Файл: Американская модель менеджмента (ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ АМЕРИКАНСКОЙ МОДЕЛИ МЕНЕДЖМЕНТА).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 89

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

В современных условиях глобализации, менеджмент приобретает все большую значимость, ученые всего мира стараются выработать систему наиболее рациональных решений для управления. Однако прийти к единой, единственно верной модели менеджмента невозможно, так как каждая страна имеет свои специфические черты. Отсюда, существуют различные, отличные друг от друга национальные модели менеджмента. На формирование каждой из них повлияло географическое положение, история страны, а также менталитет населяющих ее граждан.

Опыт по ведению бизнеса и осуществлению менеджмента является богатым, зачастую неоднозначным и весьма полезным для изучения тем, кто входит в сферу менеджмента. Создавая собственную модель менеджмента, необходимо, с одной стороны, изучить все ценное, что содержит зарубежная теория и практика (но не бездумно его применять в отечественной практике), а с другой - использовать его лучшие достижения в своей практической деятельности.

Из всего многообразия теорий и практики американский менеджмент представляет собой наиболее мощную «управленческую цивилизацию». Особенности американской модели менеджмента позволили США занять лидировать среди стран Запада и Японии. Кроме того, необходимо учитывать, что именно в США впервые произошло формирование науки и практики менеджмента. Его значение в мире сегодня неоспоримо, а то влияние, которое модель оказывает на теорию, практику очень велико.

Основная особенность американской модели состоит в том, что только акционеры могут принимать ключевые стратегические решения. Менеджеры же представляют собой исключительно агентов, которым принадлежит ряд некоторых преимуществ и рычагов для управления компанией.

Цель американской модели управления, прежде всего, состоит в том, чтобы повысить цену и прибыльность компании, расчет данных показателей осуществляется в рамках непродолжительного периода. Для достижения указанных целей, требуется высокая гибкость системы управления, позволяющая оперативно приспосабливать компанию к изменениям внешней среды, осуществлять эффективную реализацию инновационных и рискованных проектов.

Однако, нет необходимости слепо использовать выводы американских теоретиков и рекомендации их практиков, но понимать сущность их идей, нужно. Это и объясняет актуальность изучения развития и основных положений американской модели менеджмента, а, отсюда, и данной курсовой работы.

Целью данной работы является изучение особенностей американской модели менеджмента, а также ее сравнение с моделями менеджмента других стран.


Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

- изучить теоретические аспекты формирования американской модели менеджмента;

- провести сравнительный анализ американской модели с российской, европейской и японской моделями менеджмента.

Объектом исследования в данной работе является американская модель менеджмента.

Предметом исследования являются особенности становления американской модели менеджмента, а также ее отличие от моделей управления других стран.

Методологическую и теоретическую основу исследования. Обычно указывается, что такую основу составили научные труды отечественных и зарубежных авторов в сфере менеджмента.

При написании данной работы были использованы следующие методы научного исследования: аналитический, сравнительный.

Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.

Во введении определена цель и поставлены задачи исследования.

В первой главе изучены теоретические аспекты формирования американской модели менеджмента, а именно: рассмотрены факторы, повлиявшие на формирование американской модели менеджмента; приведены основоположники данной модели, изучены ее основные принципы.

Во второй главе проведен сравнительный анализ американской модели с российской, европейской и японской моделями менеджмента.

В заключении подведены итоги проведенного исследования.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ АМЕРИКАНСКОЙ МОДЕЛИ МЕНЕДЖМЕНТА

1.1. Факторы формирования американской модели менеджмента

Появление управления как науки, научной дисциплины в США произошло в начале XX века. На это оказал влияние целый ряд факторов, которые связаны с демократичностью страны, трудолюбием граждан, высоким престижем образования, а также отсутствием вмешательства государства в экономику. На страну не оказывали влияние консервативные догмы старого света, а образование монополий привело к проблемам при управлении ими. В данных условиях появился научный менеджмент, который стал ответом на запросы бизнеса.


По праву считается, что основал научный менеджмент Фредерик Тейлор. Другими являются так называемые «реформаторы труда», которые включали умеренно или консервативно настроенных бизнесменов, промышленников и политических деятелей. Их внимание было сосредоточено на проблемах взаимоотношений рабочего и работодателя, социокультурном окружении и условиях труда, различных благотворительных проектах и программах, связанных, например, с улучшением трудовой морали, физическим комфортом на производстве, жилищными условиями, социальном страховании, уходом за больными и престарелыми [4, с. 226].

Формирование американского менеджмента происходило в конце XIX – начале XX вв.,  когда создавались крупные иерархические структуры, разделялся управленческий и исполнительский труд; вводились нормы и стандарты, появилась должность наемного менеджера, его обязанности и ответственность.

В XIX веке в США усиливает свою роль администрация, как в рамках частного, так и в государственного сектора, происходит потеря индивидуального характера собственности (акционерные общества и пр.) и появление собственности корпоративной, осуществляется создание механизмов поддержания иерархической структуры, в которой исключается конкуренция, выбор и оценка работника по его деловым качествам.

В американском обществе происходит повышение социальной значимости «чина», управленческий аппарат тотально бюрократизируется. У предприятий-гигантов возникает потребность рационально организовать трудовой процесс, обеспечить четкую, взаимосвязанную работу всех подразделений и менеджеров по научно обоснованным принципам, нормам и стандартам.

Великая индустриальная революция существенно отразилась на теории и практики управления, чем при всех предшествующих революциях. По мере того, как индустрия переходила границы мануфактуры и образовывалась современная система акционерного капитала, собственники капитала все больше удалялись от занятий бизнесом. Руководителя-собственника заменили сотни и тысячи акционеров. Произошло появление новой, диверсифицированной (распыленной) формы собственности. Вместо одного собственника появились акционеры, т.е. совместные (и долевые) владельцы одного капитала. Вместо единственного руководителя-собственника появились несколько наемных менеджеров, которые появились из всех классов, а не только из класса привилегированного [5, с. 178].

При этом администрированием считалась формулировка общих целей и политики компании, а менеджмент имел первоначальный и узкотехнический смысл, под которым понимался контроль за реализацией этих целей. Происходило выделение каждого производственного процесса в самостоятельную функцию и сферу деятельности менеджмента. Число функций возрастало, обострялась проблема, связанная с их координацией и соединением на новой основе. Для их объединения за каждой функцией закрепляется штат специалистов (подразделение, отдел), а общие координационные функции были переданы менеджменту.


Здесь должна быть отмечена следующая закономерность. Вначале собственник и менеджер были представлены в одном лице. Затем произошло отделение управления от капитала и производства. Вместо одного капиталиста-менеджера появились два сообщества: акционеры и наемные руководители.

Следующий этап развития характеризуется тем, что менеджеров много и каждый осуществляет контроль за конкретной функцией. После этого вновь происходит дробление единого менеджера-специалиста, и вместо него появляется сообщество специалистов. Теперь менеджер занимается координацией работы специалистов, на основе использования для этого специальных инструментов координирования, в частности, системы принятия решений, целей политики компании и др.

Именно на основании этих особенностей происходит формирование американской модели менеджмента.

1.2. Основоположники американской модели менеджмента

Основателем науки управления в научной среде по праву считают американского инженера и исследователя Ф. Тейлора (1856-1915), который предложил систему управленческих отношений и организации труда, что привело к «организационной революции» как в управлении производством, так и в самом производстве.

Впервые его взгляды были изложены в статье «Система кусочных расценок» (1895). Впоследствии они получили подробное описание в книге «Цеховое управление» (1903), а свое развитие получили в «Основах научного менеджмента» (1911).

Основы системы Ф. Тейлора заключаются в следующем:

- уметь проводить анализ работы, изучать последовательность ее выполнения;

- подбирать рабочих для выполнения определенных видов работ;

- обучать и тренировать рабочих;

- администрация и рабочие должны сотрудничать.

Важной характеристикой системы является возможность ее практической реализации, применяя определенные средства. Касательно разработок Ф. Тейлора, система состоит из:

- определения и точного учета рабочего времени и решения, в этой связи, проблемы, связанной с нормированием труда;

- подбора функциональных работников для проектирования работы; движений; нормирования и заработной платы; ремонта оборудования; планово – распределительных работ; разрешения конфликтов и дисциплины;

- введения инструкционных карт;

- дифференцированной оплаты труда (прогрессивной оплаты);


- калькуляции затрат на производство [7, с. 83].

Таким образом, главная идея Тейлора состоит в том, что управление должно являться системой, в основе которой лежат определенные научные принципы, специально разработанные методы и мероприятия, т.е. что необходимо осуществлять проектирование, нормирование, стандартизацию не только техники производства, но и труда, его организации и управления. При практическом применении идеи Тейлора доказали всю свою важность, обеспечили значительное повышение производительности труда.

Идея научного управления по Тейлору была сосредоточена на работе, которая выполняется на самом нижнем уровне компании. Тейлором и его последователями был проведен анализ взаимосвязи физической сущности работы и психологической сущности работников, чтобы определить рабочие дефиниции. Таким образом, это позволило предложить решение проблем, связанных с делением организации на департаменты, сферами и диапазонами контроля, и поручением полномочий.

Другой яркий представитель рассматриваемой модели менеджмента - Г. Форд (1863 – 1947), которого в свое время назвали «автомобильным королем». Применив конвейер для производства автомобилей, Г. Форд произвел «революцию в цехе». Им была создана система, где первое место отводилось технике и технологии, в которые «вписывался» человек.

Свои основные идеи Г. Форд изложил в таких трудах, как «Моя жизнь, мой труд» (1922), «Сегодня, завтра» (1926), «Движение вперед» (1930), «Эдисон, каким я его знал» (1930).

Основные принципы системы Г. Форда заключаются:

- в массовом изготовлении стандартной продукции на конвейере;

- в непрерывности и подвижности процесса производства;

- в максимальном темпе работы;

- в новой технологии, в основе которой лежит поточное производство;

- в точности как стандарте и качестве продукции;

- в определяющей роли технико-технологической системы;

- в экономическом эффекте системы;

- в отсутствии зависимости от человека, его слабостей [10, с. 136].

Первая попытка применения психологического анализа на производственной практике была сделана Г. Мюнстербергом, профессором Гарвардского университета США. В 20-30-е гг. ХХ века произошло зарождение школы человеческих отношений, которая человеку уделяла большое внимание. Появление доктрины «человеческих отношений» обычно связывается с именами таких видных американский ученых, как Э. Мэйо и Ф. Ротлисбергер, которые стали известны благодаря своим исследованиям в сфере социологии производственных отношений.