Файл: Контроль за оперативно-розыскной деятельностью.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 60

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

При обнаружении признаков преступления прокурорская проверка про­водится в соответствии с требованиями УПК РФ. По требованию прокурора руководители органов предоставляют ему оперативно-служеб­ные документы, включающие в себя дела оперативного учета, материалы о проведении оперативно-розыскных мероприятий с использованием оператив­но-технических средств, а также учетно-регистрационную документацию и ве­домственные нормативные акты, регламентирующие проведение оперативно-розыскных мероприятий.

При осуществлении проверок уполномоченные прокуроры знакомятся с материалами секретного делопроизводства. Только при крайней необходимо­сти прокурору можно снимать копии с тех или иных документов и делать из них выписки. В случаях неосторожного обращения и утечки секретной инфор­мации проводится служебное расследование.

Отказ в предоставлении документов рассматривается как невыполнение требований прокурора или воспрепятствование его законной деятельности. Прокурор в данном случае при наличии оснований принимает меры для при­влечения к ответственности виновных должностных лиц.

Приказ Генерального прокурора предписывает уполномоченным проку­рорам требовать у руководителей органов, осуществляющих ОРД, подлинные оперативно-служебные документы. Однако руководитель оперативно-розыс­кного органа вправе не представлять прокурору оперативно-служебные доку­менты, относящиеся к той части деятельности, которая не входит в предмет прокурорского надзора.

Прокурор, получив подлинные документы, на основе их анализа обязан вскрыть допущенные при осуществлении ОРМ нарушения законности и мера­ми прокурорского реагирования пресечь их. Однако он не должен подменять руководителей оперативных служб и других лиц, осуществляющих ведомствен­ный контроль за их деятельностью.[22]

Вместе с тем на прокуроров не возложена обязанность надзора за испол­нением предписаний подзаконных актов (приказов, инструкций). Однако в прак­тической деятельности может иметь место обращение прокурора к подзаконным нормативным актам соответствующих ведомств, если возника­ет необходимость дать оценку законности проведения конкретных ОРМ, по­скольку положения нормативных актов могут конкретизировать закон и определять механизм его исполнения. В процессе ознакомления с перечис­ленными служебными документами прокурор вправе проверить соответствие выполнения ОРМ установленному законом порядку.


Прокурор должен, используя свои полномочия, пресекать нарушения прав и законных интересов физических и юридических лиц при проведении ОРМ, принимать своевременные меры к их восстановлению, возмещению причи­ненного вреда, а при наличии оснований к привлечению к ответственности виновных лиц.

При всей значимости прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД, существуют определенные пределы пол­номочий органов прокуратуры, которые определяются оперативно-розыск­ным законодательством и указаниями Генерального прокурора РФ.

Прокуратура не должна вмешиваться в оперативно-хозяйственную дея­тельность поднадзорных органов, хотя и наделена определенными властны­ми полномочиями. Она представляет собой механизм сдерживания и противовесов, цель которого, не допускать превалирования, особенно с нару­шениями требований закона, какой-либо ветви власти, способствовать их дей­ствительному равенству и независимости.

Согласно законодательству (ч.5 ст.21 ФЗ об ОРД) исполняться могут только законные требования прокурора, вытекающие из его полномочий по надзору за ОРД. Следовательно, по правильному утверждению профессора А.Ю. Шу­милова, неисполнение всех иных, хотя и законных требований прокурора, но не связанных с предметом надзора за ОРД и в данной связи возложенными обязанностями и представленными прокурору правами для исполнителей от­ветственности не влечет.[23]

Заключение

ОРД - вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то ФЗ об ОРД, в пределах их полномочий посредством проведения ОРМ в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.

Одним из решающих условий, обеспечивающих четкую организацию и целенаправленность применения оперативно-розыскных мер, является их научно обоснованное и систематическое планирование. Оно упорядочивает деятельность оперативного состава, приучает работать вдумчиво, творчески, позволяет правильно определить основные вопросы, подлежащие разрешению, рационально организовать выполнение каждого отдельного мероприятия, четко распределить обязанности между работниками и т.д.

Контроль за осуществлением ОРД является одной из форм управляю­щего воздействия и включает систему мер по наблюдению и проверке ее соответствия, действующим законам и ведомственным нормативным актам. Основной целью контроля является обеспечение единства решений и ис­полнения, своевременное предупреждение и устранению допущенных Нару­шений.


Контроль за ОРД можно разделить на вневедомственный и ведомствен­ный. В соответствии со ст. 20 Федерального закона от 12.08.1995 N 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», вневедомственный контроль за ОРД осуществляют следующие субъекты: Президент РФ; Федеральное Собрание РФ (парламент Российской Федерации); Правительство РФ, уполномоченные прокуроры, представители Минфина России, уполномоченные на проведение финансового контроля. К органам, осуществляющим контрольные функции в сфере ОРД, также следует отнести суд, так как судья осуществляет проверку материалов о про­ведении ОРМ, ограничивающие конституционные права граждан. Правовой базой данной формы судебного контроля является ст.46 Конституции РФ, со­гласно которой каждому гражданину гарантируется судебная защита его прав и свобод. Несмотря на то, что в ст.20 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» судебные органы не упомина­ются в качестве субъектов, осуществляющих контроль, они являются субъек­тами вневедомственного (государственного) контроля.

Список использованной литературы

Нормативно-правовые акты

  1. «Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 06.07.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2016).
  2. «Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 06.07.2016).
  3. Федеральный закон от 12.08.1995 N 144-ФЗ (ред. от 29.11.2012) «Об оперативно-розыскной деятельности»
  4. Федеральный закон от 28.12.2010 N 390-ФЗ «О безопасности» «Российская газета», N 295, 29.12.2010, «Собрание законодательства РФ», 03.01.2011, N 1, ст. 2, «Парламентская газета», N 1-2, 14-20.01.2011
  5. Федеральный конституционный закон от 23.06.1999 N 1-ФКЗ (ред. от 25.12.2012) «О военных судах Российской Федерации»
  6. Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 N 2-ФКЗ (ред. от 03.12.2012) «О Правительстве Российской Федерации»
  7. Приказ МВД России от 19.06.2012 N 608 «О некоторых вопросах организации оперативно-розыскной деятельности в системе МВД России» (Зарегистрировано в Минюсте России 25.07.2012 N 25005).
  8. Приказ Генпрокуратуры России от 15.02.2011 N 33 (ред. от 05.09.2012) «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности» (вместе с «Инструкцией о порядке составления и представления отчета о работе прокурора по надзору за исполнением законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности», «Инструкцией об организации в прокуратуре делопроизводства по документам органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность»).

Литература

  1. Басков В.И. Прокурорский надзор за оперативно-розыскной деятельностью при расследовании преступлений // Вестник Московского университета, Серия 11, Право, 2015, № 4. – С.9-25.
  2. Гулягин А.Ю. Обеспечение законности при осуществлении оперативно-розыскной деятельности средствами прокурорского надзора // Российский следователь. 2016. N 12. С. 45 - 47.
  3. Давыдов Я.В. Оперативно-розыскная деятельность: Конспект лекций. – М.: Приор-издат, 2015. – 367 с.
  4. Доля Е.А. Формирование доказательств на основе результатов оперативно-розыскной деятельности: Монография. М.: Проспект, 2009. 376 с.
  5. Дубоносов Е.С. Основы оперативно-розыскной деятельности: Курс лекций. – М.: Книжный мир, 2014. – 413 с.
  6. Дубягин Ю.П., Дубягина О.П., Михайлычев Е.А. Комментарий к Федеральному закону «Об оперативно-розыскной деятельности» (постатейный). М.: Юстицинформ, 2016. 144 с.
  7. Захарцев С.И., Пахунов А.М. Организация прокурорского надзора за оперативно-розыскной деятельностью // Российский следователь. 2012. N 9. С. 37 - 40.
  8. Иванов П.И. Актуальные проблемы использования результатов ОРД при расследовании преступлений коррупционной направленности // Российский следователь. 2012. N 1. С. 25 - 27.
  9. Киселев А.П. Комментарий к Федеральному закону от 12 августа 1995 года № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности». – М., 2009. – 632 с.
  10. Комментарий к Федеральному закону «Об оперативно-розыскной деятельности» (постатейный) / А.И. Алексеев, О.А. Вагин, Д.В. Закаляпин и др.; под ред. А.И. Алексеева, В.С. Овчинского. Москва: Проспект, 2016. 176 с.
  11. Красинский В.В. О соотношении понятий «оперативно-розыскная деятельность» и «оперативно-разыскная деятельность» // Современное право. 2012. N 8. С. 34 - 37.
  12. Ласкина Н.В. Прокурорский надзор: Учебное пособие для вузов. – М.: Юстицинформ, 2013. – 531 с.
  13. Левинова Т.А. Обжалование действий и решений органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность: проблемы правоприменения // Российская юстиция. 2014. N 6. С. 59 - 61.
  14. Макаров А.В., Фирсов О.В. Особенности использования результатов оперативно-розыскной деятельности в процессе доказывания по уголовным делам // Российский следователь. 2013. N 8. С. 42 - 45.
  15. Оперативно-розыскная деятельность: Учебник – 2-е изд. - / Под ред. К.К. Горяинова, В.С. Овчинского, Г.К. Синилова, А.Ю. Шумилова. – М.: ИНФРА-М, 2015. – 746 с.
  16. Теория оперативно-розыскной деятельности: Учебник / Под ред. К.К. Горяинова, В.С. Овчинского, Г.К. Синилова. – М.: ИНФРА-М, 2013. – 863 с.
  17. Шергин Г.Н. Использование результатов ОРД в уголовно-процессуальном судопроизводстве // Российский следователь. 2016. N 11. С. 24 - 26.

  1. Федеральный закон от 12.08.1995 N 144-ФЗ (ред. от 29.11.2012) «Об оперативно-розыскной деятельности»

  2. Басков В.И. Прокурорский надзор за оперативно-розыскной деятельностью при расследовании преступлений // Вестник Московского университета, Серия 11, Право, 2008, № 4. – С.9-25.

  3. Захарцев С.И., Пахунов А.М. Организация прокурорского надзора за оперативно-розыскной деятельностью // Российский следователь. 2012. N 9. С. 37 - 40.

  4. Дубоносов Е.С. Основы оперативно-розыскной деятельности: Курс лекций. – М.: Книжный мир, 2012. – 413 с.

  5. Федеральный закон от 12.08.1995 N 144-ФЗ (ред. от 29.11.2012) «Об оперативно-розыскной деятельности»

  6. Давыдов Я.В. Оперативно-розыскная деятельность: Конспект лекций. – М.: Приор-издат, 2010. – 367 с.

  7. Дубоносов Е.С. Основы оперативно-розыскной деятельности: Курс лекций. – М.: Книжный мир, 2012. – 413 с.

  8. Дубоносов Е.С. Основы оперативно-розыскной деятельности: Курс лекций. – М.: Книжный мир, 2012. – С.113.

  9. Теория оперативно-розыскной деятельности: Учебник / Под ред. К.К.Горяинова, В.С.Овчинского, Г.К.Синилова. – М.: ИНФРА-М, 2013. – С.763.

  10. Давыдов Я.В. Оперативно-розыскная деятельность: Конспект лекций. – М.: Приор-издат, 2010. – С.268.

  11. Дубоносов Е.С. Основы оперативно-розыскной деятельности: Курс лекций. – М.: Книжный мир, 2012. – С.115.

  12. Теория оперативно-розыскной деятельности: Учебник / Под ред. К.К.Горяинова, В.С.Овчинского, Г.К.Синилова. – М.: ИНФРА-М, 2013. – С.778.

  13. Оперативно-розыскная деятельность: Учебник – 2-е изд. - / Под ред. К.К.Горяинова, В.С.Овчинского, Г.К.Синилова, А.Ю.Шумилова. – М.: ИНФРА-М, 2010. – С.446.

  14. Дубоносов Е.С. Основы оперативно-розыскной деятельности: Курс лекций. – М.: Книжный мир, 2012. – С.113.

  15. Давыдов Я.В. Оперативно-розыскная деятельность: Конспект лекций. – М.: Приор-издат, 2010. – С.268.

  16. Оперативно-розыскная деятельность: Учебник – 2-е изд. - / Под ред. К.К. Горяинова, В.С. Овчинского, Г.К. Синилова, А.Ю. Шумилова. – М.: ИНФРА-М, 2010. – С.446.

  17. Давыдов Я.В. Оперативно-розыскная деятельность: Конспект лекций. – М.: Приор-издат, 2010. – С.168.

  18. Оперативно-розыскная энциклопедия / Авт. Сост. А.Ю.Шумилов. – М., 2004. – С.189.

  19. Давыдов Я.В. Оперативно-розыскная деятельность: Конспект лекций. – М.: Приор-издат, 2010. – С.113.

  20. Басков В.И. Прокурорский надзор за оперативно-розыскной деятельностью при расследовании преступлений // Вестник Московского университета, Серия 11, Право, 2008, № 4. – С.11.

  21. Киселев А.П. Комментарий к Федеральному закону от 12 августа 1995 года № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности». – М., 2009. – С.302.

  22. Басков В.И. Прокурорский надзор за оперативно-розыскной деятельностью при расследовании преступлений // Вестник Московского университета, Серия 11, Право, 2008, № 4. – С.15.

  23. Ласкина Н.В. Прокурорский надзор: Учебное пособие для вузов. –М.: Юстицинформ, 2013. – С.321.