Файл: Основные функции в системе менеджмента (Понятие функций менеджмента и их классификация).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 72

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Управление - это осознанная целенаправленная деятельность людей, с помощью которой они упорядочивают и подчиняют своим целям различные элементы внешней среды: общество, живую и неживую природу, технику.

Управленческая деятельность имеет две взаимосвязанные характеристики: методологию и организацию.

Под методологией понимают логическую схему действий, базирующуюся на понимании путей, средств и возможностей достижения управленческих целей. Организация, в свою очередь, это упорядочение действий, основываясь на их особенностях, составе и структуре.

Методология и организация взаимосвязанные, поэтому данные явления нередко воспринимают как равнозначные.

Сегодня основной задачей управления является обеспечение совместной работы людей посредством единства целей и общих ценностей, сформировав наиболее подходящую структуру фирмы, чтобы обеспечить условия для обучения и повышения квалификации сотрудников, позволяющие им эффективно выполнять свои обязанности, а также своевременно реагировать на изменения внешней среды.

В современных условиях от построения системы управления, зависит эффективность деятельности организации. В свою очередь, для того чтобы руководству осуществлять управленческую деятельности на практике, важно знать как теоретические концепции управления, так и реальные практические приемы построения управленческой деятельности.

Анализ реальной практики менеджмента, приводит к выводу, что необходимо изучать как методологическую, так и организационную сторону управленческой деятельности.

Необходимость выделения функций управления, отделения управленческих функций от неуправленческих связана с преимуществами специализации деятельности.

Впервые школа научного управления (1885—1920) выступила за отделение управленческих функций от исполнения работ.

Процессный подход, предложенный школой административного управления, рассмотрел функции управления как взаимосвязанные. До этого функции рассматривались как независимые друг о т друга.

А. Файоль выделил пять функций управления: «управлять означает предсказывать и планировать, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать.

Анализ функций управления дает возможность систематизи­ровать знания о динамике, темпах и направлениях развития, при­чинных связях и взаимосвязях функций, резервах совершенство­вания их организации. Результаты анализа — основа для совершен­ствования существующей системы управления.


Основное направление анализа функций управления — исследование всей их суммы и установление степени ее соответствия целям и задачам, стоящим перед объектом управления.

Актуальность темы заключается в том, что успешная управленческая деятельность организации в существенной мере зависит от глубины знания функций менеджмента и мастерства их применения в конкурентной борьбе на внутренних и внешних рынках. Чем ниже применяемость функций менеджмента в организациях, тем чаще они разоряются, негативно воздействуя на окружающую их среду. Именно поэтому данные функции менеджмента являются важнейшим объектом исследования, как для специалистов, так и современных практиков, использующие достижения функций в процессе всей деятельности организации.

Целью работы является закрепление и углубление знаний в области теории и истории менеджмента, полученных на лекционных и практических занятиях.

Задачи работы:

  1. Определить сущность функций менеджмента и выделить основные их группы;
  2. Рассмотреть общие функции менеджмента;
  3. Проанализировать эффективность реализации выделенных функций менеджмента в практике ООО «Департамент кофе;
  4. Разработать рекомендации по совершенствованию системы управления в исследуемой организации и определить возможный результат предложенных мероприятий

Объектом исследования является ООО «Департамент кофе», предметом исследования: функции менеджмента и их реализация в современной организации.

Работа состоит из трех глав, две из которых посвящены практическому применению полученных знаний и списка использованных источников, состоящего из 20 позиций.

  1. Теоретические основы функций менеджмента

  2. Понятие функций менеджмента и их классификация

Организационная деятельность рассматривается как процесс, состоящий из взаимозависимых функций управления.

Существует несколько подходов к пониманию функций менеджмента. Так, Ключников А.В[1]. рассматривает функцию менеджмента как общую часть управленческой деятельности, выделенную по определенному признаку.

Специальная направленность функции менеджмента выделена и в следующем определении: «функция управления- вид управленческой деятельности, возникающий в процессе разделения и специализации труда в сфере управленческой деятельности[2]».


Коробко В.И утверждает, что «функции менеджмента предполагают конкретный вид управленческой деятельности, который осуществляется специальными приемами и способами, а также соответствующую организацию работ» [3].

Функции менеджмента — совокупность систематически повторяющихся действий менеджеров всех уровней, обеспечивающих процесс управления организацией[4].

Функции менеджмента — специфическая форма целенаправленного воздействия системы управления на различные стороны управляемого объекта, которое необходимо для его нормального функционирования.

Функции управления — это относительно самостоятельные, однородные, специализированные и обособленные виды управленческой деятельности, объективно необходимые для реализации целей системы управления[5].

Таким образом, для того чтобы считаться таковой, функция управления должна иметь четко выраженное содержание, разработанный механизм ее осуществления и определенную структуру, в рамках которой завершается ее организационное обособление.

Выделение функций управления имеет большое значение.

Во-первых, «функции управления организацией, их распределение по исполнителям определяют структуру и штаты, закрепляют вертикальное разделение труда. Любое воздействие на управляемую систему может быть реализовано только через функции управления»[6].

Таким образом, выявляется тесная взаимосвязь и взаимообусловленность структуры и функций управления.

Во-вторых, выделение функций управления помогает совершенствованию управленческого процесса, обобщению и передаче управленческого опыта.

В-третьих, изучение функций управления дает понимание сущности управленческой деятельности. Анализ функций управления дает возможность систематизировать знания о динамике, темпах и направлениях развития, причинных связях и взаимосвязях функций, резервах совершенствования их организации.

В основе построения менеджмента как организации управления фирмой лежит принцип приоритета цели теории организации, характеризующий реализацию цели организации в виде следующей цепочки (рис.1):

Рисунок 1- Цепочка реализации цели[7]

Лукашевич выделяет следующие группы функций менеджмента[8]:

  • общие функции присущи всем социальным система м управления- это планирование, организация, координация, мотивация и контроль
  • специальные функции менеджмента — связаны с осуществлением миссии фирмы, он и доминируют в деятельности отдельных организаций;
  • частные — имеют определенную специфику и связаны с осуществлением непрофильной деятельности.

К специальным, частным функциям относятся следующие:

1. Управлениепроизводством- регулирование процесса производственной деятельности. Данная функция охватывает все элементы производственного процесса от поступления сырья до выхода готовой продукции. Для ее рассмотрения создана специальная учебная дисциплина «производственный менеджмент».

2. Управлениересурсами. Включает создание и использование ресурсных фондов. Здесь важно найти оптимальную позицию. Ресурсные фонды должны быть такими, чтобы не допустить перебоев в производстве. В то же время слишком большие ресурсные фонды «замораживают» оборотные средства. Занимается этим кругом проблем логистика.

3. Управлениеснабжением. Касается сырья, материалов, оборудования, инструментов и др. Как и управлением ресурсами, снабжением занимается логистика. Последняя предлагает оптимальные схемы, обеспечивающие максимальную эффективность при минимальных затратах.

4. Управлениесбытом. Реализацией данной функции занимается маркетинг. Он включает изучение известных и поиск новых рынков.

5. Управлениеинновациями- организация работы по созданию и внедрению различных новшеств во все элементы деятельности фирмы.

6. Управлениеинвестициями- деятельность менеджеров по привлечению и использованию инвестиций.

7. Управлениеперсоналом- работа менеджера по организации деятельности подчиненных. Этой проблемой занимаются такие ставшие самостоятельными науки и учебные дисциплины, как «персональный менеджмент» и «лидерство».

8. Управлениефинансами- руководство доходами и расходами, создание и использование финансовых фондов.

9. Управлениеосновными фондами- распоряжение недвижимостью: зданиями, сооружениями, оборудованием. Основные фонды создают материальную основу предприятия. Рациональное распоряжение ими является фундаментом эффективной деятельности организации.

Помимо общих функций управления, различают два типа связующих процессов, без реализации которых невозможно осуществление управленческих функций. К ним относят информационные коммуникации и принятие решений. Эффективность функционирования информационной системы организации определяет качество реализации общих и частных функций управления. Важными ее составляющими являются регулирование информационных потоков и современные информационные технологии. Принятие решений - составная часть реализации любой управленческой функции. Технология принятия решений оказывает непосредственное влияние на качество управления.


Также функции менеджмента могут распределяться по уровням управления. Элементами системы менеджмента организации являются менеджеры, каждый из которых отвечает за свою часть управленческой деятельности. Структурное разделение труда менеджеров строится исходя из масштабов, сфер деятельности, организационной структуры и специфики предприятия. Наверное, почти невозможно найти две организации (даже очень похожие по профилю своей деятельности), у которых были бы совершенно одинаковые системы менеджмента. Скорее всего, они будут различаться наличием или отсутствием тех или иных управленческих должностей, разным распределением между менеджерами задач и ответственности, особенностями принятия важных решений, даже формами общения между руководителями и подчиненными.

Тем не менее все системы менеджмента, иначе говоря системы управления организациями, имеют общие черты. Такими чертами являются вертикальное и горизонтальное разделение труда менеджеров.

Вертикальное разделение труда менеджеров - это условное выделение в организации трех уровней управления: низшего (первичного), среднего и высшего. Такое разделение часто называют иерархией власти в организации[9].

Горизонтальное (функциональное) разделение представляет собой выделение групп менеджеров, относящихся к одному уровню управления и управляющих подразделениями или отвечающих за определенные функциональные направления деятельности организации[10].

К наиболее общим функциональным направлениям деятельности любой хозяйственной организации относятся: производственная деятельность (в непроизводственных компаниях эта деятельность называется операционной), коммерческая деятельность (продажа производимой продукции), маркетинг (изучение рынка), управление финансами компании, управление персоналом компании (человеческими ресурсами) и т.п.

Таким образом, в самом общем случае система менеджмента организации представляет собой взаимосвязанную работу групп менеджеров, отвечающих за определенные функции на определенных уровнях управления.

Рассмотрим подробнее уровни управления организацией (рис.2).

Рисунок 2- Уровни управления в организации[11]

Руководителей высшего уровня часто называют топ-менеджерами (или топ-менеджментом) организации, от английского - top-managers или top-management (где top означает «вершина»).