Файл: Товарные потери и меры по их снижению при хранении и предреализационной обработке товаров.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 902

Скачиваний: 12

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Для выявления влияния структурных сдвигов товарооборота на уровень издержек обращения рассчитаем скорректированный уровень издержек обращения.

В 2016 г.:

Фактический уровень издержек обращения в 2016 г. составил 73,10 %, таким образом, изменение структуры ассортимента снизило уровень издержек обращения на 0,61 пункта.

В 2017 г.:

Фактический уровень издержек в 2017 г. составил 83,10 %, скорректированный на 10,30 пункта ниже, то есть изменение структуры товарооборота в 2017 г. вызвал рост удельного веса издержек на 10,30 пункта. Это свидетельствует о том, что в структуре товарооборота предприятия в 2017 г. увеличилась удельный вес группы товаров, продажа которых связана с большими издержками. Так, рост удельного веса товарной группы «крупы» вызвал рост расходов на их фасовку мелкими партиями.

2.3. Исследование товарных потерь предприятия

В ООО «Префект» все потери подразделяются на известные и неизвестные (табл. 7).

Таблица 7

Классификация товарных потерь в ООО «Префект»

Потери

Известные

Неизвестные

Фактические, выявляются и учитываются по факту их образования (списания)

Инвентаризируемые, выявляются и

учитываются по факту их образования

Известен источник и количество

Источник и количество не известно

Бой

Потеря товарного вида
Окончание срока годности

Кражи

Недопоставки
Естественная убыль
Пересорт

Известные потери: процедура списания (по видам: нарушение упаковки, брак, сроки годности, гарантия свежести, органолептика) (таблица 8),
выявленная кража (упаковка из-под съеденного, выпитого товара),
зарегистрированная как списание.

Неизвестные потери: невыявленная кража (украденный покупателями товар, недовоз товара поставщиком, не выявленный при приёмке),
административные ошибки. Определяется по результатам инвентаризации.

Таблица 8

Перечень причин списания товаров

Характеристика

дефекта

Примеры дефектов

Истечение срока
годности

Только для товаров, для которых установлен срок
годности.

Нарушение качества
товара

Голько для продовольственных товаров. Продукты не соответствуют качеству по органолептике (по внешнему виду, запаху, появлению гнили, плесени), насекомых в крупах и других продуктах, бомбаж (вздутие металлической / пластиковой банки, пакетов
(например, с молочными продуктами, субпродуктами, мясными изделиями), вздутие крышки стеклянной тары).

Нарушение упаковки
тары

Повреждена бумажная, картонная, пластиковая, металлическая, стеклянная упаковка или тара

Разбита стеклянная упаковка, тара.

Истечение срока
гарантии свежести

Только для товаров, для которых установлен срок
гарантии свежести. Товары с не истекшим сроком
годности.

Потеря товарного вида

Упаковка мокрая, грязная; имеет сколы, царапины, вмятины, ржавчину, в том числе тары (консервы, напитки в металлической, пластиковой, бумажной картонной таре)

Сырье и
полуфабрикаты

Отходы весового товара (развесные конфеты, печенье, орехи)

Контроль сроков
годности

Только для товаров, для которых установлен срок
годности, снятых с продажи сотрудниками по контролю сроков годности.

Контроль гарантии
свежести

Только для товаров, для которых установлен срок
гарантии свежести. Товары с не истекшим сроком
годности, снятые по гарантии свежести сотрудниками по контролю сроков годности.


Процедура списания товаров устанавливает:

  • критерии отбора товаров, не подлежащих реализации, в целях их
    последующего списания (табл. 8);
  • порядок действий уполномоченных сотрудников при списании товаров.

Выполнение процедуры позволяет:

  • обеспечить своевременность выявления товаров, не подлежащих
    дальнейшей реализации, и корректность их списания:
  • гарантировать обоснованность списания, то есть позволяет осуществлять списание только испорченных, просроченных и иных полностью утративших потребительские свойства товаров:
  • обеспечить соблюдение предусмотренных законодательством правил
    оформления первичных документов на списание товаров с целью отнесения
    стоимости списанных товаров на расходы при исчислении налога на
    прибыль организаций;
  • возместить потери, связанные с наступлением страховых случаев.

Таблица 9

Процент списания товаров

Показатель

Год

Изменение структуры, п.п.

2015 год

2016 год

2017 год

2017/

2015

2017/ 2016

Удельный вес списанных товаров в товарообороте, %

1,05

1,39

1,67

0,62

0,28

По данным таблицы 9 видно, что удельный вес списанных товаров растет.

Рассмотрим причины потери товара на складе.

Весовой товар принимается на складе по общему весу паллета, а при разделе паллета вес в коробах может быть разный и каждый магазин получит разное количество. На транспорте часто происходят кражи из фур; возможно также проникновение в кузов машины, и исчезновения части товара.

Хоть на приемке товара присутствует значительное количество
персонала, возможен самовольный вывоз товара водителем, неверный ввод
данных, невнимательность при подсчете, сговор между водителем и
работниками приемки, воровство приемщиков, при контроле паллеты, грубое
нарушения процедур приемки, невозможности проверить 100% все партии
товара.

На списании может легко оказаться ликвидный товар, который становится уязвимым для воровства; выбрасывается товар без штрих-кода.

Инвентаризация также часто осуществляется неверно: ложный подсчет, ошибки в сканировании, наборе, невнимательный контроль.


По ряду товаров основной является естественная убыль, особенно при
нарушении правил хранения.

Естественная убыль - количественные потери, вызываемые процессами, которые свойственны товарам и происходят при их транспортировании и хранении. К таковым процессам можно отнести следующие : испарение воды или усушку; улетучивание веществ; распыл (утруска, распыление товара); розлив (размазывание); впитывание жидкой фракции пищевого продукта в упаковку; дыхание продукта.

Усушка - это потеря товаром массы вследствие полного или частичного
испарения содержащийся в нем влаги. Усушка - одна из основных причин
естественной убыли потребительских товаров, содержащих воду в небольших количествах. Этот процесс обуславливает 50-100% всей естественной убыли. С точки зрения экономики предприятия, усушка в пределах норм естественной убыли учитывается в расходах при расчете налога на прибыль. Усыхают и фасованные, и штучные товары, но для них нормы естественной убыли не применяются.

Утруска - это потеря части сыпучих товаров при перевалке, а также в
результате вибрации во время перевозок. Утруска свойственна лишь
мелкоизмельченным продуктам и происходит за счет удаления части продукта в виде легких пылевидных частил при переваривании, фасовке и взвешивании, а также вследствие прилипания частил к стенкам тары. Утруска наиболее характерна для муки, крахмала, сахарной пудры, сахарного песка, поваренной соли, круп, порошкообразных продуктов, (сухое молоко, сыпучие концентраты). В современных условиях распространена практика увеличения номенклатуры фасованных товаров, поступающих в розницу, что значительно снижает величину товарных потерь.

Распыл - это рассеивание частиц товара. Также как и утруска происходит при перетаривании, фасовке.

Розлив - это количественные потери жидких и вязких, мазеобразных
продуктов за счет прилипания частил к стенкам тары, а также к вспомогательным средствам для перемещения товара из одного вида тары в
другой.

Улетучивание веществ - это количественные потери товаров за счет перехода части летучих веществ в окружающую среду. При этом не только уменьшается масса, но и изменяется другие потребительские свойства товаров.

Расход веществ на дыхание (мука, крупа). Дыхание - биологический процесс распада энергетических веществ и выделения энергии частично используемой для обеспечения .

Потери при предпродажной подготовке, то есть количественные потери,
возникающие при обеспечении реализуемой продукции товарного вида. На эту статью потерь обычно относят потери возникающие при освобождении товара из тары, его переработке (переупаковывании), а также раскрошку товаров при транспортировке и переработке товара.


Воровство покупателей и хищение со стороны сотрудников являются
субъективными количественными потерями значение которых, как показывает практика только возрастает.

Выводы

Общество с ограниченной ответственностью «Префект» занимается оптовой торговлей бакалейными товарами. Структура управления предприятия построена по линейно-функциональному признаку.

Анализ основных технико-экономических показателей деятельности ООО «Префект» за 2015-2017 гг. показал, что в целом за анализируемый период предприятие функционировало достаточно стабильно. В 2016 г. произошло снижение темпов прироста всех основных технико-экономических показателей, однако, в 2017 г. ситуация улучшилась.

Анализ товарооборота ООО «Префект» выявил, что в 2016 г. произошло снижение объема товарооборота на 25,15%. В 2017 г. предприятие увеличило объемы товарооборота, превысив показатель 2016 г. на 23,03%. Однако объемов товарооборота 2015 г. предприятию достигнуть не удалось. Оценка ритмичности работы предприятия показала, что из-за неравномерной работы в 2016 г. потеря товарооборота составила 4 596 тыс. руб., а в 2017 г. 589 тыс. руб. Анализ сезонности выявил, что за исследуемый период имеет место снижении влияния сезонных колебаний спроса на товары ООО «Префект». Существенных изменений в структуре товарооборота в 2015-2017 гг. не происходило: наибольший удельный вес в структуре продаж занимает мука. В 2017 г. имеет место увеличение удельного веса продаж круп; мясной консервации; специй. По остальным видам ассортиментных групп отмечается незначительно снижение удельного веса.

В 2016 г.изменение структуры ассортимента снизило уровень издержек обращения на 0,61 пункта. В 2017 г., напротив, изменение структуры товарооборота вызвал рост удельного веса издержек на 10,30 пункта. Это свидетельствует о том, что в структуре товарооборота предприятия в 2017 г. увеличилась удельный вес группы товаров, продажа которых связана с большими издержками. Так, рост удельного веса товарной группы «крупы» вызвал рост расходов на их фасовку мелкими партиями.

В ООО «Префект» все потери подразделяются на известные и неизвестные. Удельный вес списанных товаров в 2015-2017 гг. растет.

Глава 3. Рекомендации по снижению потерь товаров в ООО «Префект»

В целях сокращения потерь при фасовке зерномучных товаров (мука, крупы, сахар и пр.) предлагается приобретение весового дозатора WJ-AX4(1).


Четырех поточный линейный весовой дозатор, предназначен для точного и скоростного дозирования сухих сыпучих изделия.

Рисунок 6. Весовой дозатор

Расходы на приобретение весового дозатора представлены в таблице 10.

Таблица 10

Смета расходов на приобретение весового дозатора

Статья затрат

Сумма, тыс.руб.

Стоимость весового дозатора

80,00

Транспортировка

3,50

Монтаж и установка

20,00

Итого

103,50

В настоящее время для фасовки сыпучих товаров применяется ручной труд двух фасовщиц. Затраты на оплату их труда в год составляют: 194,90 * 2 = 389,80 тыс.руб. Обязательные страховые взносы и отчисления на страхование от несчастных случаев на производстве и производственного травматизма: 389,80 * 30,2 % = 117,72 тыс.руб. Итого затрат в год: 389,80 + 117,72 = 507,52 тыс.руб. Внедрение фасовочного оборудования позволит сократить численность фасовщиц на одного работника, то есть уменьшить затраты на 507,52 / 2 = 253,76 тыс.руб.

Дополнительное вложение 123,56 тыс.руб. в закупку товаров позволит получить выручку в размере 123,56 * 1,199 = 148 тыс.руб.

Таблица 11

Исходные данные для расчета экономической эффективности приобретения весового дозатора

№ п/п

Показатель

Условное обозначение

Значение

Источник информации

1

Численность работающих до внедрения мероприятия, чел.

Ч1

20

Таблица 2

2

Численность работающих после внедрения мероприятия, чел.

Ч2

20

Таблица 2

3

Среднегодовая выработка одного работающего, тыс. руб.

В1

823,35

Таблица 2

4

Среднегодовая заработная плата 1 работающего, тыс. руб.

ЗП1

194,90

Таблица 2

5

Отчисления от заработной платы на обязательное социальное страхование и страхование от несчастных случаев на производстве и производственного травматизма, %

ОСВ

30,2

Законодательство РФ

6

Условно-постоянные расходы до внедрения мероприятия, тыс. руб.

У1

4022

Таблица 2

7

Годовой объем реализации до внедрения мероприятия, тыс. руб.

Ор1

16467

Таблица 2

8

Годовой объем реализации после внедрения мероприятия, тыс. руб.

Ор2

16615

Расчет

9

Прирост объема реализации, Ор, тыс.руб.

Ор

148

Расчет

10

Текущие затраты на реализацию мероприятия, тыс.руб.

Зтек

23,50

Таблица 10

11

Капитальные затраты на реализацию мероприятия, тыс.руб.

Зкап

80,0

Таблица 10

12

Нормативный коэффициент окупаемости капитальных затрат

Е

0,30

Норматив