Файл: Понятие оперативно-розыскной деятельности (Понятие и основание проведения оперативно-розыскной деятельности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 52

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

На лиц, замышляющих, подготавливающих и совершающих преступления и ставших в связи с этим объектами оперативно-розыскной деятельности, также распространяется принцип уважения и соблюдения прав и свобод. На основании ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены Федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Закон определяет границы пользования правами и свободами, игнорирование которых ведет к нарушению прав и свобод других лиц. На основании судебного решения при соблюдении определенных условий настоящий Закон допускает возможность ограничения у таких лиц, например на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений и на неприкосновенность жилища.[20]

Ни при каких условиях принципы не должны быть нарушены. Они упоминаются в ряде статей Основного закона государства. Так, в ст. 21 Конституции Российской Федерации говорится, что достоинство личности охраняется государством, и ничто не может быть основанием для его умаления. Никто не может нарушить право частной собственности, которое охраняется законом (ст. 35 Конституции). В ст. 53 Конституции Российской Федерации закреплена норма, направленная на защиту граждан, которые могут пострадать от незаконных действий органов государственной власти и их должностных лиц. Одновременно эта норма имеет превентивное значение: она призвана способствовать укреплению законности в деятельности органов государственной власти. Законодательные гарантии реализуются при любых отклонениях со стороны должностных лиц оперативно-розыскных органов путем применения к ним мер ответственности, предусмотренных законодательством Российской Федерации, осуществления судебного и ведомственного контроля, прокурорского надзора.[21]

Принцип уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина более детальное закрепление получил в ст. 5 настоящего Федерального закона.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что основным принципом оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации является принцип законности. Другими словами все должностные лица, которые осуществляют оперативно-розыскную деятельность, должны строго соблюдать законодательство Российской Федерации. Уважать и соблюдать права и свободы человека и гражданина. Этот принцип является наиважнейшим в нашем государстве и в обязательном порядке прописан в статье 2 Конституции Российской Федерации.[22]


2.2 Специальные принципы осуществления оперативно-розыскной деятельности в России

Одним из важнейших принципов оперативно-розыскной деятельности это конспирация. Специфика изучаемой нами деятельности, заключается в проведении негласных мероприятий, которые требуют скрытность и секретность, разглашение которых может привести не только к плохим результатом по раскрытию неочевидных преступлений, но и к гибели лиц принимающих в них участие.

Понятно, что многие преступления совершаются тайно, и преступники рассчитывают на то, что их преступная деятельность останется не замеченная. Но государство противопоставила этим деяниям свою скрытую организованную работу. Этот скрытый, замаскированный труд позволяет добывать доказательства преступной деятельности не замеченными преступниками и их окружением. И только принцип конспирации позволяет добиться хороших результатов при проведении оперативно-розыскных мероприятий. При проведении негласных мероприятий могут использоваться как технические средства конспирации, документы прикрытия так и методы особого поведения. Часто используют специальные явочные помещения или конспиративные квартиры для проведения конспиративных встреч или сокрытия важных свидетелей по уголовным делам. Используются тайники, пароли, псевдонимы, кодированные системы, специфичное делопроизводство и многое другое.[23]

Порядок и правила конспирации закреплены в ряде статей настоящего Федерального закона. Так, например, ст. 5 Закона ограничивает предоставление сведений о лице, являвшемся объектом оперативно-розыскной деятельности, пределами, допускаемыми требованиями конспирации. Даже введено ограничение для судей в праве получения сведений о лицах, оказывающих содействие правоохранительным органам на конфиденциальной основе, а также требование по созданию условий по защите сведений, содержащихся в представляемых судье оперативно-служебных документах (ст. 9); (ч. ч. 3,5 и 7-9 ст. 5);[24]

В ст. 6 и 15 заложена возможность использования помощи должностных лиц и отдельных граждан на негласной основе. Законодатель возлагает на уполномоченные органы проводить оперативно-розыскную деятельность обязанность соблюдать конспирацию при проведении оперативно-розыскных мероприятий (ст. 14) и определил перечень сведений об оперативно-служебной деятельности, составляющих государственную тайну.


Принцип конспирации означает установление особого порядка получения, оформления, хранения и использования оперативно-розыскной информации, а также обязательных правил обращения с оперативно-служебными документами.

В связи с этим в перечисленных нами органах оперативно-розыскной деятельностью занимаются строго определенные подразделения, должностные лица которых имеют определенный допуск, причем различной категории и каждый сотрудник может знакомиться только с теми документами, которые лежат в сфере его компетенции. Очень важно соблюдение установленных в инструкциях и приказах регламента соблюдение конспирации.[25]

На практики сотрудникам оперативных подразделений приходиться постоянно сочетать гласные и негласные методы и средства оперативно-розыскной деятельности. Так как эти методы дополняют друг друга, и правильное их использование дает тот самый результат, который требует уголовный сыск.

Дело в том, что все негласные мероприятия, так или иначе, направлены на выявление преступления и предания преступника суду для привлечения его к уголовной ответственности. А для судебного заседания необходимы доказательства, добытые согласно статьи 86 УПК РФ, а значит гласными методами. Так как статья 89 УПК РФ гласит, что запрещается использовать доказательства собранные оперативно-розыскной деятельностью, если они не отвечают требованием данного закона. Другими словами все, что стало известно в ходе негласных мероприятий, так или иначе, должно быть задокументировано гласными методами, для предоставление в следственные или судебные инстанции. При необходимости имеется возможность рассекречивания материалов собранных негласными методами оперативно-розыскной деятельности. Такие вещи допускаются в крайних случаях, по тяжким преступлениям, когда процесс доказывания очень сильно зависит от секретных материалов.[26]

В основу оперативно-розыскной деятельности, кроме перечисленных в настоящем Федеральном законе, положены и другие принципы, базирующиеся на Конституции Российской Федерации и уголовном судопроизводстве, и являющиеся основополагающими началами оперативно-розыскной деятельности. Прежде всего, необходимо отметить принцип равенства граждан перед законом, закрепленный в ч. 1 ст. 19 Конституции Российской Федерации, который нашел отражение в ч. 1 ст. 8 настоящего Федерального закона. В ряде статей Закона используется принцип подконтрольности оперативно-розыскной деятельности, который заключается в установлении законодательной системы судебного, парламентского, прокурорского и ведомственного контроля.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

И наконец, мы подошли к финальной части нашей работы, в этой части нам хотелось бы обобщить, то о чем было сказано. Провести некоторый анализ изложенного и сделать выводы и умозаключения, озвучить наше мнения об оперативно-розыскной деятельности.

В оперативно-розыскной деятельности многое зависит от квалификации оперативного сотрудника, от его умения ориентироваться в оперативной обстановке, соблюдать все необходимые принципы своей работы, четко разделять гласные и негласные методы соблюдая конспирацию. Обладать большой эрудицией, так как ему приходится работать с разными слоями населения нашего общества. Уметь перевоплощаться под условия проведения мероприятий.

Даже при наличии всех необходимых качеств, главным оружием сотрудника оперативного подразделения является закон, который четко регламентирует его деятельность. Не смотря на многочисленное количество правовых актов, в которых он должен ориентироваться, ему необходимо четко соблюдать основные принципы своей деятельности и не когда не забывать, что он работает не только с преступным элементом, но и с законопослушными гражданами своего государства. Которые не должны пострадать от деятельности правоохранительных органов, которая частично может нарушать права и свободы человека.

В нашей курсовой работе мы рассмотрели понятие оперативно-розыскной деятельности. Разобрались в ее сущности, оценили ее правовую основу, рассмотрели регламентирующее законодательство. Указали на некоторые изъяны, допущенные в данном законодательстве.

Основным выводом данной работы можно считать, что оперативно-розыскная деятельность является одним из важных источников сбора доказательств направленных на раскрытия преступлений и совершенствование в этой области деятельности правоохранительных органов не останавливается ни на минуту.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Всеобщая декларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г.) // Российская газета от 10 декабря 1998 г.

2. Международный пакт о гражданских и политических правах (Нью-Йорк, 19 декабря 1966 г.) // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных с иностранными государствами, М., 1978 г., вып. XXXII.


3. Конвенция о защите прав человека и основных свобод ETS № 005 (Рим, 4 ноября 1950 г.) (с изм. и доп. от 21 сентября 1970 г., 20 декабря 1971 г., 1 января 1990 г., 6 ноября 1990 г., 11 мая 1994 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 8 января 2001 г., № 2, ст. 163.

4. Европейская Конвенция о взаимной правовой помощи по уголовным делам ETS № 030 (Страсбург, 20 апреля 1959 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 5 июня 2000 г., № 23.

5. Соглашение о взаимодействии Министерств внутренних дел независимых государств в сфере борьбы с преступностью (Алма-Ата, 24 апреля 1992 г.) // Текст Соглашения официально опубликован не был.

6. Соглашение о сотрудничестве между министерствами внутренних дел в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ (Киев, 21 октября 1992 г.) //правовая система Гарант.

7. Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // СЗ РФ.- 2014. № 31.- С. 4398.

8. Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18 декабря 2001 г. №174-ФЗ (ред. от 11.10.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 21.10.2018)

9. Гражданский кодекс Российской Федерации // Собрание законодательства Российской Федерации от 5 декабря 1994 г. № 32 ст. 3301

10. Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12.08.1995 N 144-ФЗ (последняя редакция)// Консультант плюс.

11. Федеральный закон от 20 апреля 1995 г. № 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» // Консультант плюс.

12. Федеральный закон от 10 января 1996 г. № 5-ФЗ «О внешней разведке» // Консультант плюс.

13. Федеральный закон от 3 апреля 1995 г. № 40-ФЗ «О федеральной службе безопасности» Консультант плюс.

14. Федеральный закон от 27 мая 1996 г. № 57-ФЗ «О государственной охране» // Консультант плюс.

15. Закон РФ от 1 апреля 1993 г. № 4730-I «О Государственной границе Российской Федерации» // Консультант плюс.

15. Федеральный закон от 15 июля 1995 г. № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» // Консультант плюс.

17. Федеральный закон «О полиции» от 07.02.2011 N 3-ФЗ (последняя редакция) // Консультант плюс.

18. Закон РФ от 21 июля 1993 г. № 5473-I «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» // Консультант плюс.

19. Таможенный кодекс Российской Федерации от 28 мая 2003 г. № 61-ФЗ // Консультант плюс.

20. Федеральный закон от 10 января 1996 г. № 5-ФЗ «О внешней разведке» // Консультант плюс.