Файл: Адаптация ребенка к школе (Характеристика психологической готовности детей младшего школьного возраста).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 139

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Расходы на заработную плату становятся «заложниками» проблем развития производства, производственного накопления и даже избежания банкротств или кризиса. С рациональной точки зрения временные трудности предприятия могут в определенных пределах решаться коллективными усилиями всех работников предприятия. С согласия коллектива на короткий обоснованный период это может выражаться в неполной выплате заработной платы, но с последующей компенсацией. По нашему убеждению этот вариант предпочтительнее кредитной банковской «петли», за которую в любом случае коллектив платит больше. При учете этой кредитной функции заработной платы на указанный период зарплата будет определяться в зависимости от процентной ставки внутреннего кредитования (г) и суммы задолженности ^з): W^ = f ^з; г).

Наконец, нельзя не отметить значимость социальной функции заработной платы. Занимаемая должность, род выполняемой работы или вид деятельности зачастую свидетельствует о социальном статусе человека. В денежном исчислении это отражается в заработной плате или ином доходе работника. Отсутствие работы или чрезмерно низкая оплата труда не только лишают человека возможности приобрести необходимые материальные блага, но и психологически, морально унижают достоинства человека. Неслучайно этим объясняются многие заболевания людей, расстройства нервной системы, распады семей, агрессивность, преступления и другие асоциальные явления.

Компенсация негативних последствий низкой оплаты труда и даже безработицы также может послужить фактором, воздействующим на величину заработной платы. В этом случае размер заработной платы ^о) ограничивается уравнением: Wо = ДСсоц).

Таковы, на наш взгляд, основные социально-экономические функции заработной платы. При системном подходе учет указанных функций заработной платы позволяет сформулировать методологию установления наиболее оптимальных размеров заработной платы ^опт) как на уровне отдельных предприятий, так и некий оптимальный средний показатель оплаты труда для предприятий различных форм собственности и форм организации производства.

Wопт = кв • Wв + км • Wм + кд • Wд + Ц, • W^ + ко • Wc , где

кв, км, кд, ккр, ко - соответственно коэффициенты весовой значимости каждой из функций заработной платы в конкретных внутренних и внешних условиях деятельности предприятия.

Значения весовых коэффициентов устанавливаются расчетным путем в значениях от +1 до - 1, в зависимости от внутренних и внешних условий хозяйствования, форм собственности и масштабов предприятий.


Выводы:

  1. Предлагаемый методологический поход к анализу заработной платы позволяет обосновать значение изменения в заработной плате с учетом выполнения основных важнейших функций заработной платы.
  2. Применение указанной методологи вооружает аналитиков и руководство предприятий способом наметить пути улучшения использования заработной платы в качестве важнейшего рычага повышения эффективности производства и управления.

В семь лет ребенок достигает младшего школьного возраста и поступает на обучение в школу. В процессе учебной деятельности происходит глубинная перестройка психической сферы первоклассника, он привыкает к новой социальной роли, учится соответствовать требованиям, установленным в общеобразовательном учреждении. Начало систематического обучения в школе является стрессовой ситуацией в жизни младшего школьника, так как его организм еще не успел приспособиться к увеличенному объему информации и интенсивным учебным программам. В течение первого месяца обучения ребенок привыкает к новому распорядку дня, осваивает новые модели поведения.

В процессе адаптации формируются средства и способы поведения, направленные на эффективное взаимодействие с новой социальной средой и овладение учебной деятельностью. Если ребенок благополучно адаптировался к школе, то в дальнейшем он сможет успешно осуществлять социальную деятельность. При поступлении в школу первой социальной группой для младшего школьника становится учебный коллектив. Дети внутри учебного коллектива объединены общей деятельностью, которая направлена на достижение единой цели. На протяжении всего периода младшего школьного возраста (от семи до десяти лет) происходит глубокая перестройка структуры взаимоотношений между детьми, они реализуются в этих отношениях и определяют свое место в данной социальной группе.

В связи с началом новой учебной деятельности изменяется характер мышления ребенка, а также его память и внимание. Обучаясь в школе, первоклассник должен выполнять обязательства, возникшие у него вследствие поступления в общеобразовательное учреждение. В ходе образовательного процесса складывается круг моральных понятий и представлений ребенка, он начинает рассматривать свои поступки с социальной позиции школьника. Дети могут испытывать трудности в обучении, если они не способны следовать определенным правилам и нормам поведения. С целью подготовки ребенка к социальной позиции школьника обеспечиваются условия необходимые для его успешной адаптации к школе.


Успешность школьного обучения ребенка зависит от его психологической и социальной готовности к учебной деятельности в стенах общеобразовательного учреждения. Определенный уровень физического и интеллектуального развития, выработанный в период дошкольного возраста, а также навыки, приобретенные в детском саду, дают возможность первокласснику включиться в учебный процесс. Стоит отметить, что для успешного обучения в школе младшему школьнику необходимо не только иметь запас некоторых знаний, обладать специальными знаниями и умениями, но и контролировать свои действия, критически относится к собственным успехам и неудачам, быть терпеливым. Ребенок должен строить свое поведение в соответствии с правилами, установленными в общеобразовательном учреждении и осознавать себя субъектом учебной деятельности.

Особое внимание уделяется социально – психологическому анализу детей в возрасте семи лет, а также определению средств социальной и психологической адаптации. Актуальность заключается в том, что по результатам современных исследований 20 - 30 % детей, поступающих в школу, не готовы к школьному обучению. Иными словами, у них недостаточно сформированы следующие компоненты готовности:

- социальный,

- психологический,

- эмоционально - волевой.

Цель исследования - обосновать социально - психологические условия процесса успешной адаптации детей младшего школьного возраста в процессе обучения.

Задачи исследования:

1. Проанализировать психологические особенности детей младшего школьного возраста.

2. Выяснить факторы, влияющие на процесс социально-психологической адаптации первоклассников.

3. Организовать и провести психодиагностическое исследование.

4. Интерпретировать полученные результаты.

Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что уровень социально - психологической адаптации детей младшего школьного возраста зависит от психологической и социальной готовности ребенка.

Предмет исследования: социально - психологические условия, обеспечивающие процесс успешной социально - психологической адаптации младшего школьника.

Объект исследования: социально - психологическая адаптация детей младшего школьного возраста к обучению в школе.

Структура курсового исследования включает в себя: введение, две главы и заключение.


Глава 1. Психологическая готовность детей

1.1 Характеристика психологической готовности детей младшего школьного возраста

Успешная психологическая адаптация в период младшего школьного возраста во многом зависит от психологической готовности ребенка к школьному обучению. Невозможно дать четкое определение понятию «психологическая готовность к школе», так как оно включает в себя множество компонентов и отражает общий уровень развития ребенка. Структура психологической готовности ребенка к обучению в школе должна соответствовать структуре учебной деятельности. Если первоклассник обладает психологическими качествами и свойствами, отвечающими требованиям общеобразовательного учреждения, то он психологически готов к обучению в школе.

К началу младшего школьного возраста ребенок начинает осознавать себя во времени и пространстве, строить отношения со взрослыми и сверстниками. В семь лет у вчерашнего воспитанника детского сада уже полностью сформирована половая идентификация, он учится контролировать свои эмоции и подчиняться обстоятельствам. В ходе учебной деятельности первоклассник усваивает общественно выработанные эталоны, что приводит к изменению характера детского мышления. Эгоцентризм, преобладающий в дошкольном возрасте, сменяется децентрацией. В семь лет большинство детей имеет адекватную самооценку. Это связано с формированием чувства ответственности, развитием эмпатии, сензитивности и рефлексии, а также с появлением амбивалентности переживаний у младших школьников.

В период младшего школьного возраста происходит нравственное развитие ребенка, становление его самооценки, формирование мотивов учения. Дети, поступившие в школу, критично относятся и к себе и к окружающим, усваивают социальные нормы, необходимые для жизни в обществе. Целесообразно проводить работу по психологической адаптации детей к обучению в общеобразовательном учреждении в период младшего школьного возраста, поскольку именно в возрасте от семи до десяти лет формируется адекватная самооценка ребенка.

Доктор психологических наук А. Л. Венгер, автор оригинального направления в детской и педагогической психологии Д. Б. Эльконин, а также доктор психологических наук Г. А. Цукерман считали, что процесс формирования «внутренней позиции школьника» и развитие произвольности поведения являются признаками вступления ребенка в новый возраст. По мнению Е. Е. Сапоговой, сформированность символической функции сознания и воображения ребенка свидетельствует о начале перехода к младшему школьному возрасту.


Кризис семи лет – важный этап в развитии детей младшего школьного возраста. Д. Б. Эльконин называет его кризисом саморегуляции. Поступив на обучение в школу, ребенок вынужден вести себя в соответствии с правилами, установленными в общеобразовательном учреждении. Утрированные формы поведения – один из самых ярких признаков кризиса саморегуляции. Ребенок не в состоянии контролировать свои чувства. Он утратил старые формы поведения, однако, еще не успел приобрести и освоить новые. Капризность, частые перепады настроения, склонность к демонстративности – все это внешние проявления кризиса семи лет.

Особенности кризиса семи лет:

1. Смена основных переживаний.

2. Утрата непосредственности.

3. Переоценка ценностей.

4. Перестройка потребностей.

В период кризиса меняется отношение ребенка к той среде, в которой он находится, к самому себе, а также к окружающим.

Заведующая лабораторией научных основ детской практической психологии И. В. Дубровина считает, что психологический смысл кризиса семи лет состоит в потери непосредственности и обретении свободы в наличной ситуации. Обретая свободу в наличной ситуации, ребенок начинает понимать, осознавать и обобщать собственные переживания. Внутренняя жизнь младшего школьника становится опосредованной и произвольной, появляется «логика чувств». Дети, переживающие кризис семи лет, не ориентируясь на предпочтения значимого взрослого, могут с уверенностью сказать, что им нравится, а что нет.

В период кризиса семи лет игровая деятельность, которая в дошкольном возрасте являлась для ребенка ведущей, сменяется учебной. Вследствие появления новой деятельности возникают новые мотивы, влияющие на психику первоклассника.

Кризис семи лет приводит к тому, что ребенок испытывает потребность в социальном функционировании и стремится приобрести социальную позицию школьника. Принятие позиции школьника дает возможность ребенку произвольно общаться как со сверстниками, так и со взрослыми, а также расширять круг своих интересов и социальных контактов.

Наглядно - действенное мышление – это первичное мышление, возникающее у ребенка в раннем детстве и осуществляемое путем реального действия с предметом. Оно связано с предметной деятельностью и направлено на ее обслуживание. Ребенок в возрасте шести лет прибегает к наглядно – действенному мышлению в том случае, если он не может решить поставленную перед ним задачу по причине отсутствия необходимых знаний и умений.