Файл: Проблемы коммуникаций в современных организациях (Понятие и сущность коммуникации в современной организации).pdf
Добавлен: 30.03.2023
Просмотров: 113
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОММУНИКАЦИЙ В СОВРЕМЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
1.1 Понятие и сущность коммуникации в современной организации
1.2 Элементы и этапы коммуникационного процесса
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПРАКТИКИ КОММУНИКАЦИИ В ОРГАНИЗАЦИИ НА ПРИМЕРЕ ООО "АИРСТОК"
2.1. Характеристика деятельности организации ООО "АИРСТОК"
2.2 Анализ коммуникационного процесса в организации ООО "АИРСТОК"
3.1 Предложения по совершенствованию коммуникационного процесса в организации
3.2 Анализ эффективности предложений по совершенствованию коммуникационного процесса
Особый интерес для нас представляют работы социолога и политолога Гарольда Лассвелла (США). Гарольд Лассвелл предлагал при исследовании коммуникации учитывать следующие вопросы1:
- кто является источником и получателем сообщения;
- каково содержание сообщения;
- каков эффект коммуникации.
На данном подходе основана так называемая технологическая схема коммуникации, названная в честь ученого «формулой Лассвелла».
Полагаем целесообразным привести указанную схему в рамках данного исследования (Рисунок 1).
Во-первых, схема Лассвелла весьма наглядно иллюстрирует принцип действия коммуникации.
Во-вторых, здесь представлены «слабые места», снижающие эффективность воздействия на адресата.
В-третьих, на наш взгляд, современные подходы к проблемам коммуникации следует анализировать с учетом данной схемы (Рисунок 1).
Рисунок 1 - Принципиальная схема коммуникации
Очевидно, что, рассматривая сообщение с точки зрения современной организации, мы в подавляющем большинстве случаев говорим о передаче управленческой информации.
Представленная на рисунке 1 схема сохраняется: субъект коммуникации (коммуникатор) передает сообщение аудитории (объект, получатель информации). При этом коммуникатор должен верно представлять цель сообщения, правильно определить адресата и точно прогнозировать ответную реакцию.
Так, коммуникационный менеджмент усвоил следующие теории, повлиявшие на управление коммуникациями в таблице 2.
Таблица 2
Научные теории, повлиявшие на управление коммуникациями[9]
Объект исследования |
Основные принципы |
Поведение |
В процессе научения важнейшая роль принадлежит стимулам и реакциям |
Селективное внимание |
Индивид воспринимает лишь ту часть сообщения, которая гармонирует с его взглядами |
Социальное научение |
Потребность познавать - результат перманентного взаимодействия личности и социума |
Когнитивное равновесие |
Индивид стремится упорядочить мир |
Проецирование |
Зная, какую модель поведения выбирает индивид, можно судить о его мотивационных установках |
Действие и вознаграждение |
Используя СМИ, человек выполняет определенные действия, за что получает вознаграждение |
Сообразность (гармоничность) |
Люди придают важное значение СМИ (в частности, объектам их внимания) |
Доверие к источнику |
Степень доверия к источнику сообщения влияет на мнения и поведение человека |
В процессе управленческой коммуникации руководитель не просто передает ту или иную информацию, а воздействует этой информацией. При этом в ряде случаях именно воздействие выступает основной целью управления.
Поэтому в управленческой коммуникации необходимо точно сформулировать идею, правильно закодировать, выбрать канал передачи информации т.к. от этого зависит конечный результат.
Использование данных различных отраслей знания позволяет повысить эффективность обмена информацией.
Управление, выстроившее такую коммуникацию, бесспорно, будет высокорезультативным, сохранит и упрочит позиции предприятия на рынке.
1.2 Элементы и этапы коммуникационного процесса
Коммуникация - это сложный разносторонний процесс, состоящий из взаимосвязанных ступеней, каждая из которых нужна для того, чтобы сделать наши мысли понятными и доступными другому лицу.
Говоря о коммуникациях на предприятиях, обычно имеют в виду процесс общения сотрудников (личного или на собраниях), переговоры по телефону или чтение и составление служебных записок, писем, отчетов. Хотя на эти случаи на самом деле приходится основная часть обмена информацией в организации, коммуникации имеют вид развитого и сложного процесса.
Для того чтобы осуществить процесс коммуникации, необходимо четыре основных элемента[10]:
- отправитель - субъект, генерирующий идеи или собирающий информацию и передающий ее;
- сообщение - собственно информация, закодированная с помощью символов;
- канал - средство передачи информации;
- получатель - объект, которому предназначена информация и который интерпретирует ее.
Выделяют следующие виды коммуникаций:
- формальные - определяются организационной структурой предприятия, сложностью уровней управления и функциональных отделов; - неформальные - например, канал распространения слухов.
Также существуют следующие коммуникации:
- вертикальные (межуровневые) - информация передается сверху вниз и снизу-вверх;
- горизонтальные - информация передается между различными
отделами, для того чтобы согласовать действия;
- межличностные - общение людей в устной форме в любом из перечисленных видов коммуникаций.
При процессе обмена информацией отправитель и получатель проходят несколько взаимосвязанных этапов[11]:
- зарождение идеи,
- кодирование и выбор канала,
- передача,
- декодирование.
Зарождение идеи. Процесс обмена информацией начинается с появления идеи или тщательного отбора информации. Отправитель решает, что нужно сделать, чтобы идея или сообщение стали предметом обмена. Главная роль отправителя - проектирование и кодирование сообщения с последующей передачей другим участникам процесса.
Важнейшим является правильная формулировка идеи, которую нужно выразить так, чтобы она стала простой и доступной для получателя. Отправитель должен решить, что именно он хочет сделать предметом обмена информацией.
Для того чтобы сделать процесс обмена эффективным, следует принять в расчет некоторое количество факторов.
Кодирование и выбор канала. Прежде чем передать идею, отправитель должен, используя символы, закодировать ее при помощи слов, интонации и жестов (например, язык тела). В результате идея превращается в сообщение.
Отправителю необходимо определиться с каналом, который должен быть совместим с типом символов, использованных для кодирования.
К общеизвестным каналам можно отнести передачу речи и письменных материалов, а также электронные средства связи, включая компьютерные сети, электронную почту, видеоленты и видеоконференции. Если канал непригоден для того, чтобы физически воплотить символы, передача невозможна. Если канал не соответствует идее, обмен информацией будет считаться недостаточно эффективным.
Передача. На третьем этапе отправитель использует канал для передачи сообщения получателю. Речь идет о физическом обмене сообщениями, который многие ошибочно принимают за сам процесс коммуникации. В то же время передача - это одна из самых важных ступеней, которые необходимо пройти, чтобы донести идею до другого лица. Главным инструментом для передачи информации является использование знаковых систем.
Важнейшую роль играют точность использования слова, его выразительность и доступность, построение фразы и ее структура, правильность произношения звуков, слов, выразительность и смысл интонации.
В основе невербальной коммуникации лежит информация, которая передается отправителем без использования слов, вместо них в ход идут различные символы. Основные функции невербальных средств - это дополнение и заменяемость речи, отражение эмоций участников в процессе коммуникации.
Декодирование. После передачи сообщения отправителем происходит декодирование информации получателем. Декодирование - это процесс перевода символов отправителя в мысли получателя.
Если символы, которые выбрал отправитель, включают в себя такое же значение для получателя, последний будет точно знать, что именно имел в виду отправитель, когда разрабатывалась его идея. Если реакции на идею не последует, процесс обмена информацией на этом будет завершен.
Обратная связь. Обмен информацией можно считать эффективным для обеих сторон, если получатель показал понимание идеи через обратную связь, произведя при этом действия, которых ждал от него отправитель.
В организационных коммуникациях основным является совершенствование информационного потока.
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПРАКТИКИ КОММУНИКАЦИИ В ОРГАНИЗАЦИИ НА ПРИМЕРЕ ООО "АИРСТОК"
2.1. Характеристика деятельности организации ООО "АИРСТОК"
Компания с полным наименованием "Общество с Ограниченной Ответственностью "АИРСТОК""
Основной вид деятельности по ОКВЭД - производство санитарно-технических работ. Дополнительный вид деятельности по ОКВЭД - Устройство покрытий зданий и сооружений.
Таким образом, ООО "АИРСТОК" - строительная компания, которая занимается отоплением, водоснабжением, канализацией, кондиционированием, вентиляцией.
Прежде всего рассмотрим динамику основных финансовых показателей компании ООО «АИРСТОК» за последние годы деятельности (Рисунок 2) (Приложения 1-3).
2014
2015
2016
Внеоборотные активы
Оборотные активы
Капитал и резервы
Краткосрочные обязательства
565810
876002
1042165
931092
1052666
1057019
1252304
1742178
1924037
244598
186490
175147
Рисунок 2 - Динамика основных показателей бухгалтерского баланса компании Контур на конец 2014-2016 гг.
Мы видим незначительное снижение внеоборотных активов, и хороший рост (39% в 2015 и 10% в 2016) оборотных активов, что говорит в пользу компании, так как чем больше в компании внеоборотных активов, тем больше финансовых ресурсов требуется для их поддержания.
Была уменьшена расходная часть, ч, очевидно, было сделано с целью понижения уровня рисков. Размеры и темпы роста долгосрочных источников финансирования (капитал и резервы) значительно превышают соответствующие показатели по внеоборотным активам.
Рассмотрим также особенности изменения капитала в таблице 3.
Таблица 3
Отчет об изменении капитала, руб.
Наименование |
2014 |
2015 |
2016 |
||||
конец |
конец |
конец |
|||||
Величина капитала |
931 091 |
1 052 666 |
1 057 019 |
||||
Величина капитала на конец предыдущего года |
605 956 |
931 092 |
1 042 948 |
||||
Уставный капитал |
5 465 |
5 465 |
5 465 |
||||
На конец предыдущего года |
5 465 |
5 465 |
5 465 |
||||
Собственные акции |
0 |
0 |
-3 432 |
||||
На конец предыдущего года |
0 |
0 |
-9 718 |
||||
Увеличение - всего |
0 |
0 |
9 718 |
||||
Уменьшение - всего |
0 |
0 |
3 432 |
||||
Добавочный капитал |
11 |
11 |
11 |
||||
На конец предыдущего года |
11 |
11 |
11 |
||||
Резервный капитал |
820 |
820 |
820 |
||||
На конец предыдущего года |
820 |
820 |
820 |
||||
Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) |
924 795 |
1 046 370 |
1 054 155 |
||||
На конец предыдущего года |
599 660 |
924 796 |
1 046 370 |
||||
Увеличение - всего |
373 635 |
298 627 |
183 610 |
||||
чистая прибыль |
373 635 |
298 627 |
183 610 |
||||
Уменьшение - всего |
48 500 |
177 053 |
175 825 |
||||
расходы на уменьшение капитала |
0 |
0 |
112 000 |
||||
дивиденды |
48 500 |
177 053 |
63 825 |
||||
Чистые активы |
931 092 |
1 042 948 |
1 057 019 |
||||
На конец предыдущего года |
605 956 |
931 092 |
1 042 948 |