Файл: Основные функции в системе менеджмента (ПРИРОДА И СОСТАВ ФУНКЦИЙ МЕНЕДЖМЕНТА).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 110

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В зарубежной практике в целях соблюдения этичности поведения менеджеров и служащих разрабатываются этические принципы, кодексы, стандарты, нормативы, создаются комитеты (органы) по этике, проводятся специальные обследования и ревизии, создаются программы обучения этике менеджмента, включающиеся в курсы обучения менеджеров на университетском уровне, что существенно повышает уровень восприимчивости к этическим проблемам.

Важное место в составе функции гуманизации занимает деятельность по формированию и развитию культуры фирмы, культуры управления. При этом исследуется влияние культуры общества на менеджмент и воздействие менеджмента на формирование корпоративной культуры управления (деятельности, поведения, общения). Под культурой понимаются вырабатываемые и признаваемые обществом, организацией, группой людей ценности, социальные нормы, установки, ритуалы, нормы поведения, заставляющие человека вести себя соответствующим образом. Культура общества проявляется в уровне культуры отдельных сфер социальной и хозяйственной деятельности.

Культура фирмы, ее менеджмента занимает одно из центральных мест в современных концепциях менеджмента. Например, японские фирмы поощряют коллективный труд и концентрацию внимания на нуждах потребителей. Эта культура опирается на систему ценностей персонала и поведенческие факторы, строится на честности, взаимном доверии и уважении работников, коллективном характере труда, принятии решений после многочисленных консультаций и достижения консенсуса. Система стимулирования рассчитана на закреплении коллективного характера труда и пожизненный найм, обеспечивающий работнику постоянное продвижение по службе. Важной чертой японского менеджмента является ориентация на постоянный процесс научно-технического, экономического, организационного и социального обновления. Коллектив настраивается на генерирование и восприятие новых идей, органически вплетается в систему менеджмента через процессы стимулирования.

Американские модели менеджмента,[27] ориентированного на высокие показатели, опираются на два ключевых стимула: участие персонала в распределении прибыли и переход предприятия в собственность работников. В литературе приводятся примеры попыток применения американскими фирмами некоторых японских систем, например кружков качества и статистического контроля производственного процесса, которые оказались малоуспешными из-за резких различий в культуре американских и японских компаний.[28]


Мораль, как основная функция управления, включает в себя деятельность, направленную на создание атмосферы общества, его социально-психологического климата, который обеспечивает решение проблемы удовлетворенности персонала, общения и совместной работы. с его коллегами и его непосредственным начальником. Результатом должно стать социальное, экономическое и организационное сообщество команды, коллективный дух, такой как предпринимательство или атмосфера инноваций. Общинность или коммуникабельность, патриотизм, склонность к взаимопомощи и поддержке можно рассматривать как традиционно свойственные российскому менеджменту. В новых рыночных условиях эта функция будет активно развиваться.

Контроль как основная функция менеджмента объединяет виды управленческой деятельности, связанные с формированием информации о состоянии и функционировании объекта управления (учет), анализом информации о процессах и результатах деятельности ПХС, диагностикой и оценкой процессов развития и достижения целей, эффективности стратегий, успехов и просчетов в использовании средств и методов управления.

Последняя стадия контроля связана с уяснением проблем и причин их возникновения, что и является основанием для активных действий по корректировке отклонений от цели и плана деятельности. Следует отметить, что все рассмотренные стадии функции контроля осуществляются одновременно, т.е. контроль может быть в процессе деятельности и после ее завершения, а система организации контрольной деятельности зависит от конкретной ситуации. В значительной степени эффективность функции контроля определяется методологией, т.е. предварительными исследованиями и разработкой принципов, правил, инструкций, а также критериев оценки и показателей, измеряющих отдельные стороны деятельности и процессы. Кроме того, необходимы разработка процедур проведения контрольных операций, подбор и подготовка управленческого персонала, способного к такой работе. Выполнение функции контроля требует высокой профессиональной подготовки, опята работы с людьми. Специалист в области контроля должен быть организованным и дружелюбным, что может иметь больший эффект, чем жесткий контроль и санкции, хотя последнее во многом определяется типом работы, независимостью исполнения и другими ситуационными факторами. В любом случае, руководители несут ответственность за эффективность своих решений в финансовом, административном, моральном плане, то есть в престиже и карьере.


Функция управления, основанная на ее роли в процессе управления, называется функцией обратной связи управления объектом управления. Ценность этой функции вытекает из характера деловой активности менеджеров, которые осуществляют процесс управления этой деятельностью в соответствии с объективной природой репродуктивных процессов и субъективными факторами внешней и внутренней среды.

Оценка как ключевая функция менеджмента предшествует, сопутствует и завершает любой процесс управления.[29] Особое значение в управлении экономикой имеют оценка прогноза, диагностика, оценка стратегии и тактики деятельности, а также вариантов развития. Оценку связывают с изменением, т.е. определением свойств процесса, объекта, системы в сравнении с эталоном (нормой и базой). Эталон в менеджменте имеет системно-социальный характер и изменяется под влиянием социально-экономического и научно-технического процесса. Обычно выделяют следующие компоненты процесса оценки: объект, субъект, базу оценки, алгоритм, оценочно-измерительные средства. Реализация данной функции связана с развитием квалиметрии – науки об измерении.

ГЛАВА 2. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ ООО «МАКДОНАЛЬДС»

2.1 Общая характеристика ООО «Макдональдс»

ООО «Макдональдс» образовано на основании действующего законодательства РФ с 15 мая 1940 года. Работает в сфере общественного питания до 2010 года, далее компания стала расширяться и открыла сеть ресторанов 37855, из них 35085 на правах франчайзинга.

На предприятии работает 24 человека, из которых: 10-повары, 4-официанта, 6-кассиров,1-администратор,1-заместитель администратора,2-уборщицы.

Данная компания стремилась повысить получение прибыли, чтобы в дальнейшем открывать большую часть ресторанов.

Макдональдс стал популярным среди людей.

2.2 Планирование ООО «Макдональдс»

Как известно, планирование является первоначальной стадией процесса управления.

Планирование имеет в виду разумную озабоченность по поводу того, что может произойти в будущем, и подготовку мер по предотвращению тех нежелательных событий, которых можно избежать.


Тот, кто планирует, должен сознательно гарантировать, что запланированное предложение будет соответствовать запланированному спросу. Если ему не удастся этого добиться, возникнет избыток и дефицит. Если при этом все еще не будет использован рыночный механизм, если не будут снижены или повышены цены, возникнет неприятная проблема хранения или уничтожения излишка или же, напротив, начнется жестокая борьба между теми, чей спрос не удовлетворяется.

Планирование – это прежде всего процесс принятия решений, позволяющих обеспечить эффективное функционирование и развитие организации в будущем, уменьшить неопределенность.

В принятии таких решений состоит процесс планирования в широком смысле. В узком – планированием является составление специальных документов – планов, определяющих конкретные шаги организации в деле осуществления принятых решений.

Планирование заключается в основном в определении главных целей деятельности фирмы и ориентировано на определение намечаемых конечных результатов с учетом средств и способов достижения поставленных целей и обеспечения необходимыми ресурсами.[30]

Что касается компании, которую мы рассматриваем на данный момент, то основной целью компании является получение прибыли от удовлетворения потребностей потребителей в определенных товарах или услугах.

Данную цель можно разложить на несколько составляющих:[31]

1. Планирование роста прибыли.

2. Планирование издержек предприятия, и, как следствие, их уменьшение.

3. Увеличение доли рынка, увеличение доли продаж.

4. Улучшение социальной политики фирмы.

Баланс доходов и расходов всех планов включается в бюджет, т.е. в план расходов и доходов, так как руководящим принципом является поддержание ликвидности - платежеспособности компании. Как правило, отдельные планы составляются только на основе количественных показателей и только после их привязки рассчитываются денежные показатели.

В разработке планов принимает участие весь руководящий состав ООО «Макдональдс»: генеральный директор, начальник отдела кадров, коммерческий директор, главный бухгалтер.

Особое внимание обращает на себя тот факт, что в ООО «Макдональдс» отсутствует долгосрочное планирование, являющееся непременным условием стратегического планирования, необходимого для выживания в условиях рынка. Краткосрочные планы составляются период в 1 – 2 года, не более. Это говорит о серьезных просчетах в деятельности руководства.


2.3 Анализ и контроль предприятия ООО «Макдональдс»

Анализ и контроль являются настолько взаимосвязанными функциями управления, что, характеризуя их проявление в данном предприятии, я считаю целесообразным рассматривать их в комплексе, поскольку именно в процессе контроля анализируются основные показатели деятельности предприятия, анализ использование имеющихся ресурсов и разработка последующих планов на основе этого анализа.

Контроль[32] - это процесс, обеспечивающий достижение целей организации. Он необходим для обнаружения и разрешения возникающих проблем раньше, чем они станут слишком серьезными, и может также использоваться для стимулирования успешной деятельности.

Процесс контроля состоит из установки стандартов, изменения фактически достигнутых результатов и проведения корректировок в том случае, если достигнутые результаты существенно отличаются от установленных стандартов.

Осуществление функции контроля опирается в первую очередь на организацию системы учета и отчетности, включающей финансовые и производственные показатели деятельности и проведение их анализа.

В ООО «Макдональдс» используют две формы контроля: финансовый (как основа общего управленческого контроля) и административный.

Финансовый контроль реализуется на основании сопоставления с финансовым планом предприятия достигнутых результатов, он осуществляется путем получения от каждого хозяйственного подразделения финансовой отчетности по важнейшим экономическим показателям деятельности по стандартным формам, принятым в ООО «Макдональдс».

Административный контроль осуществляется на соответствие экономических результатов показателям, предусмотренным в текущем бюджете; сравнить фактический и планируемый объем продаж; анализируется изменение доли компании на рынке в целом, а также по отдельным продуктам и сегментам рынка. Рассмотренные выше функции планирования и организации помогают в осуществлении предварительного контроля. Основными средствами осуществления предварительного контроля является реализация определенных правил, процедур и линий поведения. Поскольку правила и линии поведения вырабатываются для обеспечения выполнения планов, то их строгое соблюдение - это способ убедиться, что работа развивается в заданном направлении. В качестве форм предварительного контроля используются должностные инструкции, положения о структурных подразделениях, правила труда и т.д. В этой организации предварительный контроль используется в трех ключевых областях - в отношении людских, материальных и финансовых ресурсов. Предварительный контроль в области человеческих ресурсов достигается путем тщательного анализа тех деловых и профессиональных знаний и навыков, которые необходимы для выполнения определенных обязанностей, а также отбора наиболее подготовленных и квалифицированных людей.