Файл: Роль педагога в формировании учебной деятельности младшего школьника.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 96

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

цели: развитие логического мышления, речи, творческого воображения,

смекалки. Этому помогают игры: “Аквариум”, “Освободи птичку”, “Кто соберет в дорогу больше вещей”, “Цирк”, “Поезд”, “Собери букет”, “Пирамидка”, “Магазин”. Принимая участие в этих играх, дети учащиеся становятся пассажирами, машинистами.

Нами отмечено, что включая в процесс обучения детей игры и игровые моменты, нужно всегда помнить об их целях и назначении.  Нельзя забывать, что за игрой стоит учебный процесс и задача учителя – научить малыша самостоятельно учиться, формировать у него потребность активно относиться к учебному процессу, помочь сделать серьезный труд детей занимательным, продуктивным. В игровых формах занятия реализуются идеи совместного сотрудничества, соревнования, самоуправления, воспитания через коллектив, приобщения учеников к научно-техническому творчеству, воспитания ответственности каждого за учебу и дисциплину в классе.

 На каждом уроке математики учитель в первом классе стремится провести игру, игровое упражнение, разучить считалку, отгадать загадку, ребус. Приведем некоторые игры и игровые моменты, которые проводятся при обучении учащихся математике.

Учащиеся с увлечением выполняют устный счет, когда наградой служит право определенным образом дополнить рисунок. Тот, кто выполнил все необходимые действия «у печки», может разжечь ее, т.е. нарисовать дым

из трубы. И такое поощрение учащиеся хотят заслужить. 

 Игровые и занимательные упражнения  используются на различных этапах урока. Коллективные игры в классе разделяются по дидактическим задачам урока.

Это, прежде всего игры, которые можно использовать на этапе

изучения нового материала, игры на этапе обобщения знаний, и игры, используемые на этапе контроля. При выполнении обучающих игровых и занимательных упражнений учащиеся приобретают новые знания, умения и навыки или вынуждены приобрести их в процессе игры. 

Игра «Составим поезд» наглядно показывает прием образования каждого последующего и предыдущего числа. На основе использования этой игры учитель предлагает детям сосчитать число вагонов слева направо и справа налево, и учащиеся делают вывод, что считать можно в любом направлении, но при этом важно не пропустить ни одного предмета и не сосчитать его дважды.

 Игра «Почтальон» также формирует навыки счета. На наборном полотне выставлено десять домиков - это улица. Им присваиваются при счете номера. Учитель говорит, что прикрепить номера на дома не успели, В конце ряда домов - почта с почтальоном-зайцем. У него письмо в восьмой дом. Как почтальону его доставить. Один из учеников говорит, что почтальон-заяц может прибежать к началу улицы и посчитать дома, начиная с первого домика, другие ученики советуют считать дома с конца улицы. Учащиеся выполняют это задание практически и приходят к выводу, что быстрее считать последним способом. Игра продолжается. Письмо надо доставить каждый раз в другой дом, решается новая математическая задача.


 Счет предметов предполагает не только знание последовательности чисел от 1 до 10, но и умение правильно соотнести число предметов пересчитываемой группе предметов. Необходимо довести до понимания детей, что последнее названное при счете число обозначает общее количество предметов группы. С этой целью можно проводить игры «Кладоискатели», «Найти друга», «Считай правильно», «Курочка и цыплята». 

С помощью игры «Считай правильно» учащиеся устанавливают соответствие между числом, числовой фигурой и цифрой. Для этой цели изготовляются карточки по количеству учащихся в классе и столько наборов цифр от 0 до 9. На карточках изображаю цветы, фрукты, овощи, геометрические фигуры. Раздаются учащимся только карточки цифры. Учащиеся раскладывают их на парте. Когда карточки-цифры разложены, учитель показывает карточку, на которой изображено, например, 6 предметов. Ученики пересчитывают их и показывают соответствующую цифру – 6.

 Формируя навыки сложения и вычитания в пределах 10, на этапе объяснения нового материала используется игра «Лесенка». На наглядной

основе учащиеся осмысливают прием прибавления вычитания 2, 3,4.

В игре «Счет цепочкой» учащиеся проговаривают приемы прибавления и вычитания чисел на примерах. В играх «Бег по числовому ряду», «День и ночь» учащиеся мысленно «пробегают» по числовому ряду и проговаривают приемы прибавления и вычитания про себя.

 Игра “ Цветик-семицветик”. На магнитной доске или фланелеграфе выставлен рисунок “цветика-семицветика”. Ученики один за другим выходят к доске, отрывают лепесток и выполняют задание.

Класс следит за отвечающим. Если ученик, верно вычислил, класс хлопает в ладоши, ученик берёт лепесток на парту. У кого в конце недели окажется 7 лепестков - 7 правильных ответов, может нарисовать “цветик-семицветик” и вместе с учителем написать на его лепестках новое задание.

 Перед изучением приемов прибавления чисел, больших, чем 5, учащиеся знакомятся с переместительного свойством сложения. Здесь применяется игра «Карусели», которая раскрывает понятие переместительного свойства сложения.

 На уроках закрепления материала важно применять игры на воспроизведение свойств, действий и вычислительных приемов. При закреплении раздела «Нумерация чисел первого десятка» используются игры «Веселый счет», «Где мое место?», которые помогают закрепить представления о порядковом значении числа.

Учитель раздает учащимся карточки с числами от 1 до 10 (соревнуются две команды). По сигналу «Числа, стройтесь по порядку!» участники каждой команды должны построиться по порядку в соответствии с номерами, указанными на карточках. Выигрывает команда, которая справилась с задачей быстрее и правильно.


 Игра «Веселый счет» способствует закреплению навыков счета от 1 до 10 и от 10 до 1. Карточки с числами от 1 до 10 перемешаны и разложены на столах учащихся. По сигналу «Раз, два, три, счет начни!» учащиеся одновременно подбирают по порядку карточки с числами, показывают учителю и ведут счет. Аналогично можно провести счет от 10 до 1.

Игра «Угадай-ка» проводится с целью закрепления последовательности натурального ряда чисел от 1 до 10. Учитель предлагает учащимся отгадать число, если оно находится между числами 6 и 8. Какое место оно занимает? (Седьмое). На 1 больше 5 и на 1 меньше 7. Какое место в ряду оно занимает? (Шестое). Мой сосед слева живет в восьмом домике (считая слева направо), сосед справа живет в десятом домике (считая слева направо), сосед справа живет в десятом домике (считая слева направо). В каком домике живу я? ( В девятом) и т.д.

 Для закрепления знаний о составе числа применяются игры «Арифметический лабиринт», «Открой форточку», «Наряди елочку», «Найди пару», «Войди в ворота», «Угадай», «Составь число», «Эстафета», «Сказка Колобок», «Арифметические весы», где учащиеся воспроизводят состав чисел на основе сложения по памяти.

 Игра «Угадай» учащиеся узнают, из каких двух слагаемых состоит число, например, 7. Выигрывает тот, кто больше предложит вариантов.

 Игра «Эстафета» проводится в виде соревнования по рядам. Например, двум рядам одновременно предлагается записать все случаи состава числа 8. Первый ученик записывает один пример, передает задание второму и т. д. Выигрывает тот ряд, который быстрее и без ошибок выполнит задание. Результаты игры представляются в виде таблицы.

 Сознательному и прочному усвоению таблиц сложения и вычитания способствуют игры: «Прятки», «Сказочная шляпа», «Не собьюсь», «Вычислительная машина», «Поезд», «Полет в космос», «Лучший счетчик, «Математический футбол, «Мальчики-девочки», «Вниманию акционеров» «Лучший космонавт», «Помоги принцессе»», «Рыболовы» с использование разнообразного счетного материала и наглядности. 

Игра «Мальчики-девочки». На карточках записаны примеры. Обратная сторона одних карточек раскрашена красным цветом, других - синим. Учитель берет одну карточку, показывает классу и переворачивает обратной стороной. Если карточка красного цвета, то ответ называют девочки, если синего - мальчики. Выигрывают те, кто допустит меньше ошибок. Игра «Живая математика». У учащихся на груди табличка с цифрами, обозначающими числовой ряд от 0 до 10. Учитель читает пример (4+3). Встает тот ученик, у кого на груди табличка с цифрой 7.  При проведении игры «Кто больше» на плакатах или на доске нарисованы две связки воздушных шаров. Под каждой связкой пишется число-ответ. Учитель вызывает представителей двух команд и предлагает с данными ответами составить примеры на сложение и вычитание. Побеждает та команда, которая больше составит примеров. 


Таким образом, наблюдение показало, что учитель в первом классе применяет различные игровые методы и приёмы, вовлекает детей в разнообразную игровую деятельность, чтобы ребёнок мог сам добывать знания, наблюдая, делать выводы.

Между учителем и учениками создана атмосфера уважения и взаимопонимания, доверия и сочувствия. На всех уроках наблюдается непринуждённая обстановка, настроенность учащихся на урок, они обсуждают с учителем: каким получился урок, что им понравилось, какими они хотят видеть последующие уроки.

В работе с младшими школьниками учитель тщательно выбирает методы обучения. Но главный метод на уроках - игра.

 Игра на этапе контроля.

Говоря о способностях и возможностях самопроверки в начальных классах, надо учитывать уровень подготовленности и индивидуальные особенности учащихся.

Возрастными особенностями младших школьников объясняется использование игровых заданий и дидактических игр с элементами соревнования. Это оживляет учебную деятельность, повышает интерес и воспитывает веру в свои силы и возможности.

В результате такого построения уроков, учащиеся приучаются работать

коллективно, и вместе с тем, каждый самостоятельно.

На этом этапе учителем в первом классе используются такие игры, как «Задачи Петрушки». Так как много времени и усилий требует изготовление наглядных пособий, поэтому особенно хочется отметить, что в данном классе применяются такие игры, как «Помоги принцессе», «Космические путешествия», «Забей гол», «Математический футбол», «Ласточки», «Самолет», использование которых возможно на протяжении всего периода обучения в начальных классах, с изменением дидактических целей и содержания игр, при тех же средствах наглядности.

 Формированию образовательной компетенции также способствует использование игровых и занимательных упражнений во внеклассной работе. Периодически (1 раз в месяц) в первом классе, под руководством учителя, выпускается «Математическая газета».Выпуск данной газеты предваряет коллективная работа по сбору материала для нее. Ежегодно происходит заседание КВМ (Клуб веселых математиков), стало традицией проведение Математических праздников. 

 Представленная в данном опыте система игровых и занимательных упражнений, используемых на уроках и во внеклассных мероприятиях, в первом классе классифицируется по дидактическим задачам в соответствии с основными программными умениями, которые должны быть сформированы к концу обучения математике во втором классе.


Учителем планируется использование игровых и занимательных упражнений и при дальнейшем обучении в 2-4 классах. С этой целью осуществляется системная подборка игр, исходя из содержания программного материала. 

Наблюдение уроков и организации учителем учебного процесса, с использованием игр, в первом классе показывает, что предлагаемые в данном опыте игры полезны при обучении математике и помогают учителю реализовать на практике задачу формирования самостоятельной и целенаправленной учебной деятельности и основ коммуникативной, психолого-социальной, познавательной компетенций.

 Результатом построения системы игровых и занимательных упражнений, в первом классе, нацеленных на формирование основ образовательной компетенции учащихся начальной школы, является разработанная рабочая программа учителя начальной школы, оформленная в виде календарно-тематического планирования. 

2.2 Анализ эффективности работы педагога в обучении и воспитании младших школьников

Наблюдение говорит о том, что при реализации педагогического процесса в первом классе, с использованием системы дидактических игр и игровой деятельности:

  • повысился интерес учащихся к процессу познания;
  • активизировались психические процессы: внимание, наблюдательность, память, мышление;
  • развиваются способности и умения, учащиеся успешно овладевают счетом, вычислительными приемами, преодолевают значительные трудности обучения математике. 

Нами было исследовано: насколько результативны игры в обучении и воспитании младших школьников в школе.

Мы выявили систематическое их использование, целенаправленность программы игр. Чтобы решить проблему развития познавательной активности учащихся, как основной задачей, учителем было намечено развивать самостоятельное мышление учащихся.

Для анализа познавательных интересов и предметной направленности младших школьников было проведено диагностическое исследование.

Методы исследования: оценка уровня школьной мотивации Н.Лускановой.

Цель: выявление мотивационных предпочтений в учебной деятельности.

Чтобы оценить правильность направления работы учителя и результативность применения игровой деятельности, нами проведено изучение развития познавательного интереса у учащихся, для чего произведена оценка изменения уровня и характера интереса в динамике, с отслеживанием