Файл: Функции менеджмента (ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ основы изучения функций менеджмента).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 72

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

В любой сфере деятельности существует процесс управления, с помощью которого управляемый объект подвержен определенному изменению. Каждый субъект управления стремится достичь оптимального результата от использования управляемого объекта. Качественное изменение управляемого объекта зависит от успешности внедряемой системы функций управления, которые способны перенести объект управления на более совершенный уровень и тем самым достичь совершенных результатов. Поэтому важнейшей составляющей является определение функций управления для конкретного объекта и внедрение этих функций с учетом постоянно меняющейся среды объекта, как внешней, так и внутренней.

Степень изученности проблемы. Теоретические, методические и практические аспекты различных функций менеджмента широко исследованы в работах как отечественных, так и зарубежных авторов: А.Н. Алымова, А.И. Амоши, И.П. Булеева, И. Ансоффа, С. Бира, В.М. Гейца, П.В. Егорова, Б.З. Мильнера, Л.И. Федуловой, Н.Г. Чумаченко и др. В основном в работах рассмотрена сущность, классификация, этапы реализации регулирования, координации и контроля.

Специфика и проблемы формирования и развития функций менеджмента являются предметом изучения в работах таких авторов, как В.Ф. Ермакова, В.Т. Жигалова, Л.П. Наговициной, А.К. Семеновой и других.

Цель исследования - изучить специфику реализации функций менеджмента на примере ООО «СОС Глобал Раша».

В соответствии с целью работы были поставлены следующие задачи:

- рассмотреть сущность менеджмента;

- описать функции менеджмента;

- охарактеризовать основные направления деятельности ООО «СОС Глобал Раша»;

- охарактеризовать основные элементы системы регулирования и контроля в организации как пример реализации функций менеджмента.

Объектом исследования является ООО «СОС Глобал Раша».

Предметом исследования являются функции менеджмента в ООО «СОС Глобал Раша».

Теоретическая и методологическая основа исследования. Данное исследование базируется на основных теоретических положениях экономики труда, общей теории управления, теории организаций, общей теории систем, социологии труда, теории циклического развития, инновационного менеджмента и др. Для обоснования выводов в ходе исследования применялись методы классификаций, типологии, логического и сравнительного анализа, структурно-функционального анализа, социологические методы (анкетирование, экспертных оценок), научного наблюдения.


Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, списка литературы и приложений.

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ основы изучения функций менеджмента

1.1. Понятие и сущность менеджмента

В работе рассматривается вопрос, связанный с управлением, организацией, с управлением объектом. Исходя из этого, определять понятие управление будем на основе управление объектом.

Определим понятие управление из различных источников:

Управление определяется как направление движением кого/чего-нибудь, руководство действиями кого-нибудь [9, с.3].

Из учебника Блинова и Угрюмова, теория менеджмента они представляют менеджмент и управление синонимами, но определяют управление, как более широкое понятие, чем менеджмент. Термин управление применяется к разным видам человеческой деятельности, например: управление автомобилем, управление биологическими системами и т.д. Так же они представляют управление схожим с менеджментом по методам, функциям и процессам управления [3, С.17].

Рассмотрев понятие управление, представленных из различных источников, можно увидеть сходство этих значений. Также различные источники объединяют понятие менеджмент и управление. Можно объединить понятие менеджмент и управление и сформулировать определение на основе изложенного материала.

Управление (менеджмент) – это целенаправленное действие, процесс, который направлен на достижение целей организации, с учетом оптимального использования имеющихся ресурсов на основе внедряемых методов, функций, принципов, структуры.

Чтобы понять сущность управления необходимо ответить на вопрос:

- Для чего необходимо управлять.

Можно рассмотреть множество причин для чего необходимо управлять, например: для самореализации, для заработка и т.д. Но в данной работе необходимо выделить более важную причину управления.

Любая функционирующее предприятие, независимо от масштабов деятельности приносит доход государству в виде налогов и решает одну из важных социальных задач, безработицу. Распределение полученных средств осуществляется на поддержание, укрепления госучреждений и зарплату госслужащих. А это безопасность, медицина, образование, культура нашей с вами страны. Чем больше эффективно функционирующих предприятий, тем надежней и стабильней процветает общество всей страны. Так что управление важный элемент в любой системе. Эффективное управление необходимо для надежности и стабильности процветания общества всей страны.


Сущность управления связана в первую очередь в поддержании объекта управления на высоком положительном уровне, на уровне где управляемая система стабильно функционирует и модернизируется исходя из условий внешней и внутренней среды.

Для поддержания объекта управления на высоком уровне необходимо задействовать функции в управлении, которые были представлены с зарождением менеджмента как науки. И в эффективно действующих организациях их применение является обязательным условием для успешного ведения бизнес процессов.

1.2. Функции менеджмента

В работе менеджера существуют строго обозначенные функции, с помощью которых менеджер координирует весь рабочий процесс управляемого объекта. Один из основоположников менеджмента Анри Файоль, выделял пять функций [2]:

- Предвидение

- Организация

- Распорядительство

- Координация

- Контроль

В книге Основы менеджмента Майкла Мескона, Майкла Альберта и Франклина Хедоури выделяют четыре функции менеджмента [19, С.180]:

- Планирование

- Организация

- Мотивация

- Контроль

В книге профессора Георгия Яковлевича Гольдштейна представлено пять функций в менеджменте [8, С.33]:

- Планирование

- Организация

- Мотивация

- Координация

- Контроль, учет, анализ

В более современной учебной литературе функции менеджмента представлены в виде четырех функций [7, С.81]:

- Планирование

- Организация

- Мотивация

- Контроль

В каждом из представленных источников есть совпадения функций, но и есть дополнительные функции. Определим понятие этих функций.

Распорядительство – во многих источниках, значение этого слова трактуется одинаково. Распорядительство – условное название распорядительных, командных методов управления, основанных на приказах, распоряжениях руководителей [1].

В связи с тем, что множество организаций используют способ устной передачи информации, команды. Необходимым действием является включение в список данной функции. Основанием для включения в список функции распорядительства является то, что многими участниками процесса управления, по-разному воспринимается переданная информация. Существуют разные способы передачи информации: письменно, устно, электронной почтой. Информация должна носить однозначный характер. Быть ясной, четкой и по возможности – короткой.

Координация и регулирование в функциях управления должны носить обязательный характер. Координация представлена одной из центральных функций в процессе управления. Она обеспечивает согласованность всех звеньев организации путем установления рациональных связей (коммуникаций между ними) [6].


Регулирование как функция управления – вид деятельности менеджера по устранению выявленных отклонений от нормального режима работы организации. Данная функция тесно связанна с координацией и является центральной функцией в управлении [20].

Функции менеджмента можно представить в виде следующей модели представленной на рисунке 1.

Рисунок 1 – Функции управления (объединённые)

Каждая из представленных функций носит ключевой характер и является обязательным средством, с помощью которого менеджер сможет достичь своей главной цели – максимизация прибыли и минимизация расходов.

Анализ – метод исследования, характеризующийся выделением и изучением отдельных частей объектов исследования [5].

С помощью данной функции менеджер проводит сбор необходимой информации. Каждый день, мы сталкиваемся с большим объемом различной информации, которая поступает из различных источников. Но, в обязательном порядке информация должна носить определенные требования такие как:

- Актуальность

- Полнота

- Достоверность

- Ясность

Без этих требований, поступившая информация будет иметь минимальную значимость и решения, которые принимаются, будут носить формат удачи, а это не допустима для процесса управления.

Сбор необходимой информации происходит исходя из поставленных целей. К примеру, человек желает открыть свою фирму. Первый этап заключается в сборе необходимой информации о потребительском рынке и возможностях фирмы на данном рынке. При сборе информации используют различные способы:

- Интервью

- Опрос

- Сбор материала из средств массовой информации (журналы, статьи и т.д.)

- Сравнение различных действующих фирм.

В дальнейшем используется обработка поступившей информации, которая обрабатывается различными способами. Если фирма использует анализ конкурентных преимуществ, то можно воспользоваться SWOT – анализом. Если фирма анализирует потенциальных потребителей, то в данном случае можно использовать различные способы сегментации рынка. Если фирма анализирует спрос и создание известности своему продукту, то появляется возможность использовать модель 4P и т.д.

Планирование – оптимальное распределение ресурсов для достижения поставленных целей деятельность, связанная с постановкой задач, целей и действий в будущем [5].

Планирование и анализ во многих источниках определяется одним словом – планирование, потому как анализ входит в процесс планирование и тесно связан с ним но, в данной научной работе необходимо разделить эти понятия для того, что процесс анализа носил обязательный и выделенный, четкий характер.


Из учебника «Теория менеджмента» Михненко П.А. планирование определяется следующим образом [11, С.40]:

Планирование - это процесс разработки планов организации, т.е. такой этап управления, на котором определяются:

а) цели деятельности организации;

б) ресурсы, необходимые для достижения этих целей;

в) способы достижения поставленных целей.

Обязательным этапом в процессе планирования является фиксация поставленных целей и задач, конкретные шаги по достижению целей (проект, модель, план).

Планирование является отправной точкой в рабочем процессе любого предприятия.

Вернемся, к примеру, по открытию фирмы. В процессе планирования, субъект управления обязан составить план по открытию и процессу развития своей фирмы, определить масштаб деятельности.

Процесс планирования начинается с составления целей и задач для каждого отдела. В дальнейшем определяется способ сбора необходимых ресурсов необходимых для достижения целей. И разрабатывается стратегия, точные шаги по достижению поставленных целей. Определяется срок выполнения каждой поставленной задачи, и устанавливаются определенные критерии качества выполняемой цели или задачи.

Орлов А.И. выделяет восемь этапов в процессе планирования [13, С.87]:

- Формулировка целей

- Подбор, анализ и оценка способа достижения поставленных целей

- Составление перечня необходимых действий

- План мероприятий

- Анализ ресурсов

- Анализ разработанного варианта плана

- Подготовка детального плана действий

- Контроль над выполнением плана

Данный перечень показывает важность и значимость процесса планирования.

Организация – процесс, деятельность по созданию или усовершенствованию взаимосвязей между частями и элементами с целью внесения упорядоченности в процессы и повышения их эффективности [5].

Из учебного пособия профессора Ивасенко А.Г., организация определяется как вторая функция управления, задачей которой является формирование структуры организации, а также обеспечение всем необходимым для её нормального функционирования – (персоналом, материалом, оборудованием, зданиями, денежными средствами и др.). Организовывать – это значит разделить на части и делегировать выполнение общей управленческой задачи путем распределения ответственности и полномочий, а также установление взаимосвязей между различными видами работ [15, С.48].

В современных условиях, в которых возможны мгновенные изменения, как внешней, так и внутренней среды, руководитель должен основываться на текущей ситуации и менять процесс с учетом происходящих изменений. Но, исключительно основываясь на представленных функциях, которые использовали и используются современными организациями.