Файл: Контроль за оперативно-розыскной деятельностью.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 58

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

свободы человека и гражданина могут быть ограничены ФЗ только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (см. ч. 3 ст. 55). Вместе с тем Конституцией каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод (см. ч. 1 ст. 46).

Из числа федеральных конституционных законов, принятых в РФ, выделим Федеральный конституционный закон от 23 июня 1999 г. № 1-ФКЗ «О военных судах Российской Федерации». В нем установлено, что военные суды в пределах своих полномочий и порядке, установленном ФЗ, рассматривают дела и материалы, связанные с ограничением конституционных свобод и прав на тайну переписки, телефонных и иных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, на неприкосновенность жилища (см. ч. 7 ст. 7). Вторую группу, или «ядро» правовой основы, составляют нормы самого ФЗ об ОРД.

В третью группу нормативных актов входят другие ФЗ. Во-первых, к ним относят только те законы, которые регулируют группы общественных отношений, возникающих в ОРД. В частности, в их число включены УК, УПК, Закон о государственной тайне, ФЗ о прокуратуре и о государственной защите. Во-вторых, их перечень в ФЗ об ОРД носит открытый характер (ст. 4) и может пополняться новыми законодательными актами[7].

К четвертой группе актов правовой основы относятся иные, кроме законов, нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти: Президента РФ (например, Указ от 12 июля 1995 № 673 «Об упорядочении организации и проведения ОРМ с использованием технических средств»); представительного и законодательного органа России (палат парламента); Правительства РФ.

Пятую группу составляют нормативные акты органов, осуществляющих ОРД. К этим актам применяются общие требования. Так, ФЗ об ОРД требует, чтобы эти акты издавались (см. ч. 2 ст. 4): строго в соответствии с законодательством РФ; в пределах полномочий конкретного ОРО; только по вопросам регламентации организации и тактики проведения ОРМ. Кроме того, те нормативные акты данной группы правовой основы ОРД, которые затрагивают права и законные интересы граждан или носят межведомственный характер, подлежат обязательной государственной регистрации в Минюсте России.

Все эти акты должны иметь соответствующую форму. Они издаются федеральными органами исполнительной власти в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений. Издание нормативных актов в виде писем и телеграмм не допускается. Структурные подразделения и территориальные органы федеральных органов исполнительной власти не вправе издавать нормативные правовые акты.


В зависимости от субъекта, издавшего тот или иной нормативный акт, в этой группе выделяют акты, принимаемые: конкретным министерством или ведомством; совместно министерствами и ведомствами по тем или иным сторонам обеспечения ОРД.

Глава 2. Анализ осуществления контроля за оперативно-розыскной деятельностью

2.1. Сущность, правовые основы и формы осуществления контроля и надзора в оперативно-розыскной деятельности

Контроль за осуществлением ОРД является одной из форм управляю­щего воздействия и включает систему мер по наблюдению и проверке ее соответствия, действующим законам и ведомственным нормативным актам. Основной целью контроля является обеспечение единства решений и ис­полнения, своевременное предупреждение и устранению допущенных Нару­шений.

Контроль за ОРД можно разделить на вневедомственный и ведомствен­ный. В соответствии со ст. 20 Федерального закона от 12.08.1995 N 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», вневедомственный контроль за ОРД осуществляют следующие субъекты: Президент РФ; Федеральное Собрание РФ (парламент Российской Федерации); Правительство РФ, уполномоченные прокуроры, представители Минфина России, уполномоченные на проведение финансового контроля. К органам, осуществляющим контрольные функции в сфере ОРД, также следует отнести суд, так как судья осуществляет проверку материалов о про­ведении ОРМ, ограничивающие конституционные права граждан. Правовой базой данной формы судебного контроля является ст.46 Конституции РФ, со­гласно которой каждому гражданину гарантируется судебная защита его прав и свобод. Несмотря на то, что в ст.20 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» судебные органы не упомина­ются в качестве субъектов, осуществляющих контроль, они являются субъек­тами вневедомственного (государственного) контроля.[8]


Вневедомственный контроль является контролем со стороны федеральных органов государственной власти РФ. Он выражается в системе на­блюдения и проверки соответствия деятельности уполномоченных органов и должностных лиц государства задачам, принципам и пра­вилам, установленным ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» и принятыми в его исполнение подзаконными актами. Конечная цель данного контроля состоит в том, чтобы не допустить в ОРД отклонений от установленных нор­мативов, а при необходимости - скорректировать деятельность соот­ветствующих органов и должностных лиц, устранить препятствия на пути их эффективной работы.

В ОРД особое значение имеет ведомственный контроль. Это обусловлено прежде всего тем, что данный вид деятельности осуществляется пре­имущественно негласными средствами, что ограничивает возможность контроля за оперативными подразделениями со стороны граждан и общественных организаций. По этой же причине в определенной мере затруднен конт­роль со стороны органов представительной власти и прокуратуры. Ведомственный контроль включает в себя оценку законности, обоснованнос­ти и эффективности оперативно-розыскной деятельности и позволяет устра­нить принятие неправомерного решения и восстановить нарушенные права и законные интересы физических и юридических лиц, а также принять руково­дителю самостоятельное решение по осуществлению оперативно-розыскных функций.

Ведомственный контроль является одной из форм управляющего воздействия, которое осуществляется внутри оперативно-розыскного органа, непос­редственно его руководителями и должностными лицами в соответствии ст.22 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» и ведомственными нормативными актами.[9]

Руководителем органа, осуществляющего ОРД, является должностное лицо, назначенное в соответствии с законом или ведомственным нормативным актом на соот­ветствующую управленческую должность в оперативно-розыскном подразделении.

К числу руководителей, осуществляющих контроль за ОРД в системе ОВД, относятся:

  • министр внутренних дел РФ и его заместители по оперативной работе (начальник службы криминальной милиции);
  • начальники главных управлений и управлений МВД России, имеющих в своей структуре оперативные службы, и их заместители;
  • министры внутренних дел республик и их заместители по оперативной работе;
  • начальники главных управлений и управлений внутренних дел на транс­порте и на режимных объектах; их заместители, являющиеся по должности начальниками криминальной милиции;
  • начальники отделов (управлений) внутренних дел районов, городов, районов (округов) в городе, на транспорте и на режимных объектах, их заместители, являющиеся по должности начальниками криминальной милиции, иные должностные лица.

Под «иными должностными лицами» понимаются лица, имеющие соответствующий допуск, работники аппарата министра, Штаба МВД России, Глав­ного информационного центра и контрольно-ревизионного управления МВД России, а также сотрудники подчиненных им служб.[10]

Целями ведомственного контроля являются:

  • своевременное предупреждение нарушений закона и вскрытие недостатков в процессе осуществления ОРД;
  • определение соответствия этой деятельности требованиям законодательства Российской Федерации и ведомственным нормативным актам;
  • обеспечение конспирации и безопасности граждан, сотрудничающих с оперативно-розыскными органами на конфиденциальной основе;
  • обеспечение единства решений и исполнения.[11]

Формы осуществления ведомственного контроля могут заключаться в ознакомлении руководителя с делами оперативного учета, работой подразделения и его конкретных сотрудников, постоянное изучение оперативно-значи­мой информации и общественного мнения, заслушивание конкретных работ­ников в ходе оперативных совещаний и др.

В зависимости от времени осуществления вневедомственный контроль можно условно разделить на предварительный, текущий и последующий.

В процессе предварительного контроля руководитель выясняет состояние дел в оперативном подразделении, проверяет оперативно-служебные документы, представляемые на утверждение, обоснованность заведения дел оперативного учета, законность и целесообразность принимаемых решений оперативными сотрудниками на стадии планирования и подготовки ОРМ, про­гнозирования их результатов и др. Данный вид контроля имеет особое значе­ние в предупреждении различных нарушений законодательства.

Текущий контроль является непосредственной частью руководства опе­ративными подразделениям и сотрудниками. Он осуществляется руководите­лем в процессе исполнения принятых решений и наиболее часто обеспечивается путем их личного участия в ОРМ. На данном этапе им изучаются оперативно-служебные документы, составляемые в ходе проведения конкретных ОРМ, своевременность и обоснованность их оформления, конт­ролируются законность, сроки и полнота проведения мероприятий. Кроме того, проверяется действенность мероприятий, обеспечение конспирации, право­мерность использования технических средств, а также обеспечивается выбор наиболее эффективных тактических приемов, обеспечивающих успешное рас­крытие преступления.


Последующий контроль является наиболее распространенным в деятельности оперативных подразделений и проводится после исполнения принятых решений. Наиболее часто последующий контроль включает проверку испол­нения качества проведенных ОРМ, их результативности и оценку деятельнос­ти по производству оперативной проверки. При этом проверяется обоснованность прекращения дел оперативного учета или их продления, рас­ходования финансовых средств, выделяемых на ОРД, заслушиваются отчеты исполнителей, определяется обоснованность итоговых решений и направле­ния использования полученных материалов, рассматриваются жалобы и за­явления граждан о нарушении законности, решаются иные вопросы ОРД.

В целях проверки соблюдения законности, выявления недостатков в опе­ративной работе и внесения предложений по ее совершенствованию выше­стоящими подразделениями могут осуществляться комплексные и контрольные проверки. Комплексные проверки - это контроль, охватывающий все направления в работе проверяемого оперативного подразделения, как правило, за определенный период. Контрольные проверки проводятся обыч­но через год после комплексных в целях устранения недостатков, выявлен­ных в процессе комплексных проверок, а также реализации вынесенных проверяющими органами предложений по совершенствованию работы.[12]

Кроме того, руководители оперативно-розыскных органов могут осуще­ствлять непосредственный контроль путем личного участия в организации и проведении ОРМ. При этом они несут персональную ответственность не толь­ко за законность проведения ОРМ, соблюдение прав и законных интересов граждан, обеспечение конспирации, но и за организацию ОРД в целом.

2.2. Субъекты, контролирующие оперативно-розыскную деятельность

Субъектами, контролирующими ОРД и надзирающими за ней являются государственные органы и их должност­ные лица, наделенные законодателем функцией контроля за организа­цией, обеспечением и (или) осуществлением ОРД, а равно Генеральный прокурор РФ и уполномоченные им прокуроры, наделенные законодате­лем функцией надзора за исполнением ОРО законов России.

Реализуя специфические функции в ОРД (функции контроля и надзора), эти субъекты исполняют предусмотренные российским законодательством обязанности и пользуются соответствующими правами.