный подход требует «ситуационного мышления».[8] Используя этот подход, руководители могут лучше понять, какие приемы будут в большей степени способство­вать достижению целей организации в конкретной ситуации.

Ситуационный подход — это не просто набор предписываемых руководств, это, скорее, размышления об организационных проблемах и их решениях. В нем, например, сохранена концепция процесса управления, применяемая ко всем организациям. Но ситуационный подход признает, что, хотя общий процесс одинаков, специфические приемы, которые должен использовать руководитель для эффективного достижения целей организации, инвариантны.

Ситуационный подход позволяет увязать конкретные приемы и концепции с определенными конкретными ситуациями, чтобы дос­тичь целей организации наиболее эффективно. Он пытается опре­делить значимые переменные ситуации и их влияние на эффектив­ность организации.