Файл: Адаптация ребенка к школе (Характеристика психологической готовности детей младшего школьного возраста).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 143

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Наглядно – образное мышление позволяет более полно воспроизводить многообразие сторон предметов, выступающих пока не в логических, а в фактических связях. С помощью наглядно – образного мышления ребенок способен отображать в чувственной форме движения и взаимодействия сразу нескольких предметов.

Умение ученика заучивать учебный материал буквально и пересказывать его близко к тексту, либо своими словами свидетельствует о наличии словесно - логического мышления. Благодаря ему учащийся помнит и воспроизводит заученную информацию спустя долгое время.

Устойчивые психологические особенности, которыми обладают дети младшего школьного возраста невозможно ликвидировать. Одни дети имеют наглядно - образное мышление, другие – абстрактно - логическое. Довольно часто одни ученики обладают слуховой памятью, другие – зрительной, а третьи – зрительно – двигательной. Именно в этом и проявляются особенности развития памяти. Одни школьники гораздо лучше воспринимают учебный материал на слух, другие – с помощью зрения. Некоторым нужно представить материал схематически, другие, наоборот, быстрее понимают и запоминают материал, если он представлен конкретно. Кроме того, обучающиеся имеют различный уровень подготовленности к усвоению знаний. Данные факты необходимо учитывать при выделении характерных особенностей младших школьников. В процессе обучения учитель обязан принимать во внимание индивидуальные особенности учащихся. Пренебрежение ими недопустимо, так как это может помешать ребенку в достижении поставленных целей, а также препятствовать его психологической адаптации.

Для того чтобы память ребенка интенсивно развивалась, он должен быть заинтересован в школьных занятиях, иметь активную позицию и высокую познавательную мотивацию. Приобретая в процессе занятий различные стратегии и способы запоминания, которые связаны с организацией и обработкой запоминаемого материала ученики совершенствуют свою память. В том случае, если способы запоминания складываются стихийно и не проводится специальная работа, направленная на их формирование, то они нередко оказываются непродуктивными. В связи с этим педагог в ходе учебной деятельности делает акцент на развитии памяти первоклассника.

В период младшего школьного возраста ребенок приобретает разносторонние знания и применяет их на практике, в связи с этим происходит бурное развитие воображения первоклассника. Оно становится произвольным. Дети младшего школьного возраста способны создать, спланировать и в дальнейшем реализовать свой замысел. Игра содержит в себе замещающую деятельность, а также предметы – заместители. Стоит отметить, что именно игровая деятельность способствует активному развитию воображения ребенка. В более раннем возрасте ребенку для создания образов было необходимо иметь наглядную опору, однако поступив в школу, он начинает осваивать приемы и средства создания образов, его воображение переходит во внутренний план, благодаря чему школьник может создавать образы без наглядной опоры.


Отражение действительности в процессе развития детского воображения становится более правильным и полным. Простое произвольное комбинирование представлений сменяется комбинированием логически аргументированным.

Виды воображения, присущие детям младшего школьного возраста:

1. Воссоздающее воображение.

2. Творческое воображение.

Воссоздающее воображение напрямую связано с образами действительности, возникающими у детей. Особенностью воссоздающего воображения детей является его реализм. Реализм детского воображения проявляется во всех доступных ему формах деятельности: в игре, в изобразительной деятельности. Путем наблюдения было установлено, что хорошо известные события ребенок стремится изобразить правдиво, как бывает в жизни. Во многих случаях изменение действительности вызывается незнанием, неумением связно, последовательно изобразить события жизни. Вносимые в ходе игры детьми младшего школьного возраста поправки к ситуации, образам придают игре и самим образам воображаемые черты, все более и более приближают их к реальной действительности. Реализм воображения детей семи лет предполагает создание образов, не противоречащих действительности, но не обязательно являющихся прямым воспроизведением всего воспринятого в жизни. Довольно часто в процессе учебы дети сталкиваются с необходимостью осознать абстрактный материал и им требуются аналогии для решения поставленных задач. При недостатке жизненного опыта дети часто задействуют именно этот вид воображения. Развитие и совершенствование воображения будет более эффективным при целенаправленной работе в этом направлении, что повлечет за собой и расширение познавательных возможностей детей.

Воображение является одним из важнейших психических процессов и от уровня его развития, особенно у детей младшего школьного возраста, во многом зависит успешность усвоения школьной программы в дальнейшем. Доказано, что воображение теснейшим образом связано с другими психическими процессами (памятью, мышлением, вниманием, восприятием), обслуживающими учебную деятельность. Таким образом, не уделяя достаточно внимания развитию воображения, снижается качественный уровень обучения. При отсутствии специального развития воображения первоклассника со стороны взрослых, в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции.

Эмоционально - волевая готовность ребенка к обучению. Развитие эмоционально - волевой готовности на данном возрастном этапе и ее роль в психологической адаптации является значимой для психологической адаптации в целом. Ребенку, чья эмоционально - волевая сфера сформирована, легче удается адаптироваться к обучению в школе. Готовность эмоционально - волевой сферы способствует желанию учиться, минимизирует дезадаптацию ребенка к школе, а также способствует опережению трудностей, связанных с учебой. Эмоционально - волевая готовность к началу младшего школьного возраста обеспечивает стартовую готовность к обучению в школе.


Начало школьного обучения предполагает необходимость наличия у ребенка высокого уровня развития эмоционально - волевой регуляции, проявляющегося в умении самостоятельно приобретать знания, контролировать свои действия и поступки, находить способы решения в трудных ситуациях, управлять своим поведением.

К началу обучения в школе ребенок уже слабо подвержен синтонии, так как он уже достаточно независим от непосредственного влияния ситуации, и само по себе эмоциональное состояние даже близкого человека уже не так сильно волнует его. Состояние другого человека затрагивает ребенка лишь при условии его активного включения в ситуацию возникновения этого состояния, при непосредственном знакомстве с причинами этого состояния. То есть у ребенка появляется способность поставить себя в положение другого и пережить его успех и неудачи как свои.

Эмоционально - волевая готовность ребенка имеет первостепенное значение для воспитания в первокласснике социально значимых черт: гуманности, отзывчивости, человечности. Эмоциональные реакции и состояния детей могут быть чрезвычайно разнообразны по силе, длительности и устойчивости переживаний. Они вызываются различными воздействиями: отдельными физическими раздражителями, сложными условиями того или иного вида деятельности, отношением других людей – сверстников и взрослых. Эти разные по содержанию эмоции отличаются также глубиной протекания и последствиями.

Развить эмоционально - волевую сферу ребенка, научить его осознавать свои эмоции, распознавать и произвольно проявлять их должны и психологи, и педагоги и родители.

Эмоции в значительной степени определяют эффективность обучения в узком смысле слова (как усвоения знаний), а также принимают участие в становлении любой творческой деятельности ребенка, в развитии его мышления. Эмоции ребенка развиваются в деятельности и зависят от содержания и структуры этой деятельности. К началу обучения ребенок приходит уже с относительно богатым эмоциональным опытом. Он обычно довольно живо реагирует на радостные и печальные события, легко проникается настроением окружающих его людей. Выражение эмоций носит у него весьма непосредственный характер, они бурно проявляются в его мимике, словах, движениях.

Эмоционально - волевое развитие ребенка семи лет является одним из существенных условий, обеспечивающих адаптацию к процессу обучения и воспитания. Те высокие нравственные, эстетические и интеллектуальные качества, которые характеризуют развитого взрослого человека и которые способны вдохновить его на большие дела и на благородные поступки, не даны ребенку в готовом виде от рождения. Они возникают и развиваются на протяжении детства под влиянием социальных условий жизни и воспитания.


При переходе к обучению ребенок оказывается перед необходимостью преодоления возникающих трудностей и подчинения своих действий поставленной цели. Это приводит к тому, что он начинает сознательно контролировать себя, управлять своими внутренними и внешними действиями, своими познавательными процессами и поведением в целом. Это дает основание полагать, что к началу обучения в школе уже возникает воля. Волевые действия младших школьников имеют свою специфику: они сосуществуют с действиями непреднамеренными, импульсивными, возникающими под влиянием ситуативных чувств и желаний.

Одним из центральных вопросов воли является вопрос о мотивационной обусловленности тех конкретных волевых действий и поступков, на которые ребенок способен в разные периоды своей жизни. Становится так же вопрос об интеллектуальных и моральных основах волевой регуляции младшего школьника. На протяжении адаптационного периода усложняется характер волевой сферы личности и изменяется ее удельный вес в общей структуре поведения, что проявляется главным образом, в возрастающем стремлении к преодолению трудностей. Исследования показывают, что ребенок в возрасте семи лет способен к длительным волевым усилиям. К началу школьного возраста уже оформляются основные элементы волевого действия: ребенок способен поставить цель, принять решение, наметить план действий, исполнить его, проявить определенное усилие в случае преодоления препятствия, оценить результат своих действий. Но все эти компоненты волевого действия еще недостаточно развиты. Так, выделяемые цели не всегда достаточно устойчивы и осознаны; удержание цели в значительной степени определяется трудностью задания, длительностью его выполнения, интересом ребенка к нему.

Эмоционально - волевая готовность к школе в основном понимается как уменьшение импульсивных реакций и возможность длительное время выполнять не очень привлекательное задание. Эмоции играют важную роль в жизни детей: помогают воспринимать действительность и реагировать на неё. Положительные переживания воодушевляют ребенка в его творческих поисках и смелых дерзаниях, а отрицательные тормозят процесс развития.

Нравственное воспитание, знакомство с жизнью людей, выполнение посильных трудовых заданий, практическое овладение нормами поведения в семье и в коллективе детского сада формируют у ребенка сферу эмоционально - волевых проявлений. На основании сказанного можно заключить, что внутреннее эмоционально-волевое отношение ребенка к окружающей действительности как бы вырастает из его практических взаимодействий с этой действительностью и что его воля и новые эмоции возникают и развиваются в процессе его чувственно - предметной деятельности. Эмоции выражают особую значимость для ребенка объектов и ситуаций сточки зрения его потребностей и мотивов. Эмоционально - волевая сфера ребенка – это та составляющая, с помощью которой и через которую мотивы становятся актуальными и нередко осознаются первоклассником. Развитие эмоционально - волевой сферы влияет на формирование у ребенка новых мотивов или же изменение имеющихся.


Психологическая готовность к школьному обучению определяется, прежде всего, для того чтобы выявить детей, которые не готовы к школьному обучению, с целью проведения с ними развивающей работы, направленной на профилактику школьной неуспеваемости и дезадаптации. Развивающую работу целесообразно проводить в группах развития. В этих группах реализуется программа, развивающая психику детей. При проведении данных коррекционных программ не ставится специальной задачи обучить детей навыкам чтения, письма и счета. Главная задача – это довести психологическое развитие ребенка до уровня готовности к школе. Основной акцент в группе развития делается на мотивационное развитие ребенка, а именно развитие познавательного интереса и учебной мотивации. Взрослый должен сначала пробудить у ребенка желание научиться чему – то новому, а затем провести работу, направленную на развитие высших психических функций будущего первоклассника.

1.2 Условия социальной адаптации детей младшего школьного возраста к обучению в школе

Обучение в школе включает в себя социальную адаптацию ребенка к общеобразовательному учреждению. Процесс социальной адаптации крайне важен, так как он оказывает влияние на успеваемость первоклассника в начале обучения.

Понятие «социальная адаптация» имеет множество определений. В самом общем виде адаптация - это постоянный процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды или результат этого процесса. Отечественный психолог С. С. Степанов понимал под социальной адаптацией активное приспособление к условиям социальной среды через усвоение и принятие целей, ценностей, норм и стилей поведения, которые приняты в обществе. Н. Никитина трактует социальную адаптацию как «интеграцию личности в сложившуюся систему социальных отношений». По Ж. Пиаже, процесс социальной адаптации выступает как «единство процессов аккомодации, то есть как двусторонний процесс и результат встречной активности субъекта и социальной среды». И. А. Милославова также отмечает, что благодаря социальной адаптации «человек усваивает необходимые для жизнедеятельности стандарты, стереотипы, с помощью которых активно приспосабливается к повторяющимся обстоятельствам жизни». Для С. Д. Артемова социальная адаптация является процессом процесс приспособления личности к существующим общественным отношениям, нормам, образцам, традициям общества, в которых живет и действует человек.