Файл: Понятие оперативно-розыскной деятельности (Понятие и основание проведения оперативно-розыскной деятельности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 47

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

С какого момента, возможно, начать изучение оперативно-розыскной деятельности, сказать сложно. Любая область юридических знаний требует изучение истории ее развития, тем более такой весьма завуалированной области как оперативно-розыскная деятельность. А это означает, что для полного понимания оперативно-розыскной деятельности необходимо проведения анализа на всех этапах ее развития. Вне историко-правового анализа, связывающего явления и процессы настоящего, невозможно понять правовую природу самой современности.[1]

На наш взгляд, установить точное время появление понятия сыскной деятельности практически невозможно. Более того, описание некоторой сыскной деятельности можно найти даже в библейских сказаниях. Можно предположить, что такого рода деятельность существовала на всех этапах развития общественных отношений, где всегда необходимо было выяснение личностных и государственных интересов, как для их защиты, так и для враждебного вмешательства, причем без учета правовых форм таких отношений.[2]

Методы и мероприятия рассматриваемой нами деятельности очень часто сопряжены с ограничениями конституционных прав и свобод граждан государства. Соответственно общественное восприятие оперативно-розыскной деятельности неоднозначна. Тем более многие мероприятия проводятся негласно с соблюдением секретности и конфиденциальности. А природа человека устроена так, что все неизвестное пугает и заставляет насторожится, даже если личность законопослушная. Поэтому споры и дискуссии по поводу изучаемой нами деятельности не умолкают на всех уровнях нашего общества. Ученые юристы, философы, психологи и политики имеют много различных мнений об организации оперативно-розыскной деятельности в правовом поле государственности. На наш взгляд актуальность выбранной темы была, есть и будет всегда. Эта деятельность всегда существовала на грани закона и морали существующего общества.

Объектом  настоящего исследования являются общественные отношения, возникающие в процессе оперативно-розыскной деятельности. Его предмет составляют теоретические и практические проблемы, сопровождающие процесс реализации оперативно-розыскной деятельности.

Цель данной курсовой работы – раскрыть понятие оперативно-розыскной деятельности, ее сущность, виды и направления.

Методы исследования – общефилософские методы (метафизика, диалектика, материализм, идеализм); общенаучные методы (исторический, логический, системный, функциональный); частно – научные методы (сравнительно - правовой и формально – юридический).


  Практический смысл изучения оперативно-розыскной деятельности заключается в том, что она играет большую роль в процессе доказывания уголовного правонарушения. Устанавливая нормы права, законодатель должен понимать какими методами правоохранитель будет бороться с различными преступлениями, как далеко может зайти борец со злом, чтобы самому не стать этим злом. На сколько, общественно опасно должно быть деяние, чтобы использовать те или иные инструменты в борьбе с ним. Какие методы оперативно-розыскной деятельности возможны при расследовании того или иного преступления и самое главное, кто должен решать когда и где их можно использовать и как это контролировать в условиях конфиденциальности и негласности.

1. Правовые основы оперативно-розыскной деятельности в России

1.1 Понятие и основание проведения оперативно-розыскной деятельности

Любое социальное общество устанавливает свои правила поведения человека входящего в это общества. Отклонение от общепринятого поведения ведет к нарушению этих правил, что ставит человека в противостояние принятым нормам права и законам общества. Антиподом правового поведения является не правовое поведение, что противоречит нормам права. Таким образом, рождается правонарушение – нарушение правовых актов, норм права.[3]

Потребность в правовом разграничении деяний на правомерные и неправомерные вызвана тем, что в реальной действительности существует так называемое «поле возможностей», которое представляет собою набор различных вариантов человеческого поведения. Возможность нарушений норм права заложена уже в самой природе человека как сознательно-волевого существа, имеющего возможность выбора того или иного варианта поведения для достижения своих целей и интересов. Поэтому государство своей принудительной силой вынуждено обеспечивать защиту и соблюдение правовых норм. [4]

Именно борьба с антиподом правового поведения является областью оперативно-розыскной деятельности. Задачами оперативно-розыскной деятельности являются  выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших. Осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания. Розыск без вести пропавших даже когда это не связано с криминальным исчезновением.


Именно оперативно-розыскная деятельность стоит на страже нашего государства и его безопасности путем  добывания информации о событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации.[5]

Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12.08.1995 № 144-ФЗ в само первой своей статье дает исчерпывающее понятие оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации.

Оперативно-розыскная деятельность - вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то настоящим Федеральным законом (далее - органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность), в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.[6]

Преступность в государстве имеет разностороннюю направленность. Преступная деятельность всячески маскируется и конспирируется. Преступный элемент постоянно развивается и берет на вооружение технические достижения современного общества. Борьба с подобным элементом совсем не простое занятие, которое требует адекватных мер воздействия на общественно опасное проявление. Правоохранительным органам необходимы эффективные методы получения информации в отношении преступных действий и лиц их совершающих. Необходимость добывания фактов приступной деятельности необходимых для ее доказывания определяет основное направление оперативно-розыскной деятельности, которое носит разведывательно-поисковый характер. Именно это определяет сочетание гласных и негласных методов работы оперативных сотрудников правоохранительных подразделений, которые также используют технические достижения современного общества. Их деятельность строго подконтрольна и осуществляется как до возбуждения уголовного дела, так и в ходе всего процесса расследования уголовного дела.[7]

В статье 13 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12.08.1995 № 144-ФЗ, последняя редакция которого была проведена 06.07.2016 года, указано восемь органов Российской Федерации, которые имеют право осуществлять оперативно-розыскную деятельность. Но данный закон так же предусматривает такое обстоятельство, что список таких подразделений может быть изменен или дополнен только федеральным законом. Этот факт подчеркивает, что изучаемая нами деятельность строго подконтрольна государству и несет особый характер в борьбе с преступным элементом. В настоящей редакции закона указаны следующие органы:  органах внутренних дел РФ, Федеральной службе безопасности РФ, федеральных органах государственной охраны РФ, Федеральной таможенной службе РФ, Службе внешней разведки РФ, Федеральной службе исполнения наказания РФ, Федеральной службе РФ по контролю за оборотом наркотиков, внешней разведке Минобороны РФ.[8] Хотелось бы отметить, что в настоящее время Федеральной службе РФ по контролю за оборотом наркотиков не существует, дабы была расформирована и ее направление передано в органы внутренних дел РФ. А это значит, что на данный момент в Российской Федерации оперативно-розыскную деятельность осуществляют семь правоохранительных органов различной направленности, каждый из которых осуществляет расследование преступлений в своей сфере деятельности описанной в уголовно-процессуальном кодексе Российской Федерации статьей 151.[9]


Тем же уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации утверждена возможность использования результатов оперативно-розыскной деятельности для доказывания преступной деятельности, если они отвечают всем требованиям доказательств, предусмотренных уголовным кодексом Российской Федерации.[10]

Именно в основе данных законов лежит разделения, полученной в ходе оперативно-розыскной деятельности информации, на ту которую можно использовать в качестве доказательства и ту, которая будет служить для формирования дальнейших оперативно-розыскных мероприятий. Ведь конечная цель этой деятельности выявить и доказать преступления для предания действующих лиц правосудию.

Давайте попробуем разобраться в законных основаниях на проведение оперативно-розыскной деятельности, которые предлагает нам законодатель. Все основание этой деятельности перечислены в статье 7 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12.08.1995 № 144-ФЗ.

Основаниями для проведения оперативно-розыскных мероприятий являются:

1. Наличие возбужденного уголовного дела.

2. Ставшие известными органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, сведения о:

1) признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела;

2) событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической, информационной или экологической безопасности Российской Федерации;

3) лицах, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда или уклоняющихся от уголовного наказания;

4) лицах, без вести пропавших, и об обнаружении неопознанных трупов.

3. Поручения следователя, руководителя следственного органа, дознавателя, органа дознания или определения суда по уголовным делам и материалам проверки сообщений о преступлении, находящимся в их производстве.

4. Запросы других органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, по основаниям, указанным в настоящей статье.

5. Постановление о применении мер безопасности в отношении защищаемых лиц, осуществляемых уполномоченными на то государственными органами в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.


6. Запросы международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, в пределах своих полномочий вправе также собирать данные, необходимые для принятия решений:

1. О допуске к сведениям, составляющим государственную тайну.

2. О допуске к работам, связанным с эксплуатацией объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей, а также для окружающей среды.

3. О допуске к участию в оперативно-розыскной деятельности или о доступе к материалам, полученным в результате ее осуществления.

4. Об установлении или о поддержании с лицом отношений сотрудничества при подготовке и проведении оперативно-розыскных мероприятий.

5. По обеспечению безопасности органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.

6. О предоставлении либо об аннулировании лицензии на осуществление частной детективной или охранной деятельности, о переоформлении документов, подтверждающих наличие лицензии, о выдаче (о продлении срока действия, об аннулировании) удостоверения частного охранника.

7. Утратил силу. - Федеральный закон от 21.11.2011 № 329-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

8. О достоверности сведений о законности происхождения денег, ценностей, иного имущества и доходов от них у близких родственников, родственников и близких лиц лица, совершившего террористический акт, при наличии достаточных оснований полагать, что деньги, ценности и иное имущество получены в результате террористической деятельности, но не ранее установленного факта начала участия лица, совершившего террористический акт, в террористической деятельности и (или) являются доходом от такого имущества.

Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, при наличии запроса, направленного в соответствии с Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», другими нормативными правовыми актами Российской Федерации в области противодействия коррупции, в пределах своих полномочий проводят оперативно-розыскные мероприятия в целях добывания информации, необходимой для принятия решений:

1. О достоверности и полноте сведений, представляемых в соответствии с федеральными конституционными законами и федеральными законами гражданами, претендующими на замещение: