Файл: Товарные потери и меры по их снижению при хранении и предреализационной обработке товаров.pdf
Добавлен: 30.03.2023
Просмотров: 903
Скачиваний: 12
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты товарных потерь при хранении и предреализационной обработке
1.1 Проблема товарных потерь в торговле
1.2 Классификация товарных потерь в торговле
2.1. Краткая характеристика ООО «Префект»
2.2. Анализ товарооборота ООО «Префект»
Глава 3. Рекомендации по снижению потерь товаров в ООО «Префект»
Выводы
Товарные потери - потери, вызванные частичной или полной утратой
количественных или качественных характеристик товара в натуральном
выражении.
Все виды товарных потерь влекут за собой недостачу товаров, которая
может возникнуть на любом из этапов их движения. Для каждого вида потерь
характеры особенности в методах выявления, документальном оформлении и
отражении на счетах.
Глава 2. Анализ товарных потерь при хранении и предреализационной обработке в ООО «Префект» (на примере бакалейных товаров)
2.1. Краткая характеристика ООО «Префект»
Общество с ограниченной ответственностью «Префект» зарегистрировано в качестве хозяйствующего субъекта 11.04.1996г. (свидетельство №63954369).
Расположено по адресу: г.о. Тольятти, ул. Ботаническая 7а.
Предприятие имеет круглую печать с указанием своего полного наименования, а так же регистрационный номер налогоплательщика и свидетельство налогового органа.
Основным видом деятельности ООО «Префект» является оптовая торговля бакалейными товарами.
Торговая структура предприятия представлена на рис. 4.
ООО «Префект»
Служба
снабжения
Складское
хозяйство
Транспортная
служба
Отдел
продаж
Рисунок 4. Торговая структура предприятия
Структура управления представлена на рис. 5. Из представленной на рис. 5 структуры управления видно, что она построена по линейно-функциональному признаку. Руководство предприятием возложено на директора предприятия, который разрабатывает стратегию развития предприятия, осуществляется планирование финансово-хозяйственной деятельности. На директора предприятия возложены также функции маркетинга и управления персоналом. Разработкой товарной, ценовой политики занимается начальник отдела продаж. Обязанности заключения договоров с поставщиками возложены на начальника службы снабжения и логистики. В непосредственном подчинении начальников отделов находятся менеджеры.
Директор ООО «Префект»
Начальник службы снабжения
Главный бухгалтер
Начальник отдела
продаж
Менеджеры по закупкам
Водители
Менеджеры по продажам
Бухгалтер
Кладовщики
Рисунок 5. Организационная структура управления
ООО «Префект»
В табл. 2 представлены расчеты технико-экономических показателей деятельности ООО «Префект» за 2015-2017 гг. По данным таблицы 2 видно, что деятельность ООО «Префект» за 2015-2017 гг. была прибыльной. Однако, прибыль от продажи товаров в 2017 г. существенно ниже показателей 2015 г (на 41,85 %) и 2016 г. (на 24,06 %). Это объясняется, прежде всего, резким снижением товарооборота в 2017 г. к 2015 г., а также превышением темпа роста полной себестоимости проданных товаров (4,21 %) над темпом роста товарооборота (7,90%) в 2017 г. к 2015 г. По данным таблицы 2 видно, что существенное снижение товарооборота отмечается в 2016 г., когда он сократился с 17 880 тыс. руб. (2015 г.) до 13 384 тыс. руб.
Показатель затрат на 1 руб. проданных товаров в 2017 г. составил 0,83 руб., что выше показателей 2015-2016 гг. Это объясняется ростом полной себестоимости проданных товаров (на 40,36 % в 2017 г. относительно уровня 2016 г.).
Таблица 2
Динамика основных показателей деятельности
ООО «Префект» за 2015-2017 гг.
Показатели |
Ед. изм. |
Абсолютное значение |
Абсолютное изменение (+, -) |
Темп прироста, % |
||||
2015 г. |
2016 г. |
2017 г. |
2016/ 2015 |
2017/ 2016 |
2016/ 2015 |
2017/ 2016 |
||
Товарооборот |
тыс. руб. |
17880 |
13384 |
16467 |
-4496 |
3083 |
-25,15 |
23,03 |
Издержки обращения |
тыс. руб. |
13178 |
9784 |
13733 |
-3394 |
3949 |
-25,76 |
40,36 |
Затраты на 1 рубль товарооборота |
руб. |
0,74 |
0,73 |
0,83 |
-0,01 |
0,10 |
-1,35 |
13,70 |
Прибыль от продажи товаров |
тыс. руб. |
4702 |
3600 |
2734 |
-1102 |
-866 |
-23,44 |
-24,06 |
Рентабельность продаж |
% |
26,3 |
26,9 |
16,6 |
0,6 |
-10,3 |
- |
- |
Рентабельность продаж в 2017 г. составила 16,6%, что на 9,7 % ниже показателя 2015 г. и на 10,3 % ниже показателя 2016 г.
Таким образом, исходя из проведенного анализа, можно сделать вывод о том, что в целом за анализируемый период предприятие функционировало достаточно стабильно. Но в 2016 г. произошло снижение темпов прироста основных показателей. В 2017 г. ситуация на предприятии улучшилась, однако, руководству предприятия следует заблаговременно предвидеть и предотвращать негативные тенденции, использовав при этом все резервы повышения эффективности деятельности предприятия.
2.2. Анализ товарооборота ООО «Префект»
Проведем анализ товарооборота предприятия по товарным группам. По данным таблицы 3 видно, что в 2016 г. отмечается снижение товарооборота по всем ассортиментным группам. Наиболее существенно в относительном измерении снизились продажи муки – на 32,75 % относительно 2015 г., а также макаронных изделий – на 25,07 %, специй – на 26,26 %, молочной консервации – на 24,14 %, круп – на 24,55 %. В 2017 г., напротив, имеет место увеличение объема продаж всех ассортиментных групп. Наиболее существенный рост относительно 2016 г. отмечается по крупам – на 29,93 %, мясной консервации – на 25,52 % и специй – на 24,46 %.
Таблица 3
Анализ динамики товарооборота по товарным группам, тыс.руб.
Ассортиментная группа |
Год |
Абсолютные отклонения, (+,-) |
Темп прироста, % |
||||
2015 год |
2016 год |
2017 год |
2016/ 2015 |
2017/ 2016 |
2016/ 2015 |
2017/ 2016 |
|
Мука хлебопекар-ная пшеничная и ржаная |
6446 |
4335 |
5215 |
-2111 |
880 |
-32,75 |
20,30 |
Соль |
787 |
582 |
678 |
-205 |
96 |
-26,05 |
16,50 |
Сахарный песок |
1284 |
1075 |
1316 |
-209 |
241 |
-16,28 |
22,42 |
Макаронные изделия |
1867 |
1399 |
1665 |
-468 |
266 |
-25,07 |
19,01 |
Молочная консервация |
1591 |
1207 |
1482 |
-384 |
275 |
-24,14 |
22,78 |
Мясная консервация |
2332 |
2096 |
2631 |
-236 |
535 |
-10,12 |
25,52 |
Крупы |
3197 |
2412 |
3134 |
-785 |
722 |
-24,55 |
29,93 |
Специи |
377 |
278 |
346 |
-99 |
68 |
-26,26 |
24,46 |
Итого |
17880 |
13384 |
16467 |
-4496 |
3083 |
-25,15 |
23,03 |
Изменение объемов продаж зерномучных товаров представлено в таблице 4.
Таблица 4
Анализ динамики товарооборота по зерномучным товарам, тыс.руб.
Ассортимент-ная группа |
Год |
Абсолютные отклонения, (+,-) |
Темп прироста, % |
||||
2015 год |
2016 год |
2017 год |
2016/ 2015 |
2017/ 2016 |
2016/ 2015 |
2017/ 2016 |
|
Мука хлебопекарная пшеничная и ржаная |
6446 |
4335 |
5215 |
-2111 |
880 |
-32,75 |
20,30 |
Крупы |
3197 |
2412 |
3134 |
-785 |
722 |
-24,55 |
29,93 |
Итого |
9643 |
6747 |
8349 |
-2896 |
1602 |
-30,03 |
23,74 |
По данным таблицы видно, что в 2016 г. товарооборот зерномучных товаров сократился на 2 896 тыс.руб., или на 30,03 %. В 2017 г. товарооборот увеличился на 1 602 тыс.руб., или на 23,74 % относительно 2016 г. Однако, уровня 2015 г. достичь не удалось: в 2017 г. было продано зерномучных товаров на 1 294 тыс.руб., или на 13,42 % меньше, чем в 2015 г. Структура товарооборота по ассортиментным группам представлена в таблице 5.
Таблица 5
Структура товарооборота по товарным группам, %
Ассортиментная группа |
Год |
Изменение структуры, п.п. |
|||
2015 год |
2016 год |
2017 год |
2017/ 2015 |
2017/ 2016 |
|
Мука хлебопекарная пшеничная и ржаная |
36,05 |
32,39 |
31,67 |
-3,66 |
-0,72 |
Соль |
4,40 |
4,35 |
4,12 |
-0,05 |
-0,23 |
Сахарный песок |
7,18 |
8,03 |
7,99 |
0,85 |
-0,04 |
Макаронные изделия |
10,44 |
10,45 |
10,11 |
0,01 |
-0,34 |
Молочная консервация |
8,90 |
9,02 |
9,00 |
0,12 |
-0,02 |
Мясная консервация |
13,04 |
15,66 |
15,98 |
2,62 |
0,32 |
Крупы |
17,88 |
18,02 |
19,03 |
0,14 |
1,01 |
Специи |
2,11 |
2,08 |
2,10 |
-0,03 |
0,02 |
Итого |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
- |
- |
Анализируя данные таблицы 5, можно сделать вывод, что существенных изменений в структуре товарооборота в 2015-2017 гг. не происходило: наибольший удельный вес в структуре продаж занимает мука: 36,05 % - в 2015 г., 32,39 % - в 2016 г. и 31,67 % - в 2017 г. Однако, отметим, что в 2017 г. имеет место увеличение удельного веса продаж круп – на 1,01 пункта относительно 2016 г.; мясной консервации – на 0,32 пункта; по специям – на 0,02 пункта. По остальным видам ассортиментных групп отмечается незначительно снижение удельного веса.
Дадим оценку влияния на издержки обращения структуры товарооборота. Исходные данные для анализа представлены в таблице 6.
Таблица 6
Расчет влияния структуры товарооборота на издержки обращения
Показатель |
Год |
Изменение структуры, п.п. |
|||
2015 год |
2016 год |
2017 год |
2017/ 2015 |
2017/ 2016 |
|
Удельный вес муки хлебопекарная пшеничная и ржаная в общем объеме товарооборота, % |
36,05 |
32,39 |
31,67 |
-3,66 |
-0,72 |
Удельный вес издержек по муке хлебопекарная пшеничная и ржаная в общем объеме издержек, % |
22,05 |
22,80 |
23,01 |
0,96 |
0,21 |
Удельный вес соли в общем объеме товарооборота, % |
4,40 |
4,35 |
4,12 |
-0,05 |
-0,23 |
Удельный вес издержек по соли в общем объеме издержек, % |
2,88 |
2,90 |
2,90 |
0,02 |
- |
Удельный вес сахарного песка в общем объеме товарооборота, % |
7,18 |
8,03 |
7,99 |
0,85 |
-0,04 |
Удельный вес издержек по сахарному песку в общем объеме издержек, % |
4,22 |
4,15 |
4,13 |
0,91 |
-0,02 |
Удельный вес муки макаронных изделий в общем объеме товарооборота, % |
10,44 |
10,45 |
10,11 |
0,01 |
-0,34 |
Удельный вес издержек по макаронным изделиям в общем объеме издержек, % |
5,55 |
5,78 |
5,80 |
0,25 |
0,02 |
Удельный вес молочной консервации в общем объеме товарооборота, % |
8,90 |
9,02 |
9,00 |
0,12 |
-0,02 |
Удельный вес издержек по молочной консервации в общем объеме издержек, % |
4,6 |
4,05 |
4,05 |
0,15 |
-0 |
Удельный вес мясной консервации в общем объеме товарооборота, % |
13,04 |
15,66 |
15,98 |
2,62 |
0,32 |
Удельный вес издержек по мясной консервации в общем объеме издержек, % |
14,22 |
14,80 |
14,65 |
0,43 |
-0,15 |
Удельный вес круп в общем объеме товарооборота, % |
17,88 |
18,02 |
19,03 |
0,14 |
1,01 |
Удельный вес издержек по крупе в общем объеме издержек, % |
15,33 |
16,00 |
16,50 |
1,17 |
0,50 |
Удельный вес специй в общем объеме товарооборота, % |
2,11 |
2,08 |
2,10 |
-0,03 |
0,02 |
Удельный вес издержек по специям в общем объеме издержек, % |
5,85 |
2,52 |
1,96 |
-3,89 |
-0,56 |