Файл: Американская модель менеджмента (ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ АМЕРИКАНСКОЙ МОДЕЛИ МЕНЕДЖМЕНТА).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 86

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Основоположник данной школы Элтон Мэйо (1880–1949), считал, что в основе управления должны лежать не интуитивные представления о человеке, а достижения научной психологии.

Чтобы доказать правильность своих предложенных идей Э. Мэйо в 1927 – 1932 гг. проводит Хоторнский эксперимент (в г. Хоторн около Чикаго). В качестве объекта исследования были выбраны шесть работниц, которые образовали бригаду, занимающуюся сборкой телефонных реле. Тринадцать раз на протяжении пяти лет осуществлялись различные изменения (режим работы, оплата, организация питания). Работницам объясняли, что их труд очень важен, как для общества, так и для науки. Когда на двенадцатом изменении в условиях труда все улучшения и льготы, ранее предоставленные бригаде, были отменены, то было обнаружено, что снижение достигнутого уровня увеличения выработки не произошло, он продолжал расти. Исходя из этого, Э. Мэйо отметил, что важная роль в этом принадлежит моральным и психологическим факторам – личным и групповым.

Принципы данной школы способствовали развитию идей о «человеке в организации», роли в ней человеческого фактора.

Представителями данной школы был разработан свой инструментарий по управлению, который сегодня имеет широкое практическое применение. Речь идет:

- о человеческих отношениях;

- об условиях работы;

- об отношениях «руководитель – подчиненный»;

- о стиле руководства;

- о мотивации труда;

- о психологическом климате в коллективе и его улучшении.

Важнейший вывод «школы человеческих отношений» заключается в том, что у руководителя должна быть профессиональная подготовка, в которую, наряду с другими, включаются и «человековедческие» дисциплины – психология управления, социальная психология, социология менеджмента, деловой этикет и др.

Важное место в исследованиях ученых, которые примыкают к школе человеческих отношений и психологии, принадлежит проблемам, связанным с мотивацией людей в компании. К исследователям, уделившим данным проблемам в своих трудах значительное внимание, стоит отнести: А. Маслоу, Ф.  Герцбергера, Д. Макклеланда, К. Альдерфера.

В наибольшей степени концепцию мотивации развил видный представитель школы психологии и человеческих отношений, профессор школы менеджмента университета Мичигана Дуглас Макгрегор. Исследователем был внесен большой вклад в развитие положений теории человеческих ресурсов, где он сосредоточил свое внимание на таких вопросах, как лидерство, стиль руководства, поведение людей в организации.


1.3. Основные принципы американской модели менеджмента

В основе американской модели лежит формирование так называемого профес­сионального менеджера. Американский стиль обуславливают факторы создания американского общества, связанные с отсутствием пережитков феода­лизма, а также освоением территорий и богатств страны, которое проводили энергичные, честолюби­вые и изобретательные иммигранты. Характерные черты, присущие американскому стилю управления, связаны с деловитостью, организаторскими способностями, обеспечением компетентности персонала и развитостью «индустрии совершенствования» менеджмента [12, с. 84]. Американский стиль управления формировался в процессе образования и развития США, как государства.

Рассмотрим подробнее основные принципы американской модели менеджмента

Американская деловитость и умение организовывать.

Специалистами в области менеджмента, государственными и политическими деятелями данная черта ставится на первое место. Прежде всего, она связана с определенными качествами персонала -целеустремленностью, настойчи­востью и умением доводить начатое дело до конца. Не случайно, что именно в аме­риканском менеджменте была проведена разработка и реализация концепции управления по целям в самых различных про­явлениях и на разных уровнях.

Специалисты также считают, что характерное проявление американской деловитости заключается в стремлении к выгоде, доходу. На самом деле, нет необходимости стремиться к цели, ес­ли она не сулит заработка. Американские управляющие считаются мастерами, которые способны выжимать максимальную выгоду из созданного дела, сложившейся ситуации. То, что не позволяет получить выигрыш или уже сыграло свою роль, как правило, за­бывается. При благоприятной конъюнктуре ведение дел является инициативным и энергичным, выжимается максимум из работников, оборудования, времени. Данная сто­рона американской деловитости привела к появлению трех «деловых правил»:

- делай то, что окупается, приносит доход;

- нужно осуществлять выбор эффективных средств достижения целей;

- нужно уметь находить и использовать необходимые ресурсы.

Американская деловитость также связана с умением проводить оценку, осуществлять расчеты. Создавая, осуществляя или улучшая дело, американцы умеют оценивать плюсы и минусы, подсчитывать возможные затраты и выгоды.


Сильный признак американской деловитости заключается в единстве слова и дела. Американский менеджер является верным и преданным взятым обязательствам, своему слову, букве подписанного контракта. Выполнить устное или зафиксиро­ванное слово является своего рода «деловым азартом», в котором сконцентрированы честь, престиж, совесть и профессионализм руководителя. Слово, данное менеджером, является своего рода началом и продолжением дела, а не словом о деле, которое не будет сделано. По правилам этики бизнеса невыполненные обещания, нарушенное слово влекут за собой худшее из наказаний, приводящее к подрыву доверия к менеджеру, отнесению к разряду «болтунов».

Американская деловитость также может проявляться в краткости и ясности слова. Посредством данной стороны деловитости осуществляется реализация правил экономии языковых средств. Многословность является одним из врагов для организации и управле­ния. Разумеется, есть руководители, много говорящие и много делающие, но для этого необходимо наличие особых способностей или таланта «говорить по делу». Как правило, деловитость и многословие вместе не уживаются.

Дух ясности и краткости слова, воспитанный в американцах, позволяет им готовить отчеты, меньшие по объему, которые легко воспринимает и, самое глав­ное, читает тот, кому они предназначены. Проблема, связанная с чтением документа, является сегодня одной из самых больных при большом количестве и объеме документов.

Американский стиль управления характеризуется обеспечением компетентности персонала, развитостью индустрии совершен­ствования менеджмента, что выражается в подготовке и повышении квалификации персонала, разви­тии системы технологий обучения. Эта система состоит из четырех видов организаций: школ управления (школ бизнеса); факультетов и отделений в высших учебных заведениях; профессиональных обществ; консультативных фирм.

Главной задачей любой формы и каждого вида подготовки и повышения квалификации является обеспечение производительности знаний.

Каждая школа управления (школа бизнеса) занимается подготовкой и повышением квалификации менеджеров и специалистов в различных направлениях. Сегодня существует более 300 школ бизнеса и экономики, школ промышленного управления, в которых будущие специалисты проходят обучение на протяжении двух или четырех лет, есть докторантура, а также краткосрочные курсы повышения квалификации.

Если говорить о факультетах и отделениях в высших учебных заведениях, то США - это первая страна, в которой обучение руководителей началось с использованием системы высшего образо­вания. Появление первых факультетов по управлению при вузах приходится на конец XIX века. Сегодня имеется несколько сотен факультетов и отделений по деловому администрированию и коммерции, отделения по организации управления компанией при технических факультетах, из которых выходят дипломированные спе­циалисты по развитию производства.


С начала 70-х годов XX века широко распространились курсы по совершенство­ванию квалификации при университетах и школах управления. Самыми популярными стали учебные программы, которые рассчитаны на две, четыре и шесть недель обучения с отрывом от непосредственных трудовых обязанностей. Курсы, которые имеют большую продолжительность, предлагают крупные универси­теты, где есть высококвалифицированные преподаватели и необхо­димая техническая база. Главной целью подобных курсов является знакомство слушателей с тем, каких новшеств достигла теория и практика управления, а также создание усло­вий, позволяющих слушателям обсуждать собственные проблемы.

Целью деятельности профессиональных обществ также является решение вопросов, связанных с повышением квали­фикации персонала. Среди таких обществ можно выделить:

- Американскую ассоциацию менеджмента (АМА) - крупнейшую организацию, занимающуюся решением проблем организации и управления. АМА организует поведение многочисленных курсов, семинаров и конференций, осуществляет обеспечение ин­формационного обслуживания, а также издательство собственных журналов;

- Ассоциацию развития менеджмента (SAM), которая занимается организацией конференций, семина­ров, дискуссий и курсов для персонала небольших компаний. Она также осуществляет оказание консультативных услуг;

- Национальный совет по вопросам НИР и использованию их результатов, который занимается вопросами НИР в институтах, состоящими в этом обществе, а также предоставляет информацию своим членам (промышленным предприятиям, вузам, торговым фирмам, государственным органам и профсоюзам) о применении новейших достиже­ний и методов в сфере организации и управления;

- Американскую ассоциацию подготовки и совершенствования персонала (ASTD), в которую входят индивидуальные и коллективные члены, занимающиеся решением соответствующих вопросов.

Консультативные компании, помимо своей основной деятельности, также занимаются повышением квалификации персонала в тех структурах, в ко­торых намечено использование новых систем, форм и методов. В некоторых из таких фирм имеются учебные центры со специальными курсами, семинарами и лекциями для персонала компаний, которые являются их клиентами.

Чтобы повысить квалификацию персонала сами американские компании используют два способа: в рамках конкретной компании (на рабочих местах) и вне компании (вне рабочих мест). Использование данного подхода осуществляют компании и других стран, в том числе и в нашей стране.


Существуют определенные принципы стратегии производства в США.

В США поставщики поставляют комплектующие изделия в сборочные цехи раз в неделю (речь идет об автомобильной промышленности), что является характерным для традиционных методов при управлении производством, в рамках которых предусматриваются поставки большими партиями при меньшей частоте.

Внедрение в американскую технологию метода «точно вовремя» сдерживает ряд факторов. Среди них:

- руководители в США менее настойчивы при выполнении задачи по минимизации материально-производственных запасов;

- американцы менее эффективно и менее успешно используют эту систему;

- отсутствует надлежащая работа по интеграции системы управления материально-производственными запасами с философией компании, а также подходами при управлении качеством и внедрении автоматизированных систем управления производством.

Важным принципом, обеспечивающим лидирующее положение любой американской фирмы в мировой экономике, является комплексный контроль качества (речь идет о так называемой концепции «делать с первого раза»). На основе данной концепции обеспечение качества происходит на основе определения ответственности за качество в каждой должно­стной инструкции или описании работ каждого рабочего.

Еще одним, тесно связанным с вышеназванным стратегическим принципом аме­риканского производства, является принцип комплексного профилактического обслуживания.

Типичное американское предприятие изготавливает изделия на производственной линии путем последовательного ряда технологических операций. Такие предприятия часто используют систему поточного производства, где «выталкивается» изделие, запущенное в производство. После завершения обработки изделие «выталкивается» на последующий участок независимо от того, готов ли тот принять изделие для обработки или нет.

В американской компании трудовые знания специализированы на уровне цеха. Координация различных цехов осуществляется со стороны иерархии менед­жеров. Традиционная модель иерархической организации, присущая преимущественно американским компаниям, прежде всего, характеризуется тем, что стратегические деловые решения и оперативные решения принимаются отдельно. Деловые решения в компании определяют основные направления ее деятельности. После того, как выработаны направления, компания принимает оперативные решения, чтобы адаптировать свою деятельность к динамике рынка и разным не­предвиденным обстоятельствам (поломка оборудования, брак и т.п.).