Файл: Основные функции в системе менеджмента (ПРИРОДА И СОСТАВ ФУНКЦИЙ МЕНЕДЖМЕНТА).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 111

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Менеджмент - современная система управления предприятием, действующая в условиях рыночной экономики. Менеджмент это самостоятельный вид профессионально осуществляемой деятельности для достижения намеченных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов.

В настоящее время трудно назвать важную и многогранную сферу деятельности.

Система менеджмента – это совокупность различных составляющих элементов: принципов управления, функций, методов, технологий, информационного обеспечения, материального, технического обеспечения в условиях правового обеспечения.

Каждая функция менеджмента представляет собой сферу действия определенного процесса управления, а система управления конкретным объектом или видом деятельности является совокупность функций, взаимосвязанных управленческим циклом.

Наиболее полно сущность менеджмента как трудовой деятельности отражают основные функции, выступающие общим условием управления социальными и социально-экономическими процессами.

Целью данной работы является исследование основных функций менеджмента на предприятии ООО «Макдональдс».

Данная цель строится некоторым рядом задач:

-рассмотреть теоретические основы функций менеджмента (понятия, основные функции менеджмента);

-рассмотреть практические аспекты функций менеджмента на примере ООО «Макдональдс";

-помочь в планировании и мотивации на предприятии.

В качестве объекта исследования в работе выступает организация ООО «Макдональдс". В качестве предмета исследования в работе используем функции менеджмента.

Практическая значимость работы заключается в возможности рассмотрения недостатков существующей структуры и ее оптимизации.

ГЛАВА 1. ПРИРОДА И СОСТАВ ФУНКЦИЙ МЕНЕДЖМЕНТА

Понятие функций менеджмента

В литературе по управлению[1] до сих пор недостаточно разработана классификация функций управления по четко определенным признакам. Так называемый подход функционального управления обычно представлен в виде последовательности логических шагов, которые менеджер может выбрать для реализации процесса управления. Деление единого процесса управления на относительно обособленные, но в то же время неразрывно связанные функции необходимо при описании системы управления как интегрированного процесса, направленного на достижение четко определенной цели.[2] Присвоение каждой функции выполняется отдельно в процессе исследования, и на практике это довольно произвольно, поскольку они обычно перекрываются и переплетаются, зачастую невозможно определить, когда человек исследует или выполняет только функцию или где функция заканчивается и запускается другой.


Надо отметить также, что хотя функции выполняются всеми руководителями, они выполняются неодинаково руководителями разного ранга.[3] Следует также отметить, что менеджеры, независимо от ранга, редко выполняют все функции в полном объеме. Другими словами, менеджер выполняет только часть функции планирования, часть функции организации и т.д. Поэтому очень важно понимать взаимосвязь основных элементов каждой функции в процессе управления.

Таким образом, категория функций управления является одной из фундаментальных в теории управления.

Функции управления[4] - это часть управленческой деятельности. Они определяют формирование структуры управленческой системы. Невозможно найти один универсальный принцип классификации функций управления. Различные законные принципы разделения того же объема управленческой деятельности возникают не только под влиянием объекта управления, но и под влиянием законов, присущих самому управлению. Автором детальной классификации контрольных функций с контрольной точки зрения был Анри Файоль. Он взял фактор времени в качестве критерия классификации, и функции в его классификации проявляются как последовательные этапы реализации меры контроля: предвидение, организация, управление, координация, контроль.

Основные функции менеджмента

Основные функции менеджмента характеризуются полнотой содержания, устойчивостью структуры и масштаба категории, системностью и универсальностью использования на разных уровнях управления и в разных сферах деятельности.[5] Их главная особенность заключается в том, что каждая основная функция управления определяет объем (тип) процесса управления для разработки средств воздействия на персонал и методов активизации его деятельности для достижения общих результатов социально-экономической системы.

Каждая из основных функций служит критерием для разграничения типа функционального управления. Мы можем говорить о целевом, стратегическом, мотивационном, корпоративном управлении. В то же время совокупность основных функций дает систематическое представление об управлении любой социальной и социально-экономической системой.

Основные функции в систематизированном виде могут дать полное представление о процессах воздействия и взаимодействия от зарождения идей до их реализации, оценки результата и появления последствий. Основные функции определяют и приоритетные средства воздействия, реализация которых может обеспечить требуемый результат. Поэтому представляется целесообразным рассмотреть содержание основных функций менеджмента через базовые средства воздействия.[6]


В табл. 1[7] по каждой функции приведены средства воздействия, наиболее часто используемые менеджерами в процессах управления. Естественно, дать исчерпывающий набор средств воздействия не представляется возможным, т.к. их состав в значительной степени определяется ситуационно. При выборе средств воздействия руководствуются их значимостью, комплексностью и системностью использования в процессах управления.

Таблица 1. - Основные функции менеджмента и средства воздействия[8]

Основные функции

Приоритетные средства воздействия

Целеполагание

Потребности, миссия, цели, потенциал, ресурсы, организация, информация

Стратегополагание

Стратегия, тактика, инновация, потенциал, ресурсы, организация, информация

Планирование

Гипотеза, концепция, прогноз, программа, план, информация

Регулирование

Закон, регламент, стандарт, норматив, налог, льготы, штрафы, пошлины, лицензии, информация

Организация

Процесс, система, структура, технологии, ресурсы, коммуникации, информация, методы

Координация

Согласование, сбалансированность, равновесие, страхование, резервирование, управляемость, коммуникации, информация

Мотивация и активизация [9]

Потребности, интересы, мотивы, методы, ожидания, установки, власть, лидерство, стиль, информация

Стимулирование

Мотивы, стимулы, методы, рычаги, механизмы, льготы, штрафы, карьера, информация

Гуманизация

Этика, культура, традиции, образованность, правовое сознание, профессионализм, информация

Корпоративность

Ценности, атмосфера, лидерство, убеждения, климат, совместимость, карьера, коммуникации, информация

Контроль

Нормы, правила, инструкции, технологии, анализ, информация

Оценка

Показатели, критерии, процедуры, экспертиза, информация

Постановка целей как основная функция управления ориентирует социально-экономическую систему во времени и пространстве путем установления, установления, определения и формулирования ее целей и задач управления в соответствии с потребностями общества в промышленных товарах (услугах), а также в предоставлении ресурсов и доступный потенциал.[10]


Цели – конкретно желаемые результаты, которые стремятся достичь в процессе совместной деятельности.[11] Все производственные и бизнес системы являются универсальными. Были подчеркнуты экономические, социальные, маркетинговые, инновационные и инвестиционные цели. Их состав и взаимозависимость определяются целью и структурой деятельности. Чтобы воздействие было реальным, цели производственно-экономической системы должны соответствовать реальной потребности ее продукции. Стратегия ее достижения также должна быть реалистичной.

Стратегия управления производственно-хозяйственной системой представляет собой хозяйственную политику, разработанную на основе определения целей и предвидения состояний будущего развития, прогнозирования процессов и результатов деятельности и ее последствий, потребных ресурсов и путей достижения целей.[12]

Основной задачей менеджеров является достижение реальных конечных результатов организации в данной конкретной ситуации. Таким образом, понимание целей организации, ее персонала и целей управления позволяет менеджеру определять или уточнять исходные стратегические позиции, выявлять сильные стороны организации и эффективно их использовать. Кроме того, постоянный мониторинг целей и результатов обеспечивает ясность в отношении промежуточных целей, их важности и характера разрабатываемой стратегии. Таким образом, цели и стратегии их достижения тесным образом взаимосвязаны, корректировка или уточнение одной из данных категорий сразу же непосредственно отразится на другой. В процессе управления осуществляется постоянный процесс их согласования, определения взаимного соответствия.[13]

В то же время цели и стратегии могут иметь стратегический и тактический характер, определяться как на перспективу, так и на текущий период.[14] В первом случае потенциальные возможности организации и прогнозные показатели развития внешней среды в значительной степени принимаются во внимание. Во втором случае конкретные данные учитываются исходя из реальной ситуации и тенденций ее развития. В результате цели и стратегии их достижения анализируются динамически. В каждый данный момент реальная ценность тактического результата сравнивается с потенциальной ценностью стратегического результата. Разрыв между стратегическим результатом и фактическим результатом характеризует эффективность развития менеджмента.


Стратегия управления рассматривается в условиях рыночных отношений как мощный управленческий инструмент, с помощью которого современная организация противостоит изменяющимся условиям внешней и внутренней среды.[15] Различают стратегию предпринимательского типа, нацеленную на реализацию изменений условий окружающей среды, и стратегию рационализаторского типа, нацеленную на реализацию внутренних факторов. Бизнес-стратегия отвечает на следующие вопросы: какие виды продукции производить, где и кому продавать, какие технологии разрабатывать, как получить конкурентное преимущество.

Стратегия управления обычно разрабатывается в течение длительного периода, но с радикальными изменениями в экономической политике и в текущем периоде. Стратегия управления свойственна как крупным, так и малым предприятиям, любым формам хозяйствования.[16] В процессе разработки стратегии необходимо определить наиболее ответственную и скрупулезную работу по анализу, оценке и выбору приоритетных стратегий для каждой из областей деятельности в целом для ПХС. В то же время следует учитывать взаимосвязь целей и стратегий, временную координацию и подчиненность. Важность этого придается использованию критерия, определяемого целью. Очевидно, что вам приходится иметь дело с системой критериев, поэтому вы можете попытаться построить модель взаимодействия критериев в процессе выбора стратегий. В зарубежной литературе по этой проблеме рекомендуются матричные модели.

Планирование[17] как основная функция менеджмента представляет виды деятельности по формированию средств воздействия: концепции, прогноза, программы, плана, обеспечивающих единое направление усилий всех членов фирмы к достижению общих целей. Каждое из средств воздействия имеет свою специфику и условия использования.

Концепция[18] – идея, теоретическая и методологические основы ее разработки, обоснование, методы и условия реализации. Любая теоретическая экономическая или управленческая проблема до ее воплощения в экономике проходит стадию концепции.

Прогноз[19] – научное предвидение возможного состояния экономики, общества, организации в будущем. Прогнозы в бизнесе по сложным социально-экономическим проблемам разрабатываются, как правило, на долгосрочный или среднесрочный период. Чаще всего прогноз используется в стратегическом управлении.