Файл: Учет производственных запасов (Понятие, классификация и виды материально-производственных запасов).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 122

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В приказе об учетной политике предприятия на 2018 год изложены основные положения по ведению бухгалтерского учета на предприятии, из которых к теме исследования относятся следующие вопросы, касающиеся учета сырья и материалов:

  • формы первичных учетных документов, а также документов для внутренней бухгалтерской отчетности по учету сырья и материалов;
  • порядок проведения инвентаризации сырья и материалов;
  • способы оценки сырья и материалов (по средней себестоимости);
  • правила документооборота и технология обработки учетной информации в части движения сырья и материалов;
  • порядок контроля за хозяйственными операциями по учету сырья и материалов.

В ООО «МастерСтрой» используется комплексная конфигурация системы программ «1С: Бухгалтерия 8.3». Система программ «1С: Предприятие» предоставляет широкие возможности ведения автоматизированного учета на предприятиях, в организациях и учреждениях, независимо от их вида деятельности и формы собственности, с различным уровнем сложности учета.

В ООО «МастерСтрой» к бухгалтерскому учету материалы принимают по фактической себестоимости, которой при приобретении за плату признается сумма фактически понесенных затрат, исключая налог на добавленную стоимость.

В то же время одинаковые материалы поступают на предприятие по различной фактической себестоимости, зависящей от колебаний ситуации на рынке, инфляции, поставщиков, размера закупки и других факторов.

Ведение учета материалов по партиям является слишком неудобным и трудоемким, поэтому себестоимость материалов, списанных в производство, определяется по средней себестоимости, который предполагает, что все единицы материала одного вида и сорта на складе стоят одинаково в данный конкретный момент времени. Себестоимость единицы материальных ресурсов в таком случае определяется делением общей стоимости приобретения всех таких материалов на складе на их общее количество.

Инвентаризация материалов в данной организации проводится один раз в год по состоянию на 1 октября (возможно проведение дополнительной выборочной инвентаризации по объектам учета или группам ТМЦ).

До начала проверки фактического наличия имущества инвентаризационной комиссии следует получить последние на момент инвентаризации приходные и расходные документы или отчеты о движения материальных ценностей и денежных средств.

Перед инвентаризацией осуществляют подготовительные мероприятия. Материальные ценности рассортировывают и укладывают по наименованиям, сортам, размерам; в местах хранения вывешивают ярлыки с указанием количества, массы или меры проверяемых ценностей. все документы по приходу и расходу ценностей должны быть обработаны и записаны в регистры аналитического учета. До начала инвентаризации от каждого лица или группы лиц, отвечающих за сохранность ценностей, берется расписка. Расписка включена в заголовочную часть формы – инвентаризационной описи или акта инвентаризации, куда записываются сведения о фактическом наличии имущества и реальности учтенных финансовых обязательств.


2.2. Документальное оформление, синтетический и аналитический учет материально-производственных запасов

Все операции, связанны с поступлением, перемещением и отпуском материальных ценностей, должны оформляться первичными документами, формы которых унифицированы. Первичные документы являются основой ведения бухгалтерского и налогового учета. Вид и форма поступающего документа зависят от условий поставки.

В таблице 2 приведена краткая характеристика применяемой в ООО «МастерСтрой» первичной документации.

Полученные у поставщика ТМЦ вместе с сопроводительными документами (накладные, счета-фактуры) работники отдела снабжения предъявляют кладовщику в день их поступления для оприходования на склад. Кладовщик принимает ТМЦ, проверяет соответствие фактического количества данным документов поставщика путем пересчета, обмера, взвешивания, проверяет состояние упаковки, пломб, производит осмотр ТМЦ с целью выявления качественных дефектов. В случае, когда не обнаружено никаких расхождений с сопроводительными документами, кладовщик выписывает приходную накладную в двух экземплярах, который подписывает работник отдела снабжения, сдавший их, и кладовщик, их принявший.

Таблица 2

Первичная документация по учету движения сырья и материалов

№ п/п

Наименование формы

Номер формы

Назначение документа

1

Доверенность

М-2

М-2а

Применяется для оформления права лица выступать в качестве доверенного лица организации при получении материальных ценностей, отпускаемых поставщиком

2

Приходный ордер

М-4

Применяется для учета материалов, поступивших от поставщиков или из переработки

3

Акт о приемке материалов

М-7

Применяется для оформления приемки материальных ценностей, имеющих количественное и качественное расхождение, а также расхождение по ассортименту с данными сопроводительных документов поставщика; составляется при приемке материалов, поступивших без документов; является юридическим основанием для предъявления претензий поставщику

4

Требование-накладная

М-11

Применяется для учета движения материальных ценностей внутри организации, между структурными подразделениями и материально ответственными лицами

5

Товарная накладная

М-15

Применяется для учета отпуска материальных ценностей хозяйствам своей организации, расположенным за пределами ее территории, или сторонним организациям

6

Карточка складского учета материалов

М-17

Применяется для учета материалов на складе по каждому сорту, виду, размеру


В случае, когда количество прибывших на склад материалов не соответствует данным счета поставщика, приемку материалов оформляют актом о приемке материалов формы М-7.

При отсутствии расхождений между фактическим количеством и качеством поступивших материалов и документами поставщика заведующий складом выписывает приходный ордер формы М-4 на все количество поступившего груза в одном экземпляре в день поступления материалов (приложение 4). Каждому приходному ордеру присваивается свой номер.

Передача материалов со склада, например, между цехами или между складами оформляется требованием-накладной на внутреннее перемещение материалов формы М-11, которые выписывает цех (склад) - сдатчик в двух экземплярах (приложение 5). Отпуск материалов на нужды организации, управления и обслуживания производства также осуществляется по требованию-накладной формы М-11.

Для оформления отпуска товара сторонним организациям применяется счет, товарная накладная и счет-фактура. В ООО «МастерСтрой» их выписывают в двух экземплярах на основании договоров и других документов: первый экземпляр остается на предприятии, второй передается получателю.

В соответствии с принятой учетной политикой в ООО «МастерСтрой» предусмотрены следующие субсчета к счету 10 «Материалы»:

10-1 «Сырье и материалы»;

10-2 «Покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия»;

10-3 «ТЗР»;

10-4 «Тара и тарные материалы»;

10-5 «Запасные части»;

10-6 «Отходы производства».

Учет материалов ведется в денежном выражении с обязательной систематической инвентаризацией фактического наличия их по местам хранения. Остатки ценностей и их приход записываются по дебету счетов, а расход, отпуск – по кредиту – в суммах фактической себестоимости.

Материальные ценности поступают на склад не только от поставщиков, но и от подотчетных лиц (хозяйственные и канцелярские товары), от своих вспомогательных производств, изготовляющих для собственных нужд инструменты, специальные штампы, приспособления. Кроме того, приходуются на склад как поступления сэкономленное цехами сырье, материалы, отходы производства, от брака продукции и от ликвидации основных средств.

Учет и контроль за расходованием товарно-материальных ценностей – одна из важных задач бухгалтерского учета.

Все первичные документы на расход и отпуск материалов группируются бухгалтерией в разрезе синтетических счетов, субсчетов, мест использования и направления затрат.

Хозяйственные операции по движению материалов с отражением сумм на счетах бухгалтерского учета представлены в таблице 3.


Таблица 3

Бухгалтерские проводки по учету материалов

Корреспонденция счетов

Содержание операции

Сумма, руб.

Дебет

Кредит

10

60

Отражена покупная стоимость товарно-материальных ценностей

26854,20

19

60

Выделена сумма НДС по приобретенным материальным ценностям

4833,76

60

51

Оплачены счета поставщика за поставленные материалы

31687,96

68

19

Предъявлен к зачету из бюджета НДС по приобретенным материальным ценностям

4833,76

20, 25, 26, 23

10

Отпущены материалы в производство, на общепроизводственные нужды, на общехозяйственные нужды, во вспомогательные производства

2148,34

В ООО «МастерСтрой» применяется способ формирования себестоимости, при котором все данные о фактических расходах, понесенных при заготовлении материалов, собираются по дебету счета 10 «Материалы» по фактической себестоимости их приобретения. В этом случае в течение отчетного месяца в качестве учетных, как правило, применяются оптовые цены.

На счете 10 «Материалы» также учитываются суммы транспортно-заготовительных расходов по приобретенным материальным ресурсам. В конце месяца на счете 10 «Материалы» заготовленные предприятием материальные ценности отражаются по фактической себестоимости, представляющей собой сумму покупной (оптовой) стоимости этих ценностей и расходов по их транспортировке, заготовке, т.е. транспортно-заготовительных расходов. Доля транспортно-заготовительных расходов определяется пропорционально сумме списанных по учетной цене материалов.

Аналитический учет по счету 10 организуется по отдельным наименованиям материалов и местам их нахождения.

Особенность аналитического учета материалов по оптовым ценам рассмотрим на следующем примере с использованием данных по движению материалов в ООО «МастерСтрой» за март 2018 г..

9 марта 2018 г. на предприятие поступило 3,0 т сталеалюминевой ленты по накладной поставщика ООО «Сигма+». Стоимость материала в ценах поставщика составила 159060 руб., включая НДС – 24263 руб. Материал был доставлен транспортной компанией. 11 марта 2018 г. предприятием был получен счет-фактура от транспортной компании, выставленный за услуги по доставке этого материала. Стоимость услуг транспортной компании составила 2360 руб., включая НДС – 360 руб. В учете ООО «МастерСтрой» были сделаны следующие проводки:


9 марта 2018 г.:

Дт 10-1 «Сырье и материалы»

Кт 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» – 134797 руб. - оприходован материал, полученный от поставщика;

Дт 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям»

Кт 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» – 24263 руб. – учтен НДС по оприходованному материалу.

Таким образом, фактическая себестоимость материала, сформированная 9 марта 2018 г., составила 134797 руб.

11 марта 2018 г.:

Дт 10-3 «Сырье и материалы»

Кт 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» – 2000 руб. – отнесены транспортные расходы, связанные с приобретением материала, на фактическую себестоимость материала;

Дт 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям»

Кт 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» – 360 руб. – учтен НДС по транспортным расходам.

Значит, фактическая себестоимость материала, сформированная 11 марта 2018 г., составила 136797 руб. (134797 + 2000).

Как видно из примера, формирование фактической себестоимости заготовления материалов происходит не единовременно. Поэтому материал может быть списан в производство еще до того, как будет окончательно сформирована его фактическая себестоимость.

Сталеалюминевая лента была отпущена в производство 10 марта 2018 г.:

Дт 20 «Основное производство»

Кт 10-1 «Сырье и материалы» – 134797 руб. – списан материал в производство;

11 марта 2018 г.:

Дт 20 «Основное производство»

Кт 10-1 «Сырье и материалы» – 134797 руб. – сторнировано списание материала в производство в связи с изменением фактической себестоимости материала;

Дт 20 «Основное производство»

Кт 10-1 «Сырье и материалы» – 136797 руб. – списан материал в производство.

Рассмотренный способ формирования фактической себестоимости заготовления материалов целесообразно использовать лишь предприятиям, у которых:

  • небольшая номенклатура используемых материалов;
  • небольшое количество материалов за период;
  • все данные для формирования фактической себестоимости материалов, как правило, поступают в бухгалтерию одновременно.

Из вышесказанного следует, что анализируемому предприятию в целях совершенствования учета целесообразно предложить использовать второй способ формирования фактической себестоимости с использованием счетов 15 «Заготовление и приобретение материалов» и 16 «Отклонение в стоимости материалов».