Файл: Основные функции в системе менеджмента (Понятие функций менеджмента и их классификация).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 73

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Топ-менеджеры отвечают за принятие важнейших стратегических решений, определяющих судьбу всей компании. Как правило, деятельность топ-менеджеров не разделяется по функциям (производство, финансы и т.п.), поскольку высшие руководители управляют компанией в целом, отвечая за всю ее деятельность и развитие. Тем не менее иногда к этому уровню относят должности вице-президентов компании, отвечающих за конкретные направления деятельности.

Руководители среднего уровня (middle managers), как правило, возглавляют крупные подразделения компании (департаменты, отделы). Они отвечают за практическую реализацию стратегических планов, разработанных высшим руководством.

Руководители среднего уровня формируют тактические планы и управляют реализацией тактических решений в масштабах своих подразделений или бизнес-функций. Они координируют и контролируют работу младших менеджеров, готовят информацию для решений, принимаемых руководителями высшего уровня, и передают эти решения в виде конкретных заданий руководителям низового уровня. Роль менеджеров среднего уровня в управлении компаниями крайне высока.

Руководители низового уровня (first-line managers - менеджеры первичного уровня) являются младшими начальниками в организации. Их также часто называют операционными менеджерами.

Руководители первичного уровня осуществляют контроль над выполнением производственных и иных заданий, отвечают за грамотное использование выделенных ресурсов: материалов, оборудования, а также рабочего времени.

Таким образом, в данной части курсовой работы были рассмотрены основные аспекты функциональной стороны менеджмента. По результатам исследования можно сделать следующие выводы:

1.Управленческая деятельность предполагает выполнения большого количества функций,

2. Функция управления отражает специализацию деятельности менеджера и включает определенные методы и приемы;

3. Условно функции менеджмента можно разделить на три группы: общие, специальные и частные.

Наиболее значимой группой для рассмотрения являются общие функции: планирование, мотивация, контроль организация, рассмотрим их более подробно.

  1. Общие функции менеджмента: планирование, организация, мотивация, контроль


Основными функциями менеджмента являются согласно рис.3:

  • планирование;
  • организация;
  • мотивация;
  • контроль.

Рисунок 3-Элементы и процессы в организации[12]

Все эти функции в системе управления взаимосвязаны и образуют единый целостный процесс. Например, информация, собранная посредством функции контроля, свидетельствует о выполнении планов (функция планирования).

В то же время контроль должен быть надлежащим образом организован и мотивирован (функции организации и мотивации). Вместе с тем планирование как функция управления составляет основу для других функций и поэтому считается главнейшей из них, функции организации, мотивации и контроля фактически ориентированы на выполнение тактических и стратегических планов организации.

Рассмотрим более подробно выделенные функции управления.

Планирование рассматривается как первая и наиболее значимая стадия процесса менеджмента. Именно на основе системы планов, которые разрабатываются организацией, в дальнейшем осуществляются реализация запланированных работ, мотивация задействованных для их выполнения сотрудников, контроль за результатами выполнения задач и их оценка по отношению к установленным планом значений.

Один из основоположников современного менеджмента А. Файоль отмечал: «Управлять — это предвидеть», а «предвидеть — это уже почти действовать»

Голдштейн[13] определяет планирование как определение системы целей функционирования и развития организации, а также путей и средств их достижения.

Дорофеев[14] рассматривает планирование как процесс предвидения и выработки руководством рациональных решений, для осуществления действий, направленных на достижение целей, обеспечивающих эффективное функционирование организации, ее развитие и конкурентные преимущества в будущем.

Герчикова[15] понимает планирование как процесс разработки комплекса мероприятий, определяющих последовательность достижения конкретных целей с учетом возможностей наиболее эффективного использования ресурсов каждым производственным подразделением и всей фирмой.

Являясь основной функцией менеджмента, мотивация выступает как процесс побуждения персонала к деятельности через создание мотивов поведения для достижения личных и организационных целей организации.


Существует несколько взглядов на сущность мотивации, рассмотрим некоторые из них.

А. Я. Кибанов[16] мотивацию работников организации, как «стремление сотрудников удовлетворить свои потребности в определенных благах посредством труда, направленного на достижение целей организации»

С. А. Шапиро[17] считает, что мотивация работников – это «процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей или целей организации». Тем самым это показывает, что автор берет за основу побуждения, направленные на создание внутреннего желания сделать «положительную работу» и получить за это поощрение. Работники, имеющие у себя такое желание, будут приносить своей организации успех и процветание.

Мотивация как функция управления позволяет достичь следующих результатов[18]:

  • признание труда сотрудников, которые добились высоких результатов, чтобы, в последствие, стимулировать их творческую активность,
  • одобрение со стороны фирмы высоких результатов труда подчиненных;
  • популяризация признанных результатов труда подчиненных;
  • использование различных форм признания достижений;
  • улучшение морального состояния подчиненных через определенные формы признания;
  • повышение трудовой активности работников.

С помощью умелого использования мотивации руководители разрабатывают способы достижения максимальных результатов деятельности персонала на основе отчетливого представления о его поведении.

Существует два вида мотивации: внешняя — результат воздействия из­вне, и внутренняя — соответствующая внутреннему состоянию индивида[19]

Внутренняя мотивация имеет множество преимуществ перед внешней: дейст­вие выполняется легче и быстрее, на него расходуется меньше сил, и человек работает добросовестнее. Поэтому руководителю выгоднее опираться на внут­реннюю мотивацию подчиненных. Однако истинные мотивы людей могут быть далеки от целей организации. В этих случаях руководитель может прибегнуть к различным способам воздействия:

1) с помощью внушения, идентификации, эмоционального заражения попытаться внушить человеку необходимые цели, ценности и мотивы, превратив их во внутренние мотивы подчиненных;

2) путем соответствующего подкрепления связать цели организации с внутренними мотивами людей.

Контроль в теории менеджмента это, прежде всего, функция управления, которая способствует выбору организацией стратегически верного пути, путем сравнивания показателей деятельности организации с существующими стандартами.


Контроль — это процесс соизмерения (сопоставления) фактически достигнутых результатов с запланированными. Контроль обеспечивает обратную связь между ожиданиями, определенными первоначальными планами менеджмента, и реальными показателями деятельности организации. Окончательная цель контроля состоит в том, чтобы обслуживать различные планы и цели менеджмента.

Существует множество определений контроля, рассмотрим некоторые из них

Контроль – это наблюдение и регулирование процессов и деятельности людей в организации для достижения запланированных целей[20].

Контроль — это процесс соизмерения (сопоставления) фактически достигнутых результатов с плановыми показателями[21].

Контроль должен обеспечить фиксирование состояния объекта управления в определенный момент времени для принятия решений по регулированию этого объекта. Контроль выступает главным инструментом для выработки управленческих решений, обеспечиваю¬ щ их нормальное функционирование фирмы[22].

Контроль — это одна из общих (основных) функций управления. В ходе контроля осуществляется систематическое наблюдение за деятельностью отдельных работников и коллективов, целена­правленное воздействие на исполнителей, сравнение фактических результатов деятельности с заданными параметрами для выработки корректирующих воздействий на управляемые факторы[23].

Проанализировав вышеперечисленные определения, можно сделать вывод, что контроль ориентирован на обеспечение достижения целей, стоящих перед организацией. Это постоянное сравнение текущих и запланированных показателей.

Функция контроля – наблюдение за процессами в организации, сопоставлении результатов, которые реально достичь с целевыми показателями и выявлении отклонений. Эта функция имеет тесную связь функцией планирования, поскольку именно она осуществляет контроль движения организации к поставленным целям.

В основу создания всех систем контроля должны быть положены следующие основные требования-критерии[24]:

1) эффективность контроля — определяется успешность, полезность контроля (уменьшение расходов, связанных с обнаружением и устранением выявленных в процессе контроля недостатков, сокращение расходов на контроль, затрат на персонал и технику контроля);

2) эффект влияния на людей — выясняется вопрос, вызывает ли у работников применяемая технология контроля положительные стимулы или негативные, стрессовые реакции (демотивация труда);


3) выполнение задач контроля — контроль должен определить совпадения или отклонения в системе управления производством, способствовать устранению отклонений, выработке эффективных решений; 4) определение границ контроля — контрольные мероприятия не могут осуществляться без ограничений Длина проверяемых отрезков должна позволять выявлять отклонения на самой ранней стадии.

Организация - это процесс создания структуры управления предприятием, она дает возможность персоналу эффективно ра­ботать вместе для достижения целей[25].

Имеется два основных аспекта реализации функции организации:

  • деление организации на подразделения соответственно це­лям и стратегиям;
  • установление взаимосвязей между уровнями управления и функциональными областями.

Средством, при помощи которого менеджмент устанавливает отношения между уровнями управления, является делегирование.

Делегирование - это передача задач и полномочий лицу, кото­рое принимает на себя ответственность за их выполнение[26].

Оно представляет собой средство, при помощи которого ру­ководство распределяет между сотрудниками задачи, решение которых приведет к достижению целей организации.

Важным аспектом реализации функции организации является проектирование организационных структур.

По мнению Мильнера[27] структура организации представляет собой фиксированные взаимосвязи, существующие между подразделениями и работниками организации.

Существует два подхода к формированию организационных структур: механистический и органический.

Механистический подход рассматривает организацию как механизм, в котором деятельность и взаимодействие подразделений должны быть формализованы, отсюда достоинством структур такого типа является прозрачность и понятность для руководства и персонала;

В современных условиях происходит переход от строго формализованных механистических структур к структурам органическим, которые отличаются меньшим количеством уровней управления и большей адаптивностью;

Ключевым недостатком современных структур является необходимость кардинальных изменений в классических организациях, что требует от руководства знаний и специальных управленческих навыков.

Таким образом, в данной части курсовой работы были проанализированы основные функции управления: организация, мотивация, планирование, контроль.