Файл: Роль педагога в формировании учебной деятельности младшего школьника.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 101

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Под универсальными учебными действиями следует понимать систему способов изучения окружающего мира, создания самостоятельного процесса исследования, поиска. Это комплекс операций по систематизации, обработке, обобщению и последующему применению полученных сведений.

УУД, как комплекс обобщенных действий обучающегося, навыков и умений, связанных с ними обеспечивают способность к самостоятельному усвоению новой информации, умений, знаний, сознательному и активному получению социального опыта, самосовершенствованию. Формируется у младших школьников система универсальных учебных действий и мотивация к учению при правильной организации учебно-познавательной деятельности.

Таким образом, УУД занимают особое место в начальной школе, складываются на основе взаимодействия педагога и ученика, являются основой для развития социальной компетентности.

1.2 Возможности педагогов в формировании УУД у младших школьников в исследованиях ученых

Образование в начальной школе является базой для последующего обучения.

В младших классах особое значение имеет готовность учеников применять приобретенные знания и универсальные учебные действия в решении реальных ситуаций. Новый ФГОС второго поколения акцентирует внимание на формировании у школьника личностных и творческих качеств, его духовно-нравственное формирование, и предлагает конкретные пути, обеспечивающие этот переход: изменение метода и средств обучения в разной деятельности. Это говорит о важности рассмотрения вопроса о современных и эффективных методах и средствах обучения [2].

Проанализировав исследования Л.С. Выготского, К.М. Гуревич, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина и других психологов и педагогов [6; 9; 28], мы получили объективные данные для того, чтобы считать младший школьный сензитивным для формирования универсальных учебных действий ребенка. Поступая в первый класс, школьник попадает в новую для него социальную ситуацию развития, связанную с обучением и предполагающую интенсивное взаимодействие в процессе учения со взрослыми и сверстниками. На данном этапе обучения индивидуальные успехи школьника впервые приобретают социальный смысл, поэтому в качестве одной из ведущих задач начальной школы является создание оптимальных условий для формирования универсальных учебных действий.


Актуальной проблемой является выбор средств  формирования универсальных учебных действий в процессе образования.

Цель урока связана с его темой, поэтому важно ввести понятие темы урока, дав доступное детям этого возраста определение. Целеполагание как осмысление предложенной цели важно для организации учебной деятельности [11]. При этом отметим, что цель урока, которую ставит перед собой учитель, и цель урока, сообщаемая детям, созвучны, но не одинаковы. Цель урока для учителя - есть проекция образовательного результата, и она отличается более развёрнутой формулировкой. Не менее важным моментом целеполагания наряду с пониманием цели является её принятие, то есть видение актуальности цели для конкретной личности. Чтобы цель урока стала принадлежностью каждого, важно ответить на вопросы: «Зачем?» и «Где или для чего могут пригодиться полученные сведения?».

Приёмы организации принятия цели, которые приводит Н.Н. Романова:

  • опора на личный жизненный опыт обучающихся;
  • использование занимательного игрового материала;
  • создание проблемной ситуации в процессе целеполагания;
  • выбор цели из предложенных учителем формулировок, обоснование выбора цели;
  • моделирование цели урока, введение понятия «учебная задача»;
  • постановка цели, в том числе и на длительный период времени с помощью карты знаний, маршрута движения [27].

Формирование УУД планирования происходит с введения определения понятия «план» - это порядок, последовательность действий; со знакомства с картинным планом сказки, словесным планом произведения, планом (алгоритмом, инструкцией) известных детям действий (заправить кровать, полить цветы, рассказать сказку). Постепенно обучающиеся научатся составлять план своих действий по решению учебной задачи [17].

Для формирования УУД планирования собственной учебной деятельности эффективны следующие приёмы: обсуждение готового плана решения учебной задачи; работа с деформированным планом решения учебной задачи; использование плана с недостающими или избыточными пунктами; составление своего плана решения учебной задачи. Для первоклассников, пока ещё не умеющих читать, уместен графический план урока из условных обозначений учебника. Отметим, что план урока или его этапа должен быть рабочим: необходимо по ходу урока периодически возвращаться к плану, отмечать выполненное, определять цель следующего этапа и дальнейшие действия, контролировать ход решения учебной задачи, корректировать и оценивать свои действия. Работа по планированию своих действий способствует развитию осознанности выполняемой деятельности, контроля за достижением цели, оценивания, выявления причин ошибок и их коррекции.


Не менее важные компоненты учебной деятельности - контроль и оценка. Согласно мнению Д. Б. Эльконина, под контролем следует понимать, прежде всего, контроль за правильностью и полнотой выполнения операций, входящих в состав действий. Важно научить учащихся сопоставлять свои действия с заданным образцом (не обязательно, чтобы образец был правильным: в качестве образца может выступить чужое действие, независимо от его правильности). Дети должны научиться обнаруживать совпадение, сходство, различие. Научиться договариваться о выборе образца для сопоставления. Постепенно переходить от очень детального поэлементного сопоставления к менее детальному.

Что касается действия оценки, то она напрямую связана с действием контроля. Основная функция содержательной оценки в этом случае заключается в том, чтобы определить, с одной стороны, степень освоения учащимися заданного способа действия, с другой стороны, продвижение учащихся относительно уже освоенного уровня способа действия.

Самооценка начинается там, где ребенок сам участвует в производстве оценки - в выработке ее критериев, в применении этих критериев к разным конкретным ситуациям. Да, критерии и способы оценивания дети получают от взрослых. Но если ребенок не допущен к производству оценочных критериев, к их деликатной подстройке к каждой конкретной ситуации, то он несамостоятелен в оценке. Сотрудничество с учителем в выборе критериев оценки направлено, прежде всего, на развитие у школьников способностей и умений самооценивания как важнейшей составляющей самообучения. Самооценка отражает степень развития у ребенка чувства самоуважения, ощущения собственной ценности и позитивного отношения ко всему тому, что входит в сферу его «Я». Поэтому низкая самооценка предполагает неприятие себя, самоотрицание, негативное отношение к своей личности [26].

Рассмотренные направления формирования УУД позволяют вовлечь обучающихся в процесс формирования умения учиться. Актуальность использования в процессе образования таких средств, которые способствуют формированию регулятивных УУД, все более возрастает. Согласно мнению Л. С. Выготского, развитие школьника как личности определяется процессом обучения [6].

В последние годы эту проблему в младшей школе предлагают решать, в том числе, через организацию дидактических игр. Анализ ряда литературных источников позволяет заключить, что использование дидактических игр может быть эффективным. По мнению отечественных психологов Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна и др., движущими силами развития психических процессов ребенка, в том числе речи, являются обучение и деятельность. Особое место в педагогике и психологии отводится дидактической игре как наиболее интересному и эффективному средству обучения детей. Дидактическая игра - это специально создаваемая или приспособленная для целей обучения игра [16], именно она может иметь преимущественное значение в развитии речи.


Воспитательно-образовательное содержание игры заключено в игровом замысле, игровых действиях и правилах и не выступает для детей как самостоятельная задача. Вместе с тем ей присущи все черты детской игровой деятельности. В игре на ребенка действует не принуждение, а внутреннее побуждение. Цель игры и игровой деятельности – помощь в превращении серьезного, напряженного труда учебной деятельности в занимательный и интересный для учащихся. Одна из причин к тому, чтобы использовать игры на уроках в повышенной утомляемости учащихся начальной школы.

Ряд работ исследователей указывает на превращение игр и игровой деятельности в средство самопознания, поэтому важным является не то, во что играют учащиеся начальной школы, но и то, как играют. Игровая деятельность и применение игровых педагогических технологий должно происходить без отрыва от основного учебного процесса.

Игрой ставятся учащимся такие условия поиска, под действием которых происходит пробуждение интереса к победе, следовательно, у детей проявляется стремление к быстроте, находчивости, четкому выполнению заданий, соблюдению правил игры.

2. Особенности использовании педагогами школы дидактической игры в обучении младших школьников

2.1 Описание работы по использованию дидактической игры в обучении и воспитании младших школьников

В рамках данного исследования была организована и проведена работа по использованию игры в учебном процессе младших школьников 1 класса. На начало и конец работы проводились диагностические срезы. Реализация работы проходила под руководством классного руководителя, в урочной и внеурочной деятельности.

Для выявления специфики использования игры в обучении младших школьников мы использовали методы: наблюдение, анкетирование, беседа.

Наблюдение проводилось в общеобразовательной школе, где респондентами стали учащиеся начальных классов. Составлялась программа преподавателем для каждого предмета отдельно. Например, для уроков математики были подобраны такие группы игр и упражнений, которыми формировалось умение выделения основных, характерных признаков предметов, умение сравнения, составления их, обобщения предметов, соответственно определенных признаков, отделения реальных явлений от нереальных, воспитывающих умение владения собой и т.д.

Прежде, чем составить программу обучения учебного года учитель начальных классов ставит перед собой вопросы: с чего начать? Как сделать обучение наиболее эффективным? Какими методами, средствами поддерживать интерес к учению? Каким образом стереть ту резкую грань, которая лежит между школой и детским садом.


Игры, игры-путешествия, игры-спектакли, игры-экскурсии – вот далеко не полный перечень того, который применяют учителя начальных классов в общеобразовательной школе, что позволяет им сделать уроки интересными, доступными, способствует повышению активности детей, усвоению знаний. 

Посредством наблюдения, нами выявлено, что при проведении уроков в первом классе школы, учитель с самого начала заинтересовывает учеников, поэтому урок начинается с игрового момента. Например, в начале урока применяется игровая ситуация, где в гости к ученикам приходят Чебурашка и Буратино, весёлые человечки и диковинные звери. Они просят помощи, совета у ребят, как помочь, например, трём поросятам сосчитать жёлуди, а Буратино разгадать схему слова, ребус или загадки. Звучит песенка с давно знакомыми словами, а учащимся надо найти в них название предметов.

Также учителем активно используются детские игрушки. Например, среди игрушек русская Матрёшка, с секретом. Открывается по одной матрёшке и в каждой задание. Например, в одной – счёт от данного числа в прямом направлении, в обратном направлении, через один, два, во второй – работа по составу числа, в третьей – составление задачи по примеру и т. п.

 На другом уроке учащимся предлагается игра, где у Маши был день рождения. Она обратилась с просьбой помочь красиво подписать приглашение на праздник. Подписывать будет тот, кто лучше всех напишет в прописях. От игры, интересных заданий к важной и трудной работе учитель ведет учащихся, развивая у них любознательность, инициативу, коммуникабельность, эмоциональную память.

Например, при устном счёте дается задание и бросается ученику большой пёстрый мяч. Тот возвращает его учителю, называя ответ.

Можно заметить, что на данных уроках и даже слабые ученики чувствуют себя при ответах гораздо увереннее.

 Важность снятия перегрузок в школе у младших школьников отмечается многими учителями. Но перегрузки, чаще всего не связаны с программным материалом, а в том, что отсутствуют правильные методы, приемы обучения на уроках. Важно, чтобы игровая задача полностью совпадала с учебной. Поэтому учитель, в первом классе применяет такие игры, как«Путешествие в лес», «Поездки за город», «Космические путешествия». И здесь, как бы делая остановки в пути, детям предлагают общение с героями любимых сказок, которые дают задания, и, чтобы попасть на следующую станцию, учащимся нужно их выполнить.

 Во время путешествий ставятся, прежде всего, учебные и развивающие