Файл: Понятие оперативно-розыскной деятельности (Понятие и основание проведения оперативно-розыскной деятельности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 55

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1) государственных должностей Российской Федерации, если федеральными конституционными законами или федеральными законами не установлен иной порядок проверки указанных сведений;

2) государственных должностей субъектов Российской Федерации;

3) должностей глав муниципальных образований, муниципальных должностей, замещаемых на постоянной основе;

4) должностей федеральной государственной службы;

5) должностей государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации;

6) должностей муниципальной службы;

7) должностей в государственной корпорации, Пенсионном фонде Российской Федерации, Фонде социального страхования Российской Федерации, Федеральном фонде обязательного медицинского страхования, иных организациях, создаваемых Российской Федерацией на основании федеральных законов;

8) отдельных должностей, замещаемых на основании трудового договора в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами.

2. О достоверности и полноте сведений, представляемых лицами, замещающими должности, указанные в пункте 1 настоящей части, если федеральными конституционными законами или федеральными законами не установлен иной порядок проверки достоверности сведений.

3. О соблюдении лицами, замещающими должности, указанные в пункте 1 настоящей части, ограничений и запретов, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и об исполнении ими обязанностей, установленных федеральными конституционными законами, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, если федеральными конституционными законами или федеральными законами не установлен иной порядок проверки соблюдения указанными лицами данных ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и об исполнении обязанностей.

4. О достоверности и полноте сведений, представляемых гражданином, претендующим на замещение должности судьи.[11]

В данной статье законодатель допускает некоторое не логическое звено, которое дает возможность нарушения конституционных прав и свобод граждан со стороны оперативных работников, а именно «ставшими известными органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, сведения». Дело в том, что законодатель не указывает источники получения сведений, здесь может сыграть принцип «одна бабка сказала». А это значит можно оговорить кого угодна, и использовать методы оперативно-розыскной деятельности в личных целях.


На наш взгляд, для более тщательного контроля за оперативно-розыскной деятельностью необходимо конкретизировать источники получения информации, которая позволяет проведению мероприятий указанной деятельности.

Главные основания, указанные в законе мы разбирать подробно не будем, так как каждое из них достойно написанию отдельной научной работы и потребует большего объема информации, чем допускается для нашего исследования. Для более лучшего понимания оперативно-розыскной деятельности просто необходимо рассмотреть ее нормативное регулирование в нашем государстве.

1.2 Нормативное регулирование оперативно-розыскной деятельности в России

Нормативное регулирование любой деятельности нашего государств, естественно начинается с Конституции Российской Федерации. В нашем случае необходимо отметить, что Конституция Российской Федерации рассматривает в части правовой системы России международные договора и международное право. Федеральным законом «О международных договорах Российской Федерации» установлено, что Российская Федерация, выступая за соблюдение договорных и обычных норм, подтверждает свою приверженность основополагающему принципу международного права - принципу добросовестного выполнения международных обязательств. К числу международных правовых актов, регламентирующих наиболее важные отношения в сфере ОРД, следует отнести:

- Всеобщую декларацию прав человека, принятую Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.;

- Международный пакт о гражданских и политических правах, принятый Генеральной Ассамблеей ООН 19 декабря 1966 г.;

- Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод, принятую Советом Европы 4 ноября 1950 г.;

- Европейскую конвенцию о взаимной правовой помощи по уголовным делам, принятую Советом Европы 20 апреля 1959 г., — некоторые другие международные правовые акты, подписанные или ратифицированные Российской Федерацией.

Кроме перечисленных международных актов, на территории России оперативно-розыскная деятельность регламентируется и международными правовыми актами принятыми государствами участниками СНГ,  в числе которых первостепенное значение имеет Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, подписанная в г. Минске 22 января 1993 г. и ратифицированная Федеральным законом от 4 августа 1994 г.


Отдельное значение в урегулировании изучаемой деятельности играют соглашения между правоохранительными органами стран участников СНГ, в числе которых:

- Соглашение о взаимодействии министерств внутренних дел независимых государств в сфере борьбы с преступностью, подписанное в г. Алма-Ате 24 апреля 1992 г. Стороны договорились исполнять запросы и просьбы по уголовным делам и делам оперативного учета, обмениваться оперативно-розыскной информацией о готовящихся или совершенных преступлениях, содействовать в проведении ОРМ и процессуальных действий;

- Соглашение о сотрудничестве между министерствами внутренних дел в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, подписанное в г. Киеве 21 октября 1992 г.;

- Соглашение о сотрудничестве министерств внутренних дел в сфере борьбы с организованной преступностью, подписанное в г. Ашхабаде 17 февраля 1994 г.;

- Соглашение о сотрудничестве в сфере специального сопровождения оперативно-розыскной деятельности, подписанное на заседании Совета министров внутренних дел государств-участников СНГ 16-18 декабря 1998 г. в г. Москве, в котором регламентирована процедура выполнения запросов на проведение наблюдения за лицами, обоснованно подозреваемыми в совершении преступлений, при пересечении ими внутренних границ СНГ.

На основе международных договоров действуют Национальное центральное бюро Интерпола в России, Антитеррористический центр государств участников СНГ, Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными видами опасных преступлений на территории государств участников СНГ, которые являются между народными субъектами оперативно-розыскной деятельности.

Основным законом, регламентирующим оперативно-розыскную деятельность на территории Российской Федерации, является упомянутый нами Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12.08.1995 № 144-ФЗ. В Законе дается понятие, им определены задачи и принципы, установлены основы проведения оперативно-розыскной деятельности (перечень, основания, условия, информационное обеспечение проведения), документирование результатов и их использование, основания и порядок судебного рассмотрения материалов об ограничении конституционных прав граждан при проведении оперативно-розыскных мероприятий. В Законе раскрывается перечень органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, их права и обязанности, защита сведений о них, социальная и правовая защита должностных лиц этих органов. Закон предусматривает правовую и социальную защиту гражданам, содействующим органам, а также содержит положения о контроле и надзоре за оперативно-розыскной деятельностью.[12]


Базисные положения о проведении оперативно-розыскной деятельности закреплены в уголовно-процессуальном кодексе Российской Федерации. Именно данный закон определяет признаки преступления для доказывания, которых и проводится рассматриваемая нами деятельность. Любые оперативные подразделения являются органами дознания, на которых закон возлагает сыск необходимых доказательств, для доказывания преступления перед судом и следствием.[13]

Исходя из основных законов регламентирующих оперативно-розыскную деятельность создавались законодательные акты отдельных субъектов оперативно-розыскной деятельности, такие как «Закон о полиции», «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» и т.д.[14]

Так как оперативно-розыскная деятельность имеет гласные и негласные мероприятия, то в каждом ведомстве разработаны секретные приказы, регламентирующие ее деятельность. Но все приказы такого рода разработаны согласна общего Приказ Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства обороны Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Федеральной службы охраны Российской Федерации, Федеральной таможенной службы, Службы внешней разведки Российской Федерации, Федеральной службы исполнения наказаний, Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, Следственного комитета Российской Федерации от 27 сентября 2013 г. № 776/703/509/507/1820/42/535/398/68 г. Москва «Об утверждении Инструкции о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд».[15]

Из вышесказанного можно сделать вывод, что правовую основу оперативно-розыскной деятельности составляет совокупность нормативно-правовых актов. Которые охватывают все сферы общественных отношений, где возможна оперативно-розыскная деятельность.

2. Принципы осуществления оперативно-розыскной деятельности в России


2.1 Конституционные принципы осуществления оперативно-розыскной деятельности в России

Ранее мы разобрались, что задачи оперативно-розыскной деятельности определяют ее цели, регламентируется данная деятельность многочисленными законами, подзаконными актами, международными договорами различными приказами и инструкциями. А вот какими принципами должен руководствоваться сотрудник, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность, это щепетильная тема, о которой обязательно необходимо поговорить при рассмотрении оперативно-розыскной деятельности.

Давайте разберем, что понимается под принципами? Принципы это основные правила поведения, основополагающие идей без которых невозможно существование основных положений и обобщений тех или иных действий.

В одноименном законе, принципы оперативно-розыскной деятельности являются не декларативными, а основополагающими структурами и влияют на содержание институтов и норм, а также создают ориентиры для законодательных и иных нормативных правовых актов, регулирующих оперативно-розыскную деятельность. Основные принципы, закрепленные в данном законе, делятся на две основные группы, это конституционные и отраслевые.[16]

Все действия органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, должны основываться на установке: «разрешено только то, что разрешено» (но не «разрешено то, что не запрещено»). Вот поэтому принцип законности является ключевым. Его содержание состоит в том, что только закон определяет точное и безусловное соблюдении всеми органами и должностными лицами Конституции РФ, УК РФ, УПК РФ, УИК РФ, ТК РФ, ФЗ «об оперативно-розыскной деятельности», иных законов и нормативных правовых актов, имеющих отношение к обеспечению безопасности личности, общества и государства, охране правопорядка и борьбе с преступностью, ведомственных нормативных правовых актов субъектов оперативно-розыскной деятельности, регламентирующих вопросы организации и тактики проведения оперативно-розыскных мероприятий.[17] Законность предполагает существование системы государственных гарантий, исключающих возможность злоупотреблений при осуществлении оперативно-розыскной деятельности, которая проводится только на основе настоящего Федерального закона. Закон сформулировал основные правовые нормы, регулирующие отношения в сфере оперативно-розыскной деятельности, которые конкретизируются и развиваются в ведомственных нормативных актах (наставлениях, инструкциях, приказах).[18] В частности там сказано, что запрещено осуществлять оперативно-розыскную деятельность для решения задач, не предусмотренных Законом; изменения или дополнения приведенного перечня оперативно-розыскных мероприятий возможно только в законодательном порядке, как определяются условия проведения оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих конституционные права граждан, и т.д.[19]