Добавлен: 30.03.2023
Просмотров: 60
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Сущность и принципы оперативно-розыскной деятельности
1.1. Цели, задачи и функции оперативно-розыскной деятельности
1.2. Правовая основа оперативно-розыскной деятельности
Глава 2. Анализ осуществления контроля за оперативно-розыскной деятельностью
2.2. Субъекты, контролирующие оперативно-розыскную деятельность
При обнаружении признаков преступления прокурорская проверка проводится в соответствии с требованиями УПК РФ. По требованию прокурора руководители органов предоставляют ему оперативно-служебные документы, включающие в себя дела оперативного учета, материалы о проведении оперативно-розыскных мероприятий с использованием оперативно-технических средств, а также учетно-регистрационную документацию и ведомственные нормативные акты, регламентирующие проведение оперативно-розыскных мероприятий.
При осуществлении проверок уполномоченные прокуроры знакомятся с материалами секретного делопроизводства. Только при крайней необходимости прокурору можно снимать копии с тех или иных документов и делать из них выписки. В случаях неосторожного обращения и утечки секретной информации проводится служебное расследование.
Отказ в предоставлении документов рассматривается как невыполнение требований прокурора или воспрепятствование его законной деятельности. Прокурор в данном случае при наличии оснований принимает меры для привлечения к ответственности виновных должностных лиц.
Приказ Генерального прокурора предписывает уполномоченным прокурорам требовать у руководителей органов, осуществляющих ОРД, подлинные оперативно-служебные документы. Однако руководитель оперативно-розыскного органа вправе не представлять прокурору оперативно-служебные документы, относящиеся к той части деятельности, которая не входит в предмет прокурорского надзора.
Прокурор, получив подлинные документы, на основе их анализа обязан вскрыть допущенные при осуществлении ОРМ нарушения законности и мерами прокурорского реагирования пресечь их. Однако он не должен подменять руководителей оперативных служб и других лиц, осуществляющих ведомственный контроль за их деятельностью.[22]
Вместе с тем на прокуроров не возложена обязанность надзора за исполнением предписаний подзаконных актов (приказов, инструкций). Однако в практической деятельности может иметь место обращение прокурора к подзаконным нормативным актам соответствующих ведомств, если возникает необходимость дать оценку законности проведения конкретных ОРМ, поскольку положения нормативных актов могут конкретизировать закон и определять механизм его исполнения. В процессе ознакомления с перечисленными служебными документами прокурор вправе проверить соответствие выполнения ОРМ установленному законом порядку.
Прокурор должен, используя свои полномочия, пресекать нарушения прав и законных интересов физических и юридических лиц при проведении ОРМ, принимать своевременные меры к их восстановлению, возмещению причиненного вреда, а при наличии оснований к привлечению к ответственности виновных лиц.
При всей значимости прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД, существуют определенные пределы полномочий органов прокуратуры, которые определяются оперативно-розыскным законодательством и указаниями Генерального прокурора РФ.
Прокуратура не должна вмешиваться в оперативно-хозяйственную деятельность поднадзорных органов, хотя и наделена определенными властными полномочиями. Она представляет собой механизм сдерживания и противовесов, цель которого, не допускать превалирования, особенно с нарушениями требований закона, какой-либо ветви власти, способствовать их действительному равенству и независимости.
Согласно законодательству (ч.5 ст.21 ФЗ об ОРД) исполняться могут только законные требования прокурора, вытекающие из его полномочий по надзору за ОРД. Следовательно, по правильному утверждению профессора А.Ю. Шумилова, неисполнение всех иных, хотя и законных требований прокурора, но не связанных с предметом надзора за ОРД и в данной связи возложенными обязанностями и представленными прокурору правами для исполнителей ответственности не влечет.[23]
Заключение
ОРД - вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то ФЗ об ОРД, в пределах их полномочий посредством проведения ОРМ в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.
Одним из решающих условий, обеспечивающих четкую организацию и целенаправленность применения оперативно-розыскных мер, является их научно обоснованное и систематическое планирование. Оно упорядочивает деятельность оперативного состава, приучает работать вдумчиво, творчески, позволяет правильно определить основные вопросы, подлежащие разрешению, рационально организовать выполнение каждого отдельного мероприятия, четко распределить обязанности между работниками и т.д.
Контроль за осуществлением ОРД является одной из форм управляющего воздействия и включает систему мер по наблюдению и проверке ее соответствия, действующим законам и ведомственным нормативным актам. Основной целью контроля является обеспечение единства решений и исполнения, своевременное предупреждение и устранению допущенных Нарушений.
Контроль за ОРД можно разделить на вневедомственный и ведомственный. В соответствии со ст. 20 Федерального закона от 12.08.1995 N 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», вневедомственный контроль за ОРД осуществляют следующие субъекты: Президент РФ; Федеральное Собрание РФ (парламент Российской Федерации); Правительство РФ, уполномоченные прокуроры, представители Минфина России, уполномоченные на проведение финансового контроля. К органам, осуществляющим контрольные функции в сфере ОРД, также следует отнести суд, так как судья осуществляет проверку материалов о проведении ОРМ, ограничивающие конституционные права граждан. Правовой базой данной формы судебного контроля является ст.46 Конституции РФ, согласно которой каждому гражданину гарантируется судебная защита его прав и свобод. Несмотря на то, что в ст.20 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» судебные органы не упоминаются в качестве субъектов, осуществляющих контроль, они являются субъектами вневедомственного (государственного) контроля.
Список использованной литературы
Нормативно-правовые акты
- «Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 06.07.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2016).
- «Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 06.07.2016).
- Федеральный закон от 12.08.1995 N 144-ФЗ (ред. от 29.11.2012) «Об оперативно-розыскной деятельности»
- Федеральный закон от 28.12.2010 N 390-ФЗ «О безопасности» «Российская газета», N 295, 29.12.2010, «Собрание законодательства РФ», 03.01.2011, N 1, ст. 2, «Парламентская газета», N 1-2, 14-20.01.2011
- Федеральный конституционный закон от 23.06.1999 N 1-ФКЗ (ред. от 25.12.2012) «О военных судах Российской Федерации»
- Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 N 2-ФКЗ (ред. от 03.12.2012) «О Правительстве Российской Федерации»
- Приказ МВД России от 19.06.2012 N 608 «О некоторых вопросах организации оперативно-розыскной деятельности в системе МВД России» (Зарегистрировано в Минюсте России 25.07.2012 N 25005).
- Приказ Генпрокуратуры России от 15.02.2011 N 33 (ред. от 05.09.2012) «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности» (вместе с «Инструкцией о порядке составления и представления отчета о работе прокурора по надзору за исполнением законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности», «Инструкцией об организации в прокуратуре делопроизводства по документам органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность»).
Литература
- Басков В.И. Прокурорский надзор за оперативно-розыскной деятельностью при расследовании преступлений // Вестник Московского университета, Серия 11, Право, 2015, № 4. – С.9-25.
- Гулягин А.Ю. Обеспечение законности при осуществлении оперативно-розыскной деятельности средствами прокурорского надзора // Российский следователь. 2016. N 12. С. 45 - 47.
- Давыдов Я.В. Оперативно-розыскная деятельность: Конспект лекций. – М.: Приор-издат, 2015. – 367 с.
- Доля Е.А. Формирование доказательств на основе результатов оперативно-розыскной деятельности: Монография. М.: Проспект, 2009. 376 с.
- Дубоносов Е.С. Основы оперативно-розыскной деятельности: Курс лекций. – М.: Книжный мир, 2014. – 413 с.
- Дубягин Ю.П., Дубягина О.П., Михайлычев Е.А. Комментарий к Федеральному закону «Об оперативно-розыскной деятельности» (постатейный). М.: Юстицинформ, 2016. 144 с.
- Захарцев С.И., Пахунов А.М. Организация прокурорского надзора за оперативно-розыскной деятельностью // Российский следователь. 2012. N 9. С. 37 - 40.
- Иванов П.И. Актуальные проблемы использования результатов ОРД при расследовании преступлений коррупционной направленности // Российский следователь. 2012. N 1. С. 25 - 27.
- Киселев А.П. Комментарий к Федеральному закону от 12 августа 1995 года № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности». – М., 2009. – 632 с.
- Комментарий к Федеральному закону «Об оперативно-розыскной деятельности» (постатейный) / А.И. Алексеев, О.А. Вагин, Д.В. Закаляпин и др.; под ред. А.И. Алексеева, В.С. Овчинского. Москва: Проспект, 2016. 176 с.
- Красинский В.В. О соотношении понятий «оперативно-розыскная деятельность» и «оперативно-разыскная деятельность» // Современное право. 2012. N 8. С. 34 - 37.
- Ласкина Н.В. Прокурорский надзор: Учебное пособие для вузов. – М.: Юстицинформ, 2013. – 531 с.
- Левинова Т.А. Обжалование действий и решений органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность: проблемы правоприменения // Российская юстиция. 2014. N 6. С. 59 - 61.
- Макаров А.В., Фирсов О.В. Особенности использования результатов оперативно-розыскной деятельности в процессе доказывания по уголовным делам // Российский следователь. 2013. N 8. С. 42 - 45.
- Оперативно-розыскная деятельность: Учебник – 2-е изд. - / Под ред. К.К. Горяинова, В.С. Овчинского, Г.К. Синилова, А.Ю. Шумилова. – М.: ИНФРА-М, 2015. – 746 с.
- Теория оперативно-розыскной деятельности: Учебник / Под ред. К.К. Горяинова, В.С. Овчинского, Г.К. Синилова. – М.: ИНФРА-М, 2013. – 863 с.
- Шергин Г.Н. Использование результатов ОРД в уголовно-процессуальном судопроизводстве // Российский следователь. 2016. N 11. С. 24 - 26.
-
Федеральный закон от 12.08.1995 N 144-ФЗ (ред. от 29.11.2012) «Об оперативно-розыскной деятельности» ↑
-
Басков В.И. Прокурорский надзор за оперативно-розыскной деятельностью при расследовании преступлений // Вестник Московского университета, Серия 11, Право, 2008, № 4. – С.9-25. ↑
-
Захарцев С.И., Пахунов А.М. Организация прокурорского надзора за оперативно-розыскной деятельностью // Российский следователь. 2012. N 9. С. 37 - 40. ↑
-
Дубоносов Е.С. Основы оперативно-розыскной деятельности: Курс лекций. – М.: Книжный мир, 2012. – 413 с. ↑
-
Федеральный закон от 12.08.1995 N 144-ФЗ (ред. от 29.11.2012) «Об оперативно-розыскной деятельности» ↑
-
Давыдов Я.В. Оперативно-розыскная деятельность: Конспект лекций. – М.: Приор-издат, 2010. – 367 с. ↑
-
Дубоносов Е.С. Основы оперативно-розыскной деятельности: Курс лекций. – М.: Книжный мир, 2012. – 413 с. ↑
-
Дубоносов Е.С. Основы оперативно-розыскной деятельности: Курс лекций. – М.: Книжный мир, 2012. – С.113. ↑
-
Теория оперативно-розыскной деятельности: Учебник / Под ред. К.К.Горяинова, В.С.Овчинского, Г.К.Синилова. – М.: ИНФРА-М, 2013. – С.763. ↑
-
Давыдов Я.В. Оперативно-розыскная деятельность: Конспект лекций. – М.: Приор-издат, 2010. – С.268. ↑
-
Дубоносов Е.С. Основы оперативно-розыскной деятельности: Курс лекций. – М.: Книжный мир, 2012. – С.115. ↑
-
Теория оперативно-розыскной деятельности: Учебник / Под ред. К.К.Горяинова, В.С.Овчинского, Г.К.Синилова. – М.: ИНФРА-М, 2013. – С.778. ↑
-
Оперативно-розыскная деятельность: Учебник – 2-е изд. - / Под ред. К.К.Горяинова, В.С.Овчинского, Г.К.Синилова, А.Ю.Шумилова. – М.: ИНФРА-М, 2010. – С.446. ↑
-
Дубоносов Е.С. Основы оперативно-розыскной деятельности: Курс лекций. – М.: Книжный мир, 2012. – С.113. ↑
-
Давыдов Я.В. Оперативно-розыскная деятельность: Конспект лекций. – М.: Приор-издат, 2010. – С.268. ↑
-
Оперативно-розыскная деятельность: Учебник – 2-е изд. - / Под ред. К.К. Горяинова, В.С. Овчинского, Г.К. Синилова, А.Ю. Шумилова. – М.: ИНФРА-М, 2010. – С.446. ↑
-
Давыдов Я.В. Оперативно-розыскная деятельность: Конспект лекций. – М.: Приор-издат, 2010. – С.168. ↑
-
Оперативно-розыскная энциклопедия / Авт. Сост. А.Ю.Шумилов. – М., 2004. – С.189. ↑
-
Давыдов Я.В. Оперативно-розыскная деятельность: Конспект лекций. – М.: Приор-издат, 2010. – С.113. ↑
-
Басков В.И. Прокурорский надзор за оперативно-розыскной деятельностью при расследовании преступлений // Вестник Московского университета, Серия 11, Право, 2008, № 4. – С.11. ↑
-
Киселев А.П. Комментарий к Федеральному закону от 12 августа 1995 года № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности». – М., 2009. – С.302. ↑
-
Басков В.И. Прокурорский надзор за оперативно-розыскной деятельностью при расследовании преступлений // Вестник Московского университета, Серия 11, Право, 2008, № 4. – С.15. ↑
-
Ласкина Н.В. Прокурорский надзор: Учебное пособие для вузов. –М.: Юстицинформ, 2013. – С.321. ↑