Файл: Американская модель менеджмента (ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ АМЕРИКАНСКОЙ МОДЕЛИ МЕНЕДЖМЕНТА).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 85

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Такая иерархическая координация имеет следующие особенности:

- у каждой функциональной единицы существует только один прямой начальни­к, и у нее отсутствует связь с другими единицами (отсюда, любую координацию действий двух несравнимых единиц осуществляет общий прямой руководитель);

- только одна единица (центральный отдел) может являться начальником у любой другой функциональной единицы [13, с. 110].

Предполагается при этом, что единственная жизнеспособная альтернатива рыночному механизму с позиции эффективности заключается в фирме как иерархической организации. Однако, при иерархической координации, основанной на жестком разграничении функционирования и контроля, а также и специализации трудовых заданий, может быть потеряна значительная часть эффективности, особенно в таких промышленных областях, где большой ассортимент товаров и производственный процесс состоит из множества стадий.

Характер традиционного подхода в американской промышленности состоял в том, что объемы производства устанавливаются на основании рыночного прогноза, а затем определяется цена (учитывались скидки, уступки) на том уровне, по которому на реальном рынке будет приниматься произведенная продукция. Очевидным становится то, что в такой системе определяющим является предложение, а не спрос.

В основе организации работы цеха и задач межцеховой координации в американской компании лежит принцип «человек на правильном месте». Таким образом, достигается экономия от специализации персонала. В тоже время только недавно в американских компаниях стали проявлять пристальное внимание к межфункциональным горизонтальным связям, осуществляемым посредством многофункциональных проектных групп, менее иерархически управляемых небольших предпринимательских подразделений и т.п.

Специализация (разделение) труда в США представляет собой важный фактор производительного труда у операционных работников. Специализацию труда можно про­сматривать и сегодня в каждом аспекте деловой деятельности. Усилия операционных служащих могут быть сконцентрированы на выполнении лишь небольшого ко­личества производственных заданий. Преимуществом специализации является то, что она приводит к сокращению объема подготовки персонала, к повышению уро­вня профессиональных навыков на каждом рабочем месте, к увеличению возможностей исполь­зования специального оборудования. От производственных заданий отделяются те, для выполнения которых не требуется квалифицирован­ный труд, их можно выполнить с помощью неквалифицированных работников, получающих за это меньшую заработную плату.


Недостатки специали­зации: уменьшается гибкость при изменении производственного задания, снижается чувство удовлетворенности работников, нарастает утомление от монотонности, растет число прогулов. Определяя содержание работ, управляющему производством необходимо всестороннее изучение всех факторов для определения оптимальной степени специализации труда.

В системе специализированных трудовых обязанностей знания отдельного рабочего в принципе являются узкими и связаны с одной определенной профессией. На вознаграждение рабочего американской компании оказывает влияние категория рабочего места, которое он занимает.

Деятельность американской компании осуществляется в социальной атмосфере, которая проповедует равноправие. Отсюда, рабочие здесь характеризуются большей мобильностью, могут легко изменить свою работу, чтобы найти лучшие индивидуальные возможности. Такая обстановка делает роль управляющих ненадежной, необходимо ее постоянное подтверждение посредством институционализации иерархической структуры внутри компании, и угроза увольнения представляет собой важную дисциплинарную меру для руководителей. Однако, с другой стороны, при развитии функциональной иерархии, в основе которой лежит высокая специализация и четкая классификация трудовых заданий, происходит создание стандартного рынка рабочей силы как внутри, так и вне компании, что и поощряет рабочих к мобильности. В наличии этих причинно-следственных связей проявляется децентрализация управления персоналом.

У менеджеров американской компании отсутствует право определять индивидуальные ставки заработной платы, на которые в основном влияет штатное расписание (единый уровень оплаты для определенной штатной должности) и выслуга лет.

В рамках рассматриваемой модели управления, предусматриваются различные способы проведения расчетов с наемными работниками. Например,: повременная оплата труда. При подобном подходе требуется высокий уровень механизации труда, так как трудно учесть итоговую фактическую выработку работника. Регулирование минимального размера почасовых ставок на законодательном уровне осуществляет государство. Назначая уровень оплаты, компании в качестве ориентира используют установленные размеры оплаты у других компаний данного географического района. Размеры окладов устанавливаются в зависимости от квалификации сотрудников и стоимости проживания в конкретной местности. Если работа имеет позитивную оценку, то предусмотрено повышение оклада один раз в год. Оценку работы осуществляет управляющий менеджер.


Таким образом, успешное выполнение должностных обязанностей способствует материальному стимулированию и продвижению по служебной лестнице. В свою очередь, продвижение имеет тесную связь с повышением квалификации, что осуществляется с помощью системы обучения.

Современные условия развития технологий характеризуются тем, что особое внимание направлено на подготовку и переподготовку работающего персонала. Практически в каждой крупной фирме имеется своя система подготовки кадров. Каждый сотрудник ежегодно должен проходить обучение в соответствии с утвержденной программой.

Чтобы пройти полноценную социальную адаптацию в коллективе, новым сотрудникам необходим довольно большой промежуток времени. Новому сотруднику нужно не только приспосабливаться к предлагаемым условиям, но и принять ценности и нормы поведения, сложившиеся в компании. В условиях применения данной модели управления, американскими компаниями этому вопросу уделяется большое внимание. Практически в каждой крупной организации имеются собственные социально-психологические разработки, позволяющие оказывать на новых сотрудников необходимое влияние.

Ориентиром современной американской модели менеджмента является такая организационно-правовая форма частного предпринимательства, как акционерное общество (корпорация), которая возникла еще в начале XIX века. В деятельности американских корпораций широко используется стратегическое управление. Данное понятие появилось в обиходе в конце 60-х – начале 70-х годов XIX века, а в 80-е годы использовалось практически во всех американских корпорациях.

В рамках стратегического менеджмента обосновываются и выбираются перспективные цели развития компании, разрабатываются мероприятия, повышающие ее конкурентоспособность, цели закрепляются в долгосрочных планах, разрабатываются целевые программы, обеспечивающие достижение поставленных целей.

Слово «стратегия» является греческим, что означает «искусство генерала». В общем виде стратегией называется способ по использованию средств и ресурсов, которые направлены на достижение намеченных целей. Стратегия может быть определена как генеральная программа действий, выявляющая приоритеты решения проблем и ресурсов, чтобы достичь главной цели компании.

В рамках стратегии происходит формулировка главных целей и основных путей их достижения таким образом, что корпорация осуществляет свои действия в едином направлении. Если появляются новые цели, то требуется поиск и выработка новой стратегии.


Стратегическое управление в американских корпорациях заключается в следующем:

- во-первых, разрабатывается долгосрочная стратегия, необходимая, чтобы победить в конкурентной борьбе;

- во-вторых, управление происходит в реальном времени. Разработанную стратегию корпораций, впоследствии реализуют в текущих производственно-хозяйственных планах, подлежащих практическому исполнению.

В основе концепция стратегического управления лежат системный и ситуационный подходы к управлению. Компания рассматривается в виде открытой системы. Стратегическое управление основывается на системном и ситуационном анализе внешней (макроокружения и конкурентов) и внутренней среды (речь идет о научных исследованиях и разработках, кадрах и их потенциале, финансах, организационной культуре и пр.).

В рамках стратегического управления создается организационная стратегическая структура, в составе которой присутствует отдел стратегического развития на высшем уровне управления, а также ряд стратегических хозяйственных центров (СХЦ). Каждый центр включает производственные подразделения компании, выпускающие продукцию одного типа, для которой требуются идентичные ресурсы и технологии и у которой имеются общие конкуренты.

Количество центров в компании, как правило, значительно меньше, чем количество производственных подразделений. При создании центра многое зависит от правильного выбора сферы деятельности. За центрами закреплена своевременная разработка конкурентоспособной продукции и ее реализация, формирование производственной программы по выпуску продукции в разрезе ее номенклатуры.

Самые главные, перспективные вопросы решает непосредственно генеральный директор или хозяин компании, которому могут оказывать помощь референты (штаб). Иначе он будет вынужден уступить место другому лицу, которое фактически выполняет данные функции.

Стратегический менеджмент американских компаний предполагает реализацию следующих функций:

- цели компании определяются с учетом рыночной ситуации;

- определяются средства достижения этих целей;

- проведение сегментации, то есть общая цель разделяется на подцели;

- разрабатываются соответствующие перспективные планы и программы.

Все виды менеджмента в американской компании являются взаимосвязанными. Любой менеджер занимается выполнением административных функций, руководством персонала, принимает участие в выборе целей своей деятельности и средств для ее достижения. Директор небольшой компании сам выполняет все либо большинство функций. Только с увеличением размеров фирмы возникает возможность их закрепления за разными сотрудниками или отделами управления. Однако в каждом случае производится анализ видов менеджмента, поскольку они отличаются особыми средствами и методами управления, навыками и приемами.


Таким образом, на основании изложенного, сделаем выводы:

- в основе американской модели лежит формирование так называемого профес­сионального менеджера;

- основу политики любой американской компании в отношении кадрового обеспечения составляют традиционные принципы. Основные критерии по отбору специалистов в процессе приема, заключаются в том, что в наличии у них имеются необходимые специальные познания, профессиональные навыки, образование, опыт работы, рекомендации специалистов с предыдущего места работы, психологическая совместимость с другими работниками;

- американские компании, как правило, делают упор на менеджеров с узкой специализацией, а также инженеров или каких-либо экспертов. Применение подобного подхода характеризуется тем, что работающие специалисты и руководители, у которых имеется достаточная компетенция только в узкой области знаний, могут совершить продвижение по карьерной лестнице только в определенной области. При таком подходе обеспечивается низкая текучесть кадров.

2. СРАВНЕНИЕ АМЕРИКАНСКОЙ МОДЕЛИ С МОДЕЛЯМИ МЕНЕДЖМЕНТА ДРУГИХ СТРАН

2.1. Сравнение американской и российской моделей менеджмента

Особенности американской модели менеджмента определяют национальные особенности американцев, которые связаны:

- со способностью вести борьбу до конца, утверждая свое превосходство и жизненность;

- с подчеркиванием своей исключительности в этом мире, богоизбранностью;

- с борьбой за лидерство и готовностью к позитивным изменениям;

- с энергичностью и активностью;

- с индивидуализмом.

Систему управления России отличают такие факторы, как: менталитет, большая скорость протекания социально-экономических и политических процессов в стране, определенная задержка в развитии рыночных отношений, «советское» сознание и др. Для русского человека характерны свои собственные, которые не похожи ни на один из народов, черты национального характера. Среди них можно выделить такие, как:

- склонность к кратковременному напряжению сил (авралу);