Файл: Процесс принятия решений в организации (ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОЦЕССА ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ В ОРГАНИЗАЦИИ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 106

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы «Процесс принятия решений в организации» заключается в том, что разработка управленческих решений чрезвычайно важный процесс, который связывает основные функции управления: мотивацию, планирование, организацию, контроль. На каждом предприятии, управленческие решения определяют не только эффективность ее деятельности, но и возможность устойчивого развития, выживаемость в быстро изменяющемся мире.

Важность процесса принятия решений была осознана человечеством одновременно с началом его сознательной коллективной деятельности. Следовательно, развитие теории управления проходило одновременно с развитием науки о принятии решений.

Решение как основной вид деятельности руководителя во всех социальных сферах и на всех уровнях управления основывается на знании объективных закономерностей функционирования управляемой системы и включает в себя систему целенаправленных, логических, последовательных, взаимосвязанных управленческих действий, обеспечивающих выработку, принятие и организацию исполнения решения, гарантирующего достижение планируемой цели.

Объектом исследования является предприятие
ООО «Газремстрой-Астрахань».

Предметом исследования выступает процесс управленческих решений.

Целью данной работы является исследование процесса принятия решений в организации.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Изучить понятие и классификацию решений;

2. Охарактеризовать процесс принятия решения и его структуру;

3. Привести организационную характеристику ООО «Газремстрой-Астрахань»;

4. Рассмотреть организацию разработки и процесс принятия управленческих решений в организации ООО «Газремстрой-Астрахань»;

2. Разработать мероприятия по совершенствованию процесса принятия управленческих решений на предприятии ООО «Газремстрой-Астрахань»;

3. Провести расчет экономической эффективности мероприятий.

Теоретико-методологическую основу исследования составили труды отечественных и зарубежных авторов в области процесса принятия управленческих решений, методические материалы научно-практических конференций и семинаров по теме исследования, а также статьи периодических изданий.

Информационная база исследования: в исследовании использованы работы отечественных и зарубежных авторов (теоретиков и практиков менеджмента) по сущности и технологии принятия управленческих решений, статьи периодических изданий в области разработки, оптимизации и принятия управленческих решений как основы эффективной системы управления предприятием.


Практическая значимость исследования определяется научными результатами, методическими разработками и практическими рекомендациями, составляющими ее содержание.

Данная работа состоит и введения, трех глав, шести подпунктов, заключения, списка использованной литературы и приложений.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОЦЕССА ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ В ОРГАНИЗАЦИИ

1.1. Понятие и классификация решений

Управленческое решение представляет собой основной вид деятельности руководителя во всех сферах общества, на всех уровнях управления.

Процесс его выработки, принятия, организации исполнения и реализации отражает содержание и сущность социального управления. Подготовка и реализация управленческого решения рассматриваются в науке как специализированная деятельность, направленная на упорядочение отношений между людьми и социальными институтами в соответствии с замыслом и волей доминирующего субъекта. Это механизм наделения субъектов управления полномочиями направлять процесс совместной деятельности людей на решение общих социальных проблем. Социальный генезис управленческих решений связан с потребностью в лучшей организации общественной жизни.

Данный феномен является следствием осознанного наделения наиболее подготовленной части общества полномочиями руководства общественными делами.

Управленческие решения имеют для социума такое же цивилизационное значение, как и технологические изобретения, направленные на освоение человеком объектов природы. Они, наряду с государством, законодательством, рынком, представляют собой способ организации общественной жизни.

Цикл управления всегда начинается с постановки целей и выявления проблем, продолжается разработкой и принятием необходимого решения и заканчивается организацией и контролем его выполнения. Анализ полученного результата или, точнее, оценка степени достижения поставленной цели, служит источником выявления новых проблем и принятия новых решений, возобновляя, таким образом, управленческий цикл. Принципиальная схема этого процесса представлена на рис. 1[1].


Рис. 1. Схема процессов управления и формирования решений

Особую значимость волевые усилия приобретают в процессе формирования способности субъектов и объектов управления принимать и осуществлять когнитивные, инновационные, рискованные управленческие решения, требующие компетентности, мужества, ответственности и творческого подхода.

Существенным признаком управленческого решения является прогнозирование (научное предвидение, предвосхищение) ситуации.

Цель прогнозирования обусловлена необходимостью выбора из имеющихся альтернатив наилучшего варианта решения проблемы. Однако отметим, что наилучшего варианта управленческого решения в природе не существует. Как правило, он складывается из существующих плюсов всех вариантов решения проблемы с учетом всех имеющихся минусов с перспективой возможной их локализации, смягчения или перевода в позитивное русло.

Для каждой организации является важным отлаженный механизм поиска решения и его быстродействие.

Необходимость выбора альтернатив сопутствует выработке, принятию управленческого решения и организации его исполнения:

  • определению и формулированию проблем;
  • постановке исходящих из них целей и задач; конкретизации механизмов (рычагов) управления, определяющих систему прямых и обратных связей между субъектом и объектом управления, их принципов, функций, этапов, ресурсного обеспечения и др.

Однако само управленческое решение не может и не должно восприниматься альтернативно в контексте обязательности или необязательности его исполнения.

Одна из возможных классификаций решений представлена в табл. 1[2].

Таблица 1

Классификация управленческих решений

Классификационный признак

Группы управленческих решений

Повторяемость проблемы

Рутинные

Новаторские

Значимость цели

Стратегические

Тактические

Сфера воздействия

Глобальные

Локальные

Срок реализации

Долгосрочные

Краткосрочные

Прогнозируемые

последствия

Корректируемые

Некорректируемые

Характер информации

Детерминированные

Вероятностные

Метод разработки

Формализованные

Неформализованные

Количество критериев выбора

Однокритериальные

Многокритериальные

Форма принятия

Единоличные

Коллегиальные

Способ фиксации

Документированные

Недокументированные


Рассмотрим приведенную в таблице классификацию.

Степень повторяемости проблемы (рутинные/новаторские). В зависимости от повторяемости проблемы, требующей решения, все управленческие решения можно подразделить на обычные, рутинные, неоднократно встречавшиеся ранее в практике управления, когда необходимо лишь произвести выбор из уже имеющихся альтернатив, и нетипичные, новаторские решения, поиск которых связан, прежде всего, с генерацией новых альтернатив.

Значимость цели. Принятие решения может преследовать собственную, самостоятельную цель или же быть средством, способствовать достижению цели более высокого порядка.

Сфера воздействия. Результат решения может сказаться на каком-либо одном или нескольких подразделениях организации. В этом случае решение можно считать локальным.

Длительность реализации. Реализация решения может потребовать нескольких часов, дней или месяцев, т.е. между принятием решения и завершением его реализации пройдет сравнительно короткий срок - решение будет краткосрочным.

Прогнозируемые последствия. Большинство управленческих решений в процессе их реализации, так или иначе, поддаются корректировке с целью устранения каких-либо отклонений или учета новых факторов, т.е. являются корректируемыми.

Характер использованной информации. В зависимости от степени полноты и достоверности информации, которой располагает менеджер, управленческие решения могут быть детерминированными (принятыми в условиях определенности) или вероятностными (принятыми в условиях риска или неопределенности).[3]

«Детерминированные решения». Решения принимаются в условиях определенности, когда руководитель располагает практически полной и достоверной информацией в отношении решаемой проблемы, что позволяет ему точно знать результат каждого из альтернативных вариантов выбора. Такой результат только один и вероятность его наступления близка к единице. Примером детерминированного решения может быть выбор в качестве инструмента инвестирования свободной наличности облигаций с постоянным купонным доходом. Финансовый менеджер в этом случае точно знает, что доходность на вложенный капитал будет равна установленной эмитентом при выпуске купонной ставке (фактор надежности в данном примере не учитывается). Подобным образом, принимая решение о запуске в производство определенного изделия, руководитель может точно определить (по крайней мере, на ближайшую перспективу) уровень издержек производства, т.к. ставки арендной платы, стоимость материалов и рабочей силы могут быть рассчитаны довольно точно. Однако лишь немногие решения принимаются в условиях определенности. Большинство управленческих решений являются вероятностными.


«Вероятностные решения». Вероятностными называются решения, принимаемые в условиях риска или неопределенности. К решениям, принимаемым в условиях риска, относятся такие, результаты которых не являются определенными, но вероятность каждого результата известна. Вероятность определяется как степень возможности свершения данного события и изменяется от 0 до 1. Сумма вероятностей всех альтернатив должна быть равна единице.

В рыночной экономике менеджер обязан учитывать уровень риска как важнейший фактор принятия решений[4].

Решение принимается в условиях неопределенности, когда из-за недостатка информации невозможно количественно оценить вероятность его возможных результатов. Это довольно часто встречается при решении новых, нетипичных проблем, когда требующие учета факторы настолько новы и/или сложны, что о них невозможно получить достаточно информации. Неопределенность характерна и для некоторых решений, которые приходится принимать в быстро меняющихся ситуациях. В итоге вероятность определенной альтернативы невозможно оценить с достаточной степенью достоверности.

Сталкиваясь с неопределенностью, управляющий может использовать две основные возможности[5]:

    • попытаться получить дополнительную информацию и еще раз проанализировать проблему с целью уменьшить ее новизну и сложность. В сочетании с опытом и интуицией это даст ему возможность оценить субъективную, предполагаемую вероятность возможных результатов;
    • когда не хватает времени и/или средств на сбор дополнительной информации, при принятии решений приходится полагаться на прошлый опыт и интуицию.

Метод разработки решения. Некоторые решения, как правило, рутинные, повторяющиеся могут быть с успехом формализованы, т.е. приниматься по заранее определенному алгоритму. Другими словами, формализованное решение - это результат выполнения заранее определенной последовательности действий.

В таких случаях большую роль играют интеллектуальные способности, талант и личная инициатива менеджеров. Рассмотрим конкретные методы, используемые в процессе принятия решений[6].

Количество критериев выбора. Под критерием выбора понимается какой-либо признак, показатель или характеристика, на основе которых производится сравнение и выбор альтернатив. Если выбор наилучшей альтернативы производится только по одному критерию (что характерно для формализованных решений), то принимаемое решение будет простым, однокритериальным. И, наоборот, когда выбранная альтернатива должна удовлетворять одновременно нескольким критериям, решение будет сложным, многокритериальным. В практике менеджмента подавляющее большинство решений являются многокритериальными, т.к. они должны одновременно отвечать таким критериям, как: объем прибыли, доходность, уровень качества, доля рынка, уровень занятости, срок реализации и т.п.