Файл: Основные функции в системе менеджмента (ПРИРОДА И СОСТАВ ФУНКЦИЙ МЕНЕДЖМЕНТА).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 113

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Программа – законченный комплекс заданий, мероприятий, работ, объединенных единой целью и конкретным конечным результатом, требующий привлечения значительных ресурсов, осуществляемый совокупностью взаимодействующих органов, организаций, лиц разных функциональных сфер экономики. Формирование глобальных программ, нацеленных на деловой мир, и их реализация играют все большую роль в процессах управления в различных секторах экономики и научных исследованиях. Их преимущество связано с более четким вниманием к конечному результату, с формированием более эффективной системы контроля и мотивации деятельности персонала, с сокращением бюрократических процедур и большей эффективностью управления, с более четкой системой, чем ответственность, координация и регулирование деятельности. В условиях России, особенно в период реформирования, программное управление становится распространенным видом управления.

В производственно-хозяйственных организациях базовую роль играют маркетинговый план и бизнес-план как исходные условия и определяющая информация для иных планов (финансового, социального развития, подготовки кадров).[20]

Регулирование - вид деятельности для поддержания функционирования организации в области законов, тенденций и объективных принципов. В процессе регулирования разрабатываются инструменты и механизмы взаимодействия государственных и рыночных регуляторов. Эта функция адаптирует управление к установленным государством параметрам (налоги, процентные ставки, тарифы, обменные курсы) и обеспечивает реагирование на изменения макроэкономических параметров: уровня занятости, инфляции, изменений в динамике валового внутреннего продукта.

В сфере влияния менеджера находятся рыночные параметры: спрос, предложение, цена, конкуренция. Расширение сферы влияния регуляторов рынка выявляет объективную необходимость изменить функционирование компаний, выявлять отклонения и искать средства и возможности для устранения негативной ситуации даже с помощью государства (например, в случае сбоя). Разумеется, регулирование как важнейшая функция имеет свое значение и не может рассматриваться как неотъемлемая часть системы государственного регулирования. В производственно-экономической системе регулирование деятельности создает условия для реализации государственных регулирующих органов, а также показывает их эффективность. Функция регулирования создает прямую связь между различными типами социального управления.


Следует также отметить потребность в гибком государственном регулировании в связи с изменением рыночных рычагов, например при изменениях или скачке цен. Вспомним нефтяной кризис 1973 г. и реакцию бизнеса и правительств разных стран на сложившуюся ситуацию.[21] В качестве защиты от резких колебаний рыночной конъюнктуры данная функция предусматривает расширение видов деятельности в области страхования, выявления и мониторинга показателей – индикаторов риска и отслеживания их динамики.

Содержание функции регулирования варьируется в зависимости от уровня управления: чем ниже уровень управления, тем больше усилий требуется для обеспечения непрерывности процессов производства и обслуживания, а также для поддержания материальных, трудовых, информационных и финансовых потоков.

Организация как основная функция менеджмента представляет собой вид действий по упорядочению совместной деятельности людей для достижения целей.[22] При реализации этой функции они действуют в следующих категориях: процесс, система, коммуникации, организационные и административные средства. Организация как функция управления формирует объект, совершенствует его, разрабатывает режимы работы, создает механизмы адаптации к изменениям внешних и внутренних связей системы управления. Поэтому организация управления – это формирование условий устойчивости и гибкости социально-экономической системы на основе комплексного подхода с учетом системных и ситуационных факторов.

Содержание функции организации управления предполагает формирование и обоснование видов работ, необходимых для выполнения организуемой деятельности, определение по каждому виду деятельности компетенции (т.е. возможностей или границ действий), полномочий (т.е. прав на принятие решений), ответственности (т.е. мер и форм ответственности и санкций за последствия неэффективных решений).[23] На базе этих данных определяются перечень и профессиональный состав персонала, технология управления, система информационного обеспеченья.

При этом формируются уровни управления и их единицы (звенья), а также система взаимоотношений между ними. Единица системы управления представляет собой отдельный элемент в соответствии с критерием специализации и интеграции функций с точки зрения объема и степени полномочий управления. Ссылка может быть почтой, отделом, службой, подразделением. Состав ссылок в системе управления разнообразен. При характеристике контекста приоритет отдается критериям характера функций и сферы ответственности. В соответствии с такими критериями различаются линейные связи (руководитель предприятия, мастерская), функциональные связи (отдел планирования и экономики), линейно-функциональная связь (главный инженер), функционально-линейная связь (руководитель творческой группы). Следует отметить, что связи между ссылками и положение ссылки в иерархии системы управления определяются критериями формирования систем, среди которых выполнимость интеграции функций, управляемости, производства и жизненного цикла продукта. наиболее важными являются.


Координация как основная функция управления - это вид деятельности, направленный на координацию и рационализацию людей для общей цели и совместной деятельности в производственных и экономических организациях. В долгосрочных системах координация рассматривается как дополнение и расширение функций организации. В процессе реализации этой функции внешние связи в основном координируются высшими отраслевыми, региональными и муниципальными администрациями.

В других случаях, например, при формировании программно-ориентированных систем, таких как творческие группы, координация становится основной организующей функцией, поскольку эти системы не требуют строгой формализации, а лишь координации творческих усилий, сосредоточения на идеях, их реализации, мотивации.

Мотивация как основная функция управления связана с процессом стимулирования людей к работе путем формирования поведенческих мотиваций для достижения личных целей и задач организации. В процессе мотивации предполагается использовать определенную последовательность взаимозависимых категорий: потребности людей - интересы людей - мотивации деятельности - действия людей.

Чувство нехватки чего-либо (в чем-то) является проявлением потребности через формирование интереса, который считается сознательной потребностью. Причина как мотивирующая причина, причина активности напрямую связана с поведением человека для достижения цели. Можно стимулировать деятельность, обогащая идеи, мобилизуя волю, знания, определяя размер вознаграждения и связывая его с результатом деятельности, а также раскрывая его ценность для человека, удовлетворяя потребность во власти в зависимости от его способности влиять на других человек.

Как мотивы можно назвать вовлеченностью в крупную компанию, в решении значительных проблем, в интересе к коммуникациям и коммуникациям, в необходимости карьерного роста. Можно сказать, что мотивы, побуждающие человека к активной, продуктивной и творческой работе, многогранны, насколько многогранен сам человек и социальные отношения, которые на него влияют.

Теория мотивации представляет специальную область знаний, которая формировалась последовательно с начала XX в. Модели мотивации поведения людей через их потребности находят широкое использование в зарубежных концепциях и практике менеджмента[24] (теории Маслоу, Мак-Клелланда, Врума, Портера – Лоулера).

Мотивационный подход к поведенческой деятельности рассматривается как центральная функция менеджмента. Менеджер воздействует на другого человека через его реальные цели, жизненные установки и ожидания, создавая эффективную мотивацию производственной деятельности работника. В качестве примера можно указать на особенности мотивации разных категорий самих управленцев. Мотивация специалистов – ориентация на профессиональный рост, накопление знаний; они предпочитают, чтобы их оценивали профессионалы. Руководители-администраторы ориентированы на должностной рост, склонны к волевым методам и регламентированию деятельности, рациональному стилю руководства. Предприниматели мотивированы на потребность достигать конкретных результатов, решение новых проблем и материализацию новых идей, часто сопряженных с большим риском.


Мотивация через потребности отражает процесс их перехода от простого (еда, жилье, безопасность) к сложному (самоутверждение, самосовершенствование, самоуправление). Если мотивация основана на удовлетворении более высоких потребностей, то такой человек склонен к самоуправлению. Чтобы удовлетворить более высокие потребности, сначала должны быть удовлетворены первичные потребности, а также необходима высокая производственная и управленческая культура.

Стимулирование – основная функция, связанная с процессом активизации деятельности людей и коллективов путем использования стимулов, рычагов, методов как способов формирования интересов и мотивов деятельности. Отсюда следует, что функция стимулирования основывается на процессах мотивации, и, наоборот, мотивация формируется и реализуется с помощью стимулов, воздействующих на поведение и деятельность коллективов. Так, по отношению к фирме стимулами, активизирующими ее деятельность, могут стать льготные кредиты, снижение пошлин и акцизов, налоговые льготы, повышение штрафных санкций.

Наиболее действенно в настоящее время экономическое стимулирование работников. Самый чувствительный стимул, применяемый к работнику, - размер заработной платы и своевременность ее выплаты. Размер заработной платы сопоставляется с прожиточным минимумом с учетом цен на формирование потребительской корзины и другими показателями и служит критерием уровня жизни населения. О недействительности экономических в условиях спада производства и кризиса, переживаемого экономикой России в период реформирования, свидетельствует значительный разрыв в доходах (в 36раз) между богатыми и бедными.

Гуманизация как основная функция управления отражает социальную природу управления и роль человеческого фактора как субъекта и объекта управления. Человек в системе управления является не только фактором производства и средством достижения цели, но и целью управления. Поэтому функция гуманизации отношений управления и всей системы связей с общественностью в контексте переориентации российской экономики на рыночное мышление становится важной управленческой функцией.

В первую очередь Гуманизация отношений касается этики деятельности, природы и механизмов воздействия морали как одной из сторон социальной деятельности человека, особой формы общественных отношений и сознания. Этика как система знаний обобщает и систематизирует принципы морали, формируемые в процессе развития общества, и представляет собой основу нравственного воспитания, формирования активной жизненной позиции.


Этика менеджмента проявляется в деятельности фирм, предприятий, организаций, а также менеджеров, специалистов и всего персонала системы.[25] Этика как отрасль знаний рассматривает человеческие отношения и поведение людей с точки зрения их соответствия общепринятым разумным нормам. Чаще всего под этическими требованиями подразумеваются правила поведения менеджера, предпринимателя, предъявляемые обществом к его стилю, деятельности, характеру общения с людьми, социальному облику.

Состав черт профессиональной этики определяется как кодекс предпринимателя или менеджера. Предполагается, что предприниматель:

-убежден в полезности своего труда не только для себя, но и для других и общества в целом;

-исходит из того, что люди, окружающие его, хотят и умеют работать, стремятся реализовать себя вместе с предпринимателем;

-верит в бизнес, расценивает его как привлекательное творчество, относится к бизнесу как к искусству;

-признает необходимость конкуренции, но понимает и необходимость сотрудничества;

-уважает себя как личность, а любую другую личность – как себя;

-уважает любую собственность, государственную власть, общественное движение, социальный порядок, законы;

-доверяет себе и другим, уважает компетентность и профессионализм;

-ценит образование, науку и технику, информатику, культуру, заботится об экологии;

-стремиться к нововведениям;

-является гуманистом.

Такие черты культурного человека, как вежливость, тактичность, деликатность, должны стать нормой поведения в обществе. Доброжелательность, чувство меры, способность управлять эмоциями, стрессы формируют цивилизованный стиль поведения и благоприятный имидж предпринимателя и менеджера. Из всех необходимых и существенных особенностей этики менеджера следует отметить две наиболее важные - порядочность и благородство. Считается, что команда ведет себя этически и социально ответственной, если она следует закону и соответствует принятой системе ценностей.

Этика бизнеса затрагивает различные аспекты поведения управленческих работников, менеджеров, касающиеся как целей, так и средств их достижения. Помимо высших руководителей, допускающих неэтичное поведение, любое лицо в коллективе может действовать неэтично. К случаям неэтичного поведения можно отнести взятки, подделку документов, недостоверные финансовые отчеты, искусственное завышение цен, тайные сговоры о ценах. Причиной неэтичного поведения служащих может быть неблагоприятное поведение их руководителей.[26]