Файл: Основные функции в системе менеджмента (Анализ практической реализации функций менеджмента на примере ООО «Ин-Телс»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 109

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Менеджмент исторически возник одновременно с первым сознательным трудом человека. Необходимость организации последовательности действий, согласования деятельности людей при выполнении общей работы требовала управленческих решений.

Практическая потребность повлекла за собой выработку общих понятий, принципов, рекомендаций. С течением времени менеджмент все развивался, изменялся, превращался в самостоятельную отрасль

Современный менеджмент – это область профессиональной деятельности, без которой невозможно представить современный мир. Именно менеджмент способствует экономическому и социальному развитию.

В настоящее время трудно назвать более важную и многогранную сферу деятельности, чем управление, или менеджмент, от которого в значительной мере зависят и эффективность производства, и качество обслуживания населения.

В начале прошлого века (1916) французский инженер Анри Файоль создал первые принципы теории управления. Анри Файоль получил всемирную известность благодаря своим 14 общим принципам управления. Он выделил шесть основных направлений деятельности для промышленных предприятий: техническое, коммерческое, финансовое, охранное, бухгалтерское и управленческое. Он определил пять функций управления для компонента управления, и они по-прежнему считаются актуальными для организаций сегодня. Эти пять функций сосредоточены на взаимоотношениях между персоналом и его руководством и обеспечивают ориентиры, позволяющие творчески решать проблемы.

Система менеджмента рассматривается как процесс, он применяется поэтапно, и все этапы (функции) управления деятельностью организации непрерывны и взаимосвязаны. Функции менеджмента представляют собой одну из наиболее важных характеристик управленческого процесса и включают в себя набор действий и решений, на основе которых реализуется организационно-производственный процесс компании в целом. Именно этим фактом и определяется актуальность выбранной темы исследования.

Цель работы – анализ основных функций современного менеджмента.

Задачи, решение которых будет способствовать достижению поставленных целей:

  • охарактеризовать сущность и особенности менеджмента;
  • определить основные функции менеджмента;
  • представить краткую характеристику ООО «Ин-Телс»;
  • охарактеризовать практические аспекты реализации основных функций менеджмента в ООО «Ин-Телс»;
  • предложить мероприятия, направленные на совершенствование реализации функций менеджмента.

Целью данной работы является изучение реализации основных функций, их содержания и взаимосвязи на примере системы менеджмента в компании ООО «Ин-Телс».

Предметом исследования в данной курсовой работе является система менеджмента как процесс управления, основные его функции, их содержание и взаимосвязь.

Теоретической основой исследования послужили труды отечественных и зарубежных специалистов, таких как П. Дойль, Г.Б. Казначевская, М. Мескон, Е.А. Репина, Г. Сайман и др., посвященные вопросам анализа менеджмента и рассмотрению его основных функций. Также в работе были использованы разнообразные периодические издания по проблематике исследования, а также Интернет-ресурсы.

Для достижения поставленной цели использовались такие методы, как теоретический, сравнительный, факторный, статистический анализ, наблюдение, изучение и т.д.

Структура курсовой работы: введение, две главы, заключение, библиография.

1. Теоретические основы и значение менеджмента и его функций

1.1 Исторические предпосылки формирования современного направления менеджмента

Говоря о предпосылках становления современной теории менеджмента, важно отметить, что формирование новых направлений строилось на обобщении положительного опыта предыдущих школ. С каждым последующим изменением среды, в которой приходилось функционировать предприятиям, ряд принципов отмирал, а им на смену приходили другие, наиболее инновационные на тот момент.

Истоки современного менеджмента восходят еще к XIX веку, хотя сама практика управления имеет более древнюю историю. И все же нас интересует период перехода от машинной эры к так называемой информационной эре.

Принципы менеджмента машинной эры были кардинально иными, нежели сейчас. В работе Стюарта Крейнера «Ключевые идеи менеджмента» они описаны достаточно подробно.

Во-первых, обычным методом управления считалась диктатура, то есть установление полного повиновения. Менеджер давал работникам четкие указания, после чего контролировал их действия.


Во-вторых, инструкции менеджера считались единственно верными. Подразумевалось, что приказы не должны подвергаться какому-либо сомнению, а об альтернативных вариантах и речи идти не могло.

В-третьих, закономерно, что в таких условиях, со стороны работников не допускалось никакого творчества и независимости в решениях.

В-четвертых, работники были наемной силой, которая всегда была в избытке, а значит, особого значения для организации не имела. Компании не считали себя обязанными ни в чем, хотя и ожидали от рабочих лояльности [3, с. 57].

Далее, масштабы деятельности обычно ограничивались границами страны или региона, но почти никогда – международными. О глобализации тогда еще не говорили. И наконец, компании всеми средствами пытались обеспечить себе стабильность и были уверены в этой стабильности. Внешняя среда еще не была такой изменчивой, поэтому будущее во многом казалось предсказуемым.

Но такая система не могла быть вечной. Первым шагом к формированию нового стиля управления стала разработка Фредериком Тейлором концепции научного менеджмента. Этот американский изобретатель и инженер отошел от идеи о том, что организация ничего не должна своим работникам.

Тейлор разработал стимулирующую систему оплаты труда, включающую в себя меры наказаний и поощрений в виде, соответственно, вычетов и надбавок. Но, к сожалению, теория Тейлора была несостоятельной в основном своем положении о том, что существует «единственный правильный» способ выполнения каждой конкретной работы.

Поскольку считалось, что любая попытка усовершенствования со стороны работника неизбежно приведет к ухудшению результата, происходило абстрагирование от индивидуальных навыков и умений рабочих. Такой подход, безусловно, мешал инновационному развитию предприятия.

Часть идей Тейлора, тем не менее, используется в современных условиях. Сюда можно отнести первые попытки проведения реинжиниринга, дробления организационных процессов на исходные составляющие.

Тейлор также пытался выделить каждый элемент производственного процесса и проанализировать его в отдельности, а поиски потенциала развития предприятия также стали применимой для сегодняшнего дня идеей [1, с. 60].

За школой научного менеджмента последовала классическая школа управления или административная школа. Предпосылками к ее формированию стали открытия в области науки и техники, укрупнение и рост размеров организаций, расширение рынка товаров и услуг, рост влияния профессиональных менеджеров и ряд экономических кризисов начала столетия.


Среди основных положений административной школы можно выделить разделение процесса управления на несколько взаимосвязанных функций:

  1. планирование;
  2. организация;
  3. предсказание;
  4. распорядительство;
  5. координирование;
  6. контроль.

Такое дробление считалось более приоритетным, нежели по принципу сфер приложения управленческой деятельности: финансы, бухгалтерский учет, управление персоналом и другие [7, с. 38].

Более того, стоит отметить, что функциональные цели основатель рассматриваемой школы Анри Файоль разделял на три группы: административные, технические и экономические. При восхождении вверх по лестнице иерархии значимость экономических функций убывает, а административных, соответственно, – возрастает.

Разработав свою теорию управления и основные принципы менеджмента, Файоль фактически первым выразил представление об организации как о цельной, рационально сконструированной иерархичной системе. Он так же стал одним из первых теоретиков менеджмента, кто выдвинул правила, подходящие для большинства организаций и отраслей.

Последователи Файоля ввели новые термины для его концепции, несколько усовершенствовали функции менеджмента, но основа теории административной школы осталась прежней.

Следующей достойной рассмотрения школой менеджмента считается бихевиоризм или так называемая школа человеческих отношений. Повлияли на развитие данного направления такие важнейшие факторы, как рост влияния профессиональных союзов, недовольство рабочих и растущая потребность в высококлассных менеджерах [10, с. 95].

Представители данного направления отталкивались от того, что организация – это социальная структура, где каждый работник – личность, а значит прежние подходы к мотивации и управлению сотрудниками не могут считаться подходящими.

Необходимо также отметить, что в то время как представители школы научного менеджмента и административной школы разрабатывали идеи управления в рамках иерархии «сверху – вниз», исследователи поведенческой школы нарушили неприкосновенную идею делегирования власти, «даровали» работникам больше свободы [9, с. 99].

Итак, с течением времени традиционные приемы менеджмента становились все более проблематичными в применении. Устаревали инструкции и ожидания, будущее уже не казалось таким предсказуемым, окончательно потеряли свою актуальность концепции беспрекословного подчинения и диктатуры.


1.2 Менеджмент в современном мире: понятие, роль

Многие управленческие мыслители определяют менеджмент по-своему. Например, Ван Флит и Петерсон определяют менеджмент «как комплекс мероприятий, направленных на эффективное и действенное использование ресурсов для достижения одной или нескольких целей».

Меггинсон, Мосли и Пьетри определяют менеджмент как «работу с человеческими, финансовыми и физическими ресурсами для достижения организационных целей путем выполнения функций планирования, организации, руководства и контроля».

Крейтнер предлагает следующее определение менеджмента – это процесс решения проблем эффективного достижения целей организации за счет эффективного использования ограниченных ресурсов в изменяющейся среде».

По словам Ф. У. Тейлора, «менеджмент – это искусство знать, что делать, когда делать, и видеть, что это делается наилучшим и самым дешевым способом ».

По словам Гарольда Кунца, «менеджмент – это искусство делать вещи через людей и в формально организованных группах. Это искусство создания среды, в которой люди могут выступать и индивидуально, и могут сотрудничать для достижения групповых целей».

Менеджмент в той или иной форме является неотъемлемой частью жизни и важен в любой сфере, где бы ни предпринимались человеческие усилия для достижения желаемых целей.

Характеристики менеджмента:

  • универсальный – все организации, независимо от того, приносят ли они прибыль, нуждаются в управлении для управления своей деятельностью. Следовательно, он универсален по своей природе;
  • ориентация на цель – каждая организация имеет заранее определенную цель, и руководство помогает в достижении этих целей своевременно и без проблем;
  • непрерывный процесс – менеджмент – это непрерывный процесс, который имеет тенденцию сохраняться, пока существует организация. Это требуется во всех сферах деятельности организации, будь то производство, работа с персоналом, финансы или маркетинг;
  • многомерность – управление не ограничивается только управлением людьми, но оно также управляет работой, процессами и операциями, что делает его междисциплинарной деятельностью;
  • групповая деятельность – организация состоит из различных членов, которые имеют разные потребности, ожидания и убеждения. Каждый человек вступает в организацию с другим мотивом, но, став частью организации, он работает для достижения одной и той же цели. Это требует контроля, командной работы и координации, и, таким образом, управление входит в картину;
  • динамическая функция – организация существует в бизнес-среде, которая имеет различные факторы, такие как социальные, политические, правовые, технологические и экономические. Небольшое изменение любого из этих факторов повлияет на рост и эффективность организации. Таким образом, для преодоления этих изменений руководство формулирует стратегии и реализует их;
  • нематериальная сила – менеджмент нельзя ни увидеть, ни потрогать, но можно почувствовать его существование в том, как функционирует организация. Все функции, виды деятельности и процессы организации взаимосвязаны друг с другом. И задача руководства состоит в том, чтобы собрать их таким образом, чтобы они помогли достичь намеченного результата.