Файл: Особенности корпоративного управления в России (Возникновение и развитие корпоративного управления).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 143

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Корпоративное управление – это система взаимоотношений, характеризуемая определенными структурами и процессами. Например, взаимоотношения между акционерами и менеджерами заключаются в том, что первые предоставляют капитал последним с целью получения отдачи на вложенные ими средства.

Менеджеры в свою очередь должны регулярно предоставлять акционерам прозрачную финансовую информацию и отчеты о деятельности компании. Акционеры также избирают наблюдательный орган (обычно это совет директоров или наблюдательный совет), который должен представлять их интересы. Этот орган, по сути, осуществляет стратегическое руководство и контролирует менеджеров общества. Менеджеры подотчетны наблюдательному органу, который в свою очередь подотчетен акционерам (через общее собрание акционеров). Структуры и процессы, которые определяют эти взаимоотношения, обычно связаны с различными механизмами управления эффективностью, контроля и учета.

Участники этих взаимоотношений могут иметь различные (иногда противоположные) интересы. Расхождения могут возникать между интересами органов управления обществом, общего собрания акционеров, совета директоров и исполнительных органов. [8, с.1231]

Интересы собственников и менеджеров также не совпадают, и эту проблему нередко называют «проблемой отношений между принципалом и агентом».

Конфликты также возникают в рамках каждого органа управления, например среди акционеров (между крупными и миноритарными акционерами, контролирующими и неконтролирующими акционерами, физическими лицами и институциональными инвесторами) и директоров (между исполнительными и неисполнительными директорами, внешними директорами и директорами из числа акционеров или работников компании, независимыми и зависимыми директорами), и все эти различные интересы должны быть учтены и сбалансированы.

Все стороны участвуют в управлении компанией и осуществлении контроля. Общее собрание, представляющее акционеров, принимает основные решения (например, о распределении прибыли и убытков компании), в то время как совет директоров отвечает за общее руководство компанией и контроль за менеджерами.

И наконец, менеджеры управляют повседневной деятельностью компании, реализуя стратегию, подготавливая бизнес-планы, руководя работниками, разрабатывая стратегию маркетинга и продаж и управляя активами компании.

Все это делается для того, чтобы правильно распределить права и обязанности и, таким образом, повысить стоимость компании для акционеров в долгосрочном плане. Например, создаются механизмы, с помощью которых, миноритарные акционеры могут помешать тому, чтобы контролирующий акционер извлекал выгоду путем заключения сделок, в совершении которых имеется заинтересованность (далее – сделки с заинтересованностью), или применял иные ненадлежащие методы.


1.3 Принципы корпоративного управления

В теории корпоративного управления выделяют социальные (общественно значимые) принципы, системных теорий и специфические принципы корпоративного управления. [9, с.400]

Ю.Б. Винслав предлагает свою классификацию социальных принципов корпоративного управления. 

Основные из них следующие:

1. Принцип методологического и информационного сотрудничества ведущих национальных корпораций и власти в процессе разработки документов. 

2. Принцип определенности, регламентации и стабильности состава функций и методов регулирования крупного бизнеса. 

3. Принцип разумной открытости крупного бизнеса власти и обществу, объективности и полноты информирования широкой общественности о результатах, приоритетах и ценностях ведущих корпоративных объединений. 

4. Принцип признания наличия зон «взаимного невмешательства», т.е. невмешательства крупного бизнеса в вопросы, относящиеся к прямой прерогативе власти и наоборот. 

5. Принцип ответственности руководителей корпоративных структур перед обществом и государством за состояние контролируемых сфер экономики. 

6. Принцип функционирования института независимости и квалифицированной государственно-общественной экспертизы по проблемам формирования инвестиционных программ ведущих корпораций. 

Системная методология позволяет сформулировать основные принципы реализации четвертого постулата корпоративного управления. 

Принципами системных теорий являются:

- принцип целостного подхода к организации и управлению корпоративного субъекта; 

- принцип обеспечения синергетического эффекта; 

- принцип эффективности связей с внешней средой. 

В принципах управления обобщены познанные законы и закономерности, выведенные на основе практического опыта. 

Специфические принципы корпоративного управления опираются в основном на опыт организации деятельности корпоративных субъектов бизнеса в зарубежных странах с развитой рыночной экономикой, а также на накопленный отечественный опыт:

1) Принцип координации действий между уровнями корпоративного управления. Данный принцип предполагает создание механизма эффективного взаимодействия между сферами бизнеса в портфеле, который функционирует через согласованные управленческие операции и процедуры. 


2) Принцип организации эффективного управления корпоративным портфелем предусматривает создание механизма управления для реализации первого принципа. 

3) Принцип конструктивного взаимодействия собственников капитала (акционеров) с менеджментом. Реализация данного принципа заключается в установлении оптимального баланса между контролем за работой менеджмента и невмешательством в их деятельность акционеров. 

4) Принцип диверсификации. Данный принцип предполагает диверсификацию по цепочкам поставщик - потребитель и наоборот. Используемые при этом стратегии могут быть различны. 

5) Принцип стабилизации стратегических соответствий предполагает обеспечение рационального управления определенным набором синергетических эффектов. 

6) Принцип повышения уровня конкурентоспособности. Данный принцип ориентирует на направленное совершенствование циклов управления корпорацией. 

В самом общем виде общепризнанные международные принципы корпоративного управления сводятся к следующему:

- структура корпоративного управления должна обеспечивать защиту прав акционеров, выступать основным методом предварительного урегулирования и разрешения возникающих конфликтов интересов; 

- режим корпоративного управления должен обеспечивать равное отношение ко всем группам акционеров, включая мелких и иностранных акционеров, обеспечивающее каждому из них одинаково эффективную защиту в случае нарушения их прав; 

- корпоративное управление должно обеспечивать соблюдение установленных законодательством прав заинтересованных лиц и поощрять сотрудничество всех субъектов корпоративного управления в развития корпорации; 

- корпоративное управление должно обеспечивать информационную открытость кампании, своевременное и полное раскрытие информации по всем существенным вопросам финансово-хозяйственной деятельности корпорации; 

- структура корпоративного управления должна обеспечивать эффективное выполнение управленцами своих функций, а также подотчетность органов управления самой компании и акционерам. 

Рассмотренные теории и принципы корпоративного управления должны пройти проверку временем, так как единственным критерием их достоверности является практика. Можно предположить, что часть перечисленных принципов не выдержит испытания временем и практикой, часть трансформируется в другие категории управления (методы, функции, цели). 

Кроме того, выделение каждого принципа необходимо с точки зрения теоретического изучения. В практической деятельности они действуют опосредованно как интегрированный результат, что проявляется в конечных показателях деятельности организации.


2. Исследование организации управления российскими предприятиями

2.1 Исследование ведущих российских моделей управления предприятием

Хотелось бы отметить, что в основном отечественные производители ориентируются на зарубежные системы управления. При этом существуют и отечественные наработки в этой области.

Рассмотрим на примере отечественного производителя - Научно-производственная корпорация «Объединенная Вагонная Компания» - лидер инновационного вагоностроения на пространстве «колеи 1520». Железнодорожный холдинг является интегрированным провайдером в сфере производства, транспортных услуг и оперативного лизинга, инжиниринга и сервисного обслуживания грузовых вагонов нового поколения. [10, с.500]

Основой развития созданного в 2012 году железнодорожного холдинга «Объединенная Вагонная Компания» стали инвестиции в собственное производство, технологии и научные разработки. Сегодня ОВК с ее производственным комплексом является национальным лидером инновационного вагоностроения и одним из крупнейших производителей грузовых вагонов в мире.

Особенность системы управления качеством железнодорожного холдинга «ОВК» в том, что она интегрирует в себе процессы, реализуемые различными структурными дивизионами. В каждом таком процессе последовательно формируется облик конечной продукции. Это своего рода дорожная карта качества.

Все начинается с планирования качества на этапе проектирования. В конструкторскую документацию закладываются оптимальные технические характеристики вагона, которые будут определять его потребительские свойства и конкурентные позиции на рынке. Далее идет процесс подготовки производства. Это один из ключевых этапов управления качеством, в котором параллельно с технологией изготовления разрабатываются и маршруты контроля продукции. Когда эти элементы – производство и контроль – гармонизированы и эффективны, на выходе мы получаем продукт в точном соответствии с тем, что предусмотрено конструкторской и нормативной документацией. После прохождения всего комплекса испытаний и технического контроля наши вагоны поступают к потребителю с гарантией работоспособности и безопасности.


На этом обязательства компании не заканчиваются. Передав вагон клиенту, производитель должен обеспечить его качество на жизненном цикле, то есть на протяжении всего срока службы, а он значительный – до 40 лет.

Особое внимание вопросам качества уделяется в случае выпуска новых моделей вагонов или применения новых технических решений. Железная дорога обязана быть консервативной системой и требовательно относиться к тому, какие внедряются новшества и как они себя показывают. Опытная партия впервые разработанных вагонов передается в подконтрольную эксплуатацию, в ходе которой изучаются и оцениваются их технические характеристики и те улучшенные показатели, за которые разработчик и производитель взял на себя обязательства.

А на этапе уже коммерческой эксплуатации проводится непрерывный мониторинг: оцениваются функциональная надежность, качество установленных комплектующих, устойчивость к действию природных факторов и особенностям эксплуатации, к повреждениям, ремонтопригодность и удобство обслуживания вагонов. Производитель получает системную обратную связь от инфраструктуры, а также непосредственно от клиентов. [11, с.150]

Таков бизнес-маршрут создания продукции с позиции управления качеством.

В эту модель встроены и другие, не менее значимые процессы: планирование, закупки, управление ресурсами, персоналом, оборудованием, технологическая поддержка, продажи.

В динамично растущем бизнес-пространстве ОВК процессы управления качеством непрерывно совершенствуются. В нашей компании нет процессов, которые были бы разработаны, скажем, 3–5 лет назад и не претерпели с тех пор никаких изменений. Линейка продукции обновляется, технологии производства, требования, нормативные документы, приемы контроля и оборудование – тоже. Особое внимание уделяется вопросам вовлечения и мотивации персонала на выпуск качественной продукции.

В системе работы с поставщиками товаров и услуг, которая применяется в США и Евросоюзе, действует масса стандартов, которые описывают структурированную до мельчайших подробностей деятельность. При установлении деловых связей потребитель оценивает и учитывает все риски, связанные с недостаточным уровнем соответствия поставщика, а затем активно участвует в его развитии до удовлетворительного состояния. Компания становится поставщиком только тогда, когда с ней проведена системная работа по приведению качества ее процессов и продукции в соответствие с требованиями заказчика.