Файл: Японская модель менеджмента (Культурный и технологический детерминизм в объяснении японской системы менеджмента).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 155

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

На заседаниях кружков качества также разрабатывается большое количество предложений по улучшению производства, что в конечном итоге позволяет значительно повысить производительность.[10].

Программа «Пять нулей». Японская система менеджмента качества производства ориентирована на предотвращение возможных дефектов. На японских предприятиях программа «пять нулей» приобрела большую популярность, суть которой заключается в том, что каждый работник не должен делать следующее:

- принимать дефектные изделия из предыдущей операции;

- создать условия для появления дефектов;

- перевести бракованную продукцию на следующую операцию;

- внести изменения в технологию;

-повторять ошибки.

JIT система. Программа «пять нулей» не могла быть реализована без максимального использования человеческих ресурсов. И первым, кто доказал это на практике, был Тайчи Оно, вице-президент Toyota по производству, который создал концепцию Just-In-Time (JIT) - «делай все вовремя», которая обеспечивает «пять нулей» (ноль акций, ноль отказов , ноль дефектов) в организации производства и позволяет сократить время с момента получения заказа до момента доставки готовой продукции потребителю. Именно совместная оптимизация качества, производственных затрат, пунктуальности и тщательного выполнения работ в конечном итоге увеличивает долю рынка, производительность и рентабельность производства.

Система JIT приводит к эффективным действиям по доставке только необходимых товаров или услуг в «правильном» количестве, в «правильное» время и место. В этом случае «правильный» относится к характеристикам, которые ожидаются как внутренними, так и внешними потребителями. Каждый этап производства в системе JIT заканчивается производством необходимой («правильной») детали в тот самый момент, когда она требуется для последующей операции. Если изготовленная деталь нужна через час, то она должна быть изготовлена не ранее, чем через час. Все неиспользованные в течение некоторого времени запасы являются накладными расходами и составляют затраты производителя. Складирование на будущее - это выброшенные деньги, время и нерациональное использование пространства: это принцип «Тойоты».

В этом суть концепции JIT, означающей все, что нужно делать только в количестве, с качеством и в то время, которое требуется непосредственно потребителям (внутренним и внешним).

Система Kanban Практически все вышеперечисленные принципы управления качеством были воплощены в микрологистической системе корпоративного управления производством и поставками KANBAN, внедренной в корпорации Touot Motors и позволяющей сократить производственные запасы на 50%, а товарные запасы - на 8%.


Система KANBAN начинает производить конкретный образец продукта только тогда, когда у него есть конкретный покупатель (потребитель). Эта система основана на следующих принципах:

- усиленный контроль качества;

- доставка продукции заказчику в срок;

- настройка оборудования, исключая брак;

- сокращение количества поставщиков комплектующих;

- максимальный подход субподрядчиков к головному (обычно сборочному) заводу.

Основная задача системы - снизить уровень резервов организации до нуля. Такие системы называются нестандартными, нулевыми или канбан-системами. Каждая такая система основана на том принципе, что поставщики поставляют материалы в тот момент, когда они необходимы, в результате чего их запасы уменьшаются до нуля. Кроме того, незавершенное производство также поддерживается на минимальном уровне, поскольку соответствующие продукты производятся только по мере необходимости для обслуживания следующего этапа производства. Запасы готовой продукции сведены к минимуму до их точного соответствия торговым заказам.

Концепция канбан подразумевает простую, хорошо скоординированную систему производства, когда продукты проходят определенные стадии обработки только в соответствии с планом. Использование этой системы позволяет добиться уменьшения запасов, повышения качества и повышения ответственности, но требует идеальной координации операций на всех производственных площадках.

2.2. Японская система менеджмента как фактор обеспечения конкурентоспособности японских компаний

Нынешнее состояние экономического развития стран и необратимость происходящих глобальных процессов обусловили необходимость изменения восприятия важности обеспечения конкурентоспособности хозяйствующих субъектов. Существовали предпосылки для выявления факторов, определяющих конкурентоспособность производителей, работающих в отечественной экономической системе. Конкурентными преимуществами являются те предприятия, которые обеспечивают более эффективную систему управления, высокую производительность труда, лучшее качество продукции, рост эффективности производства. Одним из важнейших факторов роста конкурентоспособности является улучшение качества продукции. В условиях насыщения рынка улучшение качества продукции рассматривается как решающее условие ее конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках. Конкурентоспособность продукции во многом определяет престиж страны и является важным свойством увеличения ее национального богатства. Качество является неотъемлемым свойством товара, оно занимает особое место в конкурентных преимуществах.[11].


В современных экономических условиях становления и развития рыночной экономики повышение качества продукции является важнейшим направлением интенсивного развития экономики, источником экономического роста, условием повышения эффективности общественного производства. Растет значение категории качества продукции как фактора конкурентоспособности и эффективности производства.

Управление стало системой обеспечения устойчивой конкурентоспособности управляемых объектов. Для повышения конкурентоспособности в международном бизнесе следует предусмотреть следующие важные взаимосвязи: развитие системы лидерства, оказывающей положительное влияние на затраты на персонал и ресурсы, и формирование корпоративной стратегии и политики.

Управление, как известно, больше связано с микроэкономическим уровнем в экономике, но в современных условиях управление становится конкурентным преимуществом той или иной страны, что делает его неотъемлемой частью макроэкономики. Более того, глобализация экономических процессов и практика транснациональных компаний делают управление очень важным элементом мировой экономики[12].

После Второй мировой войны, на грани полного разорения, Япония смогла возродить свою экономику. И это способствовало большей специфике японского менеджмента. Благодаря особому подходу к управлению производством и рабочим процессом, выход Японии на мировой рынок стал возможен[13]. Японская система управления, признанная одной из самых эффективных систем управления в мире, во многом способствовала успеху японской экономики, резкому росту японской промышленности, которая достигла высот в производстве высококачественной продукции и привлекла широкое внимание. внимание к практике управления в японской промышленности.

Особую роль в высокой производительности японских предприятий, специализирующихся на сборке различных транспортных средств, в частности автомобилей, играет отсутствие центральной администрации, ответственной за контроль и перераспределение потока материалов. Вместо этого используется система Kanban, которая все еще успешно используется Toyota, чей отдел планирования разрабатывает график производства каждые две недели или один раз в месяц, что, тем не менее, не является фактическим графиком производства для каждого цеха. Рабочий график, разрабатываемый ежедневно, регулирует работу только основного конвейера. Остальные мастерские сообщаются через систему канбан.


Японский менеджмент учитывает потребности общества и, в отличие от американского менеджмента, всегда старается определить потребности потребителей. Правда, практика манипулирования и убеждения перспективного покупателя с помощью рекламы, широко распространенная в Европе и Америке, начинает все более широко использоваться в Японии, но все же имеет несколько иной характер, чем на Западе. Так, в компании Sony приоритет отдается производству новых продуктов, которые, безусловно, будут интересны потребителю. При таком подходе покупатель становится рабом, а Sony - ведущим[14]. Сегодня в мировой практике четко разработанный план действий имеет большое значение для развития компаний. И японцы здесь лидируют. Они узнали лучший способ продумать все возможные пути развития и успешно применить этот навык на практике.

Мы хотели бы подчеркнуть, что современный японский менеджмент сочетает в себе традиционные и инновационные особенности, которые позволили японской экономике участвовать в процессе мирового экономического сотрудничества и развития. Но, несмотря на активное внедрение элементов европейского менеджмента, использование традиционных методов управления также позволило Японии выйти из кризиса на современный экономический уровень. Основное различие между японским менеджментом и западным менеджментом заключается в том, что японцы используют систему рекламы и контроля качества продукции. Они не пытаются увеличить доход за счет увеличения производства. Наоборот, они стараются отдавать приоритет качественному отслеживанию, а не перепроизводству. Практика открытого обсуждения планов развития компании позволяет внедрять новые методы управления и производства без сопротивления со стороны сотрудников. Ведь они уже знают о предстоящих изменениях и морально готовы к ним. Такой метод управления крайне отличается от западного, где руководство предпочитает устанавливать сотрудников до факта внедрения изменений. В целом, в Японии человек с его потребностями и характеристиками находится в центре концепции управления. К. Мацусита также отметил необходимость правильно оценить потенциал человека и создать условия для его продуктивного роста[15]. Именно поэтому в Японии приоритет отдается трем элементам производственного процесса — человеку, финансам и технологии.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


В их работе по изучению особенностей японской системы управления было использовано много работ, в которых были выдвинуты различные концепции, объясняющие успех японских компаний на мировых рынках; Каждый исследователь пытается предложить наиболее полную теорию и вывести универсальные «рецепты» успеха, которые можно успешно применять не только в японских, но и в западных компаниях. Однако в реальной жизни фирмы должны действовать в атмосфере неопределенности, когда полный объем информации, необходимой для принятия решения, неизвестен; поэтому теории, предложенные различными исследователями, не являются универсальными. Кроме того, при изучении многих аспектов экономической жизни Японии необходимо учитывать огромное влияние японской культуры и традиций, которые формировались на протяжении веков и долгое время не подвергались внешнему влиянию (из-за Политическая, экономическая и географическая изоляция Японии) - эти традиции являются важным средством контроля. однако в японских компаниях их использование не всегда возможно на иностранных предприятиях.

Вышеизложенное не означает, однако, что теория управления и изучение японского опыта управления бесполезны; необходимо только признать некоторые ограничения научной теории и результаты научных исследований и применять их только в случае необходимости - в таких случаях использование теории и выводов из нее увеличивает вероятность принятия правильного решения и позволяет избежать многих ошибок.

В результате изучения японской системы менеджмента можно выделить следующие особенности менеджмента, которые способствуют успеху японских фирм на мировых рынках:

1. Формулирование философии компании, воспитание корпоративного духа, действие социальных норм и других элементов организационной культуры имеют большое значение для деятельности японских компаний, поскольку обеспечивают организационное единство, эффективную координацию деятельности отдельных частей. организации и ее взаимодействие с внешней средой являются решающими факторами выживания организации.

2. Информация является наиболее важным ресурсом, необходимым для создания конкурентоспособных товаров и услуг. Осознание этого факта лежит в японской культуре и является одной из важнейших основ деятельности японских фирм.

3. Управление персоналом занимает центральное место в управлении японскими фирмами. Человек является основным объектом управления, потому что эффективность и в конечном итоге выживание компании в целом зависит от степени эффективности действий каждого члена организации, что объясняет активное использование системы «пожизненно» занятость в управлении.